Главная страница

азия. АЗИЯ В. Важнейшие черты асп


Скачать 396.87 Kb.
НазваниеВажнейшие черты асп
Дата15.01.2022
Размер396.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАЗИЯ В.docx
ТипДокументы
#331794
страница25 из 32
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   32
Во-вторых, азиатские региональные институты нс способны создать механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов. Деятельность АСЕАН не выходит за рамки построения доверия.
В-третьих, наблюдается провал построения регионального доверия, что выражается в постоянной гонке вооружений в странах региона. Военные закупки Индии и Китая растут с каждым годом.
В-чствсртых, на экономическом уровне до сих пор нс существует региональной зоны свободной торговли под эгидой АТЭС. Наоборот, доминируют двусторонние торговые соглашения. Региональное финансовое сотрудничество существует, однако разнообразие валют в регионе провоцирует валютные спекуляции.
В-пятых, регион постоянно подвержен стихийным бедствиям, однако до сих пор нет единой системы и механизмов региональной помощи и ответа на транснациональные угрозы, такие как нелегальная миграция, терроризм, пандемии. Решение проблем происходит либо на национальном уровне, либо на основании двусторонних соглашений. В регионе нет собственных миротворческих сил.
В-шестых, расширение прав человека и решение социальных проблем в странах региона находятся на стадии развития, а не решения. Региональные интеграционные процессы в Азии нацелены на формирование норм и социализацию, но нс являются средством решения проблем.
В целом, в последние двадцать лет наблюдаются подвижки в развитии азиатского регионализма. Многие эксперты выделяют для этого ряд возможностей. Среди них большая свобода стран Азии в выборе путей развития; отсутствие серьезных вооруженных конфликтов после 1967 г.; невоенная фаза большинства двусторонних конфликтов; открытость китайской экономики, что создало возможности для экономической интеграции в регионе; активная роль Китая в интеграционных процессах (кооперативное гражданство в Азии); усиление процессов экономической интеграции; особая роль институтов в Азии, которые являются не только фактором фиксации баланса сил в регионе, но и формируют пространство безопасности, модерируют его. Наконец, правительства в большинстве стран Азии, за некоторым исключением, легитимны и планируют стабильное будущее.
Процесс регионализации в Азии движим не внутренним спонтанным способом понимания общности, а как ответ на вызовы глобализации. Снижение тарифов, перемещение товаров, коммуникации, транснациональные угрозы требуют совместных координированных решений. Интеграция как последствие регионализации в Азии уже имеет конкретные формы в виде интеграции технологий, финансовой системы, рынка труда.
Регионализм как политический продукт может стать возможным в Азии. Представители азиатской интеллигенции, политики обсуждают поиск идейных основ для регионализма. Для многих из них интеграция является сама по себе ценностью и целью, позволяющими достичь больших целей, таких как глобальная свободная торговля или глобальные институты, соответствующие интересам Азии. Наиболее спорный вопрос в процессе становления регионализма — это связь Южной Азии с тремя странами Северо- Восточной Азии, которые являются культурно и исторически разделенными, это Китай, Корея и Япония. Еще более сложным является включение в Азиатский регион Индии, Австралии и Новой Зеландии.
В отличие от Европы, в Азии понятие «сообщество» означает большую семью, а нс разделяемый суверенитет. В связи с этим открытым остается вопрос: как построить общее торговое пространство, когда большинство стран региона рассматривают общее экономическое пространство как дискриминационное?
Во многом будущее регионализма в Азии будет находиться под влиянием глобализационных процессов и его вызовов.

33) Япония в 1980-2018 гг.

После капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. страна была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. С этого времени и до Сан-Францисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США. Политика союзных держав предусматривала искоренение в Японии милитаризма и демократизацию общества.
Послевоенная Япония.

