Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование
Скачать 1.57 Mb.
|
Методика детского чтения в 40 —80-е годы XX в.Развитие методики детского чтения не было приостановлено в годы Великой Отечественной войны. Журналы «Дошкольное воспитание», «Известия АПН РСФСР» (Отделение педагогики), «Советская педагогика» постоянно публиковали статьи методического характера. Появляются новые имена исследователей, определяются их интересы. Особое внимание уделяется жанру сказки, и в первую очередь ее воспитательному воздействию на детей разных возрастных групп (М. К. Боголюбская, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева и др.). Но воспитательная ценность сказки порой объяснена прямолинейно. Она не заложена в самом жанре. Авторы методических разработок без учета истории создания и бытования сказок трактуют идейное содержание текстов применительно к задачам текущего момента. Так, Н. С. Карпинская считает, что сказка воспитывает у детей гордость за свой народ, любовь к Родине, в то время как понятия «Родина», «народ» сформировались позже самого жанра и не являются для него значимыми. Действие сказки происходит в некоем волшебном мире, а «народ», представленный в образе Ивана-дурака, стрельца-молодца, дорожащего царской милостью, глупых старухи и старика, плачущих над несуществующим внуком, судьи Шемяки, чье имя стало символом неправедного суда, солдата, обманом сварившего кашу из топора, вызывает чувства, противоположные тем, о которых говорится в методических статьях. Идеальное в сказке не то, что воплощено в герое, а то, к чему он приходит в развитии сказочного действия. Добивавшийся царской милости стрелец, пройдя через множество испытаний, понимает, что не в ней счастье. Но именно процесс переоценки ценностей, «урок молодцу» не всегда в силу особенностей возраста бывает понятен дошкольнику. Методика детского чтения 1940— 1950-х гг., сделав сказку ведущим жанром в круге чтения дошкольников, упрощенно толковала ее содержание. Для В. М. Федяевской «Хаврошечка» — сказка «о положительных результатах совместной работы». Моральные сентенции, построенные «на песке», не дают педагогически ценных результатов, но понимаются исследователями как новая воспитательная доктрина. Отныне фольклор и детская литература не просто станут материалом для решения различных образовательнo-воспитательных задач, а будут трактоваться в русле идей времени, без учета действительного содержания произведений. Для педагогов важнее подлинных классических текстов будут произведения воспитательные. В рекомендательный список литературы для бесед с дошкольниками в 1950-е гг. была включена книга юной узбечки — передовой сборщицы хлопка Мамлакат Наханговой «Подарки товарища Сталина», в реальности художественным произведением не являющаяся (К. Н.Лещенко). Методика не учитывает потребностей детства, тем более детства дошкольного. Из круга чтения детей исчезает игровая литература, почти нет качественной познавательной книги, юмористических произведений. В нем преобладают дидактический рассказ, произведения идеологического характера (рассказы о Сталине, о жизни советской деревни, о труде и быте рабочих и колхозников и т.д.). Не все писатели имели уровень художественного дарования, подобный уровню Л. Воронковой, поэтому в чтении детей преобладали произведения схематичные, малоубедительные, невыразительные. На формирование круга чтения детей особое влияние оказывала общественно-политическая обстановка в стране (война, послевоенное строительство, культ личности Сталина, господство коммунистических идей), а также состояние взрослой литературы. Существовавшая в ней теория бесконфликтности (в советской литературе может быть только один конфликт хорошего с лучшим) привела к снижению художественного уровня произведений, к появлению «мутного потока» (М.Шолохов) серых, бездарных, конъюнктурных книг как для взрослых, так и для детей. Еще в 1942 г. на Конференции по детской литературе А.Толстой выступал против «варенья» в детской литературе, которым хотят приправить «бездонно глубокую жизнь» и в подслащенном виде преподнести ее детям. Но педагоги по-прежнему призывали детских писателей обходить сложности жизни, чтобы не разрушать в детях оптимистического восприятия мира. Бедность и узость круга детского чтения объясняется также почти полным отсутствием в нем произведений детской зарубежной литературы. В основном представлен хорошо известный и допустимый в СССР X. К. Андерсен. Современная детская зарубежная литература через «железный занавес» не могла проникнуть. В 1940— 1950-е гг. мир дошкольника становится все более значимым для психологов (А.