Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания и вопросы для самоконтроля

  • Рекомендуемая литература

  • Глава 20. ВЗРОСЛЫЙ КАК ЧИТАТЕЛЬ

  • Задание для самоконтроля

  • Колесникова Основы андрагогики. Высшее образование основы андрагогики


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеВысшее образование основы андрагогики
    АнкорКолесникова Основы андрагогики
    Дата29.01.2020
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаKolesnikova_I.A.-Osnovy_andragoniki-2007.doc
    ТипДокументы
    #106385
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Глава 19. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСУГА

    Изучение сложившейся практики досуга взрослых позволяет выделить потенциально заложенные в его структуре образователь­но-просветительские возможности: Образовательные — отдых, служащий для восстановления возможности жизненных сил, здоровья, психологического досуга взрослых самочувствия (рекреация);

    — просвещение как средство интеллекту­ального развития, повышения уровня функциональной грамот­ности, источник дополнительных знаний;

    — творчество, отвечающее потребностям и интересам челове­ка как способ самореализации и самовыражения;

    — созерцание, рефлексия, самоанализ, позволяющие углубить­ся в мир чувств и переживаний, переосмыслить имеющийся жиз­ненный опыт, возвыситься над обыденной жизнью.

    Очевидно, что реализация указанных возможностей так или иначе сопряжена с приобретением дополнительных знаний, уме­ний, опыта деятельности и отношений, а значит, содержит обра­зовательный потенциал.

    Соотношение досуговой и (само)образовательной деятельности может быть различным: 1) образование как одна из форм досуга; 2) образование и досуг как самостоятельные, независимые друг от друга виды деятельности; 3) образование и досуг, взаимно допол­няющие друг друга (процесс образования содержит элементы до­суга, имеющие рекреационное значение; досуг сопровождается па­раллельным внесением просветительской информации).

    Досуг взрослых в современной России отличается:

    — значительной дифференциацией населения (городского, сельского) по доступности для разных социальных слоев различных рекреационных услуг;

    — отсутствием социальных гарантий и стимулов для активного участия в сфере досуга;

    — ростом влияния массовой культуры на содержание и структуру отдыха;

    — снижением доли просветительских форм, предлагаемых социумом и СМИ;

    — падением влияния традиционной и народной культуры на

    сферу досуга.

    В этих условиях перед взрослым человеком встает проблема наполнения свободного времени смыслом, выбора досуговых предпочтений. Во многом ее решение зависит от такого фактора, как доход семьи, причастность к разным по уровню обеспеченности социальным слоям.

    Содержательное наполнение свободного времени взрослого во многом является андрагогической проблемой, которая связана с общей культурой личности. Результаты многочисленных исследований показывают, что свободное время представляется сегодня в равной мере значимой проблемой для людей с высокими и низкими доходами, хотя качество «оснащения» свободного времени у богатых и бедных различно. Объективно наполнение досуга богатых и бедных связано не столько с финансовой стороной, сколько с отношением к нему, навыками и «квалификацией» в использовании свободного времени. Именно поэтому качество досуга следует рассматривать в более широком контексте качества жизни.

    За последние годы в среде взрослого населения наблюдается сгжпятение свободного времени как на пассивный, так и на активный отдых (спорт, прогулки) при увеличении времени на просмотр телепередач (видео в более обеспеченных семьях). Все меньше свободного времени уделяется учебе и самообразованию. По-прежнему фиксируются более высокие показатели наличия свободного времени у городского населения по сравнению с сельским, а также у мужчин по сравнению с женщинами.
    Досуг и отдых, как правило, трактуются независимо от возраста либо как «время, свободное от учебы, профессиональны* и семейных обязанностей», либо как «время, направленное на развлечение». Столь узкое понимание возможностей досуга свидетельствует о том, что не только молодежь, но и люди старшего возраста ориентированы преимущественно на его рекреативно-развлекательные виды, а познавательные и творческие функции зачастую остаются нереализованными. Таким образом, возникает андрагогическая проблема осознания развивающего потенциала досуга самим человеком. Умение сделать целесообразный для себя выбор занятий предполагает возможность доступа к информации о содержании и формах доступной досуговой деятельности. В этом отношении андрагог может выступить в качестве организатора досуга, популяризатора его традиционных и новых форм.

