Быть другом или иметь друзей. Валерио Альбисетти является одной изнаиболее значительных фигур в современномпсихоанализе. Швейцарец по происхождению
Скачать 4.08 Mb.
|
Признать злоПотому что они свели к минимуму влияние своих личных неврозов. Потому что они привыкли бороться со своими отрицательными сторонами. Итак, зло это не абстракция, картина или символ. Оно принадлежит человеку из плоти и крови. Зло - внутри человека. Оно необъективно, но субъективно. Если мы будем придавать ему черты объективности и абсолюта, оно завладеет нами и навсегда парализует нас. Мы всегда будем бояться его. Оно станет непобедимым. И, однажды поддавшись злу, мы никогда от него не освободимся. Но людям даны ум, чувства, трансцендентность. Они могут и должны заглядывать в глубины своей психики, находить и побеждать зло. Самопознание - это инструмент, с помощью которого мы поймем зло, гнездящееся в людских сердцах это оружие, с помощью которого мы остановим разрушительную силу зла это сила, которая больше не позволит злу, которое мы чувствуем в себе, властвовать над нами, поможет нам победить, уничтожить его, придать ему смысл. Наше секуляризированное общество не придаёт злу значения, как если бы зла вообще не существовало или оно являлось бы только символом, представлением, образом, несмотря на то, что зло заразило его целиком, вплоть до самых II I. Открываться окружающим важных звеньев. И всё же в определённых случаях зло становится настолько видимым, что от него уже нельзя отмахнуться. Как будто дух слишком слаба плоть слишком сильна, как будто человеческая воля, зная о добре, не может достичь и реализовать его. В моём видении не идёт речь ни о мифах, ни о больной, слабой, извращенной воле я рассматриваю зло как нежелание познать собственную личность в её самых негативных проявлениях. Зло берёт начало в неправильной картине личности. Зло - это деформированное понимание себя и реальности. Зло видит только отклонения, абсурдно непорядок и смысл жизни. Зло так укореняется в личности, что сорвать с него маску может лишь смелый анализ наших слабостей, наших тёмных, отрицательных, двусмысленных сторон. Я считаю, что зло можно победить только обращением, личным свидетельством и моральным подвигом. В конечном счёте зло - не более чем неясность. И эта неясность рождается, когда мы не хотим разбираться в себе и узнавать себя. Зло - это уход от контакта не только с внутренней реальностью, но и с реальностью внешней, такой, какая она есть на самом деле, не деформируемой нами по нашим превратным желаниям Зло - это неразвитость сознания, неразвитость наших способностей во всей их обширности и интенсивности, будь тона телесном, психологическом или духовном уровне. Зло - это не более чем искажение того, что даёт нам Бог. Неразвитость способности слушать Корень всех зол - в неспособности слушать, слушать себя, окружающих, мир. Не слушая, мы на самом деле не жи вём. Нам только кажется, что мы живём. Мы воспринимаем лишь маленькие частицы действительности. В основном те, что были созданы нашими призраками, демонами, страхами. Ничего больше. Настоящая способность слушать - это полная открытость по отношению к самому себе, другим людям, миру и вселенной, имеющая целью знать, понимать, осмысливать и придавать значение всему, с чем мы сталкиваемся в жизни, чтобы это ни было. Чтобы научиться слушать, надо начать общение с собой и окружающими, со всей реальностью. Если мы будем действовать таким образом, реальность и жизнь станут неисчерпаемыми источниками открытий, смысла, точек отсчёта. Отрыв от реальности провоцирует иска- жённость, злобу, смерть. Реальностью необходимо жить. Жить, находясь внутри неё. О -э я Е W р 4 tr ой о •3 æ р 5 В S g Неразвитость способности слушать Неразвитость чувств Неразвитость чувств В 2 В нашем обществе люди без сентимен- ^ тов , нечувствительные, считаются выше g других Между тем нечувствительность заставляет видеть мир без цвета и запаха. Она обры- <л й вает контакт с реальностью. Но прежде Bee s' го она лишает человека контакта с самим О собой и окружающими. Нечувствительные Д люди никому не могут быть друзьями. В окружающих они видят только врагов, которых надо бояться или побеждать, контролировать или уничтожать. Попросту говоря, они не ввдят в них людей. Нечувствительные люди ник кому не испытывают симпатии, они неспособны настроиться на одну волну с другим че ловеком. Они не живут. Не плачут. Не смеются. Не страдают. Не радуются. Не любят. Не выбирают. Не имеют инициативы. В поведении они руководствуются стереотипами, имитируя готовые модели. Они отсутствуют. Они закрываются. Не говорят. Не общаются Не видят Не слышат осязают. Они замкнулись в своих превратных мыслях, бреде, фантазиях. Неразвитость способности открываться другим По большей части люди говорят, ноне общаются. В действительности они не открываются другим. Люди говорят, потому что им интересно, чтобы понравиться, чтобы подавлять, контролировать, из скуки, по привычке, или потому, что так делают все. Почти никогда не говорят из любви. Не говорят, чтобы не оказаться неза щищёнными в руках другого человека. В большинстве случаев открыться означает для нас показать свою слабость, никчёмность, глупость. Открываться не модно. Это уже стало табу. За несколько десятилетий запреты, табу, закрытые темы изменились. Когда-то таким табу был секс. Теперь все занимаются сексом, который, по-моему, является наиболее высокой и интимной формой общения, но всё равно не знают друг друга, не общаются. Они предпочитают заниматься сексом, вместо того чтобы познавать друг друга. Или, лучше сказать, они используют секс, который предназначен для общения, чтобы не общаться. Люди боятся любви. « "О Е ш р н № 0 й 1 й р 5 Неразвитость способности открываться другим g В любви мы должны познавать себя и полностью открываться Но это вызывает страх, тоску, почти ужас. g1 Любовь и истинная дружба заставляют человека раскрыться, остаться незащищён- й ным, предполагают возможность быть расе ненным, покалеченным, убитым внутри своего “я”. Е-< О Многие из нас живут в деформированном, Д искажённом мире. Они видят только то, что хотят видеть свои фантазии, своих демонов, Неразвитость н не ИСТИННуЮ правду о себе и окружаю- способности T/t - щих. Когда все хорошо, люди считают себя открываться другим влюблёнными, ноне любят считают себя друзьями, ноне знают, что такое истинная дружба. Думают, что поддерживают с кем- либо связь, а на самом деле одиноки и закрыты в себе. Они никогда не войдут во внутренний мир другого человека, не увидят его сути. Они могут оценивать другого человека, могут ненавидеть его, поклоняться ему, презирать или превозносить его, но почти никогда не понимают глубинных душевных мотивов, движущих человеком. Мы потеряли способность отождествлять себя с окружающими. Мы больше не можем видеть мир глазами других. Мы видим исключительно собственным взглядом. Мы больше не страдаем вместе. Мы забыли язык слабости, язык симпатии. 62 Язык человечности И это обесценивает всё остальное. Безвозвратно. Неразвитость способности меняться Одна из характеристик невротической личности - это неспособность меняться. Жизнь, возможность расти, напротив, требуют постоянного изменения и улучшения внутри и вне нас. С другой стороны, ребёнок рождается тогда, когда может отделиться от своей матери. Наше рождение - это переход из более лёгкого, более удобного состояния жизни, где все шумы приглушаются, где у насесть постоянная еда и отсутствует гравитация. Тот, кто не может проделать этот путь, пережить это изменение, - умирает. Разрыв симбиоза с матерью позволяет нам продолжить жизнь вне материнского лона с нашим внутренним миром дело обстоит похожим образом. Жизнь - это длинная череда изменений. Несмотря на это, многие верят, что рост заканчивается в зрелом возрасте, когда есть хорошая работа и семья. Это не так мы растем всё время. Мы всё время меняемся. В здоровых, жизнеспособных, зрелых и сознательных людях есть определённый внутренний, психодуховный динамизм, заставляющий их постоянно меняться, улуч шаться. О -э ярой о*0Ч!g р S В S Неразвитость способности меняться Открываться окружающим И себе ивам я хотел бы пожелать быть всегда открытыми к улучшению, даже в старости. До самой смерти. Смерти, которая для нас, верующих, откроет, в свою очередь, новую форму жизни. Мы не умрём никогда. Если будем готовы измениться. Если будем в состоянии открыться и обновиться для других, духовно более высоких целей и измерений. Тот, кто не принимает перемен, уже умер. Что делать Что делать Очищаться. Это единственное, что остаётся, чтобы возродить надежду на жизнь. Чтобы не поддаться разрушительной и смертельной силе, заразившей человечество. Наше общество, обладающее невиданной технологической мощью, отбросило старинные обряды очищения. И, может быть, в этом причина быстрого и неуклонного распространения во всех слоях общества чар смерти Смерти психологической, духовной. Люди, признавая, что всё ближе подходят к порогу психологической смерти, делают мало или совсем ничего не делают, чтобы спастись. Может быть, потому, что они перестали опираться на своё сердце. Или потому, что, сознавая недостаточность ума, психотерапии, мирских вещей для излечения, они интуитивно понимают, что надо позволить вести себя, отдаться тайне жизни, Богу?.. Наше истинное имя Мы не можем думать и говорить одру гих и о дружбе сними, если сначала не научимся называть своя его настоящим именем. После многих лет работы с человеческой психикой я понял, что в функционировании личности одной из наиболее важных фаз для достижения внутренней гармонии, улучшения равновесия и психологического развития является фаза, когда человеческое я смотрит на себя со стороны. “Я” не только думает, понимает, видит, но и получает возможность думать о себе, понимать себя, видеть себя. То, каким образом человек видит себя, живёт собой, определяет всю его жизнь. Всегда сложно узнать себя таким, каким ты являешься в действительности. Многие люди ошибаются в видении себя. Они считают себя либо более хорошими, умными, хитрыми, чем на самом деле, либо наоборот, думают, что они глупее, злее или простодушнее, чем они есть. В результате мы создаём ложную картину себя в отношениях с собой и другими. Как в первом случае, когда налицо переоценка своих качеств, присвоение себе Открываться окружающим Личный самоанализ 66 незаслуженных, ненастоящих и не соотносящихся с реальностью добродетелей, таки во втором, при недооценке себя, когда мы лишаем себя уже существующих даров и качеств, мы имеем дело с мистификацией, самообманом, фальшью, неправдой, которые заставляют страдать и самого человека, и всех окружающих его людей. Только реальная оценка своих качеств, результат максимального уменьшения личных неврозов, ведёт к счастью, спокойствию, росту человека и тех, кто с ним рядом. Но настоящее имя, истинная сущность достигаются таинственным путём. Через дух. Психоанализ и психотерапия могут только приблизить этот момент. Они служат для того, чтобы от раза к разу раскрывать ложную сущность, которой мы прикрываемся. Они могут приблизить к истинной сущности настолько, насколько это возможно, но никогда не могут достичь её. Наша истинная сущность неизвестна нам. Но именно этим прекрасна жизнь. Личный самоанализ Самоанализ, в моём понимании, это средство для улучшения, для познания себя. Конечно, важны этапы, когда исследуется личность человека, когда на свет выносятся неотреагированные эмоции и заложенные в детстве понятия и механизмы, потому что Личный самоанализ не помогут изменению, но заблокируют личность на повторяющихся, неразвиваю- £ щихся, смертельных стадиях. v ^ Однако мне кажется, что самоанализ, самокритика должны вести к определенной цели. К духовной цели. g Мой психоанализ предназначен не для р избранных, но для всех. Это инструмент, £ s помогающий узнать, каков тына самом деле, что необходимо улучшить и как это можно сделать. Мой метод должны использовать не так называемые психологи - он должен стать направлением, позицией, выбором, возможным для всех людей. Он должен стать характеристикой лич ности. Умение посмотреть на себя беспристрастно, без лицемерия, алиби, оправданий, - вот единственный путь, ведущий к- познанию себя. Мне иногда кажется, что наше общество предпочитает поверхностность, и именно поэтому люди передают кому-то другому, кого они называют специалистами, функцию исследования собственной психики. Может быть, потому, что анализировать себя - это мучительно. Но, как я уже не раз повторял, путь к самопознанию нелёгок, и платить за него нужно душевными страданиями. если не вывести их наружу, они не только i Открываться окружающим От отказа к единству 68 Психоанализ, о котором я говорю, это не атрофированная игра слов, подстроенная под телешоу, но мучительный, ежедневный, тихий переход через пустыню собственной души. Только в песках этой психологической пустыни может родиться цветок новой духовной жизни. От отказа к единству Писать в наши дни книгу о дружбе - это сумасшествие. В нашем обществе дружеские отношения трагическим образом связаны со страхом и недоверием. Зачастую мы не можем построить положительные отношения даже с дорогими и важными для нас людьми. Это ведёт к единственному и неизбежному выводу смерть сознательности, откат человечества к замкнутости, нелюбви, необщительности. Между мужем и женой, родителями и детьми, для которых взаимная любовь и дружба должны были бы быть естественными и необходимыми, растёт пропасть. Отсутствие самопознания неизбежно ве дёт к отделению, отказу от других людей. Соответственно путь самопознания ведёт к единству. Отсутствие самопознания ведет в противоположную сторону. К выступлению против другого человека. К насилию над ним Больное, закрытое, извращенное, дурное я - это разрушитель. Жажда разрушения, обращенная к другим людям, - это в конечном счёте жажда самоуничтожения. Вынести центр я за пределы своей личности Мы видели, как способность адаптироваться к изменениям определяет рождение или смерть. Но, если мы продолжим анализировать психику человека, то увидим, что впервые годы жизни ребёнок полностью погружен в себя. Он общается с миром лишь постольку, поскольку это касается лично его, и такой период называется периодом детского всемогущества. Ребёнок осознает только себя, ноне других. Другие не существуют. Или, лучше сказать, другие являются только продолжением воли его я. Они не существуют как автономные личности, никак несвязанные с личностью ребёнка. Он верит, что всё, что его окружает, находится в его власти и служит ему. Постепенно его психика развивается, ион приходит к выводу о существовании людей и вещей, посторонних но отношению к его я , независимых от его воли. От своей вселенной, заключённой в теле материя приходит к открытию новых внешних измерений, огромных, сложных которые меняют его отношение к себе, заставляя человека почувствовать себя таким, каков он на самом деле, то есть ограниченным существом. Постепенно он понимает необходимость общаться с другими, чтобы жить. Чем более я отрывается от себя, тем более понимает бесконечную протяженность и интенсивность реальности. Чем более я замыкается в себе, тем меньше живёт реальностью. Человек, рассматривающий вещи не через призму собственного я , воспринимает новизну, создаёт, живёт. Эгоцентричное и эгоистическое я , думающее только о себе, страшится реальности и неспособно жить в ней. Итак, осознание - это измерение я , позволяющее видеть реальность и жить ею, во всей её физической, психической иду ховной полноте, потому что осознание перемещает центр за пределы собственного я ” , в бесконечность. Это изменяет всё. Человек сможет обогатиться новыми ценностями, если будет открываться им, а не стараться овладеть ими если он будет воспринимать мир как данность, а не как свою собственность если будет жить для других, а не для себя. Не господствовать и захватывать, но служить и любить. Вынести центр собственного я за пределы своей личности означает гордиться не тем, что делается, а тем, что было сделано нами. Живя так, можно достигнуть истинной гармонии, истинного единения, истинного примирения с собой, с другими, с миром, даже с врагами, даже с самой смертью. С Богом. Насилие бессмысленности Люди, ставящие себя в центр мироздания, ни с кем не могут общаться. Закрытые в себе, они не могут осмыслить себя. У них не хватает на это сил. Они испытывают тоску и подавленность. Смысл жизни для них почти теряется. Не вынося центр за пределы своего як другим, к Другому, к Богу, не открываясь людям и Богу, они остаются заключёнными в себе, испытывают неудовлетворённость, насилие и бессилие. Неудовлетворённость из-за отсутствия окончательного смысла в жизни. Насилие из-за внутренней пустоты. Бессилие из-за невозможности противостоять исходящему из нас насилию. Бессмысленность делает нас своими ра бами. Насилие бессмысленности ведёт к само убийству. Человек, полагающий центр своего я в других людях, в Боге, находит максимум смысла. Ему открывается точка обзора, откуда может видеть реальность во всей е полноте, со всеми её противоречиями, и чувствует себя освобождённым от страдания, насилия, беспомощности. Такой человек умеет радоваться, потому что может разглядеть истинный смысл жизни. Он понимает важность рождения. Бытия. Данного нам безвозмездно. Способность благодарить Способность благодарить - в наше время это, возможно, самая забытая и отри- Способность благодарить Цаемая часть культуры. Почему? Потому что наше общество всё принимает как должное. Оно не знает, что всё, что у него есть - это дар, подарок. Вил люзии своего всемогущества наши современники хотят владеть всеми не чувствуют благодарности. Они не видят, что небо, земля, солнце, воздух, вода - всё это им было дано. Даже не обладая ничем, мы всё равно останемся богатыми. Потому что в насесть удивительная сила, чудесное ядро. Никто, кроме нас самих, не может отнять его у нас. Именно поэтому осознание и спокойствие доступны всем, а не только избранным. Эти качества основываются не на обладании или силе, а на умении ждать а « о «о |