В.Запорожец, Л.С.Славина). Важнейшей проблемой изучения становится восприятие, и в частности восприятие художественных текстов. А. В. Запорожец на новом уровне развития науки одним из первых объяснил психологию восприятия сказки ребенком-дошкольником. С конца 1940-х гг. работа по родному языку становится одной из важнейших задач воспитания дошкольников. В связи с этим определяется новый подход к детской книге и ее роли в жизни детей, формулируется новый комплекс задач, стоящих перед воспитателем. Первостепенная роль детской литературы на данном этапе заключается в том, чтобы способствовать ознакомлению детей с окружающим миром и обучению родному языку. Об эстетическом, творческом развитии дошкольников говорится мало. Корректируются критерии отбора литературного материала для работы с детьми. Ведущими являются соответствие произведений задачам коммунистического воспитания и возрастным особенностям ребенка. Литературная ценность рассказов третьестепенна (В. Федяевская, с. 12; Е.Флерина). Художественное произведение трактуется с точки зрения «новых идей и моральных положений, важных и полезных в воспитательном и образовательном отношении, в формировании положительных черт советского человека» (Е. Флерина, с. 294). Такой подход освободил методистов и воспитателей от глубинного художественного анализа текста, от необходимости постигать авторский замысел, сформулированную автором идею произведения, от знания того эстетического контекста, в котором создавалось и бытовало произведение. В результате сказка М. Горького «Воробьишко» отнесена Е.Флериной к теме «О звериных детенышах» (с. 300). Для некоторых методистов художественное произведение перестает быть авторским достоянием и безусловной эстетической категорией. Они советуют воспитателям использовать в работе не только то, что создано специально для дошкольников, но и то, что можно отобрать «с соответствующей переделкой» (В. Федяевская, с. 12). Впоследствии, как вспоминает С.А.Козлова, Р.И.Жуковской, бережно относившейся к художественному слову, пришлось вести настоящую борьбу с теми, кто, не обладая ни тактом, ни соответствующими филологическими и юридическими знаниями, стремился «исправить» авторский текст согласно собственным замыслам. Отныне проблемы детского чтения и приобщения ребенка к книге решаются только специалистами по дошкольной педагогике. В результате вместо углубления, систематизации и дальнейшей разработки филологических, психологических и методических проблем повторяется или заново открывается уже имеющееся. О. И. Соловьева ставит задачу разработки принципов отбора книг для детского чтения без учета сделанного В.Белинским, Н.Добролюбовым, Л.Толстым, А.Луначарским, В.Федяевской. Основным принципом отбора книг на новом историческом витке также является высокая идейность, которая понимается как любовь и коммунистическое отношение писателя к людям и жизни. В то же время надо отдать должное таким авторам, как Р. Жуковская, Н.Карпинская, М.Конина, О.Соловьева, которые, считая принцип высокой идейности основополагающим, призывали воспитателей не «исправлять» произведения в угоду принципу, соблюдать единство содержания и формы, не прощать ради идеи «неряшливости языка», «вялости сюжета, безликости героя». В 1950— 1970-е гг. идет дальнейшая разработка методов и приемов работы по детскому чтению. Совершенствуется методика проведения беседы (Е.Радина, В.Федяевская, Н.Карпинская, К.Лещенко и др.), художественного чтения (Е.Флерина), заучивания стихотворений наизусть (Р.Жуковская). Много внимания уделяется рассказыванию (Е. Флерина и др.). Серьезный и грамотный разговор о восприятии детской литературы вела Н.Карпинская. Роли художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей посвящена интересная работа М.М. Кониной. Воспитательное значение литературы автор подчеркивает особо: книга должна стать для детей «учебником жизни». Работа М. Кониной является рубежной в развитии методики детского чтения. В ней подведены объективные итоги ее почти полувекового развития, ее пути от методики детского чтения к методике ознакомления ребенка с художественной литературой, названы основные работы, выделены ведущие идеи. Методисты (О.