Главная страница
Навигация по странице:

  • Дружба как...

  • Быть другом или иметь друзей. Валерио Альбисетти является одной изнаиболее значительных фигур в современномпсихоанализе. Швейцарец по происхождению


    Скачать 4.08 Mb.
    НазваниеВалерио Альбисетти является одной изнаиболее значительных фигур в современномпсихоанализе. Швейцарец по происхождению
    АнкорБыть другом или иметь друзей
    Дата09.06.2022
    Размер4.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаbe_friend.pdf
    ТипСеминар
    #580386
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    А
    H
    а
    Э
    3
    Он
    «
    Е
    н
    О
    с миром, природой, всем окружающим. Благодарность учит именно этому искусству радоваться жизни, благодарить задень, в котором мы живем, за ночь, когда мы спим. Радоваться настоящему, не оплакивая прошлое и не живя мечтами в будущем. Это не гедонизма реализм. В таком настроении осмысленного ожидания, реалистического оптимизма, в лю-
    В
    S
    бои, даже самой трудной ситуации, можно найти позитивные моменты, полезные для духовного и психологического роста.
    Умение ждать - умение войти в гармонию Мы и другие люди

    Мы нуждаемся в других
    Мы нуждаемся в других
    Не будем строить иллюзий другие люди нам необходимы.
    Мы не можем жить без них.
    Мы не можем расти без них.
    Даже если мы отрицаем это, мы всё равно нуждаемся в окружающих. С детства человек должен зависеть от других людей, особенно от матери, чтобы выжить. Но даже во взрослом возрасте, когда он становится самостоятельным, окружающие необходимы для его роста, для того, чтобы сравнивать себя с ними.
    Может быть, именно поэтому за словом дружба нередко скрываются корысть, рас­
    чёт, невроз, насилие, искажённость. Многие понимают дружбу как возможность
    73
    g использовать других людей для собственного удовольствия, в собственных интересах, чтобы удовлетворять свои фантазии Посмотрев внутрь себя, мы увидим, что g дружба и даже любовь часто являются я лишь прикрытием для насилия Но даже если не рассматривать край- cti й ние случаи, отношения с другими людьми и очень редко бывают свободными, естествен-
    Е-*
    О ными и бескорыстными.
    Д Как будто нуждаться в других означает использовать их, манипулировать ими.
    Это и есть дружба?
    Как мы
    Кто же тогда окружающие?
    относимся г к окружающим
    Как мы относимся к окружающим
    Я всё более уверен в том, что мы относимся к другому человеку в соответствии стем его образом, который мысами для себя выстраиваем. Проникнуть внутрь другого человека нам крайне сложно. Наши отношения с ним мы строим, основываясь скорее на своём представлении он м, чем на его подлинной сущности.
    Одно из объяснений этому - наши ранние отношения с матерью. Считается, что восприятие ребёнка строится исходя из присутствия матери (хорошая мать) или её отсутствия (плохая мать. В первое время жизни ребёнок не понимает такой двойственности, такого раздвоения между хорошими плохими представляет свою мать
    74 только хорошей, только той, которая рядом, заботливой, внимательной, нежной, понимающей. Ребёнку сложно примирить эти два образа, понять, что оба они относятся к одной и той же личности.
    Многие всю жизнь не могут преодолеть этот барьер и, уже будучи взрослыми, всё ещё продолжают опираться на детское представление об окружающих. Они считают хорошими только людей, поведением или словами высказывающих по отношению к ним понимание, положительную оценку, расположение. Соответственно плохими для них становятся те, кто не всегда относится к ним с пониманием и симпатией.
    Подобный ПОДХОД СИЛЬНО мешает ИХ росту. кок р ужа ю щи мВ конечном счёте такие люди всегда ищут в окружающих образ доброй матери.
    Цель (пусть и неосознанная) их отношений с людьми состоит в удовлетворении тех нужд, которые они неспособны удовлетворить в одиночку.
    Они не автономны.
