Быть другом или иметь друзей. Валерио Альбисетти является одной изнаиболее значительных фигур в современномпсихоанализе. Швейцарец по происхождению
Скачать 4.08 Mb.
|
Валер и о Аль бис е т т и БЫТЬ ДРУГОМ ИЛИ ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ Валерио Альбисетти является одной из наиболее значительных фигур в современном психоанализе. Швейцарец по происхождению, он проводит конференции и семинары в самых крупных городах Европы и Америки. Он основатель персоналистской психотерапии и автор многих популярных книг Валерио Альбисетти БЫТЬ ДРУГОМ или ИMETb ДРУЗЕЙ? Как познать самого себя и других людей "Книжный мир экумены" © 2012 Оригинал Albisetti. Essere amici о avere amici? © Figlie di San Paolo, 1997 Via Francesco Albani, 21 - 20149 Русское издание: Валерио Альбисетти. Быть другом или иметь друзей ISBN 5-900086-10-0 © Паолине, 2001 103050, Москва, ул. Б. Никитская, 26, тел. (095) 291-5005 Изд. лиц. ЛР № 064583 от 14.05.96 е издание - Тираж 3000 экз. Центр распространения: Магазин «Паолине», 103050, Москва, ул. Б. Никитская, Тел. (095) 291-5005, тел./факс (095) 291-5430, e-mail: Над книгой работали: Переводчик Яков Вольфкович Корректор Ирина Клюева Дизайнер Виталий Колесник Содержание Предисловие.....................................................9 I. Не-дружба..................................... Убийцам душ Предрассудки и деспотизм..........................16 “Козлы отпущения ....................................... Униженные .,.......... .......................................... 17 II. Освободить сердце. Моя персоналистская концепция. Два инстинкта.................................................20 Быть друзьями. Ловушка дружбы. Свободный взгляд...........................................23 Остановить неврозы. Неврозы как самообман.................................25 Неврозы как зл о.............................................26 Неврозы как незнание окружающих...........27 Замкнутость в прошлом.................................30 Как победить невроз. Психологическая работа над собой. Способность слушать...............................:......32 Способность помнить. Принять ответственность. Смелость сбросить маску...............................36 Проблемы существуют................................37 Проходит время...............................................38 ...но проблемы решаются. ............... 39 Реальность......................................................42 Бесконечный поиск.........................................42 Неспособность меняться. Динамическая система Открытость критике. Тишина вокруг нас. Открываться окружающим....51 Жизненный выбор. Необходимое условие. Сознательные и несознательные. Незаслуженное страдание. Признать зло. Неразвитость способности слушать. Неразвитость чувств. Неразвитость способности открываться другим. Неразвитость способности меняться. Что делать. Наше истинное имя. Личный самоанализ. От отказа к единству.....................................68 Вынести центр я за пределы своей личности. Насилие бессмысленности. Способность благодарить...............................72 Мы и другие люди. Мы нуждаемся в других. Как мы относимся к окружающим. Новое и древнее понимание дружбы....................77 Дружба как. 77 Гостеприимство...............................................77 Отдавание.....................................................78 Прощение........................................................ Учиться дружбе. Личный и сознательный выбор. Перестать обманывать себя. 86 Смысл дружбы - это жизнь.....................................88 Дружба - это не господство. Дружба - это не компромисс. Дружба индивидуальна.................................92 Мятеж............................................................ Дружба стимулирует уникальность личности.............................94 Голова и сердце. Возлюби ближнего, как самого себя ..........96 V. Язык дружбы. Доброта. Неотъемлемое ядро. Правильная дистанция...............................106 Пустое сердце. Контакт с сердцем. Преодолеть страхи тоску. 111 Неоюность, мягкость, чувствительность................................. Сильные чувства. Достоинство жить. Без чувствительности нет настоящей дружбы...........................116 Дисциплина...................................................117 Отказ.............................................................. 119 Распознавание...............................................119 Настоящий друг. Присутствие. Наша цель. ..................................... Заключение. 