Соловьева, М.Конина) начинают указывать на недостаточную подготовку воспитателей к работе с детской литературой, замечая у них низкий уровень начитанности, несформированность эстетического вкуса в выборе произведений, снижение интереса к работе по литературе с детьми. В этот отрезок времени произошло еще одно знаменательное событие. В учебниках по методике развития речи детей для высших и средних учебных заведений дошкольного профиля прикладной характер детской литературы был закреплен окончательно. На это указывает глава «Ознакомление с художественной литературой», написанная без учета фундаментальных положений общей методики литературы, истории и теории детской литературы (О. Соловьева, А. Бородич). К середине 1970-х гг. был накоплен большой опыт по изучению восприятия литературы дошкольниками различных возрастных групп, что дало возможность Л. М. Гурович поставить вопрос о теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой. Осознание необходимости теоретического обоснования методики свидетельствовало о вызревании общественной потребности в новой научно-методической дисциплине, которая базировалась бы на достижениях психологии, дошкольной педагогики, истории детской литературы, методики детского чтения и была бы независимой от методики развития речи, подчинившей детскую литературу решению речевых и других узкодидактических задач. Л.М.Гурович выявила «серьезные недостатки, связанные в первую очередь с недооценкой эстетической природы художественной литературы и особенностей восприятия ее детьми» (с.48), указав на непонимание педагогами специфики детской литературы как вида искусства, на неумение анализировать произведение для детей, учитывать его восприятие и воздействие на малышей, на невнимание к тем изменениям, которые происходят как в литературном процессе, так и в природе детства. Серьезный анализ происходящего в методике ознакомления детей с художественной литературой позволил автору обосновать принципиально новую цель общения малышей с книгой — «формирование у детей полноценного восприятия художественной литературы, воспитание будущего "большого читателя"» (М. А. Рыбникова) (с. 48). Автор считает: важными положениями методики работы с книгой должны быть учет специфики детской литературы как вида искусства и знание возрастных особенностей восприятия художественного текста, заключающихся в «слитности, неразрывности эмоционально-образных и логических моментов в этом процессе (Л.С.Выготский, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец и др.)» (с. 49). Выводы 1.В 1940— 1950-е гг. закрепилась и в дальнейшем продолжала бытовать традиция социального и нравственного анализа произведений детской литературы и отбора их для детского чтения. Эстетическая ценность текстов значения не имела. 2. В 1920— 1930-е гг. наметилась, а в 1950— 1960-е гг. утвердилась тенденция развития методики приобщения детей к чтению вне зарубежного опыта в этой области. 3. Появление большого количества работ как теоретико-методического, так и практического характера свидетельствовало, с одной стороны, об усиленном внимании к проблеме «Ребенок и книга», с другой стороны, об их слабой филологической основе, отсутствии у авторов не только умения, но и потребности вести анализ текста, видеть художественный мир произведения, учить и понимать его. В своих методических исканиях авторы исходят т из того, что детская литература существует для воспитания, развития речи ребенка, ознакомления его с окружающим миром и обогащения его мировосприятия. С помощью книги «дети, живущие в колхозе, получают представления о Москве с ее высокими, красивыми домами, с Кремлем, с мавзолеем, метро, а дети, живущие в Москве, знакомятся с работой в колхозах, с природой Юга и Севера и т.д.» (В.Федяевская, с. 6). Это упрощенное представление о художественном творчестве для детей существует до настоящего времени. 4. В середине 70-х гг. вызревает и оформляется (Л.М.Гурович) потребность в новых целях и новых подходах к методике детского чтения. Вопросы и задания 1. Подумайте, имеет ли право на существование идея формирования в детях оптимистического восприятия мира с помощью книг, бесконфликтных по содержанию, уводящих детей от проблем реальной жизни. 2. Прочитайте сказку М. Горького «Воробьишко». Можно ли согласиться с Е.