21 II. О св обод и ть сердце И О св обод и ть сердце. Именно это я понимаю под настоящей дружбой. Быть друзьями“Ловушка” дружбы Быть друзьями нелегко. Как из-за наших собственных неврозов, таки из-за неврозов наших друзей. Зачастую дружба может быть ловушкой, результатом взаимных неврозов, взаимного эгоизма. Многие понимают под дружбой готовность всегда сказать да , отдать себя в полное распоряжение, удовлетворить любую просьбу друга. Я же, напротив, считаю, что необходимо контролировать помощь, оказываемую другу, чтобы она стимулировала его в личностном росте. Недостаточно давать. Надо спросить себя, зачем дашь. Тогда можно понять, например, что этой отдачей ты стараешься компенсировать чувство вины или собственной неполноценности, или ты хочешь привязать к себе другого человека, или, может быть, таким образом ты стараешься просто избавиться от одиночества. Истинная дружба помогает росту другого человека, делает его автономными не зависимым. Быть другом не значит поддерживать другого. Не значит душить другого Не значит закрываться с ним. Не значит владеть им. Не значит контролировать его. Но сделать его свободными открытым к жизни. Независимо от нас. Без нашего присутствия. Свободный взгляд Достичь способности дружить, чувствовать себя готовым для установления дружеских связей, стать настоящим другом - всё это требует глубокого изменения собственной личности. Это изменение не придёт само, даром, без труда. Недостаточно и доброй воли или знания собственных слабостей. Если пользоваться только этими инструментами, наше я будет поглощено нарциссизмом, начнутся процессы самозащиты, самооправдания, манипуляции, смерти. Истинное, глубокое и конкретное изменение собственного я может произойти только на основе восстановления и переориентации личной ответственности и сознательности. В противном случае начнётся постоянное, укореняющееся, неотвратимое падение в ловушку безответственности и поверхностности. Поверхностности, которая постоянно развивается, изменяется и репродуцирует себя до бесконечности. Нужна смелость заглянуть себе в душу, исследовать собственное я , чтобы понять Свободный взгляд 23И О св обод и ть сердце Освободить сердце Свободный взгляд 24его, рассмотреть все грани, которые есть у каждого, — тёмные, хрупкие, отрицательные, таинственные смелость заглянуть глубоко внутрь себя, чтобы осмыслить своё существование на этой земле для меня это абсолютное, высокое и единственное в своём роде действие, дающее смысл моей жизни, моему времени, моим работам. Это необходимые условия, без которых невозможно достичь настоящей дружбы. Чтобы очистить сердце, чтобы смело посмотреть на собственный внутренний и реальный портрет, необходимо локализовать и уничтожить психологический механизм проецирования. Проецирование, которое я считаю типичным компонентом невротической личности, - это психологический механизм действующий, как правило, неосознанно, заставляющий человека наделять окружающих определёнными мыслями, чувствами, желаниями, поступками, принадлежащими наделе самому этому человеку. Считается, что в таком состоянии субъект с помощью иллюзии старается сохранить самоуважение не я плох, но другой , не я веду себя так, а он”. Но это состояние ведёт к мистификации, а не к открытию истинной природы своей личности, своего я , и, уж конечно, не помогает понять другого человека. Оно заставляет оставаться на поверхности Оно побуждает к тому, чтобы судить и обвинять другого. Оно вызывает злобу, замыкание в себе, гасит жизнь. Препятствует встрече, диалогу, дружба с собой и окружающими. Поэтому уничтожить в себе проецирование, отказаться отложного видения других людей, означает очистить своё сердце. Это - отправной пункт для того, чтобы оказаться в состоянии стать другом и быть им. Только имея чистое, невинное сердце, можно смотреть на себя, на окружающих, на мир свободными созидательным взглядом. Остановить неврозыНеврозы как самообман Человек всегда стремится убежать от себя, от собственной ответственности. Вместо того чтобы начать процесс критического рассмотрения и переосмысления собственной личности, он предпочитает обманывать себя, создавать себе алиби, оправдания, проекции, имеющие целью избавить его от ответственности, иллюзорно снять с него вину. С другой стороны, самообман, перевешивание на других собственной вины и ответственности служит для выживания. Чтобы верить, что ты живёшь. Как может выжить ребёнок, не обманывая себя верой Неврозы как самообман Освободить сердце Освободить сердце Неврозы как зло 26в своё всемогущество, своё центральное положение в мире?.. Тот, кто не хочет брать на себя ответственность за собственный выбор, собственное “ я ” , находит более удобными лёгким переложить вину на отрицательное влияние извне. Это может дать иллюзию невиновности, наделе будучи лишь проявлением поверхностности, безответственности и личной несознатель ности. Только страдание позволяет человеку освободиться от собственного невроза и признать зло в себе, а не в других. Хотя, разумеется, эти другие тоже могут быть носителями зла, неврозов и негативных эмоций. Но, обвиняя других, мы ник чему не придём. Это только самооправдание. Смотреть нужно внутрь самих себя. Ничего больше. Неврозы как зло Мы видим, что проекция, типичный механизм невроза, отражается как на её носителе, таки на реципиенте. В том, кто ей живёт, она производит зло. Дурные люди - это люди в принципе несвободные, неспособные на автономию, инициативу, совершение выбора, люди, которые закрываются от жизни, от изменений Дурные люди не рискуют, это - невротики, которым удобно оставаться в этом со стоянии. Они искусственны. У них нет ценностей. В этом понимании зло не является только поведенческим качеством. Это не означает поступать плохо, дурно себя вести. Это зло находится внутри. Разумеется, тот, кто зол внутри, отмечает этой злобой всё, что делает. Быть злым означает не хотеть идти по пути физического и духовного роста. Такой человек закрыт в себе, неспособен на дружбу. Он не как незнание принимает себя и не делает ничего для того, г окружающих чтобы измениться, улучшиться. Он не может любить. Па определению. Он всегда неспокоен, тревожен, подавлен, всегда задействует невротические, перевёр нутые, извращённые реакции. Он несчастлив. Он изолирован, даже если верит или уверяет, что у него есть друзья. Он болен. Он внутреннем ртв.Поэтому он неспособен давать жизнь тем, кто вокруг него. Неврозы как незнание окружающих Невротик не может видеть истинную природу того, кто является объектом его невроза, проекции, потому что хочет видеть его не таким, как он есть, а таким, как ему нужно. Проецируя на другого собственный опыт, он не хочет, чтобы тот -жил 27 II. Освободить сердце Освободить сердце во всей своей сложности, полноте, подлинности, силе. Невротик убивает в себе личность другого человека. Только так, не зная его, аннулируя его, он- сможет видеть в нём всё, что угодно своих призраков, своих демонов, свои извращения. Невроз как зло не только препятствует истинному познанию другого человека, его единственности, неповторимости, его особенностей, не только препятствует подлинному общению с другим, не только мешает дружбе с ним, не только Неврозы перечёркивает его личность, но ещё и как незнание трансформирует его по собственному об- окружающих разу и подобию. “Ты такой, каким я хочу тебя видеть. Но тот, кто живёт неврозом, отрицательными эмоциями, видит других в таком же дурном свете. Дурные люди могут только разрушать других. Неврозы могут только распространять разрушение, потому что они сами раз рушительны. Невротик не видит доброты, спокойствия, радости, красоты, жизненности, которые есть в другом человеке. Хотя нет. Он их видит. Он видит их так хорошо, что они становятся ненавистны ему, вызывают в нём глухую злобу, какой-то садистский инстинкт, подталкивающий его к уничтожению. И часто ему это удаётся.
Те, кто идёт по пути психологического и духовного роста, те, кто старается до минимума уменьшить свои неврозы, должны сторониться невротических людей. Если они сблизятся с невротиками, то их может спасти только большая духовная сила и надёжное внутреннее равновесие. Мы должны защищаться от дурных людей. Я знаю их разрушительную силу. Дурной человек даже своего брата считает за врага. Так был совершён первый акт насилия в человеческой истории. Первое убийство. Убийство, имевшее целью унич- ^ Неврозы тожить доброту, которая была в другом как незнание человеке. окружающих Эта история продолжает повторяться в наши дни. Многие люди готовы убить, чтобы защититься от собственных параноидальных фантазий, от собственных извращенных страхов. Что сказать об отцах, годами насиловавших своих дочерей Невроз заставляет видеть в друге врага, в брате противника, в дочери - женщину, которую надо уничтожить. Злоба и неврозы, как правило, трагичны и слепы. Они неизбежно приводят к появлению мании. Дурные люди на самом деле закрыты, больны, психологически мертвы и могут продолжать существовать только находя себе жертвы, делая из людей вещи, пачкая и уничтожая всё, что они находят в человеке хорошего и живого. ^ II Освободить сердце И О св обод и ть сердце Замкнутость в прошлом 30Они не признают своих ближних. Они видят в них только врагов. Они верят, что зло находится вне их, хотя на самом деле всё наоборот. Замкнутость в прошлом Невроз, включая сюда и злобу, является последствием того, что развитие личности остановлено на стадии детства, где без ограничений царствует гипертрофированное я , всемогущее, эгоцентричное, не признающее запретов, незнающее реальности, невидящее других людей и отрицающее даже собственную личность. Или скорее, не желающее знать, кто оно в реальности, видящее себя в иллюзиях. Именно из-за нежелания сталкиваться с реальностью я перекладывает на внешний мир свои внутренние ограничения. В конце концов люди с такими психологическими характеристиками могут не только полностью замкнуться, остановившись в развитии, но и впасть в тяжёлые состояния бреда, извращений, паранойи. Те же из них, кто, напротив, вынужден сталкиваться с реальностью, переживают состояния стресса, которые очень медленно и постепенно заставляют их понять, что они не всемогу щи, что им не всё позволено и возможно, что они не могут совершать всегда и без ограничений то, что им захочется. В жизни всё и все связаны, все зависят друг от друга Когда невротик понимает это, то начи- д нает смотреть не на других, а на себя. Тогда О о он начинает принимать и признавать свои- g о\ ми все те ограничения и дефекты, которые перекладывал на других. Только если он признает себя и назовет себя своим настоящим именем, он сможет измениться, улучшиться. Итак, только состояния разочарования, страдания, познания своей ограниченности могут вывести человека из мира обмана, иллюзий, неврозов, злобы. Только в моменты страдания познаётся правда. Правда о себе настоящем. Когда признаёшь свою ограниченность, начинаешь расти. Ответственность, сознательность, рост, зрелость появляются тогда, когда приходит решение уничтожить иллюзию собственного всемогущества. Зрелым, подлинным можно стать тогда, когда познаешь жизнь не через неврозы, механизмы проекции, злобу но через смелость принятия ответственности на себя. Как победить невроз Как победить невроз Научиться признавать свою ограниченность не означает автоматически избавиться от невроза. Для этого требуется встать на путь личного роста, путь, который не имеет конца. Потому что избавление, о котором я говорю, - это внутреннее освобождение сознания, души и духа Я против любых попыток доминирования человека над человеком, в любых его формах. Я не верю во внешние обстоятельства, могущие повлиять на внутреннюю свободу. Когда, к примеру, ребёнок хочет освободиться от влияния родителей, ему необязательно рвать сними отношения, он может создать внутри себя личную свободу и автономию. Часто даже наш альтруизм скрывает за собой огромную иллюзию собственного всемогущества или чувство неуважения к себе. Если мы не станем свободными и не заглянем внутрь себя, весь мири вся жизнь могут стать лишь местами, где мы реализуем, пусть неосознанно, собственные желания, нужды, иллюзии. Закрытое и несвободное я может прятаться внутри любой вещи и говорить любыми языками, даже языком любви. Психологическая работа над собойСпособность слушать Закрытое и невротическое я старается манипулировать, доминировать. Не слушает. Не умеет слушать. Потому что умение слушать - это ис кусство. Оно не даётся с рождения. Оно принадлежит понятию быть , а не иметь Оно требует постоянной работы, внутреннего роста, психического и духовного совершенствования, в основе которого лежит стремление уменьшить неврозы, избавиться от маний, от механизмов проекции, принять с чистыми свободным сердцем жизнь, её сущность, её развитие. Человек, умеющий слушать, понимает, что неон создал мир, что он немо жет ни владеть им, ни тем более манипулировать им. Человек, умеющий слушать, принимает различия, множественность, единственность и неповторимость людей. Человек, умеющий слушать, отказывается от использования других для эгоистических целей, потому что признаёт их свободу и достоинство. Людьми нельзя манипулировать. Они свя щенны. Уметь слушать означает отодвинуть в сторону собственные нужды или иллюзии, чтобы дать место другому человеку. Чтобы уметь слушать, надо освободить сердце, психику, дух. Слушание приходит прежде любви. Только тот, кто умеет слушать, умеет любить. Слушание — это первая и единственная сила, от которой зависит свобода человека от зла и неврозов. Тот, кто умеет слушать, принадлежит миру. Живёт. И О св обод и ть сердце Способность помнить 34Способность