Под руководством американского генерала Дугласа Макартура оккупированная Япония подверглась самым радикальным реформам со времен революции Мэйдзи. В стране были ликвидированы политическая полиция и жандармерия, военное и морское министерства, а также министерство внутренних дел, выпущены на свободу политические заключенные. Освободившиеся камеры в тюрьмах заполнили японские военные преступники. Одновременно началась чистка государственного аппарата, средств массовой информации и сферы образования от лиц, сотрудничавших с милитаристами. Под эти репрессии попало до 200 тыс. человек. Суду были преданы 28 представителей правящей верхушки Японии, 7 из них были казнены.
Крупные монополии (дзайбацу) были распущены, раздроблены на десятки более мелких компаний, их операции поставлены под американский контроль. Таким образом, США ослабляли своего основного торгово-промышленного конкурента в Восточной Азии.
Постепенно в Японии возобновили деятельность политические партии и профсоюзы. 10 апреля 1946 г. прошли всеобщие выборы в парламент. Затем была опубликована новая Конституция, разработанная в штабе оккупационных войск. Она вступила в силу 3 мая 1947г.
Абсолютная монархия упразднялась, а император был превращен в «символ единства нации» и лишен политической власти. Носителем суверенной власти в Японии был объявлен народ. По новой Конституции гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины. Вводилось всеобщее избирательное право, упразднялась патриархальная семейная система, декларировались гражданские права. Конституция предусматривала парламентскую систему британского образца с избираемым кабинетом, ответственным перед палатой представителей. Самым знаменательным нововведением стала 9-я статья Конституции, провозглашавшая отказ японского народа от войны. Существование в стране вооруженных сил не допускалось.
Радикальные изменения произошли в аграрной сфере. Земельная реформа привела к отчуждению земли у помещиков и продаже ее по льготным ценам крестьянам-арендаторам. В результате в японской деревне образовался многочисленный слой крестьян-собственников. В ноябре 1948 г. американцы предложили японскому правительству свой план экономической программы — курс «шоковой терапии». Но это не принесло ожидаемого результата. Страну поразила длительная инфляция.
Спасла японскую экономику война в Корее (1950—1953). Япония превратилась в тыловую базу американских войск, что спровоцировало в стране своеобразный экономический бум. За годы войны валовой национальный продукт (ВНП) Японии увеличился в два раза. Она становилась стратегическим союзником США. Уже к 1957 г. было завершено послевоенное восстановление экономики.
Сан-Францисский договор.

В 1951 г. в Сан-Франциско состоялась мирная конференция, которая подвела итоги войны на Тихом океане. Оккупация Японии завершилась. Одновременно между Японией и США был заключен Договор безопасности, предусматривавший сохранение на японской территории американских ^ 41 военных баз. Правительство Японии сократило военные расходы до минимума и сделало основной упор на экономическое развитие. В 1956 г. была подписана советско-японская Совместная декларация, которая нормализовала отношения между обеими странами. СССР обещал поддержать просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирный договор стороны так и не заключили.
В январе 1960 г., в разгар «холодной войны», Вашингтон и Токио заключили новый Договор безопасности. Права американских военнослужащих в Японии урезались, но сами военные базы оставались в неприкосновенности. Воспользовавшись этим, Советский Союз в одностороннем порядке пересмотрел условия Совместной декларации и отказался обсуждать территориальные претензии Японии. Это заметно осложнило советско-японские, а затем и российско-японские отношения.
Экономическое развитие.

Развитие японской экономики в послевоенный период было исключительно успешным. За 15 лет (1958—1973) ВНП Японии увеличился в 6,5 раза, а объем промышленного производства — в 10 раз. В мире заговорили о «японском экономическом чуде». К концу 1960-х гг. страна заняла второе место в мире по объему промышленного производства, а в начале 1970-х — и по объему ВНП.
Существовали десятки причин «экономического чуда» Японии. Важнейшей из них являлась регулирующая роль государства в социально-экономической сфере. Осуществлялись госконтроль над экспортом-импортом капитала; протекционизм в торговой сфере, всяческое поощрение импорта современных западных технологий; поддержка производителя; пресечение банковско-финансовых спекуляций; применение строгих санкций к японским фирмам, которые конкурировали между собой на мировом рынке.
Вплоть до конца 1960-х гг. темпы роста экономики обеспечивались высокой степенью эксплуатации рабочей силы. Труд японца оплачивался в 3—5 раз меньше, чем труд американского рабочего. Япония широко использовала научно-технические достижения стран Запада. Она закупала за бесценок десятки тысяч лицензий и патентов, дорабатывала их и быстро внедряла в производство. Следует учитывать и то, что Япония строила экономику в условиях отсутствия военных расходов.
Немаловажную роль сыграли конфуцианские добродетели японцев, а также наличие одной из лучших в мире систем образования и профориентации. Благодаря этому японцам удалось осуществить «революцию качества» — главное условие конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке.
Однако современная японская экономика чрезвычайно уязвима. Она во многом зависит от стран, владеющих сырьевыми ресурсами или контролирующих их добычу и транспортировку. Только 17 % территории страны пригодно для сельскохозяйственного производства, поэтому существует продовольственная зависимость от США. Кроме того, на долю Соединенных Штатов приходится 20 % японского экспорта.
Рынки развивающихся стран, на которые ориентирован японский экспорт, также находятся под контролем стран Запада.
Политическое развитие.