125 Предисловие Дружба... Сложная тема, не очень популярная в наше время. Понятие, которое было обесценено, растрачено, истощено, использовано где только можно, по делу и не по делу. Тем не менее для меня это слово высокое, высочайшее в своём истинном и первоначальном значении. Я никогда не называли не назову другом человека, которого я не знаю хорошо и к которому не испытываю глубокой любви. Тем более я не спутаю слово друг со словами знакомый , симпатичный , привлекательный , уважаемый , приятель , брат. И путать эти понятия между собой я тоже не буду. Я пишу о дружбе, потому что зрелая и ответственная дружба является для меня источником радости и смысла. Дружба не является лишением, бегством, каждодневностью, обычаем, нормальностью, удобством или заинтересованностью. Это способность. Это место, откуда можно черпать жизнь в её наиболее скрытых, глубоких и таинственных формах Предисловие Это место чудес. Это место для вечной жизни. Понимаемая таким образом, дружба - это постоянный внутренний путь, прекрасный, хотя иногда и мучительный. Чтобы достичь той дружбы, о которой я говорю, необходимо очистить своё сердце от механизмов деградации личности, которые запутывают человека и делают его безответственным, перекрывают его связь с истиной, с самим собой, окружающими, миром, Богом. Быть истинными друзьями означает постоянно возрождаться к новой жизни I. He-дружба Убийцам душ Может бытья пишу книгу о дружбе потому, что иногда спрашиваю себя почему люди не дружат между собой Почему причиняют друг другу зло? Есть люди, которые не убивают физически, но оказываются гораздо хуже обычных убийц, потому что пачкают, уничтожают души окружающих. Имя посвящаю эту книгу. Самое большое страдание для человеческого существа - это жить физически, нос уничтоженным духом. Такие люди преодолевают препятствия, привыкают к трудной работе, смиряются с бедной жизнью, но внутренне умирают из-за злобы других людей, из-за их не-дружбы. Злоба гнездится в человеке и его отношениях с окружающими, а не в вещах. He-дружба использует межличностные связи, приятельские отношения, чтобы обесценить, дурно истолковать, оболгать другого человека, чтобы доминировать и властвовать над ним. Потому что не-дружба не принимает сложности, полноты и цельности человеческого существа. Она очень хорошо знает о них, ноне хочет их видеть, чтобы быть в состоянии вредить другому человеку, чтобы заставить его страдать, вынудить его показать свои слабые стороны и затем ударить по ним. Потому что не-дружба видит человека ограниченно. Она уменьшает, упрощает и обедняет его. Она видит в нём только слабые и отрицательные стороны. Не-дружба использует только эти стороны нашей жизни. Иона очень быстро и ловко вычленяет эти слабые стороны в человеке, которого встречает. Недруг концентрируется только на наших отрицательных сторонах и недостатках, потому что он сам полон недостатков и отрицательных качеств. В человеческих связях без дружбы атакам подвергаются наши самые слабые места, которых мы стыдимся. Недруг ищет наши раны, чтобы расширить их. Его цель - уничтожить нас. И в большинстве случаев ему это удаётся. Удаётся потому, что мы не развиваем в себе дружбу по отношению к себе самим. Если мы не учимся быть друзьями самим себе, то рискуем отождествить себя стем, что говорит о нас недруг, стать такими, какими он нас видит Если мы не учимся быть друзьями самим себе, то становимся сотрудниками своего недруга, того, кто нападает на нас, кто стремится нас уничтожить, кто совершает над нами насилие. Если мы не учимся быть друзьями самим себе, то мы ограничиваем себя, сосредоточиваясь на своих отрицательных сторонах. Кроме того, поступая таким образом, мы скоро окажемся в изоляции, перестанем общаться с другими людьми. Мы будем строить свои отношения с окружающими, желая от них только признания своих качеств, - ведь из-за постоянных атак недруга это желание станет в нас основным, жизненно необходимым. В конце концов у нас появится стойкое убеждение, что окружающие нас не понимают. И тогда мысами станем врагами себе. He-дружба победит. Выражение стать себе другом относится к психологической, духовной области. Это внутренняя работа. Она состоит в том, чтобы принять свои негативные и скрытые качества, без страха посмотреть на них. Не стыдиться их, а примириться с ними. Человек измеряется глубиной. Глубинные черты человека берут начало в самых потаенных, неизвестных и труднодоступных уголках его души. Однако именно эти черты делают человека сильным, жизнеспособными смелым. Самим фактом своего существования они подвигают человека на поиск, познание, изменение себя По-моему, смысл человеческого существования заключается именно в этом. Уменьшить до минимума груз личных неврозов. Быть другом себе означает стремиться познать те стороны нашей личности, которые наши недруги хотят использовать, чтобы ослабить нас. Если мы не хотим знать и принимать глубину и тайну нашей личности, то почувствуем себя именно так, как того хотят наши враги. Мы будем стыдиться себя. Ошибка кроется именно здесь. Мы ошибаемся, когда идентифицируем себя с самыми слабыми сторонами своего характера, когда не живём более широко и полно. Мы не настолько плохи, как стараются убедить нас и всех окружающих наши враги. Номы должны принять тот факт, что в насесть также и отрицательные стороны. Такова человеческая природа. Надо остерегаться тех, кто представляет себя совершенными, незапятнанными и без слабостей. Враги рода человеческого именно таковы. Стать другом себе означает стать другом для других. Ведь то, что недруги видят в нас, в основном верно. У нас действительно есть такие черты. Недруги очень проницательны в определении слабых и незащищённых сторон своих ближних. С другой стороны, если человек не сознаёт своих слабостей, тоне может встать на путь роста, ив конечном счёте прячет свои негативные и слабые стороны скорее от себя, нежели от окружающих Ловушка, в которую заманивает нас недруг, заключается в том, что нас хотят заставить идентифицировать себя только сна шими отрицательными качествами. Ужасно было бы верить, что наше существо состоит только в этом! Итак, став другом себе, мы должны защитить полноту нашей личности, в которой отрицательные стороны всего лишь один из компонентов. Поэтому быть другом - значит совершить внутреннее путешествие в поисках собственной цельности, в поисках самих себя через принятие в том числе слабых и отрицательных сторон, на которые нам указали. Однако мысль о принятии своих слабостей в качестве призыва к действию и истинного двигателя нашего психологического и духовного роста идёт вразрез с общественным мнением. Поэтому мне кажется, что дружба - это нечто радикальное, революционное. Она утверждает единственность и неповторимость каждого человека. Дружба, о которой я хочу рассказать в этой книге, не следует шаблонам повседневности. Её основание не лежит во внешнем и среднестатистическом, она своя для каждого человека, она не состоит из рецептов, правил, в ней нет обобщений или социально ориентированных аспектов. “Моя” дружба не состоит из предрассудков I. Недр ужб а “Козлы отпущения” 16 Предрассудки и деспотизм “Козлы отпущения” Не-дружба,- напротив, живёт предрассудками, с помощью которых создаёт козлов отпущения. Действительно, те, кто хочет быть настоящими друзьями, кто понял сложность собственного бытия и выражает это, с пониманием относясь и к своим негативным качествам, вызывают зависть и злобу. Общественное мнение относится к ним как к странным существам, которым недопустимо подражать и которых надо избегать по мере возможности. Смелость, с которой они выставляются, постоянно подвергается насмешкам. Они становятся предметом пересудов среди тех людей, в душе которых нет места для выражения личного, специфического или оригинального. Очень легко отвергнуть, осудить человека, вместо того чтобы отнестись к нему с уважением, постараться понять его, принять проблематичные черты его характера. Именно поэтому носители истинной дружбы зачастую осуждаются, пригвождаются к позорному столбу, уничтожаются, в то время как недруги легко принимаются всеми. Они закрыты, неспособны любить себя и окружающих, а потому не показывают свою истинную природу и с лёгкостью подчиняются абстрактным шаблонам поведения общества. Прячась за этими правилами, моделями, этими фальшивыми, анонимными, стерильными, бездушными дружескими связями, можно делать зло безнаказанно, можно прикрыть добродетелью самые низкие извращения. Можно снять с себя ответственность, можно переложить подозрения на другого, того, кто ив самом деле является хорошим другом себе и окружающим. Правда состоит в том, что настоящие друзья, показывая себя такими, какие они есть, провоцируют скандал. Они заставляют считаться с собой, со всей полнотой своего характера. Это шокирует тех, кто не умеет быть другом, и такие люди предпочитают объявить истинных друзей неудобными и отрицательными, потому что и сами не могут примириться с отрицательными сторонами своего характера. Настоящие друзья понимают. Ложные друзья