А.Флёриной по вопросу тематической принадлежности сказки? Ответ аргументируйте. 3. Какие вопросы методики детского чтения, разработка которых велась в 50 —70-е гг. XX в., остаются не решенными до сегодняшнего дня? Современное состояние методики детского чтенияЧтение дошкольникам на современном этапе (80-е гг. XX в.— начало XXI в.) привлекает внимание исследователей разных областей знаний: педагогов, психологов, специалистов по детской литературе, библиотековедов, социологов, культурологов, исследователей проблем детской речи. Никогда ему не уделялось столько внимания, и никогда это внимание не было таким разносторонним, как сейчас. Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства. Характерной чертой этого периода следует назвать изучение природы и образа детства, проявленное на всех уровнях. При обращении к проблемам детства, в том числе и детского чтения, сегодня уже не обойтись без знания педагогической антропологии, дающей возможность не только лучше узнать ребенка, но и воспитать во взрослом потребность видеть в своем питомце и осознавать его индивидуальность и самоценность (Б. М. Бим-Бад, О. Е. Кошелева). Материалом для исследования тех, кто занимается педагогической антропологией, являются воспоминания, дневники, записки людей, в которых осмыслен жизненный, в том числе и читательский, опыт человека. Формирование читателя в каждой отдельной личности, описанное в мемуарах, дает возможность не только понять, но и прочувствовать процесс восприятия, обдумывания, влияния книги на ребенка, увидеть, как происходил отбор литературы, ставшей впоследствии классикой, каким параметрам она должна соответствовать, чтобы войти в круг чтения многих поколений детей, всегда ли в этом процессе определяющим будет художественное мастерство писателя. Природа детства, образ детства и отдельного ребенка всегда изучались художественной литературой. Современная как взрослая, так и детская литература, продолжая традицию, первой показала неблагополучные процессы, происходящие в детстве, в семье, в отношениях детей и родителей, детей и взрослых. У Е.Попова есть рассказ «Сани и лошади», который является символичным обобщением отношения современного взрослого мира к детству, от которого он, взрослый мир, продолжает по инерции ждать чистоты и благородства. Возница всем своим видом приглашает мальчишку уцепиться за сани и влезть на них, чтобы прокатиться с ветерком. А затем, разогнав лошадей и зная, что ребенку деться некуда, он поворачивается и плюет в лицо мальчику. Чтобы не быть оплеванным всю жизнь, мальчишка спрыгивает с саней, хватает ледышку и с мстительным удовольствием швыряет ее прямо в голову вознице. По воле писателя взрослый и ребенок не только оказались в одной системе координат: ты — мне, я — тебе; как аукнется, так и откликнется и т.д. Е.Попову важно показать другое: чистота детства разрушается наплевательским отношением к нему взрослого мира. Современный мир детства должен быть изучен теми, чьей профессией является общение с детьми, поэтому здесь одинаково важны и психология как наука, и психология детства, представленная в художественной литературе. Интересным и практически неизученным является изображение в детской литературе восприятия и воздействия книги на читателя (В.Драгунский «Тиха украинская ночь», «Не пиф, не паф»; Ю. Сотник «На тебя вся надежда»). За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане. Методика детского чтения не может существовать вне современного литературного контекста. Классические произведения, предлагаемые ею детям, должны быть только частью круга чтения. Находясь в рамках методики развития речи, методика ознакомления детей с книгой теряет связь с современной детской литературой, не учитывает логику ее развития, гибкость в формировании круга чтения, не включается в проблемы современного детства и все активнее подчиняется решению речевых задач. Большая доля проблем детского чтения решается современным библиотековедением. Серьезное внимание уделяется изучению читательской деятельности детей. Н.