    Они всегда останутся недорослями.
    Они воспринимают других людей, основываясь на своём эгоцентризме, эгоизме, инфантилизме, иллюзии всемогущества.
    Ребёнок, который сможет понять, что его мать может быть и хорошей и плохой, в зрелом возрасте лучше приспособится к реальности, к жизни.
    У каждого есть достоинства и недостатки, хорошие и плохие стороны.
    Мы должны видеть окружающих во всей их сложности и полноте.
    75
    О
    я
    V
    hH
    СО
    р
    4 tr о
    а о
    я
    Ч!
    Й
    Р
    5
    В
    s
    S
    Как мы относимся
    Открываться окружающим Быть другом означает принимать другого человека в его единственности и неповторимости, в его автономии, в его разно­
    образии.
    Принять другого, таким образом- означает разорвать порочный круг нашего самолюбования и эгоцентризма, характеризующих детство.
    Только так, прямо смотря на отрицательные черты другого человека, можно перестроиться, войти в диалог, начать истинный путь роста и самопознания
    Новое и древнее понимание дружбы
    Дружба как...
    Гостеприимство
    Одним из ярких примеров отвержения дружбы нашим жёстким и агрессивным обществом является уменьшение значения гостеприимства.
    В античной культуре гость был свя­
    щенен.
    Никто не думало том, хорош он или плох - его принимали без расспросов.
    Пока он находился в гостях, его не могли обидеть, ранить, убить. Существовал абсолютный запрет на причинение вреда гостю с чьей бы тони было стороны. Гость был человеком, находившимся вне своей территории, в пути. Он был беззащитен, одинок, он оставил свой дом, свою семью и нуждался в помощи и поддержке.
    Интересно проследить психологическую динамику гостеприимства
    Понимание дружбы
    Отдавание
    78
    Гость, прося приюта у того, кто живёт в довольстве, в своём доме, со своей семьей, на своей территории, со своей организованной жизнью, ломает сложившуюся ситуацию.
    Он становится причиной новизны, изменения, риска.
    Тот, кто его принимает, должен рест­
    руктуризировать, переоценить собственную жизнь.
    Он должен служить гостю, принимать и охранять его.
    Он не может использовать его.
    В конечном счёте хозяин переходит от логики обладания, подчинения, расчёта по отношению к окружающим к логике служения, открытости, риска.
    От эгоизма он переходит к альтруизму.
    По-моему, и сегодня тот, кто хочет быть настоящим другом, должен видеть в окружающих своих гостей и поступать сними соответственно.
    Отдавание
    И здесь ключ к пониманию проблемы находится в отношениях ребёнка с матерью вначале его жизни.
    Мать для рёбенка- это всемогущая личность, всегда готовая пожертвовать собой ради него, дать ему тов чем он нуждается. В своём эгоцентризме ребёнок привыкает получать. Привыкает требовать и чувствовать своё право брать у других. В образе
    матери ему видится кто-то, кто обязательно должен давать. На этом строятся отношения мать - ребёнок в детстве.
    Но многие люди не отказываются от этой схемы даже во взрослом возрасте.
    Они могут строить таким же образом все отношения с окружающими, привнося в дружбу давление, замешательство, насилие, фальшь.
    Осознанно или неосознанно, они всегда хотят получать и никогда - давать.
    Они всегда хотят быть любимыми, сами же едва ли способны любить.
    Как следствие, все свои силы они направляют на то, чтобы быть желанными, чтобы их любили. Они приучаются быть мягкими, обходительными, не ранить других, ноне для того, чтобы давать себя другим, а для того, чтобы получать их расположение и дружбу.
    На самом деле эти люди дурны, в том смысле, что они закрыты, неспособны открыться, отдаться.
    Они недобрые, а слабые. А здесь есть большая разница. Как в случае с женщиной, которая стремится быть прекрасной для того, чтобы ей любовались, чтобы её любили, ноне для того, чтобы любить самой.
    Любовь - это результат долгого пути, который выбирают в тишине души, духа, внутри себя, следуя пути психологического самопознания.
    Любовь не пользуется внешними средствами красоты или обольщения.
    Отдавание
    79
    IV
    П
    он им ан и
    е дружбы Понимание дружбы Прощениеb80bНо вместо того чтобы учиться слушать и принимать другого человека, люди, неспособные на настоящую дружбу, упрямо, глупо привязаны к мысли, что окружающие обязательно должны любить их и служить им.
    Они требуют, претендуют, чувствуют своё право, обязывают, никогда не дают, никогда не слушают, никогда не стараются глубоко понять окружающих, никогда не любят.
    Они не уважают окружающих.
    Они никогда не отождествляют себя с другим человеком.
    Они всегда чувствуют себя кредиторами, а не должниками других людей.
    Они хотят, чтобы их любили, и не любят сами.
    Хотят, чтобы им служили, ноне хотят служить.
    Они не умеют жить своими силами.
    Они не осмысливают себя и не могут осмыслить никого.
    Прощение
    Дружба - это примирение, прощение.
    Говорить опрощении непросто. Любое определение может показаться упрощённым.
    Для меня способность к прощению - это необходимый этап на пути к самопознанию, о котором я всё время говорю. Прощение не является частью стратегии возвышения над другими людьми, не служит для того
    чтобы держать их под контролем, чтобы заставить кого-то почувствовать вину или унизить его.
    Прощение находится на более глубоком и сознательном уровне.
    Прощать - не значит отрицать.
    Прощать - не значит забывать.
    Прощать не значит не видеть зла в других людях - это значит задаться вопросом почему кто-то делает зло Это приводит к новому видению человеческих отношений. Сточки зрения личного видения, прощение означает переход от невежества, скудости, закрытости к уважению других людей.
    Прощать означает расширять своё виде- прощение ние мира.
    Прощение для меня является революционным действием.
    Это асимметричный ответ.
    Это разрыв замкнутого, повторяющегося, бредового круга, включающего в себя негодование, ненависть, месть. Прощение упраздняет категории врага и зла и вводит психологические и духовные определения глухого и слепого. Зло рождается от незнания, бесчувствия, неумения видеть и осмыслить.
    Прощать - значит понимать.
    Это значит быть другом, войти в другого человека, стараться понять глубинные причины, заставившие его обидеть вас.
    Осознание собственной ценности Чтобы осмыслить реальность, а значит и ссоры, возникающие между друзьями,
    81
    IV
    П
    он им ан и
    е дружбы Понимание дружбы Прощениеb82bнадо осознавать собственную ценность. Я считаю, что в этом состоит основа всего нашего существования. Особенно сильно это связано с нашей психикой, так как определяет наше восприятие, нашу реакцию на любую вещь, событие или человека.
    Это осознание не приходит случайно или благодаря мистическому озарению. Его нельзя достичь самим, опираясь на собственные внутренние силы. Оно приходит снаружи, через других людей.
    Через родителей.
    Через любовь.
    Основы осознания собственной ценности закладываются в детстве. В зрелом возрасте его можно только усилить, но очень трудно создать с нуля. Если же оно было заложено в детстве, ничто (даже самые серьёзные жизненные испытания) немо жет его полностью уничтожить.
    Осознание собственной ценности необходимо для жизни, потому что через него мы можем позаботиться о себе.
    Защищать себя.
    Тот, кто не чувствует себя любимым, нужным, не ощущает своей ценности.
    Он не заботится о себе. Не защищает себя.
    Позволяет себе плыть по течению.
    Итак, как я уже много раз подчёрки­
    вал, родители играют важнейшую роль в воспитании здоровой личности. Дети очень тонко чувствуют, любимы они по-настоя­
    щему или нет
    Источником будущих бед и неврозов могут стать- отсутствующие родители, воспитывающие в ребёнке страх быть брошенным- слишком активные родители, психологически удушающие ребёнка, не оставляющие ему возможности расти, получать новый опыт, в том числе и негативный, но важный- слишком строгие родители, бьющие ребёнка, физически - шлепками и оплеухами - или психологически, глядя на него мрачно и строго, без определённого повода, вызывая в нём страхи тоску и делая его в конечном счёте абсолютно неуверен- Прощение ным в себе, вплоть до полной потери сознания собственной ценности.