осуждают. Униженные Но в тонком коварстве и низком малодушии не-дружбы есть ещё кое-что. Человек, неспособный на дружбу, почувствует себя большим, если заставит другого почувствовать себя маленьким. Недруги неизменно препятствуют той работе роста, которую ведут носители дружбы, преодолевая чувство собственной неполноценности, свои слабости и тёмные стороны. Ложным друзьям доставляет удовольствие унижать. Униженные 17 I. Недр уж ба I. Не -дружба Униженные 18 Истинным друзьям доставляет удовольствие укреплять дух ближних. Люди, становящиеся палачами, недру зья. Это худшие из врагов. Унижать другого - самое плохое из всего, что может совершить человек. Самое ужасное выражение не-дружбы. В акте унижения мы проявляем по отношению к другому человеку те черты, которые отрицаем в себе. Унижая другого, человек унижает самого себя. Он хочет уничтожить в нём именно те элементы, которые носит в себе. Более того, он делает всё, чтобы окружить унижаемого тишиной, создать у него внутри пустоту, отсутствие дружбы, чтобы тот почувствовал себя одиноким, обессиленным, тоскующим, один на один со своими отрицательными качествами и не мог рассчитывать на чью бы тони было помощь. В связях ложной дружбы правит сила. А силане уважает. Она присваивает то, что ей не принад лежит. Истинная дружба - это прежде всего уважение. Настоящий друг никогда не сделает ничего против нашего желания. Настоящий друг никогда не будет шарить в потаённых ранах нашего я недостойным, сладострастным, жестоким взглядом. Недруг разрушает душу своей жертвы, разбиваете цельность, достоинство, волю. Чтобы завладеть ею, он делает всё, что хочет Освободить сердце Моя персоналистская концепция Персоналистское психологическое видение, которое я излагаю, не рассматривает человека как тело, отделённое от психики включающей и дух, душу. Для меня тело не противопоставлено душе. Я един. Я определил свою концепцию как пер- соналистскую, потому что термин личность (persona) обозначает человеческое существо в его полноте и цельности - физической, психологической, эмоциональной, чувственной, интеллектуальной, социальной, культурной, духовной, осознанной и неосознанной. Об осознанности я говорю в той мере, в какой личность связана с духовным принципом, внешними внутренним, который, через трансцендентальную связь, даёт личности новое значение и переопределяете И О св обод и ть сердце Два инстинкта 20 “Мой” человек не живёт для себя, не делает своя центром всего, не приспосабливает жизнь к собственным нуждам - но ориентированна дух, на самопознание. Центром его существования является Бог. Однако, намой взгляд, Бог часто пребывает в молчании. Кто может сказать, что он слышал голос Бога Кто может быть уверен, что он не перепутал этот голос с собственными фантазиями и видениями? Бог для меня всегда совершенно Иной, непохожий на людей. Но Он говорит. Говорит через других людей, особенно через слабых. Это они заставляют нас выйти из своей скорлупы. Это они требуют нашей дружбы. Это они заставили меня написать эту книгу. Через Дух. Два инстинкта Бог даёт познать себя только через других людей, тех, кто находится рядом, кого мы часто встречаем. Но эти другие , как правило, не очень чисты. Они не ангелы. Они не невинны. Они мужчины и женщины, из плоти и крови. Со всеми своими неврозами и отрицательными качествами Поэтому иногда я боюсь других людей. Боюсь, может быть, потому, что как психоаналитик хорошо знаю, сколько разрушительной, смертельной мощи содержится в человеческой личности. Инстинкт смерти. Инстинкт, ненавидящий всё, что хочет расти, превращающий личности в вещи, желающий только обладать, контролировать, разрушать, убивать. Он боится жизни. Потому что она сложная, непредсказуемая, творческая, неопределяемая, таинственная. Инстинкт смерти, напротив, стремится к порядку и справедливости. Но к его порядку, его справедливости. Только так он не теряет контакта с реальностью. Его реальностью. Поэтому для меня так трудно быть другом. Я знаю, сколь сложно избежать разрушительной силы, исходящей от другого человека. Но в других людях живёт и инстинкт жизни. Дружба для меня - это умение различать эти инстинкты, живущие в человеке. Уметь быть другом в моём видении означает и уметь говорить “нет”. Говорить нет инстинкту смерти, который я вижу, нахожу в другом человеке. Быть другом в моём понимании означает не привязываться к другому и не привязывать его к себе. Рвать связи. Побуждать и поддерживать автономию другого человека. Только так можно победить инстинкт Два инстинкта |