    В каждый из возрастных периодов у человека возникают специфические запросы в сфере реализации досуговых интересов.

    Как показывают мониторинговые исследования, учащиеся старших классов считают себя вполне подготовленными к проведению (свободного времени. Однако именно в сфере

    досуга молодежь ожидает множество соци альных рисков (приобщение к алкоголю, наркотикам, отход от принятых стереотипов и норм поведения, влияние массовой культуры и др.). Отмечается, что в период социальных перемен для молодых людей приоритетными становятся компенсаторная и развлекательная функции досуга. В силу этого на ведущих молодежных передач, диск-жокеев ложится во многом андрагогическая функция развития вкуса и эстетических потребностей молодежи, формирования культуры общения полов, предъявления образцов цивилизованного поведения в местах досуга. К сожалению, представителями данных профессий эта функция сегодня не принимается во внимание. Поэтому на миллионные аудитории с помощью средств массовой информации тиражируются сомнительные западные модели поведения и отношений, образцы низкой речевой культуры.

    В рамках существующего опыта организации досуга молодежи реализуются также формы гражданского воспитания (деятельность общественно-политических организаций и объединений, участие в акциях, имеющих гражданскую направленность); приобщения к достижениям современной науки и техники (особенно для молодежи, имеющей низкий образовательный ценз); обучения современным технологиям (компьютерные коммуникации); освоения практических навыков военно-спортивного плана (вождение автомобиля, владение оружием и др.); знакомства с ценностями мирового и национального искусства. Досуг и отдых, как правило, трактуются независимо от возраста либо как «время, свободное от учебы, профессиональны* и семейных обязанностей», либо как «время, направленное на развлечение». Столь узкое понимание возможностей досуга свидетельствует о том, что не только молодежь, но и люди старшего возраста ориентированы преимущественно на его рекреативно-развлекательные виды, а познавательные и творческие функции зачастую остаются нереализованными. Таким образом, возникает андрагогическая проблема осознания развивающего потенциала досуга самим человеком. Умение сделать целесообразный для себя выбор занятий предполагает возможность доступа к информации о содержании и формах доступной досуговой деятельности. В этом отношении андрагог может выступить в качестве организатора досуга, популяризатора его традиционных и новых форм.

    В каждый из возрастных периодов у человека возникают специфические запросы в сфере реализации досуговых интересов.

    Как показывают мониторинговые исследования, учащиеся старших классов считают себя вполне подготовленными к проведению (свободного времени. Однако именно в сфере

    досуга молодежь ожидает множество социальных рисков (приобщение к алкоголю, наркотикам, отход от принятых стереотипов и норм поведения, влияние массовой культуры и др.). Отмечается, что в период социальных перемен для молодых людей приоритетными становятся компенсаторная и развлекательная функции досуга. В силу этого на ведущих молодежных передач, диск-жокеев ложится во многом андрагогическая функция развития вкуса и эстетических потребностей молодежи, формирования культуры общения полов, предъявления образцов цивилизованного поведения в местах досуга. К сожалению, представителями данных профессий эта функция сегодня не принимается во внимание. Поэтому на миллионные аудитории с помощью средств массовой информации тиражируются сомнительные западные модели поведения и отношений, образцы низкой речевой культуры.

    В рамках существующего опыта организации досуга молодежи реализуются также формы гражданского воспитания (деятельность общественно-политических организаций и объединений, участие в акциях, имеющих гражданскую направленность); приобщения к достижениям современной науки и техники (особенно для молодежи, имеющей низкий образовательный ценз); обучения современным технологиям (компьютерные коммуникации); освоения практических навыков военно-спортивного плана (вождение автомобиля, владение оружием и др.); знакомства с ценностями мирового и национального искусства.

