Главная страница
Навигация по странице:

  • Юридический опыт

  • ТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК. В. Н. Карташов


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеВ. Н. Карташов
    АнкорТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК.doc
    Дата20.10.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК.doc
    ТипУчебное пособие
    #9607
    страница22 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

    Глава 21. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИИ

    21.1. Понятие правовой культуры


    Под правовой культурой в отечественной литературе понимается:

    – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

    – качественное состояние правовой жизни общества (Л.А. Морозова);

    – совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечивать законность (П.П. Баранов, А.П. Окусов);

    – совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества (Н.Н. Вопленко).

    Анализ указанных и некоторых иных определений понятия «правовая культура», теоретических и эмпирических источников по данному аспекту проблемы позволил нам выделить основные признаки, присущие данному явлению.

    1. Правовая культура представляет собой часть (сторону) общечеловеческой культуры, тесным образом связанную и взаимодействующую с экономической и политической, нравственной и другими типами культур.

    2. Правовая культура – это совокупность всех юридических ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, их коллективов и общества в целом. Понятие ценности выражает, таким образом, сущностную ее сторону.

    Американский антрополог А. Кребер, на наш взгляд, сформулировал очень важное понятие «культурного образца», как специфического исключительного продукта жизнедеятельности людей32. Оно применимо и при анализе правовой культуры. Совокупность ценностных для людей и гражданского общества «правовых образцов» и составляет ядро правовой культуры.

    3. Подавляющее большинство отечественных авторов (Н.Л. Гранат, А.А. Молчанов, О.И. Цыбулевкая и др.) полагают, что правовая культура представляет собой разновидность духовной культуры. Это положение заимствовано из философской, социологической, психологической литературы и культурологии, где оно является аксиоматичным.

    На наш взгляд, правовая культура представляет собой единство материальных и духовных, идеальных и овеществленных, внутренних и внешних, объективных и субъективных, индивидуальных и надындивидуальных ее сторон.

    4. Правовая культура – это объективно-субъективный феномен. Ее творцами, носителями, агентами выступают отдельные люди и их общности, обладающие определенным уровнем правового мышления (характеризуется единством осознанных и неосознанных элементов), который выражается во внешне наблюдаемой системе действий, объективированных результатах и юридическом опыте.

    5. Правовая культура занимает особое место в правовой системе общества. В рамках структурно-функционального анализа Т. Парсонс и Р.К. Мертон использовали понятие культуры для обозначения системы ценностей как органической части социальной системы, определяющей степень стабильности, равновесия, устойчивости, упорядоченности и управляемости общественных отношений.

    6. Одним из важнейших показателей (свойств) культуры в целом и правовой культуры, в частности, многие мыслители прошлого и современные авторы (философы, историки, социологи, культурологи, юристы и др.) считают приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина в обществе (указанные положения находят отражение и в законодательстве, например, в ст. 2 Конституции РФ, где записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью).

    Данная презумпция является весьма сомнительной и опровержимой. Во-первых, в этом проявляется негативная сторона естественной теории права, которая по сути дела существенно занижает ценность юридических обязанностей. Во-вторых, персоналистический подход к человеку, берущий начало еще в римской юриспруденции, явно преувеличивает ценность прав и свобод по отношению к значимости юридических обязанностей. Отказ от последних или их принижение в любом обществе ведет к безответственности и хаосу во всех его сферах жизнедеятельности. Особенно это четко проявляется в настоящее время, в период так называемых оранжевых и прочих революций, экспортируемых из вне (Ирак, Египет, Сирия, Россия – «марши миллионов»).

    7. Как и любое ценностное образование, правовая культура по своей природе одновременно диалогична (это связано прежде всего с ее многообразием как в прошлом, так и современном мире, преемственностью, процессами наследия, правовой аккультурации), динамична (постоянно находится в движении, что обусловлено развитием экономической и политической, социальной и правовой систем общества, духовной среды, межкультурными связями и взаимодействиями), статична и консервативна (в правовой сфере, как ни в какой иной, нужны стабильность в праве, правовом регулировании поведения людей, осуществлении правосудия и юридической практики в целом), плюралистична (существуют разнообразные средства, приемы, способы, методы, правила ее формирования, выражения и хранения).

    8. В литературе обращается внимание на коммуникативную природу правовой культуры (А.В. Поляков), которая выступает как правовая среда обитания людей и их общностей.