помнить Умеет помнить только тот, кто умеет слушать собственное прошлое. Вернуться к прошлому не для того, чтобы остаться заключенным в нм, но для того, чтобы победить его, чтобы, поняв и осмыслив его, не совершать в будущем тех же ошибок. Не надо держать прошлое всегда перед собой, потому что оно парализует вас. Держите его сбоку, рядом, под рукой, и оно очень поможет вам жить в настоящем! Невротик, делающий, что ему вздумается, не возвращается к прошлому. Он не хочет помнить, он хочет продолжать делать зло. Если бы он помнил, тоне повторял бы раз за разом свои неврозы. Нужно принять такое видение мира и себя самого, в котором прошлое не является чем-то далёким, оторванным от настоящего, как будто оно происходило нес нами. Ведьмы как бы дети тех детей, которыми были в детстве. Прошлое просит, чтобы его услышали. Оно хочет быть осмысленным. Только вспоминая прошлое, можно придать смысл настоящему. Только вспоминая и интерпретируя, мы сможем по-настоящему измениться, улучшиться, стать более сознательными, расти. Если мы умеем интерпретировать прошлое, то можем изменить самые грустные, темные, драматические его страницы. Закрытые люди и эгоисты не меняются, остаются прежними, потому что не хотят осмыслить своё прошлое. Как неизменяемое, прошлое начинает доминировать над людьми, зажатыми в тиски ложного сознания собственного всемогущества. С другой стороны, именно из-за своей неизменяемости прошлое даёт чувство меры тому, кто вспоминает. Воспоминание о том, какими мы были, разбивает наши неврозы, наше “ всемогущество, нашу злобу, нашу фальшь. Только память о сделанных ошибках позволяет нам расти, не избегая своих ограничений и слабостей, открывает нас к большему знанию о себе, к большему пониманию, к восстановлению нашего достоинства и цельности. Ошибаться не очень плохо, гораздо хуже повторять совершённые ошибки. Необходимо уметь признавать собственное прошлое и освобождаться, очищаться от него. На пути духовного роста уметь помнить также важно, как и уметь слушать. Принять ответственность Испорченные, невротические, поверхностные люди не могут выбирать. Те же, кто хочет уменьшить собственные неврозы, кто идёт по пути психологического и духовного роста, кто свободен, способны сделать выбор. Свобода - это возможность выбора между добром излом, между эгоизмом и альтруизмом, между здоровьем и болезнью. Но чтобы сделать этот выбор, надо быть ответственным Ответственным за себя, за собственную целостность, собственное достоинство. Добро и зло не находятся где-то снаружи - они внутри нас. Только от самого человека зависит, жить ли ему в мире Или вне удовлетворнности, несчастье, проигрышно. Нам дано чувство меры, и мы должны понимать, что, один разродившись, уже не сможем убежать от своего имени, не сможем жить иначе, чем от первого лица. Мы такие, какие есть. Человек, я всегда утверждал это, одинок. Одинок перед собой и своей ответствен ностью. сбросить маску Перед своей хрупкостью. Смелость сбросить маску Чтобы признать и принять наши отрицательные качества, которые в той или иной степени есть у каждого, чтобы не проецировать их на окружающих, требуется смелость. Смелость быть личностью. Смелость быть по-настоящему живым. Хотя гораздо проще и удобнее обманывать себя своей невинностью , не видеть реалий собственной личности, строить себе ложное сознание, незыблемое, безопасное, не реагирующее на критику и исправления. С другой стороны, в одиночку мы не сможем продвигаться по пути роста, не сможем критически и объективно посмотреть на себя. Для этого требуется кто-то посторонний, кто- то, кто спрашивает, критикует, спорит. СV1=Г 4 О,(D О АЕ- 5 ч О Ю О m и О Смелость Невозможно освободиться в одиночку. Верить в это было бы иллюзией. Дело совсем не в нашем уме или чувствах это просто невозможно. Это не дано людям. Попросту'. Неопровержимо. К сожалению. Только помощь извне моя^ет избавить я от иллюзий и проекций. Только принимая другого человека, уважая его, давая ему эту власть, можно раскрыть свои обманы. Истина находится внутри нас. Виновен не кто-то посторонний, но всегда мы сами. Признание своей виновности - это не мазохизм, но освобождение и надежда на освобождение, рост, жизнь. Кто без греха - пусть первым кинет камень. Для этого существует прощение. Кто не прощает себе, не может простить другим. Но чтобы расти, надо умереть. Необходимо убить своих призраков. А это бесконечно мучительно. Достичь осознания себя тоже нелегко и стоит дорого. Но такая смерть освобождает. В тот момент, кода мы умираем, мы возрождаемся к новой жизни.
|