11 класс (2). Урок 1 обобщающее повторение синтаксиса цели
Скачать 1.01 Mb.
|
2. Этап первичной проверки понимания изученного. Работа в группах и обсуждение частных проблем. Идет обмен информацией, учащиеся задают друг другу вопросы, делают выводы. 3. Этап закрепления и применения изученного. Выступления представителей групп. Учитель возвращается к поставленной в начале урока проблеме. На проблемный общий вопрос должны ответить все учащиеся, высказать свое мнение. Урок 13 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ Цели: совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи, отрабатывать навык написания сочинение-рецензии. Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Сообщение учителя об особенностях художественного стиля речи в сравнении с публицистическим. Составление опорных схем. Художественный стиль речи. Публицистический стиль речи. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования «Изобразительно-выразительные средства художественного стиля» (опорный материал предложен на с. 341 учебника). 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Самостоятельная работа по учебнику: упражнение 496. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 497–511, взаимопроверка. Урок 14 ЯЗЫК КАК ПЕРВОЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Цели: повысить уровень восприятия и глубины проникновения в текст, учить выявлять индивидуально-авторское мировидение через лингвистический анализ, воспитывать интерес к художественному слову. Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклады подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. Примерные темы мини-исследований, позволяющие реализовать цели урока: Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Синонимия как источник средств художественной выразительности. 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Обсуждение сообщений, выявление сильных и слабых сторон доклада и презентации. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: самостоятельная работа: упр. 517–521, взаимопроверка. Уроки 15–16 ВИДЫ ТРОПОВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста. Тип урока: комбинированный. Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Ход урока 1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока. Примерные темы мини-исследований, позволяющие реализовать цели урока: Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Материал для учителя. Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства), основанные на переносном значении слов, и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения. Лексические средства. Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.
Окончание табл.
Тропы. В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
Окончание табл.
Фигуры речи, строение предложений. В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
Окончание табл.
2. Этап первичной проверки понимания изученного. Разбор задания. (1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. (3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени. (8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле Земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения Земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора), – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. (15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие? По В. Солоухину Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. «В первых двух предложениях использован такой троп, как _______. Этот образ “космического тела” и “космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что “человечество – это болезнь планеты”. ______ (“Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли”) передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ “оригинальная” придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом». Список терминов: 1) эпитет; 2) литота; 3) вводные слова и вставные конструкции; 4) ирония; 5) развернутая метафора; 6) парцелляция; 7) вопросно-ответная форма изложения; 8) диалектизм; 9) однородные члены предложения. Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения. Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего, подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляяи существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол передают в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, то есть те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9 – однородные члены предложения. В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит, термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны. На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное употребленный, и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово – оригинальная. Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: оригинальная болезнь. Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет. Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ Земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее, даже наоборот – автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание. Ответ: 5, 9, 3, 1. |