Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование
Скачать 1.57 Mb.
|
Глава 6. ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯРоль книги в жизни человека на Руси была осознана очень рано. Соприкосновение с византийской культурой после принятия христианства (988 г.) дало мощный толчок для развития книгописания и древней русской литературы, история которой складывалась с XI по XVII в. Первое хвалебное слово книгам произнес князь Ярослав Мудрый (XI в.), назвав их реками, поящими вселенную. Но в те давние времена необходимость обобщения опыта взаимоотношений читателя и книги не осознавалась. Понимание этой проблемы произошло тогда, когда детство было выделено как отдельный самоценный период человеческой жизни (XVI в.), так как появилась потребность обучать, совершенствовать образовательный процесс. Главной задачей начального времени русской истории было убедить русичей в пользе книг, чтения, обучения чтению. По результатам научных исследований того периода можно сделать вывод о том, что первая методическая статья была написана дьяком, вождем московских вольнодумцев Федором Курицыным на рубеже XV—XVI вв. и посвящалась она грамматике. В ней Ф. Курицын рассуждал не о том, как учить, а о том, зачем нужно учить детей, зачем следует стремиться быть грамотным: искоренив невежество, «искуснее будут человеци». Предпочтение метода убеждения другим методам в этой статье не случайно. Ф. И. Сетин дает сведения о существовании некоего анонимного автора, который противостоял Ф. Курицыну. Этим автором создана статья «Беседа о учении грамоте», где он запрещает детям «мудрствовати, пытати и глаголати» о том, о чем «не повелел Господь». Первым, кто занялся вопросами методики работы с детской книгой, был переводчик латинской грамматики для русских детей Дмитрий Герасимов. В предисловии к книге, которая называлась «Донатус» (по имени автора, древнеримского лингвиста IV в. Элия Доната), он обозначил те необходимые сведения, которые должен иметь ребенок, чтобы получить представление о книге и развивать желание читать и изучать ее. В первую очередь это сведения об авторе, что для тех времен было новаторством. Древнерусская литература анонимна: автор или не называл себя, или скрывался за именем кого-то из великих, приписывая свои произведения, например, Иоанну Златоусту. Д.Герасимов предлагает не только назвать имя автора, но и рассказать о нем. Это начало традиции, которая сохраняется до сих пор. В «Донатусе» также говорилось о сообщении ученикам истории создания произведения; давались советы, как обучать детей. В дальнейшем сама детская литература разрабатывает те методы и приемы общения с детьми, которые будут наиболее доступны и приемлемы, которые будут соответствовать детской психологии, например: олицетворение как художественный прием в «Сказании о седми свободных мудростях». В «Азбуке» И. Федорова содержится первое обращение к родителям, что свидетельствует о понимании автором двусторонности педагогического процесса и необходимости единения учителя, ученика и родителей в деле обучения и воспитания детей, в приобретении филологических знаний, в искоренении невежества. Связь филологического текста и методики работы с ним объясняется тем, что детская литература еще не являлась самостоятельным видом искусства. Но именно эта связь в дальнейшем повлияет на своеобразие детской литературы, которая по природе своей будет призвана решать не только эстетические, но и педагогические задачи. Создатели детских книг осознанно выступали в роли просветителей: писали статьи о воспитании, о значении детской литературы и детского чтения. В XVIII в. вопросами детского чтения занимались писатели, педагоги, государственные деятели, люди различных профессий и взглядов на воспитание и обучение. Сподвижник Петра I Феофан Прокопович говорил о том, что «...при школах надлежит быть библиотеке довольной. Ибо без библиотеки, как без души, академия». Он советовал учителям беседовать с учениками о прочитанном, о том, как понимается читаемое. Человек, пристально интересовавшийся вопросами экономики, купец Иван Посошков размышляет о том, как следует читать: самое главное — читать книгу неспешно, «дабы чтомое мог разумети и памятствовати»; надо делать выписки из книг, что приучает к внимательному чтению и побуждает к рассуждению. Для И. Посошкова важно было, чтобы дети читали летописи, развивали историческую память, знали обо всем, «что досюль бывало». Он призывал учить иностранные языки, знание которых даст возможность расширить круг чтения. В 1733 г. вышло сочинение В.Н.Татищева «Разговор о пользе наук и училищ», в котором дается ответ на вопрос «Како разделяется возраст человека?». Здесь еще раз, после Симеона Полоцкого, было выделено детство как отдельный период в жизни человека. Но методической мыслью этот факт воспринят не был: о пользе чтения одинаково говорилось как с младенцем, так с юношей. В последней трети XVIII в. активизируется изучение вопросов детского чтения. Педагог и общественный деятель И.И.Бецкой, работая над различными трактатами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательных учреждений, конкретизирует методы и приемы работы с детьми согласно возрасту, дает отдельные советы по формированию круга чтения и эстетического развития молодого поколения. Он не рекомендует использовать в общении с детьми от пяти лет «привидения от страшилищ» (аналог современным страшным историям), так как они «помрачают» ум детей ложными понятиями и рождают страх. У И.Бецкого находим и замечание о том, что не следует заставлять детей много учить наизусть, особенно то, что они не понимают. Детей от пяти лет, считает он, можно учить читать, но только для того, «чтоб зрением привыкали к познанию литер», настоящее же чтение начинается в отрочестве. Н. И. Новиков, много сделавший для развития детской литературы и детского чтения, считал, что детей нужно учить рассуждать над текстом и прилагать «все читаемое или слышимое ими к ним самим и к особенным обстоятельствам, в которых они тогда обретаются или впредь обретаться могут». Таким образом, дети будут учиться извлекать опыт из прочитанного, думать над ним («О воспитании и наставлении детей», 1783). Большое внимание Н. Новиков уделял эстетическому совершенствованию детей («Об эстетическом воспитании», 1784), ведущую роль в котором, по его представлениям, играют чтение и сочинение стихов. Главным методом в деле эстетического воспитания является «учение через примеры»: работа с образцами в стихах и прозе. В них детям необходимо показать «всякие красоты, особливо ж красоты выражения», связь и порядок мыслей. Предпочтительным в этом деле будет путь от простого к сложному, от изучения сочинений отечественных авторов к сочинениям «латинских и чужестранных писателей», для чтения которых необходимо хорошо овладеть иностранным языком. «Красоты Вергилия, Горация и других великих стихотворцев должны казаться в высокой степени непонятными тому, кто не может понимать и собственных стихотворцев». Н. Новиков рассуждает и о жанровом принципе в эстетическом воспитании: «от басен и писем как легчайших родов слога» надо следовать к формальным речам и героическим поэмам. По мнению Н. Новикова, нельзя оставлять без внимания и композицию тех произведений, которые изучаются детьми: их план, взаимосвязь и взаимообусловленность частей. Надо учить учеников видеть красоту в логике произведения. Приобретя умение анализировать чужие тексты, дети могут упражняться в сочинении собственных. Начинать такую работу следует рано: с десяти лет. Большую роль в эстетическом воспитании детей Н.Новиков отводил учителю, его вкусу, его умению методически правильно организовать работу, направлять ученические сочинения и анализировать их. Одним из первых в отечественной методике детского чтения Н. Новиков занялся вопросами формирования круга детского чтения, как теоретическими, так и практическими. Он считал, что дети должны читать не только учебную литературу. Для того чтобы быть образованным человеком, одних учебников недостаточно. Желая расширить круг детского чтения и вывести его за пределы школьной литературы, Н.Новиков издает журнал «Детское чтение для сердца и разума», где было представлено и научно-популярное, и нравоучительное, и занимательное чтение, которое оказывало влияние на развитие ума и души детей. И Н.Новиков, и другие видные деятели XVIII в. (М.Ломоносов, В.Татищев, А. Прокопович-Антонский) особое внимание уделяли искусству хорошо читать, говорить, писать, произносить. Не владея этими умениями, нельзя состояться в профессии, нельзя стать достойным и полезным своему Отечеству гражданином. Среди множества трактатов о воспитании, написанных в XVIII в., выделяется работа А. Ф. Бестужева. В ее составе есть глава «Чтение книг, которое должно предложить для воспитанников сего отделения», где поставлены кардинальные вопросы: зачем, что, когда и как читать. В конце XVIII в. уже не нужно, как считал А.Бестужев, говорить о пользе чтения. Такие разговоры смешны: это все равно, что «доказывать о солнце, что оно светит...». Значит, работа по убеждению людей в пользе чтения, которая велась с XI в., не прошла даром. Детским чтением необходимо руководить, чтобы оно производило пользу в воспитании. Нужно читать романы, трагедии, жития славных мужей, различные исторические сочинения. Но, что удивительно, в подборе литературы для чтения должно ориентироваться на сословие, выходцем из которого является читатель. Только таким образом будут глубоко поняты добродетели и пороки, присущие данному сословию и нашедшие отражение в книге. Ведь главная польза от чтения, по мнению А. Бестужева, заключается в формировании нравственности. Для чтения автор определяет вечер, не аргументируя выбор времени и предоставляя детям право изменить этот порядок по своему желанию. Все заявленное в трактате А. Бестужева проверялось в практике воспитания собственных четырех сыновей, будущих декабристов. Так в сочетании теории с педагогической и издательской практикой складывалась методика детского чтения. Выводы 1. В XI —XVII вв. методика детского чтения не существует, так как детская литература как самостоятельная область искусства и детство как отдельный период человеческой жизни не выделены. 2. Взрослое сообщество не оставляет без внимания детское чтение. Ведется активная пропаганда книги и пользы чтения. 3. В XVIII в. упрочено деление человеческой жизни по возрастам. К этому времени набирает темп в развитии детская учебная, а затем и художественная литература. В связи с этим постепенно накапливается методический опыт работы с книгой. 4.Предмет «литература» в учебных заведениях разного типа в XVIII в. отсутствует. К художественно-публицистическим текстам обращались тогда, когда занимались грамматикой или красноречием: «читали авторов», чтобы дать пример сочинения, красоты слога, упражнения в чем-либо. Таким образом, методика детского чтения изначально развивается в недрах других дисциплин и наук. 5. Постепенно складываются методы работы с книгой. Одними из самых важных для того времени были метод вдумчивого чтения и беседы с ребенком о прочитанном. Для привлечения внимания читателя к тексту советовали знакомить с биографией автора и историей создания произведения. 6. Начинает складываться понятие круг детского чтения. Определяется ведущая роль взрослых в его формировании. В то время, как правило, детям советовали читать историческую и нравоучительную литературу. 7. Детское чтение XVIII в. свидетельствует о том, какого человека хотели воспитать в дитяти: здорового, трудолюбивого, верного в супружестве, помнящего о долге перед родителями, бережливого, хозяйственного. Особо заботились о воспитании души и сердца. 8. Хотя о дошкольном детстве в XI —XVIII вв. речи не было, и опыт работы по приобщению маленького ребенка к литературе не накапливался, общие рассуждения о книге и искусстве чтения остаются интересными и полезными до сегодняшнего дня. Задание Проследите, есть ли в трудах ученых последующего времени суждения, подобные тому, что было заявлено А. Бестужевым: чтение должно быть сословным. |