    Важнейшей социально-андрагогической миссией в сфере до­суга сегодня становятся поиск и социальная поддержка талантли­вой молодежи, а также поднятие престижа национальной науки и народного искусства.

    Организаторами работы с одаренной молодежью в различных регио­нах России выступают филиалы общества «Знание», культурные цент­ры, музеи и библиотеки. В рамках гуманитарного фонда «Знание» осуще­ствляются ежегодные программы «Молодые дарования» и «Стипендиа­ты» с выдачей дипломов, денежных премий и правом публикаций и эк­спонирования лучших работ. Фондом «Знание» совместно с РАО «Газ­пром», ассоциацией «Народные художественные промыслы России» и Политехническим музеем проводятся выставки-конкурсы молодых мас­теров художественных промыслов.

    Эффективности работы в этом направлении способствует спе­циальная андрагогическая подготовка. Она должна обеспечивать понимание реалий жизни молодежи, использование форм ра­боты, отвечающих ее ожиданиям; преодоление стереотипов досуговой деятельности; творческое использование национальных моделей организации свободного времени. Специалистам пред­стоит поиск новых образовательных и просветительских форм досуга, в том числе использующих возможности сетевого об­щения.

    В организации досуга взрослых средних возрастных групп доми­нанта смещается на возможность решения за счет рационального использования свободного времени задач социального развития, адаптации, поддержки. Досуг данной возрастной группы более ин­дивидуализирован и личностно обособлен. Он в значительной сте­пени обусловлен социально-экономическими мотивами (социаль­ное продвижение, изменение социального статуса, повышение экономического благополучия и т.д.). Поэтому образовательно-статусные функции досуга для лиц среднего возраста нередко вы­ступают на первый план.

    Для большинства представителей среднего возраста досуговая сфера становится пространством социальной поддержки и адап­тации. Именно в этой сфере заложен большой потенциал для по­вышения уровня культуры. Сельские жители, например, в сво­бодное время могут приобщиться к городской культуре, новым моделям общения, повысить уровень функциональной грамотно­сти. Справедливости ради надо отметить, что жителями российс­кой глубинки традиционно сохраняются и возрождаются нацио­нальные формы отдыха (праздники календарного обрядового круга, традиционное народное искусство). Работа в сфере организации досуга сельских жителей охватывает в основном такие сферы, как ремесла, искусство, кулинария, сельское хозяйство, здоровье, спорт, иностранные и родные языки. Массовые досуговые действа, такие, как народные гуляния карнавалы, праздники улиц, города, концертные и спортивны шоу, могут и должны служить источником просвещения, поскольку по определению способны транслировать множеству людей идей ценности, традиции, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

    Пожилые люди, особенно одинокие, сталкиваясь с проблеме обилия свободного времени на новом этапе своей жизни, часто не знают, чем его заполнить. Одни не могут в полной мере участвовать в активных формах досуговой деятельности в силу отсутствия экономических возможностей или физических сил. У других, всю жизни посвятивших работе, не накоплен опыт полноценного отдыха.

    Пожилые люди, как правило, не ориентированы на участие ; массовых, шумных мероприятиях и развлечениях. У них уже сложился привычный круг общения, стали любимыми определенные формы досуга. Большое значение для этой возрастной категории имеет внутренняя, эмоциональная и интеллектуальная, жизнь совместно с близкими по духу сверстниками или родственниками Организаторы работы с пожилыми отмечают, что в этом возраст! ощущается потребность не столько в новом содержательном досу­ге, сколько в теплоте, внимании, возможности выразить свор переживания и поделиться жизненным опытом.

