Быть другом или иметь друзей. Валерио Альбисетти является одной изнаиболее значительных фигур в современномпсихоанализе. Швейцарец по происхождению
Скачать 4.08 Mb.
|
89 IV П он им ан и е дружбы Понимание дружбы Дружба - это не господство 90 того, чтобы попытаться. Я думаю, что страдающие люди, те, кто чувствует себя неприспособленными, не одарёнными - это настоящие личности. Только тот, кто жил по-настоящему, только тот, кто чувствовал, только тот, кто пе решёл от слов к делу, знает, что такое страдание, бессилие, безнадёжность, неудовлет ворённость. Это - жизнь. Только тот, кто познал свои слабости и ограничения, может глубоко понимать себя и других. Может иметь друзей. Однако когда ошибаешься, когда чувствуешь себя бессильным, маленьким, неспособным, важно не считать себя больным или конченым человеком. Внутри каждого из насесть бесконечность, есть чудесная сила. Не надо рассматривать свои ограничения и ошибки как окончательные и непреодолимые. М ало-пом алу, когда мы глубже узнаем себя и оценим свои силы, порог наших ограничений немного отодвинется, потому что мы станем чуть-чуть сильнее. Я прекрасно сознаю, насколько неприятно встречаться со своими отрицательными и слабыми сторонами, но это - единственный путь к тому, чтобы проникнуть в себя. Дружба - это место, где мы ищем и находим свои силы, где мы можем испытать себя, не стыдясь своей ограниченности и своих слабостей Дружба - это не компромисс В дружбе наступает момент, когда человек оказывается перед выбором легкий и удобный путь избежания трудностей и достижения компромиссов либо более трудная и тяжёлая дорога правды, подлинности, соответствия. Идущий по первому путине достигнет настоящей дружбы. Он выбирает развлечения, компромиссы, смотрит поверхностно, не старается понять события, вбирает известные, предсказуемые, запланированные, уже исследованные пути. Дружба - это Он не будет жить не компромисс Выбирающий второй путь столкнётся с разочарованиями, трудностями, непониманием, проблемами, но будет жить и давать жизнь. Он исследует неизвестные стороны себя и других людей. Он встретит свои страхи и страхи окру жающих. Но он будет расти. Он больше осознает и узнает себя. На этом пути наступят моменты, когда разум отдалится, а тайная часть нашей личности, все наши слабые, иррациональные, неосознанные стороны возьмут верх. Не надо отчаиваться. Более того, мы должны посмотреть в лицо этим качествами почувствовать себя живыми, осмысливая их. Пройти путь дружбы нужно, чтобы понять, что разум не в состоянии охватить и Понимание дружбы постичь всю ширь и протяжённость реальности, в которой мы находимся. Не надо бояться. Будем помнить, что мы - единственные и неповторимые. Будем помнить о божественности, которая есть в нас. Будем помнить, что каждый из нас при шёл на землю, чтобы выполнить задачу, миссию, какой бы она не была. Каждый из нас отличается от другого. Каждый из нас - подлинника не чья- то копия. Дружба индивидуальна В обществе, которое заставляет нас верить, что все мы одинаковы, которое сводит нашу индивидуальность к телефонному номеру, делает нас безличными потребителями, я (инея один) считаю необходимым напомнить об уникальности человеческого существа, он е возможности низвести человека до частицы толпы, до серийной продукции, до взаимозаменяемых моделей. Каждый из нас может достигнуть своего индивидуального, личного, абсолютно особенного самосознания. Средства массовой информации стремятся сделать нас одинаковыми (и считают, что уже достигли этого) для того, чтобы ослабить нас, чтобы отнять у нас великое богатство индивидуальности, которым наделён каждый человек. И многие из нас как бы в шутку примеряют на себя модели, предлагаемые сегодня власть имущими. Надо быть очень внимательными, чтобы не попасть в мягкие сети отождествления себя с предлагаемыми моделями поведения, в сети экономических и социальных подачек, сексуальной и межличностной повер хностности. Постоянное бодрствование позволит нам никогда не уставать от своей оригинальности, индивидуальности. По-моему, потерять свою уникальность означает психологически умереть. Разве живут те, кто идентифицирует себя с предлагаемыми моделями, чувствует себя счастливыми только получая то, что этими моделями предусматри вается? На этом историческом отрезке наша роль состоит именно в том, чтобы противостоять Э'ЁИМ готовым формам, чтобы открыть особенность, оригинальность, исключительность своей личности и жить ею. Путь к осознанию своей личности, работа над собой может привести нас к тоске, даже к разочарованию. Но наша индивидуальность дана нам с рождения и немо жет быть отнята у нас, независимо от условий нашей жизни на этой земле. Дружба служит нам для того, чтобы вывести наружу отличительные, особенные качества личности служит