|
Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование
Глава 9. РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КНИГЕ
Дошкольный возраст — время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей.
Процесс формирования читателя в дошкольнике состоит из двух этапов.
1. Пассивный этап: ребенок является слушателем тех произведений, которые предлагаются ему взрослым. Но при пассивном отношении к процессу, обусловленном неумением читать самостоятельно и закономерным отсутствием профессиональных навыков в выборе книг, активно работают внимание, память, восприятие, воображение и интеллект дошкольника. Развивается его эстетический вкус и творческий потенциал. Этот этап длится до тех пор, пока ребенок не накопит опыт слушания, пока в нем не разовьются собственные читательские предпочтения, которые приведут к желанию освоить технику чтения, чтобы не зависеть от взрослых в общении с книгой. Развитие читателя в ребенке — процесс индивидуальный. Длительность его зависит от многих причин: периодичности и качества чтения ему; бытового контекста, в котором находится ребенок: любовь к книге и интерес к чтению всех членов семьи повлияют на становление читателя в малыше.
2. Активный этап формирования читателя начинается тогда, когда он сам, говоря словами поэта, «тычет в книжку пальчик», постоянно просит взрослых читать ему, устанавливает для себя круг любимых произведений, слушать которые он готов ежедневно. Малыш хорошо запоминает содержание произведений, логично может пересказать небольшой по объему текст, правильно, а порой и оригинально отвечает на вопросы, использует сюжет произведения в своих играх, умея преобразовать его согласно замыслу. Движимый интересом к книге и чтению, такой ребенок легко усваивает буквы и после ознакомления с ними начинает читать сам.
Активный этап формирования читателя — продуктивный, но опасный период, который не должен оставаться без внимания взрослых. Только что научившийся читать ребенок еще не в силах освоить большой по объему и интересный для него текст, а тексты, на которых отрабатывается техника чтения, неинтересны ему. Этот замкнутый круг, не разорванный вовремя взрослыми, может привести к потере будущего хорошего читателя, поэтому воспитатели и родители и далее должны развивать в ребенке навыки слушания и интерес к книге. Процесс развития интереса к книге должен стать бесконечным. У него нет возрастного ограничения.
Пройдя указанные два этапа формирования читателя (слушателя), ребенок постепенно становится грамотным читателем.
Грамотный (настоящий, талантливый, компетентный) читатель — это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее. Дошкольный возраст — это лучший сензитивный период в воспитании того читателя, которого впоследствии можно будет назвать грамотным. Процесс создания грамотного читателя может быть только комплексным. В нем принимают активное участие родители, воспитатели, библиотекари, позже — школьные учителя. Стараниями одной стороны воспитать настоящего читателя возможно, но трудно.
Методы работы по детскому чтению в дошкольном учреждении и семье
Применение методов работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы ограничено возрастными возможностями детей.
Виды бесед с дошкольниками и родителями Беседа — один из самых древних и популярных методов работы. Получив широкое признание в настоящее время, она уже не является тем методом, вокруг которого идут дискуссии. Но роль, закрепленную за ней педагогами, необходимо пересмотреть. На занятиях по литературе, при чтении книги беседа — тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Ранее отведенная ей роль средства воспитания детей с помощью художественной литературы в нынешнее время подвергается переоценке в связи с тем, что сама литература современным человеком воспринимается как искусство, а не средство в достижении чего-либо.
Психологи (в частности, А.Леонтьев) считают: беседа как метод важна для дошкольников тем, что она дает возможность малышам поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. Ведь в период общения с книгой, отдельным жанром или текстом ребенок дошкольного возраста — в этом заключается его особенность — становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно собственному восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение знали другие.
Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей (см. раздел «Анализ художественного текста»). Вопросы должны быть сформулированы заранее. В процессе их составления воспитатель еще раз вчитывается в текст, еще глубже воспринимает его содержание. Но формально следовать им в работе с детьми не надо. Надо внимательно слушать ответы детей, реагировать на них и корректировать заранее приготовленные вопросы так, чтобы не потерять нить беседы, ведущей к пониманию содержания текста, и не оставить без внимания мысли детей по поводу прочитанного. Этому будут способствовать хорошее знание текста воспитателем, его умение вести беседу, а не солировать в ней.
Многие методисты, в частности Р.Жуковская, Н.Карпинская, Э. Короткова, Е.Радина, Е.Тихеева, отмечали: беседа активизирует мыслительную деятельность детей, способствует более глубокому проникновению в смысл читаемого. В процессе грамотно организованной беседы дети обращают внимание на детали текста, которые становятся для них значимыми.
Задачи беседы как метода: подготовить детей к восприятию текста, уточнить его, сделать более глубоким; способствовать пониманию текста детьми; развивать у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного; учить детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном.
Все указанные здесь виды бесед проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, но отдельные вопросы по восприятию и анализу текста можно задавать детям младшего возраста.
Прогностическая беседа. Такая беседа как метод работы над текстом в настоящее время популярна на Западе. Ею пользуются в процессе приобщения к чтению, при анализе текста как взрослыми, так и детьми.
Если с книгой работают дети, им предлагается первоначально по обложке определить, о чем будет идти речь в произведении. Прогноз, данный детьми, запоминается, и начинается чтение. После чтения отдельного абзаца или фрагмента делается предположение о том, как далее будут развиваться события. Затем увиденное на обложке и реальное содержание нескольких коротких фрагментов сравнивают с прогнозом. Можно также обратиться к иллюстрациям и их сделать материалом для прогноза. Вопросы к тексту не только продумываются заранее, но и возникают в ходе работы, поэтому взрослый должен хорошо знать текст, уметь внимательно слушать прогнозы детей, чтобы правильно и точно задать вопросы, которые приведут к результату, не сделают обсуждение текста многословным, затянутым, пустым из-за того, что основные мысли будут потеряны.
Сторонники этого вида бесед считают, что здесь приведены в действие два вида памяти: слуховая и зрительная, что способствует лучшему запоминанию текста, а последующее постепенное чтение текста логизирует содержание запоминаемого. В ходе такой работы становится активной аудитивная память: детям нужно удержать, запомнить то, что они слушают, чтобы сверить его с прогнозом.
В работе со взрослыми ставятся иные задачи, соответственно уровню их подготовки.
С одной стороны, этот вид беседы стимулирует интерес детей к читаемому, так как им хочется понять, правильно ли сделан прогноз. С другой стороны, такая работа унифицирует восприятие текста или иллюстраций к нему, не позволяет сосредоточиться на его деталях, которые способствуют проникновению в смысл читаемого. Удовольствие, которое получает читатель от процесса медленного и вдумчивого вхождения в суть произведения, подменено удовольствием от прогноза. Кропотливая работа над произведением уступает место случайности, правильно отгаданной загадке.
В работе с дошкольниками такой вид беседы не следует использовать часто. Надо приучать малышей к внимательному, сосредоточенному слушанию, а затем и чтению. Надо, чтобы они учились находить интерес в самом произведении. Правильно выбранный, доступный для понимания детей, по-настоящему художественный текст, а не методические ухищрения к нему, должен определять их тягу к чтению.
Подготовительная (вводная, вступительная) беседа. Само определение «подготовительная» или «вводная» свидетельствует о цели беседы — подготовить детей к восприятию текста, настроить их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография автора, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого.
Вводная беседа должна касаться только литературы. Ее содержание настраивает детей на восприятие творчества автора в целом или отдельного произведения — в этом ее смысл. Не следует говорить с детьми о том, что не связано или косвенно связано с чтением. Интересный пример неверного понимания цели вводной беседы приводится авторами в методическом пособии к программе «Детство». Воспитатель, собираясь читать детям сказку М. Горького «Воробьишко», «в беседе выяснял знания о воробьях, их способе жизни: гнездовании, питании, зимовке и т.д. Такой способ никоим образом не готовил детей к чтению сказки, она ведь не о природоведческих проблемах, а о наших, человеческих ("У воробьев совсем так же, как у людей...")».
Для того чтобы данный вид беседы не превратился в рассказ, надо заранее подготовить те вопросы, на которые смогут ответить дети и которые будут способствовать активизации мысли, поддержке внимания и интереса к повествованию. К примеру, рассказывая старшим дошкольникам о писателе-природоведе и ученом Игоре Акимушкине, можно вспомнить его слова: «К сожалению, мы все еще плохо знаем животных, пожалуй, хуже, чем даже звезды на небе...» А вспомнив, задать детям вопрос: «Так ли это? Неужели живущих рядом с нами животных мы знаем хуже, чем далекие звезды?» Пусть дети обменяются мнением по этому поводу и заодно запомнят мысль писателя. Когда короткий обмен мнениями будет закончен, следует продолжить высказывание И.Акимушкина: «Одних только видов и разновидностей животных на земле больше миллиона. И все они разные...» После этого детям станет ясна правота авторского утверждения.
Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем.
Беседа по восприятию художественного текста. Цель беседы — выявить, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу нельзя начинать сразу же после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную действительность, и только после этого задавать вопросы. Известно, что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвели на них события, описанные в произведении, или поступки героев. Можно обратиться к читательскому опыту детей и выяснить, читалось ли ими данное произведение раньше. Взрослый может поделиться с детьми собственным впечатлением от прочитанного, не подлаживаясь под эмоции детей, будучи искренним. В таком случае воспитатель или родитель направляет внимание детей на то, что ими самими замечено не было.
Задавать большое количество вопросов, быть назойливым в выяснении впечатлений не рекомендуется. Этот разговор не должен быть формальным. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.
Если взрослый заметил, что восприятие текста детьми не соответствует авторскому замыслу или является внеконтекстным, не надо оставлять это без внимания. Нужно бережно и тактично скорректировать сказанное дошкольниками.
Беседа по содержанию произведений (аналитическая беседа). Цель этого вида беседы — выявить глубину понимания произведения детьми (см. раздел «Анализ художественного текста»).
Вопрос о том, когда следует вводить метод беседы в практику работы с дошкольниками, был поставлен Е. И.Тихеевой. Она считала возможным включать в беседу детей 3 — 4 лет при условии, если они владеют речью. Беседы по содержанию литературного произведения также можно начинать в это время, но при этом необходимо широко использовать наглядность, книжные иллюстрации для того, чтобы предмет беседы был подкреплен зрительными впечатлениями. Правда, Ж.Пиаже, и этого нельзя не учитывать, заметил: дети могут вступать в полноценный разговор друг с другом только к 7 —8 годам.
В любом случае беседа как форма общения детей дошкольного возраста, в результате которого происходит обсуждение художественного текста, без воспитателя как организатора процесса, с одной стороны, и заинтересованного собеседника, направляющего обсуждение, с другой, невозможна.
В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то, и будут способствовать развитию беседы в настоящее время. Так, читая произведения В.Драгунского, объединенные в цикл литературной биографией маленького героя — Дениски, можно вместе с детьми не однажды вспомнить и пережить историю его взросления. Такая беседа будет служить более глубокому пониманию, запоминанию текста и его художественных особенностей, что впоследствии поможет детям без труда узнавать творческую манеру В.Драгунского.
Проводя беседу по содержанию художественного произведения, воспитатель сосредоточен на предмете обсуждения и к тому же приучает детей. В ходе беседы неуместны отступления, не связанные с содержанием текста или творчеством конкретного автоpa. Воспитатель исподволь ведет детей к намеченной цели — выяснению главной мысли произведения или решению той задачи, которая была определена им заранее. Ответы детей не должны быть заученными. Естественность, взаимное уважение и простота общения в беседе ценятся более всего.
Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям, в нем должна заключаться проблема, неоднозначный вопрос, например: правильно ли поступил Коля Уральцев, бросив камень в жабу? (Р.Погодин «Жаба»).
Беседа с родителями, которую проводит воспитатель или руководитель дошкольного учреждения, преследует цель — убедить их в пользе чтения детям, дать методические ориентиры. Беседа с родителями должна содержать веские аргументы в необходимости чтения. Поэтому тот, кто такую беседу проводит, не только обращается к истории вопроса, но и имеет самые современные материалы по состоянию чтения, дает самые проверенные и результативные методические рекомендации, предлагает для самостоятельного образования в этом вопросе серьезную и в то же время доступную уровню каждого родителя литературу.
Почему в работе с родителями предпочтителен метод беседы? Прежде чем убеждать их в пользе и необходимости чтения детям, надо представлять точку зрения каждого или большинства по этому вопросу, надо выяснить уровень информированности родителей по той проблеме, которая будет решаться в ходе встречи, знать, существуют ли для них какие-то авторитеты в методике приобщения ребенка к книге. Работник дошкольного учреждения должен заранее определить содержание вопросов к родителям, с их помощью показать свою широкую осведомленность и компетентность в обсуждаемой проблеме, а также заранее обдумать те методические рекомендации, которые, возможно, придется дать в ходе общения.
Аудитивная память ведущего беседу должна работать активно: ничего из сказанного родителями не следует оставлять без внимания, чтобы должным образом реагировать на услышанное. Тон беседы должен быть выдержанным, спокойным.
Л.Ф.Островская рассматривает беседу как «диалог двух сторон — педагога и родителей. Она должна побуждать к обмену мнениями», способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между сторонами по обсуждаемому вопросу.
Беседа с родителями должна содержать практические советы для них, которые тут же могут быть обсуждены с точки зрения возможности их применения в жизни конкретной семьи или конкретного ребенка. Беседа без практических рекомендаций менее интересна родителям, так как в проводящем беседу они хотят видеть не только человека поучающего, но и желающего и готового помочь им, подсказать и направить их. Проводящий беседу всегда должен подчеркивать важность взаимообогащения опытом воспитания грамотного читателя в ребенке.
Чтобы повысить активность родителей и результативность беседы, воспитатель постоянно ищет какие-то формы, новые приемы, которые помогут сделать традиционную и часто используемую беседу не только привлекательной, но и полезной, доверительной, значимой и для родителей, и для педагога. Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу (способу) работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. Большую роль в разработке теории и практики этого вопроса сыграли школьные методисты, первым из которых был В. П. Острогорский. О применении этого метода по отношению к дошкольникам много говорилось в работах Е.А. Флериной, Н.С.Карпинской и других. Но специалисты по дошкольной педагогике видели в этом методе прежде всего средство воспитания ребенка, а не читателя в ребенке. С ними можно согласиться только в том, что и выразительное чтение, и рассказывание требуют от воспитателя начитанности, общей культуры, умения анализировать и чувствовать текст.
Искусство выразительно читать и рассказывать всегда ценилось у слушателей. По воспоминаниям учеников об уроках учителей литературы можно судить: выразительное чтение, красивый рассказ — одно из самых верных средств завоевать внимание аудитории, расположить ее к себе.
Еще большую роль играют эти методы в практике дошкольного воспитания, становясь действенным средством влияния на воображение, ум и чувства маленьких слушателей, средством пробуждения в них интереса к художественному слову. Выразительное чтение является также одним из видов анализа текста.
При использовании этих методов необходима тщательная подготовка воспитателя. В данном случае нельзя полагаться на природный дар чтеца или рассказчика.
Готовясь выразительно читать текст, воспитатель прежде всего прочитывает его, вникая в смысл, понимая, какая роль в выражении смысла (идеи) отведена каждому из героев произведения, разбираясь в том, какие художественные средства использованы автором, чем интересны они.
Литературное произведение читается детям как на занятиях, так и в свободное время. Выбор текста для чтения на занятиях регламентирован программой, по которой работает дошкольное учреждение.
В свободное время воспитатель может читать тот текст, который нравится ему самому. Но во всех случаях надо найти в произведении то, что будет способствовать пробуждению чувств и у читающего, и у слушателей. Нельзя назвать выразительным индифферентное, неискреннее, наигранное чтение.
Затем воспитатель устанавливает цели и задачи чтеца, намечает «партитуру» текста, т. е. выделяет логически ударные слова, занимается расстановкой пауз, избирает верную интонацию, темп чтения, определяет верную эмоциональную окрашенность читаемого.
Выразительно читать не значит разыгрывать текст в лицах, перевоплощаясь в героев произведения. Выразительно читать — значит донести до слушателей, т. е. в процессе чтения выразить, авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. Для этого воспитателю нужно любить сам процесс чтения, не бояться его, не думать о том, что талант чтеца дан свыше. Он вырабатывается с помощью кропотливого, вдумчивого чтения большой литературы для маленьких.
Некоторые методисты, в частности М. М. Конина, предлагают в ходе чтения использовать игрушки, различные виды детского театра, наглядность, музыкальное сопровождение. Данная позиция представляется спорной. Дополнения к тексту вряд ли будут способствовать концентрации внимания, которое у многих современных детей весьма неустойчиво. Кроме того, надо научить дошкольников любить и понимать слово, чтение, книгу, не прибегая к посторонней помощи.
Рассказывание На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывалыцин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого раскрывается в диалоге, выразительность интонации, живость лица говорящего сначала были заменены радио, а потом телевидением и видео. Данные ЮНЕСКО свидетельствуют: «93 % современных детей 3 — 5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около четырех часов в день, что намного превосходит продолжительность общения со взрослыми». В результате, как показывает исследование психолога Е.О.Смирновой, существуют серьезные нарушения в речевом развитии детей, резкое снижение творческих возможностей, «дефицит концентрации» (гиперактивность и ситуативность поведения, повышенная рассеянность), трудности в восприятии информации на слух. «Слышимая речь не вызывает у них (детей. — З.Г.) каких-либо образов и устойчивых впечатлений».
В таком социальном и психологическом контексте значение рассказывания как метода работы воспитателя с детьми неизмеримо возрастает. Частота его использования в повседневной практике должна быть увеличена.
История рассказывания как метода общения с аудиторией и воздействия на нее с помощью художественного слова берет начало в античные времена Греции и Рима. В России оно известно уже в первые века христианства. Относящийся к тому времени образ Бояна, древнерусского певца и сказителя, стал нарицательным.
Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» восхищается им, обладавшим даром художественного слова, образного, свободно льющегося, творчески независимого.
Интерес к рассказыванию как методу приобщения ребенка к книге, к художественному слову, примеру правильной и выразительной речи возник на рубеже XIX—XX вв. не только в России, но и во всем мире. Как особый вид общения с детьми оно осознается теоретиками и практиками и внедряется в школах, библиотеках, детских садах. Создается Лига рассказывания сказок в Америке и Грибоедовский кружок рассказчиков в России. Широкое распространение метода объясняется желанием взрослых пробудить в детях любовь к чтению, развить их художественный вкус, способствовать распространению произведений современной литературы.
Опыт практического применения метода в детском саду обобщен М.Х. Свентицкой3. Она свидетельствует: рассказывание повышает уровень умственного развития детей, дает работу мысли, развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции, способствует развитию эстетических чувств. Все это необходимо человеку читающему.
Считается, что рассказывание воздействует на детей сильнее, чем книга (Н.Румянцев, Е.Тихеева). Относительно современных Детей эта мысль требует практической проверки.
Метод описан давно, но сущность его исследователями понимается по-разному. Так, Е.А. Флерина считала, что рассказывание не основывается на тексте художественного произведения. Его базой является собственный опыт воспитателя, а умение творчески, эмоционально, художественно изложить его и есть рассказывание. Тогда как Е. И.Тихеева называет рассказыванием и пересказ художественного текста, и повествование «из жизни человека, животных, растений». Н.Е.Румянцев определял рассказывание как художественную интерпретацию текста. А. К. Покровская называет рассказывание «методом упражнения человеческой души в восприятии прекрасного».
В процессе приобщения ребенка к книге, к чтению основная роль должна быть отведена рассказыванию художественного произведения. Именно оно, а не собственный жизненный опыт воспитателя или иные темы развивает вкус к литературе, к звучащему слову. О собственном опыте взрослого речь может идти только тогда, когда это читательский опыт.
Рассказывание как метод в первую очередь зависит от жанра произведения.
Рассказывание сказки. Народная сказка по своей природе — самый удобный жанр для рассказывания детям. Одна из специфических особенностей сказки — устность. В этом жанре всегда допускалось свободное обращение исполнителя с сюжетом и словесной тканью произведения. Рассказчик в зависимости от ситуации мог сделать сюжет кратким или пространным, украсить его цветистыми фразами или изложить лаконично и четко.
Сказка как художественное произведение рассчитана на устное исполнение. В ней много диалогов, обращений, междометий. Динамичный сюжет, отсутствие описаний, наличие легко запоминающихся присказок, концовок, постоянных стилистических формул типа «утро вечера мудренее», «долго ли, коротко», возможность перевоплощения, жестикуляции и т.п. способствуют ее выбору для рассказывания. Большую роль в исполнении сказки играет интонация. Сказочник должен передать суть характера, положения каждого героя: хитрость лисы, глуповатое простодушие медведя, печаль Ивана-царевича по поводу расставания с Еленой Прекрасной, строптивость бабы, не желающей слушать умного мужика, и т.д. Но не следует забывать: ложная театральность, излишняя жестикуляция, усиление или ослабление голоса без надобности губят и сказку, и авторитет рассказчика.
Рассказчику надо суметь передать характер героя сказки. Но в ее тексте нет ни подробных портретных описаний, ни указании на возраст, что могло бы помочь понять героя, ни тем более сведений о характере. В сказках о животных все звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера; поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью действий, поступков, которые совершает герой, речей, которые он произносит, диалогов, в которые он вступает. Чтобы понять, а затем передать характер героя, надо осмыслить то действие, которое он совершает, и то, ради чего он это делает.
В процессе подготовки к рассказыванию не надо заучивать сказку наизусть: исчезнет живость и естественность интонаций. Существует мнение о том, что интонация иногда воздействует на слушателей сильнее, чем смысл. Рассказывать сказки детям надо с первого года жизни. Малыши могут быть не только слушателями, но и участниками действия, происходящего в сказке. Так, произнося слова матери из сказки «Гуси-лебеди»: «Дочка, дочка! Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора», воспитатель имеет право добавить от себя: «Поняла?» Затем, обратившись к малышам, желая вовлечь их в сказочную ситуацию и активизировать внимание, воспитатель может спросить: «А вы поняли?» Рассказчик может входить то в образ мудрого, опытного человека, то в образ веселого, бесшабашного балагура, то глупца, то остроумного молодца, который за словом в карман не лезет. Образ зависит от содержания сказки или отдельных ее фрагментов, от характера и актерских возможностей рассказчика, от его лексического запаса и творческого потенциала. Э.В.Померанцева, повествуя о творческой судьбе сказочника XIX в. А. Новопольцева, приводит пример его отношения к концовке как итогу сказки. Различными вариантами концовки он хотел произвести впечатление на слушателей, ждал от них благодарности, сам удивлялся и радовался удачной находке. Так, традиционная концовка «Стали жить-поживать да добра наживать» имела у него вариант: «И стал жить да быть, и стал богатеть, и теперь такой богатый — и-и-и!» А концовка «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец» была перевернута А. Новопольцевым в свою пользу: «Вот этой сказочке конец, сказывал молодец!» Концовку «Я там был, мед-пиво пил...» он детализировал, вносил в нее элементы скоморошества: «Стали пить, гулять, веселиться. Беды как гуляли. Прочие пили ковшом, а я решетом, по бороде текло, да и в рот не попало». К этой концовке можно добавить вариант другого сказочника — П. Богданова, который значительно расширит набор концовок, имеющихся в запасе у современного рассказчика, подвигнет его на создание собственных вариантов: «Не пиво варить, не вино курить, повенчали и жить помчали, стали жить-поживать и добра наживать. Я заходил в гости, угостили хорошо: по губам текло, а в рот не попало».
Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто бы рассказчик сам был участником происходящего. Взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, «нарисовать» в своем воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.
Кроме сказок также можно рассказывать былички, бывальщины, сказы.
Рассказывание произведений других жанров (рассказ, отрывок из повести, прозаическая авторская сказка) не дает воспитателю такого простора действий, как рассказывание сказки. Он имеет ограниченное право в изменении авторского текста: можно заменить отдельные слова, конкретизировать какое-то понятие или действие героя, сделать лаконичным описание, сохраняя при этом те художественные находки, которые есть у автора, голосом, интонацией подчеркивая их особенность и неповторимость.
Для рассказывания эпических произведений следует выбирать короткие динамичные тексты или оригинальные отрывки из них. Повествование можно сочетать с выразительным чтением. Еще Е. И. Иорданская высказала мысль о том, что необходимо сохранять поэтику жанра при рассказывании. Так, рассказ, повесть нельзя начинать словами «жили-были» и в ходе повествования использовать сказочные стилистические обороты типа «долго ли, коротко». Но и в сказку нельзя вводить современные обороты речи или современные детали быта. Вольное обращение рассказчика с жанром не только свидетельствует о его слабой подготовке, но и рождает неправильные представления об особенностях жанра у слушателей.
Требования к рассказыванию: хорошее знание текста произведения; яркость, эмоциональность изложения; личностная окрашенность повествования; соблюдение его логики; интонационная выразительность рассказа; предварительное объяснение слов, непонятных детям.
Требования к рассказчику: умение создать в детской аудитории особый настрой на слушание, особое настроение; владение красивой, образной, правильной речью; способность видеть аудиторию, понимать ее, воздействовать на ее чувства и переживания, не морализировать, быть искренним, не делать дисциплинарных замечаний, перебивая ими рассказ.
Требования к аудитории (описаны Е.Иорданской): уютная обстановка, дети должны удобно сидеть, видеть лицо рассказчика, хорошо слышать его голос.
Воспитатель детского сада, пользуясь этим методом, детям до четырех лет может рассказывать короткие произведения, используя в процессе рассказа иллюстрации. К примеру, рассказы Е. Чарушина о детенышах животных, кумулятивные сказки, динамичные авторские сказки. Для рассказывания можно выбирать яркие эпизоды из произведений, доступные и интересные этому возрасту.
Детям после четырех лет можно рассказывать более объемные произведения: народные и авторские сказки, рассказы и даже повести, рассказывание которых можно чередовать с чтением.
Воспитателям следует накопить свой репертуар, осмыслить его, проверить его восприятие детьми и постоянно совершенствовать собственную манеру рассказывания.
Репертуар должен состоять из произведений, представляющих художественную ценность, доступных и интересных детям, привлекательных для самого рассказчика. Прежде чем рассказывать произведение детям, его надо проанализировать и понять, чем оно может заинтересовать детей определенного возраста, каковы основная мысль и художественная структура текста, как его следует преподнести слушателям. Исследователи, в частности А. К. Покровская, отмечают, что одно и то же произведение можно рассказывать несколько раз: дети любят узнавать прежнее и заново переживать его.
Все, пишущие об этом методе, называют рассказывание искусством, которое доступно каждому, за исключением тех, кто имеет дефекты речи. Но, как и всякому искусству, ему нужно учиться, в нем постоянно упражняться, накапливать собственный практический опыт, собирать литературный материал, пригодный для рассказывания и хорошо принятый аудиторией. Примите к сведению: «Рассказывание сказок должно бы было быть профессией, и если бы мне пришлось выбирать учительницу для детского сада, то я считал бы испытание в этом отношении самым главным, потому что только таким образом передавалась культура задолго до появления книги» (американский исследователь С. Холл).
|
|
|