Главная страница
Навигация по странице:

  • БерезинФ.м. Б 4 8 Истори я лингвистически х учений.Учебник дл я филол . спец . ву. . зов . - 2-е изд. , испр . и доп . - М. : Высш . шк. , 1984 . - 319 с

  • Гречко, В.А. Г 81 Теория языкознания: Учеб. пособие/В.А. Гречко.— М.: Высш шк., 2003.— 375 с: ил.

  • Потебня. Выдающийся представитель славянского языкознания Александр Афа


    Скачать 79.02 Kb.
    НазваниеВыдающийся представитель славянского языкознания Александр Афа
    Дата16.04.2022
    Размер79.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПотебня.docx
    ТипДокументы
    #478931
    страница3 из 3
    1   2   3
    §31 . ЗНАЧЕНИ Е ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ РАБО Т АЛ. ПОТЕБН И

    Языковедческие работы А,А. Потебни были высоко оценены уже его

    современниками. Профессор А.С. Будипович еще в 1892 г, го*сал: "Оказа¬

    лось, что и синтаксические категории языка, которые прежде считались

    столь же неизменными, как законы логики, на деле изменяются, и притом

    Одновременно с изменением этимологических форм и во взаимодействии с

    последними. Это открытие, не только угаданное, но и доказанное Потебнею,

    Имеет в языковедении такую же важность, как учение Дарвина об изменяе¬

    мости видов в науках биологических"

    Советские языковеды особенно выделяют работы Потебни по синтакси¬

    су. "В.., „синтаксическом", как выражался Потебня, подходе к явлениям

    Языка заключается громадное значение лингвистических работ Потебни дня

    нашей современности". - указывал академик 8.В. Виноградов154

    . По его

    Мнению, значение работ Потебни для современного языкознания "»аключа-

    в том, он выдвинул ряд новых принципов понимания и исследова¬

    ния синтаксических явлений: !) принцип исторической изменчивости син­

    таксических категорий и •- соответственно — принцип историзма в осмысле­

    нии современной синтаксической системы; 2) принцип структурной вза¬

    имосвязанности всех основных рамматических категорий - слова, части

    речи, члена предложения и предложения.

    Решение основных вопросов языкознания, в том числе и проблемы оп¬

    ределения языка в связи с теорией познания, анализ всех лингвистических

    проблем с точки зрения гносеологии - основная особенность лингвисти­

    ческой концепции Потебни. Его концепция языка прежде всего должна

    быть определена как философско-гносеологическая. Несомненная заслуга

    Потебни перед языкознанием в том, что он стремился к решению

    проблем. "...Потебня внимателен к частному факту, но он подчиняет свой

    материал вопросам прежде всего общего порядка. Его не удовлетворяет

    систематика как таковая: он стремится перебросить те или другие мосты

    между группами синтаксических фактов, стремится объяснить пути раз¬

    вития соответствующих категорий, получить истори ю явлений, связав

    их в связь. Для его метода такая установка - науч¬

    ная необходимость, и в ней, не говоря уже об его искусстве анализа, глав¬

    ное значение того важного шага в исторической лингвистике, который

    « ее

    сделан был у нас именно им" .
    БерезинФ.м.

    Б 4 8 Истори я лингвистически х учений.Учебник дл я филол . спец . ву. .

    зов . - 2-е изд. , испр . и доп . - М. : Высш . шк. , 1984 . - 319 с , ил .

    § 16. КОНЦЕПЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА

    А.А. ПОТЕБНИ И ЕГО ШКОЛЫ

    Одним из первых ученых, разработавших концепцию языкового

    знака, был профессор Харьковского университета, глава Харьковской

    лингвистической школы А.А. Потебня. Он не оставил специальной

    работы, посвященной языковому знаку как таковому. Но в своей

    исследовательской практике и теоретических воззрениях он исходил

    из понимания языка как системы знаков. Много ценного Потебня внес

    в изучение узловой единицы языка — слова как знака. В

    исследованиях

    Потебни слово как знак имеет сложное строение; это касается как его

    семантики, так и материальной стороны.

    Языковой знак не только обеспечивает общение людей. Основопо-

    лагающей функцией знака Потебня считает способность знака делать

    более доступными и близкими для наблюдения, анализа и познания

    предметы и явления действительности, которые без знака были бы

    трудно доступными либо недоступными вовсе. Знак может обозначать

    не только видимые реальные предметы, но и их качества, свойства,

    отношения и оперировать ими, отраженными и закрепленными в

    знаке, как чем-то отдельным. Об общих свойствах знака Потебня, в

    частности, пишет: «Когда говорим, что А значит или означает Б, напр.,

    когда, видя издали дым, заключаем: значит, там горит огонь; то мы

    познаем Б посредством А. А есть знак Б, Б есть означаемое этим знаком,

    или его значение. Знак важен для нас не сам по себе, а потому, что,

    будучи доступнее означаемого, служит средством приблизить к себе

    это последнее, которое и есть настоящая цель нашей мысли. Означа-

    емое есть всегда нечто отдаленное, скрытое, трудно познаваемое

    сравнительно со знаком» (4, с. 16 и ел.).

    Обобщая взгляды Потебни на языковой знак, высказанные им в

    разных своих работах, мы может следующим образом представить

    структуру языкового знака (слова).

    Началом человеческой мысли является чувственное восприятие и

    его комплексы (чувственные образы). Чувственное восприятие не

    может непосредственно быть выраженным в языке. Поэтому между

    чувственным восприятием и мыслью, выраженной расчлененно с

    помощью языковых форм, существует «внеязычное содержание», об-

    разованное на основе этого восприятия и п о н и м а н и я восприня-

    того. «Внеязычное содержание» может быть по-разному препарировано

    и выражено с помощью различных языковых средств (ср.: черный —

    чернеть — чернь; веселый — веселиться — веселье — весело;

    меченосец — меченоша — тот, кто носит меч — носящий меч —

    меченосный...). Новое «внеязычное содержание» выражается и

    обозначается с помощью слова. В'Образовании слова участвуют

    различные языковые элементы, которые, в свою очередь, образуют

    внешнюю и внутреннюю формы слова. Внешняя форма слова как

    знака — это звук, но звук, как подчеркивал Потебня,

    сформированный мыслью. Звук в слове всегда связан с мыслью. И в

    образовании нового слова звук участвует только потому, что ранее

    применялся для выражения мысли. В слове звук, т. е. внешняя форма,

    выступает в единстве с формой внутренней. Внешняя и внутренняя

    формы образуются вместе, они предполагают друг друга. Внутренняя

    форма слова — это «представление в слове внеязыч-ного

    содержания», признак, положенный в основу названия и высту-

    пающий «смысловым знаком» значения слова. Поэтому внешняя

    форма слова, или звук, понимается как знак знака.

    Если внутренняя форма содержит, как правило, один признак, то значение слова представляет собой множество признаков, будучи

    отражением предмета или явления действительности. Значение слова

    имеет строение, является сложной подвижной структурой. В слове как

    в знаке Потебня вьщеляет как бы два семантических уровня: ближайшее

    и дальнейшее значения. Ближайшее значение народно, оно представ-

    ляет собой семантический минимум, необходимый для взаимопони-

    мания говорящих на данном языке. Дальнейшее значение лично, это

    значение научного термина, содержащего итог познания обозначаемо-

    го данным словом явления действительности. И хотя это значение

    личное, однако именно в нем мысль достигает наибольшей объектив-

    ности. Для наглядности строение знака, по Потебне, представим в

    следующем виде (рис. 3)

    Гречко, В.А.

    Г 81 Теория языкознания: Учеб. пособие/В.А. Гречко.— М.:

    Высш шк., 2003.— 375 с: ил.
    1   2   3


    написать администратору сайта