    Организаторами работы в сфере досуга и образования пожи­лых выступают народные университеты и университеты третьего возраста, филиалы организации общества «Знание», культурно-информационные центры, а также музеи, дома культуры, обще­ственные и социальные организации, спортивные клубы. Геогра­фия распространения опыта организации досуга для пожилых до­статочно широка. В основном это Центральный регион России. Сибирь, Северо-Запад, а также Москва и Санкт-Петербург. Содержание работы с пожилыми включает направления: социально-психологическое (психологическая помощь и реаби­литация, «телефоны доверия», консультации психологов, семи­нары на тему «Искусство победить старость» и т.д.);

    медико-психологическое (лекции по валеологии, семинары на тему «Здоровье в твоих руках», работа в группах «Здоровье», встречи с врачами-специалистами, консультации специалистов и т.д.);

    правовое (встречи с юристами, работниками отделов социаль­ного обеспечения, юридические консультации);

    историко-культурное (изучение истории России, истории род­ного города, края, экскурсии, коллективное посещение театров и концертных залов, встречи с писателями и артистами, семина­ры на темы: «Родной город: история и культура», «Русское народ­ное творчество», «Русский народный костюм» и т.д.);

    гражданское (цикл лекций и семинаров «Я — гражданин», встре­чи с депутатами и т.д.);
    садоводческое (лекции, консультации специалистов по вопро­сам ведения приусадебного хозяйства, работа в Ботаническом саду и на природе и т.д.);

    художественно-эстетическое (лекции, посещение музеев, те­атров, концертов, экскурсии, тематические вечера и т.д.).

    В досуговой работе с лицами третьего возраста широко исполь­зуются групповые и коллективные формы деятельности, направ­ленные на расширение и обогащение круга социальных связей; индивидуальный подход, обусловленный богатством и разнооб­разием опыта пожилых людей; автобиографический метод, ори­ентированный на то, чтобы пожилой человек, обращаясь к своей биографии, будучи представителем определенного поколения, по­пытался осмыслить пройденный жизненный путь, его уникаль­ность и общественную значимость.

    Расширение практики работы в сфере досуга пожилых людей порождает проблему подготовки специалистов для данного вида деятельности. В этой связи центрами работы с пожилыми людьми предпринимаются попытки организовать совместную работу со сту­дентами институтов культуры, с будущими специалистами куль­турно-просветительской и социальной работы. Очевидна необхо­димость совершенствовать содержание образовательной работы с пожилыми, творчески использовать такие формы обучения, кото­рые позволяют организовать диалоговое общение, дают возмож­ность для обсуждения проблем на высоком профессиональном уров­не, открывают возможности для передачи жизненного опыта.

    Результативность работы в досуговой сфере взрослых должна измеряться степенью целостности, самодостаточности досуга как вида деятельности, позволяющего противостоять духовным кри­зисам и разрушению личности. Серьезными андрагогическими задачами являются подготовка человека любого возраста к твор­ческой самореализации в сфере досуга; обучение рекреационным технологиям, способствующим успешной самореализации и ресоциализации; помощь в конструировании индивидуального рек­реационного пространства; ориентация в существующих видах до­суга, доступных соответствующим возрастным и социальным ка­тегориям.
    Задания и вопросы для самоконтроля
    1. Проанализируйте структуру своего свободного времени. Какое ме­сто в ней занимает образовательная (просветительская) деятельность?

    2. Какими формами самообразовательной деятельности вы владеете?

    3. Как вам кажется, из каких источников в свободное время вы чер­паете наибольшее количество общекультурной информации (радио, те­левидение, видео, театр, музеи, общение с друзьями и знакомыми, пу­тешествия и др.)? Обсудите в учебной группе, чем и как обогащают вашу жизнь занятия в свободное время.

    4. Как вы думаете, что сегодня больше всего мешает взрослым людям культурно проводить свой досуг?
    Рекомендуемая литература
    Бутенко И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. — 1998. — № 7.

    Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об организации досуга молодежи. — М., 1988.

    Орлов А. С. Социология рекреации. — М., 1995.

    Орлов А. С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. — 1990. — № 9.

    Орлов А. С. Труд и рекреация // Социологические исследования. — 1991. -№10.

    Раниш И. Е., Зюзина Т. А. Раздумья о педагогике культурного досуга // Советская педагогика. — 1990. — № 7.