Политическая система Японии после Второй мировой войны основывалась на многопартийной парламентской демократии с сохранением императора в качестве номинального главы государства. В январе 1989 г. 125-м императором Японии стал 55-летний Акихито. В 2019 г. на престол взошел принц Нарухито.
Укрепление левых партий, активность рабочего движения, нарастание борьбы против использования атомного оружия и существования американских военных баз на территории Японии подтолкнули буржуазные партии к объединению. В 1955 г. была создана Либерально-демократическая партия (ЛДП). Она представляла интересы монополистического капитала, но использовала лозунг создания «государства всеобщего благоденствия». ЛДП до начала 1970-х гг. оставалась самой влиятельной партией Японии благодаря славе организатора «экономического чуда». Однако межфракционные противоречия и коррупция заметно снизили ее популярность. В 1980—1990-е гг. продолжалось расширение многопартийной системы, обострилась борьба за избирателей. В 1993 г. наступил конец монополии ЛДП. К власти в Японии пришло коалиционное правительство.
Во второй половине 1990-х гг. произошла перегруппировка политических сил. Крупнейшим оппонентом ЛДП в начале XXI в. стала центристская Демократическая партия, находившаяся у власти с 2009 по 2012 г. Второй по численности оппозиционной партией была Партия чистой политики (Комэйто), созданная одной из буддийских групп. В настоящее время она поддерживает находящуюся у власти ЛДП и ее усилия по пересмотру 9-й статьи Конституции. В 2015 г. был принят законопроект, дающий Японии право участвовать в военных операциях за рубежом.
Современная Япония.

С конца 1980-х гг. стали проявляться первые признаки кризиса в японской экономике. В 1991 г. началась небывало затяжная депрессия. Уже в 1992 г. рост ВНП Японии приостановился, в 1993 г. он составил всего 0,1 % от уровня 1992 г. Весной 1995 г. безработица возросла до 3,2 % (самая высокая с 1953 г). Кризисные явления выявили серьезные проблемы: отставание в социальной сфере, снижение конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке, рост доли пенсионеров в обществе, резкое повышение цен на недвижимость, зависимость от американских технологий, отсутствие прорывов в ведущих отраслях (авиастроение, освоение космоса и др.).
Во внешней политике Япония направила все усилия на налаживание дипломатических отношений с соседями. Основой современной внешней политики остается союз с США, которые сохраняют в Японии свои военные базы. В 1987 г. было заключено соглашение об участии Японии в программе «звездных войн». С ноября 1975 г. она стала участницей всех ежегодных встреч глав наиболее развитых капиталистических стран — «большой семерки». Деловые круги Японии прорабатывают варианты организации «азиатской зоны свободной торговли». Предполагается, что в нее наряду с Японией войдут Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд и Малайзия. Большое внимание Токио уделяет налаживанию отношений с Пекином. Япония рассматривает Китай как перспективный емкий рынок для своих товаров, а также источник энергоносителей и других видов сырья.
34) Исламский фундаментализм. «Исламская революция» в Иране.