также для того, чтобы уничтожить структуры, наросты, скрывающие наш истинный характер. Дружба индивидуальна 93 IV П он им ан и е дружбы Понимание дружбы ibМятежbiДружба стимулирует уникальность личности В каждом из нас существует некое изначальное ядро, характеризующее нашу неповторимость. Оно есть у всех. Тем не менее большинство из нас об этом не знает и спокойно без этого обходится. Для психически больных, напротив, их болезнь — это знак. Знак того, что какая- Дружба то их часть хочет жить, развиваться, чув- стимулирует ствует присутствие этого ядра, независи- уникальность МО ОТ СОСТОЯНИЯ личности. личности Именно на основе этого ядра необходимо строить собственное духовное и психологическое развитие. Конечно, для того чтобы открыть его в себе, требуется усилие, труд. Особенно потому, что в этом строительстве придется противостоять всеми всему. Чувствовать себя единственными и неповторимыми - это мятеж. Истинная дружба стимулирует чувство единственности, неповторимости личности. Голова и сердце Хочу ещё раз повторить здесь то, что уже не раз повторяли что для меня очень важно быть личностью означает свести к минимуму личные неврозы, осмыслить 94 себя, осознать себя, отделиться от других от анонимной коллективности, развить свои глубинные, особенные, личные и неповторимые качества. Стать личностью означает бороться против всего, что стремится запланировать, запрограммировать нас, сделать нас похожими на других, отнять у нас нашу уникальность. Бороться и против сил, живущих в нас, сил, которые стремятся заставить нас регрессировать, сделать нас пассивными, оставить нас во власти других людей. Бороться и против внешних сил, старающихся обезличить нас. Цель этой борьбы - подчеркнуть нашу особенность, созидательность и отличие. Подчеркнуть особенность нашей личности и реализовать её - вот истинное значение человеческого существования. Но для этого необходима большая смелость. Потому что путь роста бесконечен. Потому что необходимо войти в себя и хорошенько рассмотреть себя изнутри, без фильтров, без алиби, безразличного рода оправданий, и признать свои слабые стороны. Потому что этот путь ненадёжен и непрост, труден и непредсказуем. Потому что он усеян терниями конфликтов, отторжения, непонимания, ошибок, предательств, молчания, страха, тоски. Но чтобы жить полной жизнью, необходимо достичь своего сердца, не работать только головой. Надо жить жизнью, а не позволять ей нами играть. Голова и сердце 95 IV П он им ан и е дружбы Понимание дружбы Надо очиститься изнутри и жить в соответствии с внутренним ритмом, жить своей душой, сердцем, природой, единственными и неповторимыми. Надо жить в мире, прислушиваясь к своим внутренним ритмам. Не приспосабливаться под ритмы этого мира. Но такая жизнь создаёт проблемы для окружающих, для общества. Жизнь в полноте своей личности большинство людей считает опасной для себя. Потому что она революционна. Потому что открывает новые пути. Потому что не допускает внешней власти. Потому что это новизна, риск, утопия. Потому что тот, кто идёт за собственной личностью, не принимает status quo, не принимает режима системы, отрицающей индивидуализм, особенность каждой личности. Тот, кто хочет жить не только головой, но и сердцем, рискует быть замеченным, осмеянным, наказанным. Тот, кто спустится в недра собственного я и посмеет посмотреть в лицо своим страхам, останется отмеченным навсегда. Он осознавший. Он личность. “Возлюби ближнего как самого себя” 96 Применить это пожелание на практике, казалось бы, нетрудно, однако на самом деле это не так Все говорят о дружбе, но встретить настоящего друга - редкость. Почему? Потому что большинство людей неспособны воспринимать себя и окружающих в своей и их уникальности, в своей и их истинной природе. Более того, иногда их скудость и злоба достигают такого уровня, что в другом человеке они видят только его дефекты, ограничения, слабости, вместо того чтобы видеть его положительные стороны. Это происходит оттого, что люди не осознают себя, потому что не занимаются внутренней работой самопознания, психологического и духовного роста, потому что их сознание находится в зачаточном состоянии, а значит, неразвита способность адекватно воспринимать себя и ок ружающих. Не слушая другого человека, находя в нём только отрицательные стороны, люди неосознанно обманывают самих себя, пытаясь таким образом отрицать свои негативные стороны и слабости, считая их пре одолёнными. Тот, кто не понимает слабости другого человека, тот, кто замечает только отрицательные стороны других, чтобы затем ударить их в больное место, заставить чувствовать вину, преследовать, наказывать их, на самом деле не понимает себя самогоне видит собственной хрупкости. Такие люди - боязливые, закрытые, глухие ко всем остальным - проецируют на них то, чем являются сами и чего не хотят знать в себе. Эта динамика особенно ярко проявляется в момент трудностей, отказа, эмоциональной и сенситивной травмы. Находясь перед фактом, который мы не в состоянии принять и понять, мы начинаем искать внешние оправдания, чтобы утихомирить своё чувство собственной неполноценности, вместо того чтобы осмыслить случившееся внутри себя. Итак, необходимо пройти путь, о котором я уже говорил войти внутрь себя, чтобы понять эмоции, ритмы, слабости, страхи, овладевшие нами. Реальность убеждает нас в том, что без внутреннего роста и самопознания любовь и дружба между людьми невозможна. Войти в общение с другим человеком могут немногие. Это искусство. Результат долгой и мучительной работы. Я не доверяю тем, кто идеализирует или презирает, видит всё черным или белым. Предпочитаю тех, кто старается, пусть это и нелегко, удовлетворить свои и чужие нужды. Я считаю, что каждому из нас дан выбор. Мы свободны. Свободны жить или умереть. Мы то, чем решили стать. Не будем искать виноватого на стороне. Окружающие относятся к нам так, как мы хотим, чтобы к нам относились. Я не желаю верить, что судьба человека предопределена, что он не сможет измениться. В каждом миге нашей жизни прячутся бесконечные возможности изменения и развития. Мы видели, что большинство людей предпочло бы ликвидировать личность. Для простоты. Безусловно, так удобнее, и это не требует никаких усилий. Но это не жизнь. Тот, кто так считает, не живёт по-на- стоящему. Никогда не будет жить по-настоящему. Потому что на самом деле человеческая личность очень сложна, динамична, постоянно изменяется. Настоящая жизнь состоит из различных смертельных событий (подразумевающих переход из одного состояния в другое) и заключается в их преодолении. Я верю, что человек может постоянно создавать себя. Я верю, что человек может менять своё понимание себя и что у него постоянно будут новые возможности для роста. Но я также уверен, что основы личности формируются именно в детстве. Самые глубокие раны часто коренятся в психологической и материальной зависимости, связывающей членов семьи. Потому что нам отказывают люди, от которых зависят наши самые глубокие нужды необходимость быть выслушанным, принятым, любимым, ведомым, сориентированным. Необходимость определить свою личность Понимание дружбы 100 Многих детей обвиняют, преследуют, наказывают зато, что они не соответствуют ожиданиям семьи. Не только дети подражают родителям, но и сами родители, осознанно или неосознанно, проецируют на детей свои неисполнившиеся мечты, неудов летворённые желания, заставляя детей воплощать внутренние страхи родителей. Таким образом разрушается самосознание ребёнка, который привыкает ожидать правды о себе от родителей, идентифицировать себя только стой картиной, которую ему навязывают родители, признавать себя только стой стороны, которая принимается родителями. И здесь ребёнку очень легко начать идентифицировать себя только с отрицательными сторонами своей личности. Попав один разв эту ловушку, извращён ное сознание на подсознательном уровне начнёт стремиться к трудным ситуациям, неудачной любви, обстановке мазохизма, ведущей к уничтожению личности. Если субъект не сможет отказаться от этого навязанного ему механизма и направить свою жизненную энергию к новым целям, то травма, полученная в детстве, будет повторяться до бесконечности. Такой человек будет отвергать все возможности жизни, роста, развития, теряя всяческое доверие к себе, осуждая себя на уничтожение. Можно даже не говорить, что такие люди неспособны построить по-настоящему дружеские отношения Избавиться от отрицательной психологической картины своего я означает собрать жизненную энергию, находящуюся внутри, чтобы направить её вверх и вширь, к большему осознанию. Только глубокая психологическая работа сможет развить внутренние способности человека, до тех пор игнорируемые, отвергаемые и загоняемые вглубь, и открыть ему путь к новым возможностям. Только так можно примириться со своей истинной природой. 101 IV П он им ан и е дружбы Язык дружбы Доброта Я верю, что у каждого есть возможность пробудиться, психически и духовно изле читься. Для меня быть другом означает быть смелым. Под смелостью я понимаю здесь преодоление страха перед тем, какие мы есть. То есть быть другом - значит небо яться самого себя. Друг, намой взгляд, это человек смелый и ласковый. Дружба - противоположность эгоизма. Когда мы боимся себя, то становимся эгоистами. Мы хотим соорудить свой мир, закрытый, надёжный, где бы мы всё держали под контролем, особенно тех людей, которых мы туда помещаем. Но мы должны быть смелее. Мы должны идти к другим людям. Это не значит, что мы должны бросить или забыть самих себя. Не надо думать также, что открыться другим людям — значит навязать им наши идеи и наш способ мыш ления. Мы должны спрашивать себя, что мы можем дать миру и другим людям. Нам надо исследовать свой опыт, как положительный, таки отрицательный, чтобы делиться с другими добрыми плодами этого опыта. Отдавая, мы сделаем лучше и себя и других. Несмотря на злобу, страдание, неврозы, извращённость, насилие, мы должны признать, что ив насесть что-то хорошее. В каждом из нас. Неотъемлемое ядро Я знаю, в наше время пишущий о доброте рискует стать непопулярным. Ноя не могу говорить о дружбе, не говоря о доброте. Доброта - это не абстракция. Доброта - это умение ценить малое. Когда мы радуемся особенно созвучному нам цвету, когда ценим гармоничный звук, когда наслаждаемся, делая глоток свежего воздуха, в эти моменты мы ощущаем доброту. Мы не могли бы ощущать всё это, если бы в нас, хотя бы иногда, не находился источник доброты. Итак, доброта, о которой я говорю, реальна. Её можно испытать. Нам надо было бы обратить больше внимания на эти каждодневные проявления доброты, если мы хотим наладить связь стой силой, что живёт внутри нас, воспитывает нас, делает нас людьми, заставляет нас расти и улучшаться. Большая часть зла и вражды исходит от людей, которые себя не уважают. Люди, не развившие доверия, симпатии, нежности по отношению к себе, не могут ощущать мири внутреннюю гармонию. Поэтому их поведение по отношению к себе и другим ориентировано на дисгармонию, на неврозы. Необходимо соединиться с добром, которое есть в нас и во всех людях. Развитие чувства самоуважения, доверия, нежности по отношению к себе позволяет видеть свои недостатки и дефекты. Позволяет помочь себе и другим. Ядро доброты всегда в нас. Достаточно захотеть его найти. Тело и душа - ценные дары. Если они едины с духом, то ценны вдвойне. Благодаря этой тройственной структуре мы можем понимать мир, жизнь. Поэтому, как мне кажется, самоанализа недостаточно. Нужно что-то ещё. Мне кажется, это медитация и молитва. Медитация даёт возможность созерцать, рассматривать происшествие, ситуацию, отношения с близкими, с другими людьми, размышлять о дружбе. Только с помощью медитации я могу находить решение проблем. Кроме того, медитация помогает мне лучше входить в область духовного, молиться, говорить с Богом. С помощью медитации и молитвы я очищаюсь, чувствую себя искренним, по-настоящему живым, подлинным, человечным по отношению к себе и окружающим. Неотъемлемое ядро 105 V Я зы к дружбы Жизнь - это путешествие со взлётами и падениями, а медитация и молитва - инструменты, необходимые, чтобы полноценно переживать каждый шаг дороги, по которой мы идём. Благодаря медитации и молитве мы понимаем, что, вместо того чтобы судить других, надо смотреть внутрь себя. По-моему, без медитации и молитвы не может быть дружбы. Нельзя просто быть другом. Дружба - это жизненная позиция, которая должна стать компонентом личности. Чтобы достичь этого, сначала надо развить в себе внутреннее спокойствие, простоту души. Необходимо стать истинно человечным существом. Гордым, что он имеет в себе божественное, доброе, активное ядро. Если медитация и молитва будут сопровождать наш внутренний ритм, всё станет более понятным, более естественным. Воплощённым. Правильная дистанция Укрепившись в мысли о том, что доброта - мать дружбы, необходимо научиться правильно понимать эту истину. Доброта - это не слабость, не пассивность, не подчинение. Это не потеря собственного достоинства. Доброта и дружба, являющаяся её продолжением, не могут быть взяты во владение. Они принадлежат категории "быть, а не "иметь. Они составляют часть психологической и духовной константы личности. Доброта и дружба не владеют человеком. Они не делают его рабом - они осво бождают. Поэтому полезно будет научиться соблюдать определённую дистанцию по отношению к самим себе и тому, что нас окружает. Не надо относиться к себе слишком серьёзно. Надеюсь, что в третьем тысячелетии мы научимся быть лёгкими, не утяжеляя себя обладанием вещами. В этом нет ничего мистического или необычного. Достаточно начать внимательно рассматривать небольшие вещи, ежедневные события, случайные, казалось бы, встречи, чтобы понять это. Если мы не научимся полноценно жить каждый день, вряд ли мы сможем наладить по-настоящ ему дружеские отношения с другими людьми. Нам будет трудно воспринимать реальность, жизнь. Позволю себе простой пример. Наша манера одеваться, двигаться, смотреть, вести себя - это как бы лакмусовая бумага, отражающая наш внутренний настрой, то, как мы относимся к другим людям, к миру, к реальности. Конечно, одежда - это только одежда, но вещи, которые мы надеваем - это отражение нашей личности, нашего "я, и они выражают то, чего мы хотим от других людей, демонстрируют, что мы о них думаем и чего от них ждём. |