    Стеббинс Р. А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. — 2000. — № 7.
    Глава 20. ВЗРОСЛЫЙ КАК ЧИТАТЕЛЬ
    Образование и самообразование взрослого невозможно представить без чтения разнообразной литературы. Восприятие и интерпретация печатного слова на протяжении веков остается одним из основных источников информации, необходимой человеку. С помощью чтения происходит его вхождение в культуру, открываются возможности для развития личности. На основе чтения строится обучение на всех его ступенях, начиная с дошкольного образования. Будучи совершенно особым культурным феноменом, чтение является универсальным средством развития как общей, так и профессиональной культуры личности.

    В рамках андрагогики чтение как образовательный источник интересно в контексте личной судьбы человека. Взрослый как субъект образовательного процесса активно участвует в выборе источников информации и построении индивидуального образования. Поэтому одной из типично андрагогических задач является развитие взрослого как читателя, умеющего ориентироваться в море литературы, владеющего необходимыми умениями и навыками работы с научными, техническими, художественными текстами.

    Конкуренция других источников с печатной информацией во второй половине XX в. стала почвой для прогноза о смерти чтения, кризисе книжной культуры и замене ее аудиовизуальными источниками. Однако этот прогноз не подтверждается многочисленными исследованиями социологов, психологов, библиотековедов, педагогов. Данные проведенного ВЦИОМом в 1998 г. международного сравнительного исследования в европейских странах и США свидетельствуют о высоком удельном весе чтения в жизни человека как в сфере профессионального образования, так и в сфере досуга.

    Сегодня существуют две тенденции, связанные с чтением. С одной стороны, наблюдается некоторое сужение прежнего поля книжной культуры, превращение его в один из информационных источников наряду со СМИ, видео, компьютерными сетями. С другой стороны, происходит значительное углубление самого понятия «чтение» в связи с философским отношением к «миру как тексту», который прочитывается, познается с помощью «языков культуры».

    В связи с усложнением сферы производства, увеличением числа наукоемких технологий у специалистов возрастает потребность в постоянном профессиональном чтении. Особую роль профессиональное чтение играет в период до 29—30 лет, когда идет активное включение человека во все виды социальной жизни. Это находит отражение не только в поиске книг по специальности, но и в формировании интереса к юридической, экономической литературе, работам по менеджменту и деловой коммуникации, практическим руководствам типа «Как организовать свое дело», «Как не разориться на рынке», «Как организовать продуктивное общение» и др.

    В профессиональном чтении, особенно научном, основное значение имеет его целенаправленность. Она предполагает умение пользоваться каталогами, рекомендательными списками, справочной литературой, готовность к использованию компьютерных технологий в поиске нужных источников. Отбор литературы, первостепенно необходимой для решения возникающих проблем, умение отсеивать второстепенную или ненужную (вообще или сейчас) — непреложное условие продуктивности профессионального чтения. Конечно, часть этой работы может выполнить библиограф, но большая доля ее падает на самого читателя. Поэтому обучение поиску и оценке информации, которая действительно востребована и окажет искомую помощь, составляет немаловажную часть общей и профессиональной культуры взрослого как читателя и специалиста.

    Особую роль в повышении эффективности профессионального чтения играет знание рациональных приемов, методов работы с текстом, как предваряющих чтение, так и использующихся во время чтения и после него. Методы до чтения направлены на отбор читателем из уже известного ему перечня литературы наиболее важных, существенных работ и беглый просмотр менее значимых. Методы во время чтения ориентированы на развитие способов скорочтения, применение специальной маркировки текста, приемов мысленного структурирования и «свертки» информации и т. д. Методы после чтения связаны с системой интерпретации и осмысления на основе пересмотра прочитанного, обращения к сделанным выпискам, работы с конспектом.

    Источниками чтения являются как домашние, так и муниципальные и научные библиотеки. Число читателей в последних не только не уменьшается, но в ряде случаев растет. Доля нечитающих в России вдвое меньше читающих, хотя довольно значительна. В разных регионах она составляет от '/4 Д° 7з взрослых. В основном это пожилые люди из сельской местности, не приобщенные ни к каким культурным коммуникациям. В 90-ые годы доля нечитающих не росла, оставаясь стабильной.

    По имеющимся данным, в контрольный день сплошного учета в течение трех лет в 53 обследуемых библиотеках России было 6 тыс. посетителей, взявших 12 тыс. книг. Удельный вес отраслевой литературы составил в книговыдаче более 27%, художественной — более 64%, в том числе отечественной — 34 %, зарубежной — 28 %, периодики — 7 %.

    Даже в трудных современных условиях люди приобретают книги для домашних библиотек: из 1000 опрошенных покупают в год от 1 до 5 книг 30%, от 6 до 10 — 9%, от 11 до 20-5%, более 20 —2%. Домашние библиотеки с объемом до 100 книг имеют не менее 30 % жителей всех типов поселений (Москва, С.-Петербург, крупные и малые города, села); от 100 до 300 — не менее 20 % в городах и 15 % в селе; от 300 до 500 книг — от 7 до 14 % в городах разных типов и 1 % в селе; от 500 до 1000 книг — от 3 до 9 % в городах и 1 % в селе. Свыше 1000 книг — от 0,9 % в селе, до 8 % в Москве и С.-Петербурге.

    В еще большей степени, чем в профессиональном чтении, личная ориентация проявляется в чтении взрослыми художественной литературы. Мотивы и методы ее чтения как части общей культуры личности отличаются от мотивов и методов профессионального чтения, подчиняясь другим закономерностям. Выбор книг для домашней библиотеки за последние годы явственно изменился. Полки домашних библиотек, где собраны «серьезные» книги, сегодня пополняются литературой, имеющей компенсаторно-релаксационную (утешительную, исцеляющую, развлекательную) функцию. Это детективы, приключения, любовные романы, фантастика, прежде считавшиеся непрестижной литературой. Читающий взрослый и в ее рамках находит мастеров того или иного жанра.

    У читательской элиты (люди с высшим образованием, в том числе библиотекари) более высокие показатели чтения серьезной литературы: классика составляет 43 %; историческая литература — 56 %; поэзия — 31 %; современная русская и зарубежная проза — соответственно 22 и 14 %. Но и здесь чтение фантастики выше средних показателей, выше и чтение детективов — 43 %, чтение оккультной литературы составляет 23 % при средней норме 10%. Доля чтения любовных романов и сборников анекдотов — на уровне средних показателей: соответственно 28 и 18%.

    Неверно мнение, что читателями общественных библиотек являются в основном пенсионеры. Доля этих людей в ряде библиотек немного превышает 10 %. Наиболее активная часть читателей — люди в возрасте 20 — 45 лет. По данным РНБ, их 54% (до 20 лет — 31 %). Среди читателей больше женщин, чем мужчин, хотя в отдельных регионах эта разница незначительна (54 и 46 %).

    Какие же произведения пользуются спросом у взрослых читателей, какими мотивами они руководствуются при выборе книг? Специалисты отмечают, что смещение мотивов и изменение стандартов высокого читательского вкуса приводят к переосмыслению функциональной и смысловой роли литературы в жизни современного взрослого человека. Ширится своего рода эмансипация читателя во всех сферах чтения. Возрождается мода, особенно у представителей среднего класса, на престижные книги. Сегодня, например, это произведения Б.Акунина, В.Пелевина, Т.Толстой. Нынешний читатель обращает свое внимание на литературу незаслуженно забытых или сознательно отторгнутых в свое время серьезных, больших писателей как дореволюционных лет (например, Н. Г. Гарин-Михайловский, П. И. Мельников-Печерский и др.), так и современных (Ю.Трифонов, Ю.Домбровский, Ф.Абрамов и др.).

    Среди мотивов чтения взрослого человека наиболее характерны прагматические и компенсаторные. Прагматические мотивы связаны с чтением, осуществляемым в рамках учебы (подготовка к экзаменам, докладам, выполнение конкретного задания) студентами и специалистами, повышающими квалификацию или занимающимися самообразованием. Компенсаторные мотивы имеют место в тех случаях, когда чтение является средством разрядки, отвлечения от неприятных ситуаций, выполняет своеобразную психотерапевтическую или релаксационную функцию.

    Отмеченный в последнее время исследователями интерес к детективам и любовным романам берет на себя помимо компенсаторной функцию познания жизни с «черного хода», удовлетворяет потребность в супергерое или «красивой» жизни. Если последние мотивы раньше были характерными для не самых подготовленных групп читателей, то ныне компенсаторная роль чтения возрастает и в среде высокообразованных читателей, читательской элиты. Отмечается отсутствие прежнего интереса к поэзии. Его место заняло увлечение юмором и анекдотами. Зафиксирована также заинтересованность относительно новыми жанрами — мистикой, жестким фэнтэзи, триллером.

    Параллельно с увлечением развлекательно-утешительным чтением у взрослых читателей растет интерес к книгам по философии, религиоведению, культурологии. Лидирующее место в серьезном чтении занимает жанрово-тематическое и историческое чтение. Любовь к нему читателей — давняя традиция, имевшая место в XIX в. и проявившаяся вновь в 80-е годы XX в. Ныне чтение исторических произведений переместилось на первое место, вытеснив дамские романы на второе место (в женском варианте чтения). Исторические произведения заменяют многим читателям учебники по истории, особенно отечественной, в интерпретации которой многое изменилось с тех времен, когда они учились в школе. Следует отметить, что более всего взрослых читателей интересует российская история до 1917 г., особенно произведения, рассказывающие о жизни великих людей, о судьбе царских особ, чьи имена они заново открывают для себя. Из зарубежной исторической беллетристики часть взрослых, особенно женщины старше 35 лет, обращаются к тем книгам, которые не были прочитаны ими в юности, например романы А.Дюма.

    Нельзя не отметить такую специфическую функцию взрослых, как библиотечное сопровождение обучения своих детей — школьников или студентов. Взрослые не только помогают своим детям найти нужные источники, но просматривают или читают книги вместе с ними (иногда вместо них), помогают в реферировании.

    Ведущую роль в удовлетворении читательских запросов взрослых играет библиотекарь как посредник между миром книжной культуры и читателем. Отказ взрослого от роли , руководителя чтения в пользу проводника в мире литературы делает библиотекаря одной из разновидностей андрагога. При этом на первый план в его работе выступает функция помощника в образовании или самообразовании взрослых. Адаптация взрослых к иным, более глубоким и содержательным сферам чтения должна проходить не запретительно-революционным путем, а путем постепенного и мягкого реформирования реальной картины чтения. Наличие или отсутствие высоких мотивов чтения не всегда отчетливо осознается самим читателем. Действенны мягкие формы расширения читательских потребностей и развития читательского вкуса. Они должны вестись с той позиции, на которой стоит сам читатель. При этом необходимо расширение нового в содержательном отношении читательского опыта.

    Критерии профессионализма библиотекарей: эрудированность, принадлежность к читательской элите, знание потребностей и вкусов читателей, коммуникативная культура, образцовое речевое поведение, понимание и психологии конкретного читателя, и своей просветительской миссии. Работа библиотекаря как андрагога, повышение его профессиональной квалификации в этом плане — особая область применения принципов андрагогики.

    Задание для самоконтроля
    Проведите небольшое социально-андрагогическое исследование читательского опыта в своей группе, используя методику, приведенную в приложении 10. Обсудите полученные результаты.
    Рекомендуемая литература
    Айзенберг А. Я. Социально-культурная роль чтения и самообразования в развитии личности // Вопросы философии. — 1986. — № 6.

    Алексахин С. Мультимедиа в обучении // Человек и труд. — 1997. — № 3.

    Воложенинова Н.Ю. Роль библиотеки в подготовке специалистов // Специалист. — 1999. — № 11.

    Лукина М.М. Молодежная печать: Выйти из замкнутого круга: (По материалам обсуждения за «круглым столом» на факультете журналистики МГУ) // Вестник Московского ун-та. (Серия 10. Журналистика). —

    1991. -№3.

    Человек читающий: Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества/ Сост. С.И.Бэлза. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта