Главная страница
Навигация по странице:

  • Области исследований

  • Шифр специальности: 17.00.03

  • Шифр специальности: 17.00.04

  • Высшая аттестационная комиссия при кабинете министров республики узбекистан паспорта специальностей научных


    Скачать 1.87 Mb.
    НазваниеВысшая аттестационная комиссия при кабинете министров республики узбекистан паспорта специальностей научных
    Дата27.11.2022
    Размер1.87 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPassport VAK.pdf
    ТипДокументы
    #814764
    страница41 из 45
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   45
    Шифр специальности:
    17.00.02 – Театральное искусство и киноискусство. Телевидение.
    Формула специальности:
    Содержанием специальности «Театральное искусство и киноискусство.
    Телевидение» является изучение историко-теоретических вопросов развития театрального искусства, кинематографа и телевидения. В рамках специальности исследуется структурно-функциональная природа театра, отдельные произведения, деятельность мастеров сцены, творческих содружеств и коллективов; эволюция режиссуры и актѐрского мастерства, развитие стилей и закономерностей взаимодействия театра с различными искусствами и состоянием общества; кинематограф и телевидение, генезис и эволюция художественных систем, художественное своеобразие, вклад в мировую систему зрелищной культуры. Переосмысление прежних теорий, оценок и взглядов с новых научно-методологических позиций в контексте разработки современной модели развития культуры и искусства независимого Узбекистана.
    Области исследований:
    История драматического и музыкального театра (национального и мирового). Исследование вопросов истории и современного состояния драматических и музыкальных театров. Изучение творческих методов в театральном искусстве.
    История и теория драмы, комедии, трагедии и др. Изучение и исследование вопросов, связанных с историей и теорией жанров.
    Узбекская драматургия и ее сценическое воплощение. Анализ основных этапов развития узбекской драматургии в историческом контексте
    ХХ и XXI веков (мастерство драматурга, режиссера, актера).

    339
    История актерского искусства. Исследование аспектов эволюции актерского искусства, овладение методами театральных систем мировой сцены.
    История и теория узбекской и мировой режиссуры. Изучение вопросов истории и основных тенденций развития режиссуры. Овладение прогрессивными методами режиссерского искусства.
    Виды театра (драматический, кукольный, музыкальный, эстрадный, улично-площадный, массовые представления). Исследование эволюции развития таких видов, как драматический, кукольный, музыкальный, эстрадный, улично-площадный, массовые представления. Определение специфики, особенностей средств сценической выразительности. Стилистика актерской игры и режиссерской интерпретации.
    История и современное развитие узбекского кукольного театра.
    Изучение основных этапов развития узбекского кукольного театра. Виды, специфика и особенности кукольного театра.
    Сценография и постановочное искусство. Изучение стилевых направлений театрально-декорационного искусства и сценографии.
    Художественно-образное решение спектакля.
    Роль и место театра в контексте духовной культуры (социология и психология театрального искусства). Исследование вопросов театра в контексте духовной культуры в аспекте социологических исследований, а также психологии творчества.
    Стилевые направления и межкультурные связи. Исследование и анализ интеграции и взаимодействия различных театральных культур.
    Взаимодействие театрального искусства с другими видами искусства.
    Анализ вопросов синтеза взаимодействия театрального искусства с другими видами искусства, как танцевальное, цирковое, эстрада.
    История и теория театроведения, театральной критики. Изучение вопросов развития театроведения и театральной критики в Узбекистане ХХ –
    XXI веков. Исследование основных направлений театроведения (история театра, актерское мастерство, режиссура и т.д.).
    Театральное образование (история, системы, методики). Исследование методики и систем театрального образования в средне специальных и высших образовательных учреждениях.
    Музыкальное оформление театрального действия. Изучение вопросов музыкального оформления спектакля. Специфика и особенности звукового и шумового оформления.
    История и теория хореографического искусства (балет, национальный танец). Анализ вопросов истории и теории хореографического искусства
    Узбекистана. Определение основных стилевых жанровых направлений сценического танца. Изучение истории и современного состояния балетного театра.
    История и теория циркового искусства. Изучение и анализ основных этапов развития, видов и жанров циркового искусства Узбекистана.

    340
    Формы обеспечения театральной деятельности (экономика и организация театрального дела, маркетинг и менеджмент). Изучение опыта мирового театра в вопросах экономики и организации театрального дела, маркетинга и менеджмента. Разработка новых концепций и методик проведения международных театральных фестивалей, конкурсов.
    Источниковедческие исследования в сфере театра, хореографии, цирка и экранного искусства, создание, систематизация и исследование специализированных баз данных, научных архивов и коллекций. Опыт реконструкции на архивном исследовательском материале истории возникновения и развития театра и кинематографа; переосмысление наследия кино и имеющихся историко-теоретических концепций с новых идейных и научно-методологических позиций.
    Классификация и систематизация.
    Выявление основных типологических моделей национального кинопроизводства и ТВ, процессы становления и развития киноискусства и телевидения Узбекистана.
    Исследование проблем взаимодействия кино с литературой, изобразительным искусством, музыкой и другими видами художественного творчества. Кино в системе художественной культуры (исследование художественных факторов, формирующих специфику киноязыка и кинообраза).
    Исследование эстетических и социокультурных аспектов киноискусства в разрезе его отдельных видов (игровой, документальный, анимационный кинематограф) и жанров. Изучение процессов формирования и развития отдельных видов киноискусства; основные тенденции развития киноискусства в контексте важнейших социально-исторических процессов.
    Изучение эволюции киноязыка и выразительных средств киноискусства (Звук и слово в фильме. Роль монтажа в образной структуре фильма. Эволюция киномонтажа).
    Исследования в области истории, теории и методологии киноведения и кинокритики.
    Изучение художественной и производственной специфики отдельных кинематографических профессий и специальностей (режиссура, сценарное и операторское мастерство, мастерство актера и художника-постановщика и т.д.).
    Изучение опыта, разработка концепций и методики проведения фестивалей, конкурсов и других мероприятий в сфере экранного искусства.
    Социологические исследования в сфере киноискусства, разработка специализированных программ, вопросников и анкет для изучения зрительской аудитории экранных произведений, выявления зрительских предпочтений и интересов. Место и роль социологических исследований.
    Рейтинговые шкалы: их виды и возможности. Сплошное и выборочное социологическое исследование. Анализ и интерпретация материалов социологического исследования.

    341
    Разработка научных рекомендаций по формированию текущего кинорепертуара, а также долговременной государственной политики в сфере киноискусства. Практическая значимость ряда наработок авторского кино – актуальность и адресность темы, новаторство идеи, оригинальность способа изложения, национальная специфика, талант исполнителей, интересный герой, отсутствие патетики в теме патриотизма и др.
    Исследования в области новых условий производства и проката фильмов, соотношение государственного и частного кинопроизводства.
    Современное состояние авторского и коммерческого фильма.
    Художественная доминанта и прагматические аспекты.
    Теоретические и методологические основы обеспечения качества создаваемого произведения на базе новых технологий; анализ и оценка эффективности экранных произведений и изучение социальных аспектов их воздействия на общество.
    Формирование новых направлений в создании экранной продукции
    Узбекистана. Проведение анализа сложившейся ситуации в национальном кинопрокате; выявление эстетических свойств современного фильма.
    Методика и практические рекомендации творческим и техническим работникам в освоении новых технологий при создании экранных произведений.
    Исследование состояния и перспектив развития телевидения как базы для создания экранных произведений в международной сети коммуникаций.
    Процесс формирования художественного телевидения как новый историко- культурный феномен; традиционное наследие и концепции самобытности в экранной культуре (телесериалы, клиповая культура, видео-арт и др.).
    Методологические и методические исследования оценки современных экранных произведений с учетом возможностей информационных каналов, входящих в единое информационное поле Республики Узбекистан.
    Характеристика основных художественных течений, стилевых поисков, формирующих кинопроцесс начала ХХI века.
    Шифр специальности:
    17.00.03 – Музыкальное искусство
    Формула специальности:
    Содержанием специальности «Музыкальное искусство» является изучение специфики музыки как вида искусства и как разновидности духовной деятельности в целом; музыкальной культуры, взятой во всех ее составляющих; истории и теории музыки всех регионов мира как профессиональной, так и народной, как письменной, так и устной традиций; различных форм музыкальной деятельности
    (композиторской, исполнительской, музыковедческой, музыкально-педагогической и др.).
    Области исследований:

    342
    Эстетика музыки (научные объекты и предметы, творческие философские концепции, Древний Восток, Древняя Греция, эпоха средневековья, Ренессанс, классицизм, XIX век, XX век и современность).
    История и теория узбекской музыки (эволюция музыкального искусства с древнейших времен до современности, теоретические основы системы макомов, исполнительские школы, стили и направления).
    История музыки стран Востока (исторические вехи развития, музыкально-теоретические воззрения ученых-энциклопедистов, сложение и развитие универсальных закономерностей музыки).
    История русской и западноевропейской музыки (исторические этапы развития европейской музыки, кристаллизация многоголосной музыки и ее жанров, творчество выдающихся композиторов).
    Этномузыковедение
    (ареальные исследования, историческое формирование локальных, региональных, межрегиональных музыкальных стилей и их эволюция).
    Общая теория музыкального искусства (восточная теория музыки, древнегреческая музыкальная наука, развитие европейской музыкальной теории и еѐ отражение в научных трудах).
    Специальная теория музыки в совокупности составляющих еѐ дисциплин: мелодика, ритмика, гармония, полифония (контрапункт), теория и анализ музыкальных форм, техника композиции, инструментоведение: оркестровка и теория оркестровых стилей, история теоретических учений.
    История и теория музыкальных жанров (истоки и формирование монодических, полифонических и гомофонно-гармонических жанров).
    История и теория музыкального языка (исторически сложившиеся музыкальные стили, их эволюция, взаимодействие, комплексный анализ выразительных средств музыки).
    Музыкальная семиотика (особый раздел музыкальной науки, специфические методы исследования, семантика единичных структурных и других составляющих музыкальных форм).
    Психология музыкального творчества (процесс создания музыки как творческий акт, отражающий рациональное и иррациональное в диалектическом единстве).
    Психология музыкального восприятия (этические учения о музыке:
    Древняя Греция, средневековье, Ближний и Средний Восток и др.; монографические научные труды восточных и европейских ученых).
    Воспитание музыкального слуха (слух относительный и абсолютный, значение сольмизации, известные мировые школы, роль слухового восприятия в традиционной системе обучения «устоз-шогирд»).
    История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
    (материально-культурные памятники как объект музыкальной археологии, письменные источники, классификация, формы музицирования, локальные исполнительские школы, традиции изготовления инструментов и выдающиеся мастера, современное исполнительское искусство).

    343
    История вокального искусства (происхождение – научные теории и гипотезы, культовые певческие традиции, песенные жанры монодических культур, кристаллизация многоголосного хорового пения, светские жанры, стиль пения bel canto, мировые певческие школы).
    История и методика дирижирования (период формирования, роль капельмейстера, дирижера в развитии хорового, ансамблевого и оркестрового музицирования, выдающиеся дирижеры-реформаторы, основные принципы методики дирижирования, различные школы).
    Психология музыкального исполнительства (исполнитель как важное звено триады: творец–исполнитель–слушатель, роль субъективного фактора в интерпретации произведения, культурный уровень исполнителя, исполнитель-воспроизводитель, исполнитель-соавтор).
    Музыкальное источниковедение
    (музыкальная иконография, письменные и другие источники, значение музыкальной текстологии, архивоведение, музееведение).
    История и теория музыкальной критики Узбекистана (период формирования, жанры, яркие представители, а также методика критической работы).
    История музыкального театра
    (зарождение, пути развития, разновидности и основные жанры).
    История оркестра (развитие инструментальной музыки, ансамблевое музицирование как показатель профессионализма, Мангеймская школа, венская классическая школа, развитие оркестрового искусства в XIX веке, современные разновидности оркестров).
    История музыкальных инструментов Узбекистана (Узбекистан – родина струнных инструментов, богатое наследие, роль струнно-щипковых инструментов в изобретении восточной
    «нотной» письменности, археологические находки, миниатюры и письменные источники).
    История камерных ансамблей (исторические предпосылки, значение археологических памятников в изучении придворной, культовой музыки.
    Камерные ансамбли как форма профессионального музицирования.
    Разновидности камерных ансамблей и их развитие).
    Духовная музыка (история, теория, практика; деятели, стили, формы, жанры; мировые религии и музыка, художественное отражение в музыке религиозных образов).
    Хоровая музыка (история, теория, практика; хоровое пение как форма коллективного музицирования, исторические формы и жанры хорового пения, церковно-хоровое песнопение, мотивы и образы, переход от монодического пения к многоголосному хоровому пению. Классификация и виды хорового исполнительства. Современные формы).
    Музыка быта (история и формы бытового музицирования и классификация жанров в различных типах хозяйствования: музыка в повседневной жизни кочевых, оседлых, полуоседлых-полукочевых племен и народов).

    344
    История и теория массовых музыкально-развлекательных жанров
    (песня, танцевальная музыка, оперетта, мюзикл, джаз, рок-музыка, шансон,
    «авторская песня» и др.).
    Музыкальная социология (цели и задачи, роль общественного мнения и специфические методы исследования).
    Музыкальное краеведение (центры, провинция, их история).
    Производство музыкальных инструментов (история, практика, мировые школы, современные формы изготовления).
    История музыкальных обществ и организаций (национальные и международные общества, пропаганда музыкальной культуры, изучение отдельных видов музыки, деятельность Союза композиторов и исполнителей).
    Музыкальное образование (история, системы, методика. Традиционные формы образования).
    Музыкальные издательства, журналы, газеты
    (деятельность организаций и фирм, выпускающих ноты, книги о музыке, журналы; исторические формы нотопечатания).
    Музыкальный менеджмент (вопросы менеджмента, творчества, экономики и права в шоу-бизнесе; инфраструктура данной сферы предпринимательства).
    Шифр специальности:
    17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
    Теория и история дизайна
    Формула специальности:
    Содержанием специальности «Изобразительное и декоративно- прикладное искусство.
    Теория и история дизайна» является искусствоведческое исследование пластических или пространственных видов искусства – изобразительного, декоративно-прикладного искусства, теории и истории дизайна; а также изучение истории и теории, художественных особенностей различных видов и жанров изобразительного и декоративно- прикладного искусства; исследование проблематики теории и истории всех видов и направлений дизайна.
    Области исследований:
    Исследование фундаментальных и прикладных проблем узбекской и мировой художественной культуры прошлого и настоящего.
    Исследование историко-культурных и внутренних закономерностей развития пластических видов искусства.
    Способы и формы взаимодействия различных видов искусства, вопросы синтеза. Исследование освоения ведущих смыслов как цели художественного образования. Изучение соотношений особенностей выражения смыслов бытия в разных видах изобразительного искусства
    (знаковые, символьные, ассоциативные). Эстетическое и содержательное

    345 взаимодействие видов искусства. Взаимодействие видов искусства через художественно-творческий метод.
    Роль и место искусства в становлении и развитии духовной и материальной культуры общества. Изучение вопросов преобразовательной деятельности человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности.
    Творческие биографии и художественное наследие мастеров живописи, графики, скульптуры и видов декоративно-прикладного творчества.
    Философско-мировоззренческие поиски, стилевые направления и тенденции в различных видах искусства.
    Символика в искусстве. Изучение проблемы символики в искусстве.
    Художественная культура регионов Узбекистана.
    Художественная культура стран Центральной Азии.
    Роль искусства в формировании жизненной среды. Изучение процесса эстетической и художественной деятельности: синтез, анализ, сравнение.
    Механизмы взаимодействия (синтеза) пространственных видов искусства, а также связи пластических видов искусства с литературой, музыкой, театром, кино и другими видами художественной деятельности.
    Генезис и эволюция декоративно-прикладного творчества.
    Исследование эволюции изобразительных образов, методики классификации предметов прикладного искусства, стили древнего декоративно-прикладного искусства.
    Теоретические проблемы традиционного и нетрадиционного декоративно-прикладного искусства.
    Способы и методы системного подхода в изучении узловых вопросов художественного развития.
    Комплексное изучение художественной культуры.
    Методология и методика исследования проблем изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
    Художественное образование. Исследование проблем художественного образования.
    Арт-менеджмент в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Изучение вопросов арт-менеджмента в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
    Социология искусства. Изучение проблем социологии искусства.
    Психология художественного творчества. Исследование проблем психологии художественного творчества.
    Искусство в эпоху постмодернизма.
    Межкультурный диалог в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
    Эстетика дизайна как дисциплина, изучающая его специфику.
    История узбекского и зарубежного дизайна.
    Теоретические проблемы дизайна.

    346
    Художественно-образное моделирование предметного мира. Изучение метода художественно-образного моделирования, традиционно применяемого в дизайне.
    Дизайн как предметное творчество.
    Дизайн предметно-пространственной среды. Изучение средового подхода в дизайне, совершенно нового понимания объекта проектирования.
    Культурные и проектные парадигмы материального мира, понимаемого как совокупность отдельных вещей и мира.
    Дизайн в информационной среде.
    Дизайн в эпоху постмодернизма.
    Дизайн и психология восприятия.
    Образование в области дизайна. Изучение проблем образования в области дизайна.
    Способы осуществления процессов художественного проектирования изделий из кожи, меха, обуви, ювелирных изделий, рекламы, художественных и промышленных изделий из металла, древесины, стекла, керамики, камня, полимеров.
    Методы оптимизации процессов художественного проектирования на основе системного подхода.
    Прогнозирование стиля и моды на основе различных методов
    (аппроксимация, изучение потребительского спроса и др.).
    Методы и средства теоретического и экспериментального исследования процессов проектирования и изделий дизайна.
    Методы управления процессами проектирования и прогнозирования современных изделий, машиностроительной, приборостроительной, автомобилестроительной и других видов промышленности.
    Методы художественного проектирования на основе законов бионики.
    Методы исследования физико-механических факторов при проектировании изделий.
    Методы анализа иллюзорных свойств формы и материалов в изделиях дизайна.
    Методы формообразования и структурообразования изделий текстильной, легкой, машиностроительной, приборостроительной, автомобилестроительной и других видов промышленности.
    Моделирование систем изделий для различных типов их воспроизводства в материале.
    Принципы художественного оформления изделий с учетом современных технологий.
    Способы декорирования и реставрации художественных изделий.
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   45


    написать администратору сайта