Добрынина свидетельствует о том, что уже к трем годам в детях закладываются основы разных типов читателей. Ею выделены следующие типы: 1) дети, которым важна познавательная сторона текста; 2) маленькие читатели, которым интересны происходящие в произведении события; 3) дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении. Уже в дошкольном возрасте складываются два разных подхода к литературе и чтению. Одни дети ждут от произведения импульса к мыслительной деятельности, другие воспринимают книгу сердцем, эмоционально. Первые и себе, и другим часто задают вопрос «Почему?», стремятся исследовать текст; вторые, переполненные эмоциями, не замечают в произведении главного, не любят анализировать описанное. Первые строго, близко к тексту передают его содержание; развитое воображение вторых выводит их за пределы текста, к собственному видению и трактовке происходящего. Но и тот и другой подход к восприятию произведения делает маленького читателя соавтором писателю, генератором новых идей и образов. Замечено, что дошкольники долго воспринимают изображенное в книге как действительно бывшее. К концу дошкольного детства ребенок-слушатель становится самостоятельным читателем. В это время происходит более сложная дифференциация читательских типов (3. А. Гриценко, И. И. Тихомирова). 1.Читатель-потребитель: ребенок, соглашающийся читать и обсуждать прочитанное при условии награды, поощрения, особого внимания к его персоне. Охотно участвует в тех детсадовских и библиотечных мероприятиях, где даются призы и произносится публичная благодарность. Степень проникновения в текст у такого читателя невелика, но он знает много имен героев, помнит события, происходившие в произведении, ловко отгадывает загадки и т.д. 2. Читатель деловой, образовательной книги. В 1980-е гг., как отмечают библиотекари, возник активный интерес взрослых к деловой литературе, который был внедрен ими в детскую среду с целью раннего, профессионально направленного развития и образования детей. Книги о компьютерах, энциклопедии различного содержания (природоведческие, исторические, технические) в чтении дошкольников стали превалировать над художественной литературой. Издатели наладили производство энциклопедий на CD-ROM, что расширило круг читателей образовательной литературы и возможности пользования ею. 3.Читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие, одинаково спокойно относящийся к разным типам текста, отдыхающий, коротающий время за рассматриванием книг. Порой для него важно не содержание, а количество прочитанных или увиденных страниц. Легко, без сожаления переключается на другие виды занятий. Такой подход к книге рождает привычку к утилитарному, развлекательному чтению. 4. Функционально неграмотный читатель: ребенок, владеющий техникой и правильно относящийся к процессу чтения, но поверхностно понимающий содержание прочитанного. 5. Грамотный читатель: высший читательский тип (см. с. 197). Формирование всех типов читателей происходит под руководством взрослых и зависит от того, как они понимают задачи воспитания и функции литературы. Ни один из типов читателей, сформированных в дошкольном детстве, не является устойчивым, а процесс его создания — законченным. Формирование читателя в дошкольнике затрудняется при нехватке серьезных психологических исследований современных детей и отсутствии потребности мобильного внедрения их в практику работы дошкольного учреждения. Практическим работникам недостает и медико-психологических исследований о дислалии, дислексии, о болезнях мозга, связанных с ослаблением восприятия визуальной информации. Ни «Программа воспитания и обучения в детском саду», выходившая с 1962 по 1982 г. и существовавшая как государственный документ, обязательный для исполнения во всех дошкольных учреждениях, ни многочисленные альтернативные программы, появившиеся на рубеже веков, не дают представления об особенностях восприятия литературы современным ребенком, о типах читателей, о воздействии художественного текста на дошкольника. Исключение составляет только раздел «Ребенок и книга» в программе «Детство» (Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова, В. И. Пирадова). В связи с этим воспитатель по отношению к «экранным детям» (Е.