    Родители последнего типа, вероятно, сами пережили в детстве подобное отношение к себе и теперь или втайне ненавидят своих детей, или стремятся контролировать их, доминировать над ними, уничтожать их.
    В случае, когда родители небрежно относятся к своим обязанностям, бросают своих детей или воспитывают их без интереса, а только из чувства долга, по обычаю, по привычке, у детей развивается чувство покинутости, одиночества, которое с трудом может быть преодолено во взрослом возрасте.
    83
    IV
    П
    он им ан и
    е дружбы Учиться дружбе

    Я уверен, что дружбе надо учиться.
    Друзьями не становятся случайно. Напротив, я считаю, что именно из-за того, что большинство из нас думает, будто друзьями становятся случайно или из-за совпадения интересов, так редки случаи подлинной дружбы. Человеческие отношения постоянно усложняются. Общество, в котором мы живём, не учит нас быть друзьями. Наоборот, оно учит и всячески способствует соперничеству, превосходству, обладанию, агрессивности, считая носителя этих качеств человеком ценным, правильным, уважаемым, достойным примером для под­
    ражания.
    Победителем.
    Тех же, кто практикует сегодня дружбу, любовь, самопознание, духовность, считают людьми скорее глупыми, теоретизирующими, легковесными, они не являются уважаемыми и тем более - примерами для подражания.
    Наше общество, сего потребительскими массовым характером, истощило значение слова дружба , используя его полю бому поводу. В письмах словами дорогой друг мы обращаемся к людям, которых даже не видели.
    Так ив любовных отношениях почти всегда произносится фраза Я люблю тебя , хотя никто не знает, что эти слова означают на самом деле. Их путают со словами
    я хочу тебе добра , ты мне нравишься ты нужна мне , мне хорошо с тобой , у нас хороший секс , но все эти выражения не обозначают любви.
    Дружба - это серьёзная вещь.
    Чтобы иметь право говорить У меня есть друзья , надо уметь быть другом.
    Не осмысляющие люди не имеют друзей. Даже если предполагают обратное.
    Более того, отношения дружбы, о которой я говорю, возможны на протяжении жизни лишь сочень ограниченным числом людей. Тот, кто говорит У меня много друзей , в действительности не имеет ни од- Личными сознательный ного. Не стоит называть друзьями людей выбор неосмысленных или тех, кто интересуется вещами больше, чем людьми.
    Личный и сознательный выбор
    Быть другом, стать открытым для дружбы - это дело выбора.
    Нелёгкого и неудобного.
    Выбора для осознающих людей.
    Все мы знаем, как мучительно выбирать самим, анализировать то, что снами случается, для поисков самого лучшего выхода из ситуации. Без осознания трудные испытания, выпадающие на долю каждого из нас, могут вызвать тяжёлое разочарование.
    Если нет выбора, если мы не страдаем, идя в этом выборе до конца, нет и роста.
    Только понимая ценность своего выбора, Понимание дружбы Понимание дружбы Перестать обманывать себя мы становимся личностями, сознательными людьми.
    Однако большинство людей делает свой выбор исходя не из внутренней необходимости, но из ожиданий, проекций общества, коллектива, мира, в котором они живут. Почти всё обращено к внешней видимости, лишь малая часть - внутрь человека. Зачастую мы чувствуем себя нормально, только облачившись в те или иные социальные модели.
    Быть конформистом, делать тоже, что все, оказывается сегодня освобождающим, успокаивающим действием.
    Ценой этому становится отсутствие са­
    мопознания.
    Но общество не отдаёт себе в этом отчёта.
