Детская литература. Методика приобщения. Гриценко З.А.. Высшее профессиональное образование
Скачать 1.57 Mb.
|
Занятия по литературе в дошкольном учрежденииСамо понятие «занятие по литературе как вид учебной деятельности дошкольников» принимается не всеми. Литературой нельзя заниматься, она не должна быть чем-то обязательным, введенным в расписание, похожим на школьный урок, считают одни. Дети в дошкольном учреждении перегружены, в сетке его расписания и так много занятий, говорят другие. В настоящее время во многих детских садах занятия по детской литературе, по чтению и анализу художественных текстов не выделены специально. Практика показывает: общение дошкольников с книгой, с литературой происходит в свободное время, определяемое воспитателем, и часто не имеет системы. В связи с чем у дошкольников формируется неверное представление о книге, чтении, литературе как о чем-то, что создано для развлечения или заполнения пауз между другими видами деятельности. Задумайтесь: «...Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным», — говорила один из самых авторитетных методистов XX в. — М. А. Рыбникова. В истории методики детского чтения занятия литературой давно выделены (М.М. Конина), обоснованы (Л.М.Гурович и др.) разработана их система как с точки зрения развития речи (О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш), так и с точки зрения решения задач воспитания грамотного читателя (3. А. Гриценко). Описан процесс подготовки воспитателя к занятиям (Л.М.Гурович и др. М.М.Алексеева). М. М. Конина не только выделила, но и классифицировала виды занятий по методике художественного чтения и рассказывания, положив в основу классификации объем работы (чтение и рассказывание одного произведения; нескольких произведений одной тематики; нескольких произведений одного жанра, нескольких жанров); синкретизм как вид работы (чтение и рассматривание иллюстраций; чтение и музыкальное сопровождение читаемого, чтение и рассказывание; чтение и рассказывание, сопровождаемое наглядным материалом, игрушками и т.д.); чтение как часть занятия по развитию речи и занятия с привлечением других видов искусств (настольный, кукольный, теневой театр; диафильмы, кино- и телефильмы). Авторы методического пособия «Ребенок и книга» наиболее важным видом занятия считают чтение книг с последующей беседой, «так как в ходе такого занятия дети овладевают главнейшими в их читательской судьбе умениями и способностями — слушать, слышать и понимать литературные произведения, получая эстетическое наслаждение от встречи с книгой». Комплексные виды занятий являются предпочтительными в методике ознакомления дошкольников с художественной литературой. Занятия, «включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности», разработаны О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш. В процессе таких занятий часто формулируются цели и решаются задачи, опосредованно связанные с художественной литературой: воспитательные, образовательные, задачи развития речи. Воспитателям легче работать в этом направлении. Филологический анализ текста дается им сложнее, требует серьезной предварительной подготовки, наличия постоянно обновляемого собственного читательского опыта. Все это привело к тому, что литература в дошкольном учреждении постепенно была превращена в прикладной материал, что снизило интерес детей к чтению. Для многих литература перестала быть любимым видом искусства, приоритетным видом деятельности. На рубеже XX—XXI вв. стало ясно, что литературе в дошкольном учреждении надо вернуть статус искусства, надо заниматься подготовкой читателей и на занятиях литературой формулировать и решать только те задачи, которые будут способствовать воспитанию грамотного читателя (слушателя) в дошкольнике (Л. М. Гурович, З.А.Гриценко). Время проведения занятий зависит от возраста детей: 5—10 минут для детей от 1 года до 3 лет, 10 — 20 минут — от 3 до 5 лет, 20—30 минут — от 5 до 7 лет. Указанное время условно. Воспитатель должен сам регулировать этот процесс, принимая во внимание индивидуальные особенности детей, их физическое состояние в день проведения занятия; те цели и задачи, которые предстоит выполнить в ходе занятия; объем и глубину содержания произведения. Предлагаются следующие виды занятий, классификация которых зависит от рода деятельности детей и воспитателя по постижению художественного текста. Тематическое занятие, способствующее приобщению детей к основным темам детской литературы и детского чтения, наиболее близким и понятным дошкольникам. Задача воспитателя при проведении таких занятий — показать многообразие тематики детских произведений и авторскую индивидуальность в решении одной и той же темы. На таких занятиях дети учатся видеть разнообразие тем и чувствовать художественные особенности текста. Аналитическое занятие предполагает анализ литературного произведения на доступном детям уровне с целью более глубокого понимания текста (см. раздел «Анализ художественного текста»). Теоретическое занятие. Этот вид занятия дает возможность воспитателю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворение, рассказ, такие элементы сюжета сказки, как зачин, концовка. Они дают детям представления о фольклорных и литературных жанрах, языке художественного произведения. Такой художественный прием, как олицетворение (анимизм) — одушевление, наделение человеческими свойствами и качествами всего того, что окружает ребенка, является частью его субкультуры и, согласно исследованиям Ж.Пиаже, очень рано используется детьми. Укачивая куклу в процессе игры, разговаривая с ней, девочка одушевляет ее, видит в ней существо, подобное себе. В связи с этим дети старшего возраста хорошо чувствуют олицетворение, выделяют его в тексте. Постижению этого приема часто способствуют авторы художественных текстов, интуитивно понимающие детскую психологию (см., например, «Бобина лошадка», «Про девочку, которая нашла своего Мишку» и другие стихотворения Саши Черного или главу «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова). Определение понятий следует давать детям в доступной форме, руководствуясь при этом принципом научности. Дети должны не выучить определение наизусть, а вместе с воспитателем разобраться в его сути и постепенно научиться применять его. Изучение теоретических понятий может идти двумя путями: понятие вводится в речь ребенка, а затем закрепляется при чтении и анализе текста (рифма, сравнение); сначала анализируется текст, затем выводятся основные признаки понятия, формулируется и закрепляется определение (сказка, стихотворение, рассказ). Некоторые понятия вообще не даются детям (эпитет, олицетворение, фольклор). Задача воспитателя — не называя их, обратить внимание на их суть, подчеркнуть их в тексте. Умение оперировать теоретическими понятиями нужно систематически закреплять. Прочитав произведение волшебного характера, надо попросить детей определить его жанр. Не употребляя в речи слово «жанр», формулируем вопросы так, чтобы в процессе беседы дети сами назвали вид прочитанного произведения. Для этого обращаем внимание на отличие данной сказки от других видов сказок: наличие волшебных героев, помощников, предметов, действий; подчеркиваем особенности поэтики: запрет, нарушение запрета, наказание героя. Вопросы должны быть простыми, точными, интересными. С их помощью стимулируется желание детей найти ответ, вести исследование текста. Чтобы подготовить и провести теоретическое занятие, воспитатель должен сам накопить опыт анализа текста, иметь в своем арсенале запасы различных примеров, которые помогут ему исключить затруднения детей. Нельзя эту работу проводить формально, подменять понимание зубрежкой и натаскиванием. Теоретические понятия должны усваиваться детьми сознательно. Программное распределение материала по возрастам: средний дошкольный возраст — сравнение, эпитет, рифма, сказка; старший дошкольный возраст — отличие фольклора от художественной литературы, стихотворение, рассказ, олицетворение. В структуре занятий литературой теоретические занятия играют важную роль: здесь совершенствуется умение видеть художественные особенности текста, которое ведет к пониманию авторского мастерства, подлинности и художественной значимости произведений. Творческое занятие, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников, также должно быть в системе занятий литературой. Особое внимание проблеме творческого развития детей стали уделять в конце XIX—начале XX в. Интерес к ней не иссяк до настоящего времени. По поводу творческого развития человека есть различные теории, суть которых по прошествии долгого времени изучения проблемы может быть сведена к следующему: 1) существует наследственная предрасположенность к творчеству, так называемый «ген творчества», но при этом задатки творца есть не только у избранных, отмеченных печатью таланта, а у всех людей. П. Каптерев говорил о том, что каждый рождающийся ребенок приносит в мир частицу одаренности. Задача взрослых — заметить, раскрыть в детях имеющиеся способности и потребности к творчеству, определить верное направление их развития; 2) воспитанию творца, его саморазвитию способствует культурный социум, среда. В процессе изучения проблемы были выявлены те параметры личности, которые характеризуют творческого человека (А.Лазурский): это обостренное чувствование и восприятие происходящего вокруг, интерес к разным сторонам жизни, развитое воображение, образное и интуитивное мышление, устойчивое внимание, наблюдательность, цепкая память, терпение, умение уходить от шаблона, неординарный взгляд на окружающий мир. Находясь в культурном контексте, среди тех, кто поощряет творчество и способствует его проявлению, личность совершенствуется. Но, как показали исследования, творец может развиваться как благодаря обстоятельствам (высокий культурный уровень семьи, целенаправленное творческое развитие и качественное обучение, духовная среда, материальный достаток), так и вопреки им (отсутствие денежных средств для получения хорошего образования, бессистемность в обучении и развитии, бездуховная среда и т.д.). Существуют примеры того, что отсутствие системы целенаправленного творческого развития не сказалось на проявлении таланта («стихийный талант» М.Горького, Ф.Шаляпина, М.Шолохова и др.). Большая роль в творческом развитии детей принадлежит педагогу, в практике которого необходимо учитывать и биогенетическое (данное природой) и социальное (создание творческой обстановки, среды). Заметив природную предрасположенность ребенка к творчеству, воспитатель способствует ее активному проявлению. У тех детей, кто сразу не обнаружил свои способности, педагог развивает тягу к творчеству. Деятельность воспитателя должна строиться на гуманистических принципах веры в творческие силы детей, стремления сохранить их индивидуальность, развить данные природой задатки. Главное в поведении педагога — уважение к тому, что создают дети. Ему не следует безапелляционно вмешиваться в процесс детского творчества, менять замысел маленького творца, навязывать свое видение происходящего. Все это может привести к потере ребенком желания творить, потере индивидуальности. Задача воспитателя — создать условия, максимально благоприятные для творчества, дать возможность детям получить технические умения и навыки, без которых невозможно творчество. П.П.Блонский предложил методы работы по формированию творческих способностей, особое внимание уделив методу упражнения. Он считал, что до 6 лет важно выявить дарования ребенка, который в этот период находится в состоянии творческого подражания. По мнению ученого, это естественный процесс, бояться которого не следует: «Всякий истинный творец начинается с подражания». Ему нужно упражняться, вырабатывать навык, вкус к творчеству. В процессе этой работы эффективным будет также исследовательский метод: ребенок собственными усилиями открывает и изобретает то, что уже было сделано до него, вживаясь в процесс творчества и приобретая необходимые навыки. Исследователями выявлено, что лирический талант в ребенке пробуждается раньше эпического (А.Нечаев). Следовательно, сочинением стихов с детьми надо заниматься ранее, нежели сочинением прозы. Детская жизнь от года до четырех — подготовительный этап к творчеству (развитие фонематического слуха, речевых навыков, памяти, внимания, усидчивости, сосредоточенности, эмоциональных откликов и т.д.). Творческие занятия рекомендуется начинать с четырех лет, продолжая развивать в детях в первую очередь сенсорные процессы и наблюдательность. Наблюдения можно вести как над течением живой жизни, так и над текстом художественного произведения, отмечая выразительные детали, необычные картины, удачно найденные образы. Читая детям стихотворение В.Орлова «Непослушная туча», обращаем внимание на словотворчество поэта, близкое «к детскому»: Неся осенние дожди, Все небо туча окружила. «Ах, туча, туча, подожди!» И туча тут же подождила. В процессе чтения подобных произведений мы способствуем накоплению у детей неординарных впечатлений, которые могут быть впоследствии реализованы в их собственном творчестве. В 20-е гг. XX в. в круг вопросов, которыми занималась Комиссия по детской книге, были включены вопросы детского творчества. Их разработкой занималась Е. Шабад. Ею было указано на то, что дети дошкольного возраста исполняют, а не пишут свои сочинения. Здесь большую роль играют интонация, звуковая организация речи, особая ритмика. Е. Шабад отмечала, что уже четырехлетние дети хотят, чтобы их слушали, на их сочинения реагировали. Чем старше становится ребенок, тем нужнее ему публичная реакция. Не зафиксированное на бумаге детское произведение проживает короткую жизнь, не подлежит авторской правке, так как «поэт из-под стола» не в силах ее провести. Но именно в этом и заключается ценность детского творчества. Его первозданность, словесная оригинальность становятся образцами для детских поэтов (В. Орлов «Непослушная туча»). В этом плане оно сближается с бытованием произведений устного народного творчества. Содержание произведений взято из жизни маленького автора, из того мира, что его окружает. Ко всему, что находится рядом с ними, дети высказывают эмоциональное отношение, а когда не хватает слов или нет возможности подобрать рифму, поэт-малыш использует междометия, звукоподражания, сочиняет неологизмы. Но там, где дети берутся описывать малознакомую им жизнь, успех не сопутствует им (см. главу «Выборы» в книге десятилетнего автора Гриши Вайпана «Незнайка в Каменном городе»). Творческие занятия проводятся на материале художественных произведений, чтение которых предшествует занятию. Помня о том, что «творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве» (П. П. Блонский), перед творческим надо провести ряд аналитических и теоретических занятий, где дети получат стимул, основу, необходимую для творчества. Например, прежде чем дать задание детям сочинить сказку, надо прочесть много сказок, объяснить им, как они строятся, что такое присказка, зачин, концовка, как развивается действие, кто может быть действующим лицом и т.д. Такая предварительная работа даст возможность детям сочинить сказку по законам жанра. При составлении творческих заданий для детей надо исходить из содержания и художественных особенностей произведения и возрастных возможностей детей. Так, с малышами от года до двух лет можно проводить игры-звукоподражания, ближайшая цель которых — развитие фонематического слуха. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить словами или красками выразить то впечатление, которое возникло у них при слушании стихов. Таким образом, достижение ближайших целей с детьми раннего возраста связано с тем, что будут делать дошкольники в будущем, так как без развитого фонематического слуха восприятие поэзии, а значит, и выражение впечатлений, полученных при чтении стихов, затруднены. Умение видеть перспективу в работе очень важно при воспитании будущего настоящего читателя. Этот вид занятий играет важную роль в становлении творческих способностей детей, поэтому важно давать задания, способствующие развитию воображения, такие, как описание вымышленных героев (Щасвернус, Кавот, Камут, Струмышка и т.д.). Вводные занятия, целью которых является подготовка детей к общению с литературой, проводятся в дошкольном учреждении в начале учебного года среди детей 4 — 7 лет. Каждое занятие имеет конкретную цель — выработать модель поведения детей во время чтения; учить их обращаться с книгой; познакомить с теми понятиями, которыми придется оперировать педагогу в процессе работы: автор, писатель, поэт, художник детской книги, переплет, корешок, страница, иллюстрация; рассказать об истории книгопечатания и процессе создания произведений. На занятиях этого типа можно дать рекомендации по чтению книг. Готовясь к рассказу о книге, воспитатель должен не только хорошо знать ее текст, но и уметь выделить в нем то, что может увлечь детей, сделать встречу с книгой интересной, захватывающей. Ни одно занятие по литературе, какие бы цели на нем ни преследовались, не должно проходить без чтения художественных текстов. Выводы Занятия литературой в детском саду должны преследовать не столько образовательные цели, сколько цели развития интереса у детей к книге, к процессу чтения, к анализу художественного произведения. Полученные на них знания закрепляются в процессе длительного и разнообразного общения детей с литературой. Анализ художественного текстаАнализ художественного текста — самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди дошкольников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ. Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой — первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с произведением. Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в грамотном его проведении, знании детской литературы и методики работы с нею, в наличии чувства меры и вкуса у педагога. Чему можно научить дошкольников, анализируя текст? При работе с дошкольниками используется только один вид анализа — «вслед за автором», т.е. тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит, дошкольников можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить дошкольников правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике. Для разного возраста детей существуют разные типы вопросов. От одного года до трех лет преимущественно задаются репродуктивные вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те, которые малыш слышал в народных песенках и потешках: «— Кисонька-мурысонька, где была? Заинька, где ты был-побывал?» В таких стихах вслед за вопросами предлагаются ответы. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений. Такие вопросы преимущественно задаются или к прозаическим текстам, или к поэтическим текстам сюжетного характера. На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания действительности. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «Почему?». Вопросы для анализа художественного текста должны быть доступными для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Поскольку литература — это один из видов художественного творчества, то в процессе анализа детям необходимо показать, как «сделано» произведение, т. е. дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение, олицетворение и т.д.). В ходе анализа необходимо обращать внимание на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их помощью этот мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное мастерство автора. Существуют еще так называемые наводящие вопросы, т.е. те, которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Например: этот мальчик смелый, да? Или: не кажется ли вам. что этот мальчик смелый, так ведь? Детям ничего не остается, как только утвердительно ответить на такой вопрос. Он не располагает к обдумыванию текста, к поиску ответа, к сомнению в его правильности. Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным, как и альтернативные вопросы, требующие однозначных ответов — «да» или «нет». Тестовый характер вопросов на занятиях литературой непродуктивен, так как не способствует ни внимательному чтению, ни поиску ответов и напряжению мысли. Бессодержательные вопросы типа «Что ты еще можешь сказать?» или «А кто еще что скажет?» не должны звучать в ходе анализа. Они свидетельствуют о слабой подготовке воспитателя к анализу текста, его беспомощности и профессиональной некомпетентности. Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый человек вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа. Если взрослый человек (воспитатель или родитель) только учится анализировать произведение, то на первых порах лучше составить «партитуру» текста, т.е. параллельно тексту записать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого. Сделав несколько подобных анализов, педагог или родитель будет глубже понимать произведение и увереннее вести беседу с ребенком. Поясним это на примере. Для анализа избрано стихотворение В.Левина «Белая страна» («Зимняя загадка»). Работа ведется в старшей группе дошкольного учреждения (дети шести лет). Порядок анализа 1. Выразительное чтение стихотворения детям. 2. Работа над анализом текста путем постановки вопросов. Я вчера смотрел в окно. Было там темным-темно. Утром глянул — вот-те на! Что за белая страна? Там белое небо, Там белые горы, Там белые улицы белого города. Там белые ели, Там белые клены, Там белые ходят по кронам вороны. Там белые белки На белых ветвях С орехами белыми в белых зубах. Не привиделась она Мне во сне. Что же это за страна На окне? Как изменился мир за окном? Зачем так часто поэт использует слово «белый»? (Возвращаемся к стихотворению и читаем 2—4 строфы.) Вместе с детьми приходим к выводу: поэт хочет показать преображение мира, иной пейзаж, контрастный первоначальному: темным-темно/белым-бело. Что за «белая страна» нарисована поэтом? Наводящие вопросы: что произошло в природе? Почему стали возможны такие изменения? Почему поэт сразу не сказал читателю, что пришла зима? На последний вопрос дети ответят по-разному. Взрослый должен дополнить, уточнить: о зиме говорили многие поэты, но В.Левин сумел сказать о ней так, как никто. Он назвал ее белой страной. И чтобы сделать свой рассказ о зиме необычным, использовал загадку-описание. Она удерживает внимание читателя, интригует его. Не забывайте: хотя стихотворение и сюжетное, к нему нельзя задавать много вопросов, иначе мы нарушим восприятие читателя. Продумывая предполагаемые детские ответы, взрослый не обязан записывать их именно так, как могут ответить малыши. Важно обозначить суть, а значит, самому найти нужный ответ и в случае необходимости помочь ребенку. Анализ прозаического произведения в среде дошкольников также проводится путем постановки вопросов к тексту. Для анализа следует выбирать небольшие по объему произведения, для того чтобы дети могли удержать их в памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них — яркими, неординарными. Текст должен давать материал для серьезного разговора с детьми, для обсуждения чего-либо. В нем не должно быть много описаний, которые трудно воспринимаются детьми. Он не должен быть перегружен деталями, незначащими фактами и т.д. Хорошо, если текст иллюстрирован: иллюстрация может помочь удержать его в памяти, прояснить смысл. Проводя анализ произведения, взрослый должен научиться превращать его из обязательного учебного упражнения в серьезный, интересный и полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы: станет ли тайное явным (В.Драгунский «Тайное становится явным»); можно ли победить смерть и сделать жизнь вечной (С.Козлов «Правда, мы будем всегда?»); можно ли вернуть молодость и нужно ли это делать (А.Гайдар «Горячий камень»); что такое природа и каково место человека в ней (природоведческая литература, особенно литература второй половины XX в.) и т. д. — от самых простых до глубоких, философских. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его непреходящая ценность. Остановка за малым — мастерством взрослого в этом виде работы. Нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка или группы детей. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка, взрослые назойливо советуют воспринимать литературного героя как образец для малыша. Надо мыть руки, потому что так делает книжный герой; надо любить мать, бабушку и т.д., потому что их любят герои прочитанного рассказа. Воспитательная функция произведений, самодостаточная в детской литературе, подчеркивается взрослыми до такой степени, что ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Запомните: одна из основных задач при анализе произведения — не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством в восприятии человека. Задумайтесь: «Некоторые молодые преподаватели, увлекаясь сократическим способом преподавания, вдаются в большую крайность, придумывая вопросы к разбираемому произведению, они забывают границы, которых должно держаться при классном разборе — рассматривать только то, что заключается в произведении; они же будут рады каждому подсунувшемуся вопросу, который только можно как-нибудь привязать к главным вопросам. Отсюда у них даже при каждом небольшом стихотворении является множество делений, подразделений с сотнями вопросов, которые заслоняют и подавляют собою содержание произведения, следовательно, не достигают цели разъяснения и изучения. Они скорее доведут учеников до убийственной скуки, чем до понимания прекрасного и до пробуждения эстетического чувства» (Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. — 8-е изд. — СПб., 1913. — С.12). Выводы Анализ художественного текста — важный вид работы с литературным произведением. Его цель — более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора. Приучить ребенка анализировать прочитанное в дошкольном детстве — значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека. |