Смирнова) продолжает, не корректируя, использовать те же методы и формы работы, которые являются традиционными, читать тексты, не принимая во внимание развитие литературного процесса, и следовать задаче ознакомления детей текстом, а не формирования читателя в ребенке. Одной из особенностей современной детской литературы и книгоиздания для детей является установка на семейное чтение. Отдельное художественное произведение и книга в целом как бы приглашают взрослых вопреки всем обстоятельствам не устраняться от чтения детям и совместного переживания прочитанного. Но организации семейного чтения уделяется не так много внимания, как это требуется, для того чтобы сохранить книгу в субкультуре детства (3. А. Гриценко, И. Н. Тимофеева). Между тем важность раннего приобщения ребенка к чтению именно в семье осознается сейчас во всем мире (3. Матич (Прага), А. Наги (Будапешт). Считается, что совместное чтение поможет также ликвидировать дефицит общения детей и родителей, о котором с тревогой говорят психологи и социологи. Между тем задача воспитания грамотного читателя, которую на современном этапе развития общества выдвинула сама жизнь, является составной частью общей задачи формирования ребенка как высококультурной и высокоразвитой личности; ведь от состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. Современное состояние общества, технократические, национальные, религиозные идеи, показательные для сегодняшнего дня, а также те итоги, к которым мы пришли, пользуясь методикой ознакомления детей с художественной литературой, свидетельствуют о необходимости учета следующих положений в процессе воспитания грамотного читателя: 1. «Детское чтение... не должно ставиться в зависимость от той или другой временно признаваемой системы образования: оно должно иметь целью воздействие на маленьких человеков, которым впоследствии придется жить и действовать, конечно, для своего отечества прежде всего, а там и вообще сознавать себя членом великой человеческой семьи, независимо от религии, национальности, сословия, состояния» (В. П. Острогорский). 2. Планомерное и плодотворное развитие ребенка-читателя возможно при тесном сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, при соблюдении преемственности детского сада, семьи и школы. 3. Постижение литературы, искусства слова, развитие интереса к книге и потребности общения с нею начинаются в дошкольном детстве. 4. Для того чтобы чтение не перестало быть «безусловной национальной ценностью», чтобы потеря культуры чтения не «стала бы огромной потерей для общественного развития России» (Е. Голубева), процесс воспитания грамотного читателя (слушателя) в ребенке-дошкольнике должен стать заботой всего общества. 5. Социологические и психологические исследования в нашей стране и за рубежом привели к выводу: чтение нельзя заменить ничем. Чтение по характеру своего воздействия на психику, интеллект является особым фактором развития ребенка. Оно обеспечивает более высокий уровень овладения информацией и способность творческого отношения к получаемой информации. Выводы Снижение интереса к чтению, характерное для последнего времени, и возникновение связанных с этим процессом различных проблем детства требуют: осознать проблему детского чтения как общегосударственную проблему будущего развития культуры, науки и благосостояния России; понять, что детская литература — это искусство, а не «одно педагогическое занятие», что она лежит в основе базовой культуры личности, и изменить статус детской литературы в дошкольном учреждении, цели и задачи приобщения детей к книге; работу по приобщению детей к книге вести совместно с семьей и детской библиотекой, разрабатывая и совершенствуя различные формы сотрудничества; рассматривать проблемы детского чтения как проблемы, требующие синтеза знаний и представлений о дошкольнике, накопленных разными науками: педагогикой, психологией, педагогической антропологией, культурологией, библиотековедением и др.; особое внимание обратить на формирование круга детского чтения. Предложенное программами быстро устаревает, не соответствует развитию литературного процесса, не всегда отвечает тем проблемам, которые выдвигает жизнь. Сделать критерий высокой художественности текста первостепенным при отборе книг для детского чтения. Задания 1. Дополните данную в главе дифференциацию читательских типов собственными соображениями по этому вопросу. Дополнения аргументируйте ссылками на найденную и изученную литературу по проблеме. 2. Изучите главу «Методика работы с художественной литературой в детском саду» в учебном пособии М. М.Алексеевой и В. И.Яшиной «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (М., 2000). Установите сходство и различие в идеях приобщения детей к чтению, изложенных в нашем учебном пособии и пособии по методике развития речи. |