Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование
Скачать 1.57 Mb.
|
Изображение ребенка в русской литературе XIX в. о детях и для детейПодводя итог долгого периода установления взаимоотношений между детским и взрослым сообществом, известный психолог И.С. Кон пишет: «...новое время, особенно XVII и XVIII вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным различением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной самостоятельной социальной и психологической ценности». В детской литературе XVIII — начала XIX в. это выразилось в медленном, постепенном снижении дидактической и усилении художественной функции искусства. Уменьшается количество букварей, наставлений ученику, менторских посланий. Ребенок перестает быть только объектом воспитания. Его уже не рассматривают как маленького взрослого. Г.Хованский в «Послании к детям Николушке и Грушеньке» (1795) одним из первых подчеркивает приоритет детства, «невинного века златого», перед взрослым миром с его искусственно установленными отношениями («...в свете сем кто силен, тот и прав»). Он противопоставляет младенчество и взрослую эпоху человеческой жизни как счастье и «бедствий бремя». ...Пройдет младенчество, и вскоре бедствий бремя С летами удалит все счастье жизни сей. То счастье, которое заключается в безмятежности игры, детских забав, наличии любимых игрушек и друзей-ровесников, то счастье, которое учится изображать детская литература. А в стихотворении «К дитяти» (1816) М.Херасков уверенно заговорил о прелести детства как периода в жизни человека. Играй, дитя, играй в глазах у некой мамки; Верти кубарик свой, ставь карточные замки. Твой замок рушится, и ждет тебя лоза, Учительская ждет угрюмость и гроза. Дней наших на заре мы все благополучны, Но утро, пролетев, часы приносит скучны. Ах! Для чего не ввек Бывает на земле младенцем человек? Когда б в младенчестве остался вечно ты, Мирской бы не узнал тоски и суеты. Е. О. Путилова считает, что открытие детского мира и детской души произошло в период развития сентиментализма и принадлежит оно поэзии: «Поэзия начинает приближаться к быту ребенка, к его играм, развлечениям, взаимоотношениям с родителями... Ребенок наделяется способностью сильно и глубоко чувствовать...» И хотя мнение Е.О.Путиловой небесспорно (Н.Я.Берковский полагает, что все произошло позже, в эпоху романтизма) — это еще одно свидетельство трудного пути к осознанию детства как особой поры в становлении человека. Русская детская проза впервые серьезно обратилась к изображению ребенка в первой трети XIX в. Ее привлекли «детские дети», их душа, их характер в процессе его формирования, их интересы, забавы, отношения со взрослым миром. Выбор жанра повествования зависел от темы, был обусловлен задачами, стоящими перед писателями. Как правило, это романтическая повесть-сказка (А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители») или сказка (В.Одоевский «Городок в табакерке»). Читатель впервые увидел, как сложен детский мир, как непросто живется ребенку без участия взрослых, их тепла, внимания и понимания. А. Погорельский изображает ребенка, забытого взрослыми и не нашедшего себя среди товарищей. Он «горько чувствовал свое одиночество», скучал, грустил, и состояние его души теснейшим образом связано с его поведением, развитием его воображения, выбором друзей и любимых занятий. Алеша жил в ожидании волшебства, нечаянной радости в виде «письма от папеньки или маменьки», игрушки или талисмана. Отсутствие взрослого участия в жизни ребенка, экзальтированное воображение, сформированное в результате чтения рыцарских романов и волшебных повестей, мысленных путешествий по рыцарским замкам, дружба с Чернушкой как замещение недостающего человеческого коллектива привели к тому, что Алеша стал жить не действительной жизнью, а выдуманной, сочиненной им самим, той, где не должно было быть реальных проблем. Мальчик мало-помалу вживается в эту жизнь. С помощью такого художественного приема, как внутренний голос, автор исследует душу ребенка, ее изменение. Состояние души мальчика меняется от стыда за свои поступки до постепенного привыкания к дурному, а затем и до осознания превосходства над всеми («...важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их...»). «Нрав Алеши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным». И тогда, когда это произошло, закончилась сказка Алешиной жизни. Умелое сочетание характерных черт повести и сказки дает возможность А. Погорельскому показать типичный детский характер и типичный детский мир с его фантазиями, надеждами, первыми открытиями, ссорами с товарищами, слезами обиды, ожиданием похвалы и т.д., с одной стороны, а с другой стороны, довести до сознания читателя авторскую идею: в детстве формируется будущий человек, который должен отвечать за свои слова и поступки, думать над содеянным, не поддаваться порокам. Но в дальнейшем детская литература на какое-то время отказалась от находок и открытий писателей первой трети XIX в., и психологически глубоких произведений, подобных повести-сказке А. Погорельского, долго не появлялось. Почему? С этой точки зрения любопытным будет анализ произведений, созданных в последнюю треть XIX в. Их главные герои тоже дети. Но это уже другая литература. И даже те произведения, которые специально писались с мыслью о ребенке (герое или читателе), трудно назвать детскими, детской литературой. Все они, а это «Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича, «Вертел» Д. Мамина-Сибиряка, «Спать хочется» и «Ванька» А.Чехова, «Танька» И.Бунина, «Белый пудель» А.Куприна, «Петька на даче» и «Ангелочек» Л.Андреева, здесь же можно назвать и рассказ А.Серафимовича «Маленький шахтер» — все они результат не только искусства. Это, скорее, результат реальной жизни, реального обострения социальных проблем конца века. Изображение ребенка в литературе последней трети XIX в. обусловлено не столько целями и задачами авторов, жанром произведения, сколько экономическим положением семьи, в которой растет ребенок, жестокими законами времени, общества, благословившего эксплуатацию детей, их нищенство, лишившего маленьких граждан права на детство. В отличие от литературы начала века — это литература реалистическая. Ее основной жанр — рассказ. Ее основной герой — ребенок, лишенный детства. Если литература начала века показывала дворянского ребенка, то литература конца века обратилась к ребенку — выходцу из низших слоев общества, ребенку, не имеющему родителей, социальной базы для своего развития, ребенку без будущего. Часто писатели создавали эти рассказы как «эхо собственной биографии» Так, Александр Чехов говорил, что все дети в рассказах брата «существа страждущие или же угнетенные и подневольные» и объяснял эту особенность тем, что сам автор не знал радостей детства. Рассказ Л.Андреева «Петька на даче» — отголосок воспоминаний модного московского парикмахера, чье тяжелое детство никогда не забывалось. Видимо, о собственном детстве без отца, без домашнего очага, прошедшем во Вдовьем доме, помнил и А.Куприн. Социальные проблемы, обозначенные в рассказах, рассматриваются глазами ребенка, отчего они становятся острее. Это своеобразный способ воздействия на читателя, привлечения его внимания. Литература конца века рисовала статичный характер ребенка, показывала его в один из моментов жизни, так как у ее героя не было условий для развития. Наоборот, в нем подавлялось все то, что было заложено природой. Ванька Жуков, Варька, гуттаперчевый мальчик Петя и маленький шахтер Сенька устали от жизни, от тех недетских забот, которые свалились на них, оборвали их детство, лишили привычного бытия. Нежелание свыкнуться с тяжестью жизни, извечное детское стремление к красоте мира приводят детей к протесту, к желанию изменить судьбу парадоксальными, чисто детскими способами. Осознав, что жизнь его «хуже собаки всякой», Ванька Жуков, неглупый, не лишенный дара слова мальчик (вспомним, как ярко описывает он Москву), пишет письмо «на деревню дедушке Константину Макарычу». И это безадресное послание дарит ему надежду на лучшее будущее, которого не может быть. Кусок сахара, который Танька (И. Бунин «Танька») несет матери, тоже должен подсластить несчастную жизнь семьи: «Ваське не дам, а как мать заголосит, ей дам». Этот кусок сахара как показатель качества жизни и покоя в семье — еще один парадокс детского сознания. Но самый страшный парадокс — убийство ребенка ребенком же (А. П.Чехов «Спать хочется»). «Ложное представление» (Ал.Чехов) о том, что убийство младенца решит все Варькины проблемы, толкает ее на этот поступок. «Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая». Все эти дети не имеют будущего потому, что не имеют настоящего. Процесс вызревания ребенка, который является одной из психологических характеристик детства, не происходит. В ребенке подавляется все лучшее. В этом трагедия их детства, которую подчеркивает страшный социальный фон. В рождественскую ночь идет на шахту Сенька (А. Серафимович «Маленький шахтер») и слышит вслед тягостное отцовское присловье: «Не я неволю — нужда неволит». Рождественская праздничная картина жизни грустно контрастирует с описанием галереи шахты, по которой вынужден двигаться Сенька. Так же глубоко контрастны праздник цирка и тяжелейший труд маленького гуттаперчевого мальчика, подавленного вечным страхом. Круг жизни этих детей замкнут. Из него нет нормального выхода. Целый день мечется по дому ополоумевшая девочка: «Варька, сбегай за водкой! Варька, где штопор? Варька, почисть селедку!» («Спать хочется»). «Мальчик, воды!» — каждодневно слышит герой другого рассказа («Петька на даче»). Этот круговорот, нужда, каторжный труд раздавили детские души, изломали их, вытравили в ребенке всякие чувства. Петька при встрече с матерью «лениво ел принесенные ею сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда. Но затем забывал о своей просьбе, равнодушно прощался с матерью и не спрашивал, когда она придет опять (Л.Андреев «Петька на даче»). Контрастом по отношению к обездоленным детям является изображение в некоторых из этих произведений детей из богатых семей. Они тоже живут не без проблем, но это проблемы их мира, их детской жизни. Восьмилетняя Верочка, дочь графа Листомирова («Гуттаперчевый мальчик»), «тоненькая, нежная и вместе с тем свежая, как только что снесенное яичко», беспокоилась только о том, чтобы младшие сестра и брат вели себя как следует и не нарушили уговор, согласно которому детей при их благородном поведении «в пятницу вечером возьмут в цирк». Эти рассказы в конце XIX в. становились не только фактом литературы, но и фактом жизни, обсуждений, споров. Налицо была общественная функция искусства слова с ее задачей исправлять нравы. Рассказ А. Чехова вызвал острую полемику. Одни считали его сюжет надуманным, искусственным. Другие, в частности А. И. Эртель, видели в нем правду жизни и поучение, «лишнее напоминание о том, что детей нельзя обременять непосильным трудом, что душа детская — нечто сложное и требующее к себе бережи и внимания...», что эта душа своеобразна и зачастую закрыта от взрослых и непонятна им. В 1885 г. В. Г. Короленко создает повесть «В дурном обществе», которую затем несколько раз выпускает в сокращенном виде под названием «Дети подземелья». Это произведение — лишнее доказательство тому, как далеки между собою взрослые и дети, как параллельны их миры, а души порою закрыты друг для друга. В. Г. Короленко как бы соединил в этой повести психологическую глубину в изображении ребенка, свойственную А. Погорельскому, и боль за судьбу «маленьких каторжников», прозвучавшую в литературе его времени. Герой этой повести — Вася, мальчик из благополучной семьи. Потеряв мать, он лишился родительской ласки и внимания. Отец, занятый работой, никогда не целовал его, и мальчик жил с сознанием «горького одиночества», культивируя в себе свои несчастья. «Ужас одиночества» сделал его «уличником», романтическая жизнь которого протекала среди графских развалин, населенных колоритными личностями. Здесь, в обществе воров и бродяг, а значит, «дурном обществе», он знакомится с Валиком и Марусей, детьми Тыбурция Драба. Это знакомство делает Васю совершенно другим человеком. Романтические забавы брошены. Начинается работа проснувшегося ума, возникает интерес к иной жизни, стремление анализировать ее, сопоставлять привычное и поразившее (Соня и Маруся). Новая жизнь вызывает в душе Васи целую гамму чувств, переживаний, желание помочь своим бедным знакомым. Меняется сознание мальчика. Он начинает понимать, что такое голод, кто такие нищие: «Я не мог представить себе, чтобы дети могли жить без "дома"». Он пересматривает свое положение в семье, отношения с отцом, узнает цену настоящей дружбе. В его душе рождается «какая-то жгучая любовь к тем», кто пригрел его «там, в старой часовне». Новые чувства испытывает Вася к отцу, он видит его другим человеком, «но в этом именно человеке» находит «что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде». Васе казалось, что он всегда будет со своими друзьями, что их пути пересеклись навеки, потому так трудно понять ему рассуждения Тыбурция о двух жизненных дорогах, а по существу — о той резкой грани, которую обозначило между ними их социальное положение: «...Я нищий, и он нищий. Я ... краду, и он будет красть. А твой отец меня судит — ну и ты когда-нибудь будешь судить... вот его!» Но устами Тыбурция автор утверждает великую пользу этой встречи, нравственно изменившей Васю: «...и кто знает... может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо... потому что иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня — понимаешь?..» И А. Погорельский, и В. Короленко в своих произведениях свидетельствуют: какую-то эпоху своей жизни ребенок должен прожить с «растерзанным сердцем», переболеть болью мира, чтобы стать нравственно здоровым и сильным, чтобы научиться жить среди людей, замечая их вокруг себя. Естественно, что литература XIX в. не исчерпывается только названными здесь произведениями о детях и для детей. Интересный раздел в ней представляют автобиографические повести (С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»). Много дают для познания детства такие произведения А. П. Чехова, как «Детвора», «Мальчики», «Кухарка женится» и др., написанные в 1880— 1890-е гг. В 1890-е гг. издавались и переиздавались сборники произведений разных авторов («Детское сердце», «Детвора»). Но динамика отношений взрослого мира к детству наиболее ярко выражена в тех произведениях, где основными действующими лицами являются «детские дети» и «маленькие каторжники». И если повесть-сказка А. Погорельского — это итог проснувшегося интереса к детству, к восприятию его как особого периода человеческой жизни, то рассказы конца века — это результат меняющегося, непостоянного взгляда взрослых на детство, который более зависит не от устойчивых представлений о ребенке, его психофизиологии, а от социальной потребности включения ребенка во взрослую жизнь. И тогда, когда возникает необходимость такого включения, взрослые забывают о прежнем понимании детства, а литература — о прежних художественных достижениях и идеях. Так случилось с литературой последней трети XIX в., не заметившей ни открытий А. Погорельского, ни ценной идеи писателя этого же периода К.Станюковича, который в рассказе «Максимка» заявил: детство самоценно вне рас, классов, сословий, религий, задач и потребностей взрослого мира: «Забижать дите — самый большой грех... Какое ни на есть оно: хрещеное или арапское, а все дите... И ты его не забидь», ибо «...у Бога все равны... Всем хлебушка есть хочется». Вопросы и задания 1. Прочитайте произведения, названные в данной главе. Какие из них актуальны до сих пор? Что делает их значимыми для современного читателя? 2. Сделав анализ текста рассказов, докажите или опровергните то, что одной из причин существования в жизни детей-«каторжников» является безразличие взрослого мира к природе детства. |