В современной научной и политической литературе говорят также о феномене исламского фундаментализма, который сопряжен, как это очевидно, с каноническим прочтением священных текстов. Однако основные причины исламского фундаментализма лежат в исторических корнях. Многие противоречия заложены и в самой структуре мировых религий, а также в особенностях тех регионов, где они были распространены. Юго-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток стали активно втягиваться в орбиту мировых экономических, политических и идеологических связей, тяготея к христианской, а точнее к постхристианской Европе. Иначе выглядела ситуация, связанная с буддизмом. В Юго-Восточной Азии, где, разумеется, тоже ощущались болезненные процессы, буддизм в силу своей открытости не испытал сколько-нибудь значительных изменений.
Иначе сложилась ситуация на Ближнем и Среднем Востоке. Главным здесь оставайся вопрос о том, останется ли в новых условиях Мухаммад вершиной пророков. Веками его высказывания, закрепленные в священном предании, объединяли и суннитов, и шиитов. Главным плацдармом для пересмотра фундаментальных принципов ислама стал шиизм в Иране, земледельческая культура которого имела гораздо больше шансов втянуться в новые мировые взаимосвязи, нежели земледельчески-скотоводческая культура большинства других стран региона.
Обострение социальных противоречий в Иране в середине XIX в. привело к возникновению "бабидского движения". Его лидер назвал себя Бабом, т.е. "вратами истины". Претендуя на роль пророка, он утверждал, что Коран устарел и надо пересмотреть его, перераспределив власть и собственность, которыми преимущественно владели богатые люди, в пользу равенства. Это движение было подавлено. Однако поражение бабизма в Иране произошло не только в результате насилия. Проповедь Баба, оставаясь формально в рамках ислама, оказала столь сильное реформаторское воздействие на ислам, что от традиционного символа веры практически ничего не осталось. Именно поэтому после военного поражения бабизм преобразился в бехаизм. Его основатель, принявший имя Бехаулла ("сияние Бога"), предложил отказаться от выступлений против правительства и создать новую мировую религию путем соединения ислама с христианством.
В позапрошлом веке в шиизме фундаментализм не имел массовой базы. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционно шииты, сохраняя дистанцию по отношению к государству, имели возможности для маневров. Кроме того, сдерживающим фактором оказывался иранский национализм. Шиизм обнаруживал очевидную склонность к консерватизму и даже к реформации.
В то же время именно в суннизме фундаментализм нашел массовую опору. В развитии фундаментализма важным рубежом стало второе десятилетие прошлого века. Столкнувшись с европейской цивилизацией, ислам стал все больше тяготеть к исламизму, который отличался четырьмя важными пунктами.
1. Выступая за укрепление ислама на базе "большой традиции", он, как правило, имел хорошо разработанную идеологическую доктрину и политическую программу.

2. В отличие от старого фундаментализма, главная социальная база которого находилась в деревне, основную социальную базу исламизма составили жителей городов.

3. Прежний фундаментализм не имел жестких организационных форм, либо они носили традиционный ("учитель – послушник" у суфиев) и весьма временный характер. Ядром же исламизма, как правило, были хорошо организованные структуры, моделями для которых наряду с традиционными являлись и европейские образцы.

4. Исламизм, в отличие от прежнего фундаментализма, показал себя (разумеется, не сразу) силой не только страновой и региональной, но и мировой. Исламская революция в Иране и движение моджахедов в Афганистане, несомненно, значительнейшие события прошлого века.

На формирование данной культурной и религиозной установки влияют прежде всего политические процессы, которые позволяют переосмысливать роль ислама как мировой религии в современном мире. Вторжение новейшей технологии в традиционный уклад ряда стран, скажем, Ирана порождают страх в связи с разрушением привычных устоев. Так началась фундаменталистски обоснованная религиозная революция Хомейни. Рассматриваемая консервативная идеология направлена не на сохранение существующего порядка, а на установление некоего фантастического идеала.
За словами "исламский фундаментализм" обычно стоит образ Востока в целом. Однако Восток не сводится к исламу и народам, его исповедующим. Это понятие шире, многообразнее, полноценнее. Восток сохраняет такие древние формы культуры и способы выживания и стабильности, какие можно отыскать, например, в Индии.
Классические фундаменталистские организации выступают за "очищение" ислама как такового. Они обвиняют в продажности и сервилизме (прислужничестве) официальных мусульманских служителей культа. Фундаменталисты призывают к созданию идеального мусульманского общества. Что служит социальной базой фундаментализма? Конечно, прежде всего, маргиналы, особый общественный слой людей, которые в ходе модернизации традиционных мусульманских обществ оказались выбитыми из социально-культурных ниш, оторвались от традиционной культуры. Этот фундаментализм порожден потрясенным сознанием интеллигенции, которая обращается к первоосновам мусульманской религии.
Фундаментализм как идеология активизирует иррациональные силы истории. Подчеркивая эту сторону вопроса, российский исследователь Г. С. Померанц имеет в виду не только слепую привязанность к народному обычаю, ко всему этнически замкнутому. Такие силы достаточно велики. Обычное название их – традиционализм. "Но есть еще более динамическая сила, противостоящая глобальному сознанию: фундаментализм, революционное отрицание испорченной традиции во имя идеала древней простоты. Фундаментализм не наивен... Почва фундаментализма – нарушение пропорций культуры, превращение разума из слуги целостного человеческого духа в господина, разрушение смыслообразующего начала (связанного с интуицией Целого), затерянность в частностях, деградация жизни в “скучную историю” чеховского профессора. Это реальная проблема, существующая довольно давно"[1].
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   32


написать администратору сайта