    9. В качестве относительно самостоятельного нужно, видимо, выделить интегративное свойство правовой культуры. Во-первых, она представляет, как мы уже отмечали, органическое единство личных и общественных, индивидуальных и надындивидуальных, материальных и духовных, внутренних и внешних начал; во-вторых, является воплощением накопленного социально-правового опыта; в-третьих, обеспечивает не только коммуникацию, но и солидарность между людьми, в том числе в укреплении законности и правопорядка, борьбе с терроризмом (социальной чумой цивилизации), преступностью и другими видами юридической антикультуры; в-четвертых, она в определенной степени объединяет многие иные ценности (экономические, политические, религиозные, нравственные и др.), которые являются юридически значимыми и полезными в определенных социально-правовых ситуациях.

    Таким образом, мы считаем целесообразным дать следующее синтетическое, охватывающее личные и общественные аспекты, определение правовой культуры. Это совокупность юридических ценностей, отражающая качественное состояние правовой системы (степень совершенства и эффективности права, правосознания и юридической практики), уровень правового развития личности (ее знаний, умений, действий), обеспечивающая эффективную коммуникативность и правовую управляемость общественных отношений.

    21.2. Структуры правовой культуры

    21.2.1. Правовая культура как полиструктурное образование


    В самом общем плане структура правовой культурыэто такое ее строение, расположение элементов и связей, которое обеспечивает ее целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных внутренних и внешних факторов реальной действительности.

    Рассмотрим некоторые из указанных ее структур. Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и правовой культуры в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, организационными и нравственными, юридическими и иными предпосылками общественной жизнедеятельности. Именно она дает возможность выяснить причины и условия возникновения и развития правовой культуры, механизм ее детерминации в целом и отдельных свойств, элементов и связей.

    Функциональная структура, во-первых, показывает, насколько качественно и эффективно функционирует каждый из элементов правовой культуры (право, правосознание, юридическая практика); во-вторых, раскрывает способы взаимодействия и функциональные связи между различными ее элементами; в-третьих, указывает на функции, которые выполняет она в целом и отдельные ее типы (виды и подвиды).

    Психическая структура позволяет более обстоятельно и детально раскрыть внутреннюю, субъективную природу правовой культуры, проявление в ней словесно-логических, наглядно-образных и наглядно-действенных сторон, осознанных, подсознательных и бессознательных уровней правового мышления.

    Стохастическая структура позволяет применительно к каждому типу (виду и подвиду) и правовой культуре в целом на конкретном этапе развития правовой системы общества выяснить объективно-необходимые и случайные (переменные) ее свойства, стороны, элементы состава и связи между ними.

    Изучение процесса возникновения и развития правовой культуры осуществляется в рамках временной ее структуры. Пространственная структура отражает соответствующие ее типы, виды и подвиды, которые характеризуются специфическими чертами, структурами, функциями в национальных и других правовых системах (семьях).

    21.2.2. Логическая структура правовой культуры


    Логическая (логико-философская) структура дает возможность отразить взаимосвязь частей и целого, элементов и системы, содержания и формы правовой культуры.

    В институциональном аспекте содержание правовой культуры составляют конституирующие ее элементы и свойства. Поскольку основные ее свойства мы уже исследовали, перейдем к тем элементам, из которых складывается ее строение.

    Рассматривая свойства правовой культуры, мы обращали внимание на то, что она не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальнейших ценностных ее (правовой системы) характеристик. Поэтому в данном контексте важно выяснить, какие компоненты включаются в эту систему.

    Как мы уже отмечали, последняя состоит из права, юридической практики и правосознания, которые образуют относительно самостоятельные подсистемы.

    Под правом в рамках культурологического подхода нужно понимать стройную и органически целостную систему общеобязательных, ясных и четких нормативно-правовых предписаний, реально обеспеченную мерами экономического и социального, поощрительного и принудительного, государственного и негосударственного (корпоративного) воздействия, внешне выраженную в доступных для субъектов (адресатов) нормативных правовых актах, договорах и других формально юридических источниках, отражающую высокий уровень юридической технологии (техники, тактики, стратегии), идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридического равенства, гуманизма и целесообразности, личной и общественной безопасности, служащую качественным и эффективным регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.

    Данное определение позволяет «снять» основные спорные моменты по поводу понятия права, достаточно четко выделить его естественные и позитивные сущности, главные признаки, элементы содержания и формы, научную, учебную, практически-прикладную и социально-культурную его ценность.

    Вторым существенным компонентом правовой системы общества, отражающим соответствующие культурные параметры, мы считаем юридическую практику (правотворческую, интерпретационную, правореализующую, правосистематизирующую, их отдельные виды и подвиды), осуществляемую в рамках юридических связей и правовых отношений.

    Уровень зрелости юридической деятельности, а именно: профессионализм ее субъектов и участников, оптимальную продуктивность их действий и операций, выносимых актов (решений), прогрессивных юридических техник (системы средств), тактик (системы способов, приемов, методов и правил грамотного использования средств) и стратегии (умения четко планировать и прогнозировать), реальные процессуальные формы и ресурсообеспеченность, достигнутые эффективные результаты (социальные и юридические) – составляют важнейшие параметры социально-культурного пространства.

    Юридический опыт, который накапливается, например, в ходе подготовки и издания правовых актов, их толкования, систематизации, реализации, представляет собой комплекс культурных образцов наиболее целесообразных, грамотных и полезных в настоящем и будущем юридических решений. Этот опыт как важнейший компонент практики и правовой культуры включается в коллективную, надындивидуальную и социально-правовую память.

    Одним из центральных компонентов правовой системы, как известно, является правосознание, которое находит выражение в праве, юридической практике и правоотношениях. Анализ теоретических источников, а также психического механизма поведения людей позволяет сделать вывод о том, что в правовую культуру должны включаться сознательные, подсознательные и бессознательные элементы психики, т.е. система психических явлений, процессов и состояний, не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

    Юридическую значимость имеют такие, например, явления, как: а) инстинкты (самосохранения и т.п.), порождающие у людей подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы и т.п., которые впоследствии могут быть осознаны субъектами права; б) интуиции, т.е. знания и способности достигать определенных знаний, результатов, возникающие без осознания путей и способов их получения (они лежат в основе предчувствий и предвидений); в) юридические автоматизмы – достаточно сложные порой действия людей, формирующиеся первоначально под контролем сознания, в результате же многократного их повторения «уходят» в подсознание (стереотипы действий, используемых средств, юридические навыки, привычки и т.п., особенно характерны для профессиональной культуры юристов); г) правовые установки, т.е. состояния предрасположенности, готовности субъекта права к определенной активности в соответствующей социально-правовой ситуации (могут быть сознательными и неосознанными).

    21.3. Типы, виды и подвиды правовой культуры


    Мы выделяем следующие типы, виды и подвиды правовой культуры.

    1. По ее носителям (творцам, агентам) можно выделять правовую культуру индивидов (Иванова, Петрова), социальных групп и слоев населения (например, пенсионеров и студентов), классов (например, рабочего класса), наций (например, французов и немцев) и общества в целом (правовая культура российского общества). Особое место в этом ряду занимает правовая культура должностных лиц.

    2. Важно выделить обыденный и научный типы правовой культуры. Обыденная правовая культура – это все проявления юридических ценностей в обыденной жизни людей, о которых они чаще всего не задумываются. Ведущую роль в ее содержании играют традиционные ценности, юридические стереотипы, установки, обычаи и привычки.

    Научный тип правовой культуры, как правило, присущ ученым-юристам и включает систему специальных теоретических знаний, умений, навыков, идей и концепций.

    3. По уровню наличия (отсутствия) преимущественно профессиональных (непрофессиональных) элементов в ее содержании и формах она подразделяется на профессиональный и непрофессиональный типы.

    4. В зависимости от определенного исторического типа необходимо разграничивать правовую культуру рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического общества.

    5. По правовым системам (семьям) правовые культуры группируются в романо-германскую и англосаксонскую, традиционно-религиозную (например, мусульманскую, индусскую, иудейскую) и иные ее типы.

    6. По доминирующей роли в той или иной правовой системе правовых ценностей следует выделять господствующую и подчиненную ей правовые культуры. Так, в течение нескольких столетий в большинстве стран Западной Европы господствующей считалась римская, а в арабских и некоторых других странах (регионах) с начала VII века н.э. и по настоящее время – мусульманская правовые культуры.

    7. Следует различать правовые культуры господствующих и эксплуатируемых классов (слоев, социальных групп и т.д.). Здесь уже речь идет о другой по своей сущности ее типологии.

    8. По уровню зрелости правовая культура может быть высокая, средне-достаточная и низкая. Последний тип уже граничит с антикультурой.

    9. По типу юридической практики, в которой формируются и осуществляются те или иные правовые ценности, можно говорить о правовой культуре правотворческой и интерпретационной, правосистематизирующей и правореализующей практики.

    10. В зависимости от сферы общественной жизни следует выделять правовую культуру в области образования, здравоохранения и торговли.

    11. В любом обществе можно выделить массовую и элитарную правовые культуры. Первая характерна для широких слоев населения и формируется, как правило, средствами массовой информации, архаичными системами юридического образования и пропаганды. Данное понятие может быть осмыслено как в позитивном, так и в негативном аспектах.

    Элитарная правовая культура – это совокупность юридических понятий, идей, идеалов, убеждений, установок, навыков, мастерства, грамотного понимания и осуществления юридических предписаний в практической деятельности разнообразных субъектов права, которыми обладают обычно немногие юристы (ученые и практики), государственные, политические и общественные деятели. Ее носителями, например, были римские юристы Ульпиан, Гай, Павел, Модестиан и др.

    В рамках определенных типов, можно рассматривать и отдельные виды и подвиды правовой культуры. Например, в романо-германском типе относительно самостоятельное место занимают романская и германская ее виды. В культуре правореализующей практики (тип) можно выделить правовую культуру судебной и следственной практики (виды), правовую культуру конституционных судов и судов общей юрисдикции (подвиды).

    Можно рассматривать, видимо, и другие типы, виды и подвиды правовой культуры: западную и восточную, африканскую и латиноамериканскую, общенациональную и этническую, городскую и сельскую, молодежную и разнообразные смешанные правовые культуры, которые занимают свое особое место в культурно-правовом пространстве.

    21.4. Функции правовой культуры


    Под функциямиследует понимать относительно обособленные направления позитивного воздействия правовой культуры на поведение людей, все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется система юридических ценностей, определяющая высокий уровень качества правосознания, эффективности юридической практики, урегулированности и управляемости общественных отношений.

    По времени действия все функции правовой культуры можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет их классификация на неосновные и основные. Наиболее предпочтительной в научном, учебно-методическом и практически-прикладном плане представляется выделение двух больших групп функций правовой культуры: общесоциальных (экономическую, политическую, социальную, идеологическую, экологическую, демографическую, функцию социального контроля и установления компромиссов) и специально-юридических.

    Кратко рассмотрим содержание каждой из специально-юридических функций.

    Правопреобразующая функция направлена на проведение правовых реформ (судебной), совершенствование содержания и форм выражения права, всей его системы, формирование новой юридической политики и идеологии, повышение качества всех типов, видов и подвидов юридической практики, создание достаточно развитой правовой системы общества в целом.

    Суть регулятивной функции правовой культуры заключается в том, что, с одной стороны, именно в ее рамках создаются соответствующие правовые принципы и нормы, стандарты и эталоны деятельности разнообразных субъектов права, а с другой – указанные идеи и образцы поведения вносят упорядоченность в общественные отношения и служат тем самым удовлетворению личных и общественных потребностей и интересов.

    Охранительная (защитная) функция правовой культуры выражается в том, что все созданные правовые ценности направлены на охрану прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, обеспечивают личную и общественную безопасность, борьбу с правонарушительной деятельностью и другими видами юридической антикультуры, укрепление законности и правопорядка в стране.

    Аксиологическая функция правовой культуры проявляется в том, что существующие правовые ценности служат в качестве основных критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний (например, законодательства, профессионализма юристов, деятельности правоохранительных органов).

    Содержание прогностической функции выражается в предсказании возможных юридических и социальных последствий, возникновении новых правовых ценностей.

    Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена на формирование у людей зрелых представлений и идей, в которых проявляются уважительное отношение к праву, внутренняя убежденность в полезности и ценности правовой активности, нетерпимости к любым нарушениям юридических предписаний от кого бы они ни исходили, понимание необходимости укрепления законности и правопорядка.

    Суть интегративной функции заключается в том, что правовая культура представляет органическое единство, систему личных и общественных, материальных и духовных, субъективных и объективных, внутренних и внешних, нормативных и ненормативных правовых ценностей. Кроме того, она является воплощением накопленного социально-правового опыта, объединяя в единое целое наиболее ценные и полезные стороны прошлых и современных культур, обеспечивая при этом не только общение, коммуникацию, но и солидарность между людьми и их общностями.

    Функция трансляции социально-правового опыта выражается в том, что правовая культура способствует преемственности, рецепции, передачи прогрессивного правового наследия от одного поколения к другому.

    Таким образом, взятые в системе, функции дают более или менее цельные представления о динамичной природе правовой культуры, ее месте и роли в прогрессивном развитии правовой системы общества, «юридических качествах» этой системы и отдельных ее носителей (агентов) и их общностей.

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта