Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. ПРАВОСОЗНАНИЕ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

  • ТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК. В. Н. Карташов


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеВ. Н. Карташов
    АнкорТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК.doc
    Дата20.10.2017
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК.doc
    ТипУчебное пособие
    #9607
    страница21 из 27
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27

    Раздел 7. ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

    Глава 20. ПРАВОСОЗНАНИЕ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

    20.1. Понятие правосознания


    Правосознание совокупность идей, теорий, представлений, эмоций и т.п., вы­ражающих оценку людей к ранее действовавшим, ныне существующим и желаемым юридически значимым явлениям, служащая внутренней детерминантой любой юридической деятельности (практики).

    К наиболее существенные его при­знакам относятся следующие.

    1. Правосознание представляет собой определенную сто­рону, аспект человеческого сознания, переплетено и взаимос­вязано с экономическим, политическим, нравственным, рели­гиозным и другими сферами сознания.

    1. Содержание правосознания составляют юридические идеи и теории, эмоции и интересы, взгляды и чувства, пред­ставления, иллюзии и иные его компоненты.

    2. Их носителями выступают отдельные люди и их общ­ности.

    4. Правосознание характеризуется интенциональностью, то есть на­правленностью на определенные объекты (предметы). Так, предметом отражения могут быть: а) право­вые явления (например, нормы права), состояния (правопо­рядок) и процессы (судебный); б) любые иные обстоятельства, осознанные в качестве юридически значимых; в) само право­сознание, его элементы, т.е. правосознание обладает таким свойством, как способность к рефлексии (осознанию самого сознания), самопознанию субъектами внутренних психических актов и состояний.

    5. Оно обращено не только к настоящему (действующему законодательству, практике его толкования и систематизации, применения), но и к прошлому и будущему. Эта черта весьма существенна для понимания и правильного решения вопросов правового наследия и преемственности.

    6. В правосознании находит отражение весь спектр объективной и субъективной реальности. Однако его специфика, как верно замечают многие авторы (Н.Н. Вопленко, Е.А. Лукашова) состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму пра­вового и праведного. Ему, в отличие от других форм сознания, в большей степени присущи определенность, формализованность оценок и другие нормативные начала.

    7. Хотелось бы специально подчеркнуть, что формирова­ние правосознания всегда связано с двумя типами отношений: а) от­ношения индивидов (социальных групп и т.п.) к соответству­ющим предметам отражения (например, праву, юридической практике); б) психические, юридические, экономические, нравственные, политические, трудовые и иные взаимодей­ствия между людьми, их объединениями и организациями.

    8. Формирование правосознания предполагает не только восприятие и
    познание реалий жизни, но и их оценку. В процессе правового
    освоения действительности происходит оценка: а) социальных
    ситуаций, требующих правового опосредования; б) содержания права и форм его выражения; в) юридической (например, правотвор­ческой и судебной) практик и соответству­ющей той или иной практике системы правовых отношений; г) самого правосознания (обыденного, профессионального).

    9. Совместно с нормативно-правовыми, индивидуаль­ными и праворазъяснительными предпи­саниями либо самостоятельно оно позволяет более или менее правильно ориентироваться в социально-пра­вовых ситуациях, делать субъектам соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения.

    10. Позитивно-ценностные, прогрессивные, положитель­ные стороны правосознания представляют собой важную часть юридиче­ской культуры. В этом плане оно рассматрива­ется нами также в качестве духовного источника права.

    11. Правосознание является важнейшим компонентом правовой си­стемы общества. Без него немыслимы юридическая деятель­ность, участие всех субъектов, являющихся в той или иной степени носителями юридической идеологии и психологии, индивидуального и массового, обыденного и профессионального сознания в разнообразных правовых отношениях.

    20.2. Структуры правосознания


    Структура правосознания – это его строение, расположение основных элементов и связей (генетических, функциональных и др.), обеспечивающих сохранение необходи­мых свойств и функций при воздействии на него разнообраз­ных факторов реальной действительно­сти..

    Правосознание – полиструктурное образование. В юриспруденции в качестве его главных структурных элементов обычно выде­ляют правовую психологию и идеологию; индивидуальное, групповое и общественное; обыденное, научное и професси­ональное правосознание.

    Такое представление о его структуре является недостаточ­но полным. Поэтому мы выделяем генетическую и функциональную, логическую (логико-философ­скую), временную и пространственную, стохастическуюи др. его структуры.

    Логическая (логико-философская) структура позволяет прежде всего отразить взаимосвязи частей и целого, то, из ка­ких элементов состоит содержание правосознания. В этом плане можно говорить о юридических чувствах, эмоциях, переживаниях, иллюзиях, представлениях, идеях, знаниях, оценках, поняти­ях, теориях и т.д. Указанные элементы, взятые в соответству­ющих связях, обусловленные определенными психическими процессами и состояниями, биологической и социальной сре­дой жизнедеятельности людей и их общностей, составляют более сложные образования (например, юридическую психо­логию и юридическую идеологию).

    В правовую психологию в литерату­ре включают, как правило, юридические взгляды, чувства, эмоции, знания, переживания людей и их общ­ностей, которые складываются у субъектов стихийно в ходе обыденной жизни, в процессе непосредственного и опосредо­ванного общения. Например, мать выражает радость по пово­ду получения ее сыном награды, уволенный работник бурно выражает свои эмоции в связи с изданием со­ответствующего приказа.

    Правовую идеологию составляют рациональные юриди­ческие представления, оценки, идеи, знания, понятия и теории, которые имеют более или менее обобщенный, систе­матизированный характер, формируются у людей и их соци­альных общностей в процессе целенаправленного правового обучения и воспитания, самоподготовки и участия в разно­образных типах (видах и подвидах) юридических практик. Юридическая идеология разрабатывается научными работ­никами (юристами, экономистами, политологами, этиками, психологами), их коллективами и организациями.

    По способу отражения в любом правосознании необходимо выделять преимущественно чувственные, интеллектуальные и во­левые его элементы.

    В зависимости от соотношения познавательных, ценност­ных, эмоциональных и иных сторон в правосознании можно говорить о следующих его компонентах: преимущественно познава­тельных (научные и обыденные знания), преимуществен­но ценностных («юридические вкусы», оценки и т.п.), преимущественно эмоциональных (удивление, радость, негодование по поводу вынесенного, например, приговора).

    Генетическая структура раскрывает связи отдельных эле­ментов, юридической идеологии и психологии, правосознания в целом с биологической и физиологической, экономической и политической, социальной и духовной, юридической и иными сферами жиз­недеятельности.

    Временная структура призвана раскрыть, из каких относительно обособленных во времени и развернутых в определенной последовательности этапов формируется правосознание.

    В какой-то степени в пределах временной структуры можно рассматривать подразделения правосознания по разным основаниям: а) историческому типу на (правосознание рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое); б) направленности на существующие в определенных временных рамках предметы отражения и оценки на (ретроспективное, адекватное и перспективное правосознание).

    Пространственная структура позволяет раскрыть разнообразные виды правосознания (отдельных его компонентов), одновременно действующих в той или иной системе (семье).

    Пространственная структура предполагает группировку правосознания также по его носителям на индивидуальное и общее. Первое по тому же критерию можно подразделить на правосознание, присущее отдельным российским гражданам, иностранцам, должностным лицам. Общее правосознание состоит из группового, классового, национального, глобального и других видов.

    Безусловно, что на его пространственную и иные структуры существенно влияют объекты отражения, познания и оценки. Данное основание позволяет выделять и обстоятельно исследовать, например, чувства и взгляды, идеи и представления, понятия и теории о праве и юридической практике, правовой культуре и наказании, законности и правопорядке.

    По уровню и глубине отражения и оценки реальной действительности правосознание, как правило, разграничивается на обыденное и научное.

    Нужно выделять истинное и ложное правосознание. В качестве основания деления указанных типов выступает истинное или ложное отражение реальной действительности.

    В зависимости от преобладания в содержании правосознания творческих моментов можно выделить преимущественно продуктивные и репродуктивные его виды (элементы, стороны).

    В зависимости от степени, уровня, доли в нем профессиональных компонентов разграничивают два типа правосознания – профессиональное и непрофессиональное.

    По уровню зрелости и перспективности содержащихся в нем элементов необходимо рассматривать опережающее развитие правовой системы (конкретных правовых процессов) правосознание, адекватное соответствующим юридическим явлениям и отстающее от этого развития индивидуальное и общественное правосознание.

    В зависимости от методологической роли правосознание может быть рационально-теоретическим и практически-прикладным. В качестве относительно самостоятельных группируются господствующие и негосподствующие его типы.

    Можно выделять и другие типы правосознания: региональное и глобальное, публичное и частное, конституционное и цивилистическое.

    Для всех типов, видов и подвидов правосознания, отдельных его компонентов (идеологии и психологии, чувств и представлений, знаний и идей) важное методологическое значение имеет исследование стохастической структуры. Последняя позволяет применительно к любой конкретной социально-правовой ситуации каждому носителю правосознания выяснить объективно необходимые (нужные, полезные) и случайные (переменные, ненужные в настоящее время) его свойства, элементы и связи между ними. Так, судья, специализирующийся на рассмотрении уголовных дел, обладает, например, в этой сфере обширными и глубокими знаниями, но, как правило, не имеет достаточно полных и ясных знаний для разрешения гражданских дел.

    20.3. Функции правосознания


    Структуры и функции тесно взаимосвязаны друг с другом. Изменение структур правосознания ведет к изменению его функций и наоборот.

    Функцииэто относительно обособленные направления однородного позитивного воздействия правосознания на самого себя, другие формы сознания, юридическую и иную практику, в которых проявляется его природа и роль в обществе.

    Правосознание – полифункциональное образование. Суть, например, гносеологической функции заключается в том, что накопленные юридические знания и представления служат идеальной основой для познания и осмысления разнообразных сторон общественной жизни, требующих правового опосредования, осмысления правовых явлений и процессов, составляющих правовую систему общества.

    Регулятивная функция выражается в том, что совместно с нормативными, индивидуально-конкретными и иными правовыми предписаниями либо самостоятельно юридические установки, оценки и знания служат важными ориентирами в общественной жизни, регулируют отношения между людьми.

    Сформированные в индивидуальном или общественном правосознании взгляды, представления, идеи, оценки, знания выступают основаниями (критериями) для определения полезности и нужности тех или иных явлений. В этом заключена сущность оценочной функции правосознания.

    Моделирование (от франц. modе1е – образец) – одна из главнейших функций правосознания. Отражая те или иные стороны действительности, оно идеально воспроизводит определенные объекты и их свойства, которые затем находят воплощение в конкретной практической деятельности субъектов. Так, юридические права, действия, нормы, индивидуальные решения формируются в правосознании в качестве идеальных образцов, а только потом воплощаются в объект-оригинал.

    Прогнозирующая (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) функция правосознания проявляется в научно-обоснован­ных или обычных предположениях (предсказаниях) о будущем состоянии правовой системы общества и ее компонентов, путях и перспективах дальнейшего их развития на основании оценки их современного состояния.

    Идеологическая функция правосознания заключается в том, что позитивные идеи, теории, знания играют значительную роль в формировании правовой культуры отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом (воспитательный аспект). Прогрессивные его компоненты служат средством нейтрализации, искоренения консервативных взглядов, представлений и идей (борьба с чуждой психологией и идеологией).

    Коммуникативная (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) функция правосознания заключается в том, что оно служит важной духовно-материальной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов (например, между субъектами и участниками судебной деятельности), передачи необходимой информации и сознательного управления людьми.

    Компенсационная функция правосознания особенно важна в тех случаях, когда существуют пробелы и противоречия в законодательстве. Высокий уровень юридических знаний, передовые правовые идеи могут также компенсировать отдельные недостатки нравственного, политического и других форм сознания.

    В реальном психическом процессе все указанные выше функции тесно взаимосвязаны, переплетены, и разграничить их можно только в чисто теоретических или учебных целях31.

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   27


    написать администратору сайта