Главная страница
Навигация по странице:

  • М узыкальное

  • Преемственность

  • Методы исследования

  • Гипотеза исследования

  • Цель исследования

  • Структура работы

  • Научная новизна

  • 1.1. Особенности музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста.

  • Курсовая работа. Курсовая работа Булгакова ЮЕ. Высшего образования амурский гуманитарнопедагогический государственный университет


    Скачать 155.19 Kb.
    НазваниеВысшего образования амурский гуманитарнопедагогический государственный университет
    АнкорКурсовая работа
    Дата16.11.2021
    Размер155.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа Булгакова ЮЕ.docx
    ТипКурсовая
    #273228
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)
    ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

    Булгакова Юлия Евгеньевна

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИТМИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Направление подготовки

    44.03.05 Педагогическое образование

    Курсовая работа

    По дошкольной педагогике
    Комсомольск – на – Амуре, 2020

    Работа выполнена на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарный – педагогический государственный университет»

    Научный руководитель: Фалахеева Татьяна Дмитриевна доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

    Защита курсовой работы (проекта) состоится « » июня 2020 г. в ч. мин., в аудитории « »

    Оценка______________________ _______________________

    (подпись руководителя)

    Оглавление

    Введение……………………………………………………………………...

    4

    Глава 1 Теоретические основы музыкального развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….


    9

    1.1.Особенности музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………


    9

    1.2. Использование технологии эвритмии в музыкальном развитии детей…………………………………………………………………………..


    12

    1.2.1. Направления эвритмии……………………………………………….

    15

    1.2.2. Принципы эвритмии…………………………………………………..

    15

    1.2.3. Основные этапы занятия с технологией эвритмии…………………

    16

    Глава 2 Экспериментальное исследование музыкального развития старших дошкольников через использование технологии эвритмии…..


    22

    2.1. Этапы исследования и анализ результатов……………………………

    22

    Заключение…………………………………………………………………...

    31

    Библиографический список………………………………………………….

    34

    Приложения…………………………………………………………………..

    36



    ВВЕДЕНИЕ

    Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина. [7]

    В дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности, формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования и развития у детей основ музыкальности, музыкальной культуры. Что касается музыкального развития, то здесь присутствует ранее проявление музыкальности, а задача педагога заключается в развитии музыкальных способностей ребенка, в ознакомлении его с музыкой.

    Музыкальное развитие – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов:

    — собственная природа ребенка (внутренний мир);

    — внешняя среда (внешний мир);

    музыкальная деятельность ребенка.

    Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране начинается с самого раннего возраста и продолжается в школе. Перед образовательной организацией стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

    Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

    Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание. Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада  и первого класса школы. Детский сад первым решает свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то, положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

    Преемственность – последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

    Поэтому в работе музыкального руководителя и учителя музыки много общего. Все педагоги должны чувствовать, понимать и содействовать планомерному переходу детей из дошкольного в младший школьный возраст. И на долю музыкального руководителя приходит первая большая ответственность в подготовке детей к школе.

    Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок — музыкантом или врачом, учёным или рабочим, — пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком», — задача педагога — воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка». [1]

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

    Создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;

    Творческое развитие природной музыкальности ребенка;


    Высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;


    Помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция); [6]


    У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения, которой психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

    В связи с этим актуальность приобретало поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих музыкальное развитие личности каждого ребенка, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.  Анализ научной литературы и различных исследований показал, что научный подход к развитию творческой личности дошкольников посредством технологии эвритмией до настоящего времени не применялся.

    Актуальность  данной проблемы  и обусловила выбор объект исследования: Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование технологии эвритмии.

    Предмет исследования: Педагогические условия  музыкального развития у детей старшего дошкольного  возраста.

    Методы  исследования:

    -Анализ научной психолого-педагогической  и методической литературы по проблеме;

    - Формирующий эксперимент;

    Гипотеза исследования: Музыкальное развитие у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

    - Выделено рабочее определение понятия «музыкальное развитие»;

    - Определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкального развития старших дошкольников;

    - Разработана и использована технология эвритмия для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

    Цель  исследования: Проанализировать эффективные  формы и методы  работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии эвритмии.

    Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

    - Определить эффективность применения технологии эвритмии в музыкальном развитии детей.

    - Сформировать этапы работы по данной технологии.

    - Внедрить в практику работы методику по использованию технологии эвритмии в музыкальном развитии старших дошкольников.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, общих выводов, заключение, списка используемых источников и приложений.

    Практическая  значимость: Работа может быть использована педагогами дошкольных учреждений с целью музыкального развития старших дошкольников.

    Научная новизна: Новизна работы заключается в том, что технология эвритмия является нетрадиционной инновационным подходом, который поможет развить концентрацию внимания, мышления, память, фантазию, чувство ритма, координацию движений для повышения эффективности работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    При выполнении курсовой работы выявлена эффективность, в необходимости использовать технологию эвритмию, как одного из ведущих условий гармоничного музыкального развития детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

    Не зная изначального уровня музыкальной развитости детей и их музыкально - творческих способностей, просто невозможно начать работу по их развитию и впоследствии понять разницу между тем, что было и тем, чего добились мы в ходе проведения этого исследования. 

    Таким образом, практическая значимость исследования состоит:

    • В выявлении у детей уровня знаний о музыке;

    • В выявлении у детей уровня творческих способностей;


      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОГО ВОЗРАСТА
    1.1. Особенности музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста.

    Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития — как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

    • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;

    • ассоциативности художественного мышления;

    • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;

    • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;

    • палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;

    • радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

    По утверждению специалистов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) дошкольный возраст - сензитивный период для формирования музыкальных способностей. И поэтому мы стали искать разные подходы к музыкальному воспитанию, которые требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию — функцию человеческого общения [12]. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в «уравновешивании организма со средой». В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: «Урок музыки — урок искусства». Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым «искусством интонируемого смысла». Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное развитие, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.

    Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

    Технология – это методы и приемы обучения. Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Для того, чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, музыкальные руководители используют в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. [2]

    Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал нас к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для нас очень интересным и полезным, нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

    • разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки

    • идеи элементарного музицирования К. Орфа

    • техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания

    • предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

    «Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель — развитие музыкального (интонационного) мышления ученика», — написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России [3. с. 9-25]. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

    Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым «искусством интонируемого смысла». Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное развитие, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие».
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта