|
Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование
Вопросы становления детской литературы и детского чтения во второй половине XIX в.
Вторая половина XIX в. в методике приобщения детей к чтению ознаменована серьезной дискуссией о влиянии сказки на ребенка и ее месте в круге детского чтения. Начало обсуждению этого вопроса было положено Н.Добролюбовым, затем к нему обратились педагоги, писатели, литературные критики и методисты.
Содержание дискуссии было продиктовано как общественно-политической ситуацией в России (широкое внимание к вопросам просвещения, образования и педагогике как науке, которое активизировалось после отмены крепостного права; интенсивный рост количества и качества издаваемых в то время педагогических и детских журналов; активизация общественного мнения), так и чисто историко-литературными причинами (утверждение реализма как творческого направления, пришедшего на смену романтизму, для которого сказка была культовым жанром). Смена творческих направлений в литературе привела к смене жанровых приоритетов. Широкое распространение получают роман, повесть, рассказ, сюжет которых основан на материале, взятом из реальной действительности.
Развитие психологии как науки также сыграло свою роль в судьбе сказки. Появилось мнение о том, что воображение ребенка, развиваясь, должно базироваться не на чудесном, а на реальном (Б.Ленский). Говорилось также, что сказка «служит сильным тормозом общего психического развития ребенка», так как ее волшебное содержание не согласуется с тем, что видит и воспринимает ребенок в действительной жизни. Развитие малыша «немыслимо иначе как путем ознакомления с окружающими предметами». Чудесное в сказках, данное в неумеренных дозах, мешает процессу познания реальности, культивирует в ребенке мечтательность и рассеянность.
Предметом дискуссии стала и основная идея сказки — стремление к идеалу, закономерная и всеохватная победа добра над злом. Одни считали, что идея сказки непонятна детям, так как стремление к идеалу у них слабо выражено (Б.Ленский). Другие говорили о том, что поиск идеального, мечта о лучшем свойственны и понятны любому возрасту (В. Крестовский (псевдоним), Н.Завьялов).
Аргументами в защиту сказки являются, по мнению Н.Завьялова, правильный отбор сказок для детского чтения, верные методы работы с нею (рассказывание, а не чтение). Взрослые не Должны ждать от сказки мгновенного воздействия на детей и быстрого исправления их нравов. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Нравственное влияние сказки — процесс отсроченный, зато весьма быстрое, ощутимое и неоценимое влияние на речь детей оказывает ее язык.
Во второй половине XIX в. оживляется книгоиздание для детей и народа. Широкое распространение получают идеи всеобщего права пользования книгами. В связи с этим практикуется производство дешевых книг, доступных для малоимущих слоев населения.
Педагогические журналы стали вести пропаганду книг и чтения. Особую роль в этом сыграл «Педагогический листок», на страницах которого с 1870 г. публиковались обзоры детских книг М.Соболева.
Автор обзоров четко выделил читательские группы и давал рекомендации по чтению книг с учетом возрастных особенностей читателей. Его обзоры порою нелицеприятны. Он не пользовался фигурами умолчания и старался не пропускать плохую книгу к маленькому читателю. М. Соболев одним из первых выделил книгу для дошкольников, попытался понять особенности создания и издания таких книг. Он ставил вопрос о том, что такое произведение для самых маленьких: искусство или ремесло? И не находил ответа, зная, что писатель не свободен в своем творчестве: он должен учесть особенности восприятия малыша, согласовать текст и картинку, текст и задачи обучения грамоте и т.д. Есть ли здесь место вдохновению? Свободному полету мысли? Образности? Кроме того, М. Соболев сомневался в надобности литературы для тех детей, которые не умеют читать: не умеющие читать не будут пользоваться книгой.
Во второй половине XIX в. дискуссия стала способом активизации общественной мысли для решения проблем детской литературы и детского чтения. Одним из широко обсуждаемых был вопрос о том, какие цели должна преследовать детская литература: воспитательные (П.Каптерев) или образовательные (Н.Шелгунов)? Проблема детской литературы как искусства слова не поднималась.
В последней трети XIX в. широко обсуждался вопрос о необходимости чтения детям дошкольного возраста. Мнения выступавших были категоричны и неустойчивы. Они менялись в зависимости от процесса развития детской литературы, педагогики, психологии детского возраста. Первоначально говорилось о том, что читать детям бесполезно и даже вредно: чтение в молодые годы «образует» только верхоглядов и резонеров. В одно время об этом говорил Белинский, и его высказывания стали знаменем для более поздних исследователей детского чтения. Д. И. Писарев полагал, что чтение лишает детства, прививает «ребенку наклонность к старческой усидчивости».
Затем утвердилось мнение о необходимости чтения детям, так как в нем стали видеть пользу для детского развития и воспитания будущих граждан, решили, что чтение отвечает детской потребности познавать мир, «возвышает над житейской пошлостью». И вопрос: читать или не читать? — постепенно трансформировался в вопрос: что читать? В последней трети XIX в. наряду с обзорами литературы активно стали публиковать рекомендации под рубрикой «Что и как читать детям и народу» (Е. Елачич, X. Алчевская и др.), сделали серьезный шаг в деле выявления критериев оценки произведений детской литературы (А. Острогорский), перестали сомневаться в необходимости руководства детским чтением (Лемке). И. Феоктистов (К вопросу о детском чтении. — СПб., 1891) посчитал вопрос о руководстве чтением настолько важным, что потребовал консолидации сил литераторов, педагогов, психологов для его разностороннего изучения. Он приветствовал учительниц, которые под руководством X. Алчевской подвергли круг чтения детей тщательной опытной проверке, изучили восприятие и воздействие произведений на маленьких читателей.
Широкое издание книг для народа, в том числе и детских, организация различных типов школ, педагоги которых приучали детей к чтению, вели к тому, что советы по выбору книг для детей становились остро необходимыми. В них тогда нуждались и стар, и мал, и учитель, и студент-книгоноша, поэтому коллектив X. Алчевской за двадцать лет работы выпустил несколько томов указателей книг для народного и детского чтения.
И. Феоктистов называл детское чтение «будильником спящих способностей», серьезно подходил к ответу на вопрос: что читать детям? Изучив читательские биографии русских и зарубежных писателей, он полагал: не следует делить литературу на детскую и взрослую. «...Нам нужна не детская, а общедоступная литература, которая содержала бы в себе все, что есть лучшего во всемирной литературе...».
Но вопрос о том, что есть детская литература — вид искусства, подобный общей литературе, или приложение к педагогике — продолжал вызывать бурные споры до конца XIX в. Одним из самых оригинальных было мнение Д. И. Писарева: «Специально-детская литература всегда и везде составляет и будет составлять одну из самых жалких, самых ложных и ненужных отраслей общей литературы». Общество, культивирующее развитие детской литературы, по мнению критика, — больное общество, потому что нормальное, здоровое общество порождает ту литературу, которая одинаково полезна для всех грамотных «людей без различия пола, возраста и состояния».
В то же время детский писатель и учитель П. В. Засодимский («Задушевные рассказы», «Бывальщины и сказки») считал необходимым выделить детскую литературу и ставил перед нею эстетические, образовательные и воспитательные задачи.
Следуя традиции Н.Г.Чернышевского, в детской литературе все чаще старались увидеть «учебник жизни». Критики того времени все дальше уходили от литературной оценки произведений, от анализа их художественной ценности и не забывали упомянуть о ценности воспитательной, об их педагогическом воздействии на растущих читателей. Литература того времени способствовала формированию общепедагогического подхода к ней, писал И.Феоктистов, создавали «люди почтенные, но в литературном отношении стоящие не выше посредственности», которые отсутствие художественного мастерства компенсировали наличием воспитательных идей. Несмотря на разветвленную жанровую систему, сложившуюся к тому времени, художественные достоинства многих произведений были невысоки, а тематика малозначительна.
Проблемы методики детского чтения в первую очередь касались школы и решались гимназическими преподавателями (В. Стоюнин, В. Водовозов, В. Острогорский). Детские сады только начинали появляться (первый детский сад — 1859 г.), в систему государственных образовательных учреждений они не входили; методическим обеспечением их почти не занимались.
Многие проблемы методики детского чтения искусственно создавались теми, кто не являлся специалистом в фольклоре и литературе, не знал истории вопроса, не вникал в его филологическую суть. Например, И. Феоктистов надуманной считает проблему сказки. Детская психология, находящаяся в процессе становления, тоже мало способствовала выделению детской литературы как самостоятельной области художественного творчества и не давала достаточного материала для обобщений в области методики детского чтения, так как пристально не занималась вопросами восприятия книги ребенком, воздействия ее на маленького читателя.
Спор о праве существования детской литературы как вида искусства утих тогда, когда были, с одной стороны, изучены возрастные особенности детей, с другой — сама литература, открыв мир детства и детскую душу, стала иной.
Выводы 1. Вторая половина XIX в. отмечена серьезным, разносторонним вниманием к вопросам детского чтения, обсуждение которых было публичным и дискуссионным. Активизация внимания к детскому чтению объясняется новой социальной ситуацией, сложившейся в России, а также развитием специальных наук и новым видением природы детства.
2. Вопросами детского чтения занимается более широкий круг исследователей: педагоги, психологи, писатели, литературные критики, обозреватели журналов. Отсутствие единодушия во взглядах специалистов разного профиля является стимулом к активному обсуждению, поиску истины, экспериментальному (Х.Алчевская) обследованию выдвигаемых положений.
3. Одним из самых проблематичных был вопрос о включении сказки в круг детского чтения и воздействии ее на ребенка. Его обсуждение показало непростую природу жанра сказки и необходимость изучения его восприятия детьми.
4. Основополагающим выводом, рожденным в дискуссиях тех лет, явился вывод о неизбежном сотрудничестве писателей, специалистов в области детской литературы, детского чтения, педагогов и психологов в деле приобщения детей к чтению, в познании ребенка.
|
|
|