    Я же верю, что дружба — это отношения, где не ищут лёгкого разрешения проблемы своего выбора, своего страдания, где не ищут ответов, подходящих для всех. Где, напротив, можно выразить свою неуверенность, чтобы получить индивидуальный и ясный ответ, потому что по-настоящему дружеские отношения - это область абсолютного доверия и полного принятия, которая может включать и страдания разделения, изменения, нового рождения, нового, более глубокого и широкого осознания.
    Перестать обманывать себя
    86
    Чтобы научиться выбирать, необходимо заглянуть глубоко внутрь себя
    Это нелегко.
    Этому можно научиться, но этому никто не научит.
    Проникать в глубину собственного я мучительно, потому что там мы встречаем застарелые страхи, тоску, разочарование, слабости, кошмары, боязни, отверженность, отчаяние, о которых хотелось бы забыть.
    В основном это касается области сердечных чувств и эмоций. Выбор, связанный с аффективными движениями, наиболее труден, потому что возвращает нас в прошлое, в детский или подростковый возраст, когда мы чувствовали себя одинокими, были хрупкими, беззащитными, нуждающимися в опеке, любви.
    Нам нужно было быть выслушанными, принятыми.
    Нам нужна была дружба. Настоящая.
    Именно поэтому, когда мы становимся взрослыми, тов плане чувств стараемся принимать решения, гарантирующие отсутствие риска, страдания, возможной потери, одиночества, а на самом деле часто просто обманываем себя. Например, продолжая отношения, которые мы внутренне чувствуем оконченными, для того, чтобы не переживать потерю (которая итак уже произошла, мы обманываем себя.
    Для истинно дружеских отношений необходимо перестать обманывать себя.
    Перестать обманывать себя
    87
    IV
    П
    он им ан и
    е дружбы Понимание дружбы Дружба - это жизнь
    88
    Смысл дружбы
    Дружба - это жизнь
    Дружба должна стать местом жизни, а не выживания.
    Жить означает опираться только на себя.
    Не надо бояться страха и нужды, которые мы ощущаем. Между прочим, я считаю, что окончательно избавиться от них мы не сможем. Мы должны убедить себя, что наши страхи, страдания, нужды - это единственный ключ к более глубокому, более цельному пониманию себя и окружающего мира.
    Мы становимся свободными только с пониманием того факта, что никогда небу дем счастливы полностью. Всегда останется повод для неудовлетворённости. Культура, в которой мы живём, призывает нас не задерживаться на состоянии страдания, психического дискомфорта, тоски. Это действительно может быть полезным, ноя считаю, что любой человек, стремящийся к самопознанию, переживает и должен переживать трудные моменты, состояние страдания, даже отчаяния.
    Не научившись ошибаться и извлекать уроки из результатов своих ошибок, невозможно достигнуть психологической зрелости. Когда я встречаю людей, говорящих мне, что они никогда не страдали или никогда не испытывали утрат, я знаю, что вижу перед собой психологическим ртвых, никогда неживших людей
    Жить для меня всегда означает бороться, рисковать.
    Уметь терять.
    Дружба - это не господство
    Никто не имеет права владеть другим человеком.
    Однако большинство людей может жить, только манипулируя другими, осознанно или неосознанно.
    В подобной ситуации дружба невозможна.
    Ведь при этом в отношения вступает не личность друга, атак сказать, некий идеал правды, с которым эта личность себя отождествляет, тем самым присваивая себе право и обязанность изменять другого.
    Новая идея силы
    По-моему, сильный необязательно победитель. Победителями скорее можно называть тех, кто испытывает поражения, потери, страдания.
    Это люди, которые постоянно борются.
    Это те, кто ищет, переживает, подвергает себя испытаниям, рискует.
    Сильный - это тот, кто идёт дальше, кто уходит от известного ради неизвестного, кто допускает возможность неудачи, поражения.
    В нашем обществе неудача, провал, ошибка имеют отрицательный смысл. Я же считаю, что ошибка означает прежде всего, что была сделана попытка. Была смелость для
    Дружба - это не господство
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта