Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель эвритмии

  • Задачи эвритмии

  • 1.2.1. Направления эвритмии

  • 1.2.2. Принципы эвритмии

  • 1.2.3. Основные этапы занятия с технологией эвритмии

  • Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

  • Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

  • Элементарное музицирование

  • « Игра на морском дне»

  • Диагностика по методике Ю. Борт Этапы работы

  • Курсовая работа. Курсовая работа Булгакова ЮЕ. Высшего образования амурский гуманитарнопедагогический государственный университет


    Скачать 155.19 Kb.
    НазваниеВысшего образования амурский гуманитарнопедагогический государственный университет
    АнкорКурсовая работа
    Дата16.11.2021
    Размер155.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа Булгакова ЮЕ.docx
    ТипКурсовая
    #273228
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    1.2. Использование технологии эвритмии в музыкальном развитии детей

    Само понятие «эвритмия» для России совершенно новое, из чего следует, что ни в практическом, ни тем более, теоретическом плане, совершенно не освоенное. Среди отечественных научных работ, касающихся непосредственно этого вида деятельности, можно назвать исследование Н. А. Коноваленко, посвящённое разработке методических принципов обучения студентов эвритмии, будущих исполнителей данного вида искусства и работу О. Ю. Друговой, направленную на воплощение в искусстве эстетических воззрений Р. Штайнера. [15. с. 5-18]

    Эвритмия (с греч. — прекрасный ритм) — это особый вид художественного движения, вид искусства, инструментом которого является художественно-выразительная пластика движения человеческого тела. Законы искусства эвритмии отражают законы музыки и речи. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец, с поэтической речью, музыкой или жестом и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

    Цель эвритмии –  развитие культуры движения, которая влияет на музыкальные и творческие способности детей, их психический потенциал, способствует улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости, развивает у детей способность двигательной импровизации, включая воображение и фантазию.

    Задачи эвритмии - развивать музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

    Эвритмия появилась в начале 20 века в Швейцарии. Её основы были разработаны немецким философом Рудольфом Штейнером, и получила широкое распространение в мире. Она используется и в вальдорфской педагогике, и в традиционном образовании как возможность самовыражения для детей и взрослых.

    В последнее время элементы этой технологии используются педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. В технологии этого метода предоставляется возможность искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой. Эвритмия развивает творческие способности детей, когда они художественным образом выражают духовное содержание поэзии или музыки и при этом взаимодействуют с другими детьми посредством движения. Искусство движения - эвритмия оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии - это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении.

    Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки.

    Речь – самая дифференцированная форма человеческого движения – в эвритмии распространяется на весь организм. Когда ребенок учится проговаривать звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Проходящий через лёгкие и гортань воздух формируется при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух, по сути, не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам, а также движениям органов речи, можно подражать посредством движений рук.

    Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку. В первую очередь, необходимо научить ребят чувствовать ритм. Для этого использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т.п.). [8]

    1.2.1. Направления эвритмии

    Педагогическая эвритмия - разработана на основе возрастных стадий развития. С помощью эвритмии можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, улучшить мелкую моторику, координацию движения, развить правильное переживание пространства, правильную речь, мышление;

    Гигиеническая эвритмия - стимулирует укрепление жизненных сил, гармонизирует эмоционально-волевую сферу, развивает социальность. Гигиеническая эвритмия предусматривает групповую работу (проводится в группах здоровья);

    Лечебная эвритмия - разновидность терапии эвритмией, представляющая собой систему терапевтических знаний и двигательных упражнений, разработанную на основе идей антропософской медицины и методов эвритмии – специального искусства движения, воплощающего в видимой форме звучание речи и музыки;

    Художественная эвритмия - новый вид сценического искусства, новый способ восприятия поэтического и музыкального в движении и в пространстве. Все закономерности поэтической речи: ритм, интонация, стиль аллитерация и т.д. находят выражение в движении. Через музыкальную эвритмию ребёнок знакомится с ритмом, мелодией, тактом, учится гармонично двигаться под музыку; [16 с. 9-14]
    1.2.2. Принципы эвритмии

    В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Готовых методик проведения эвритмии нет. Педагоги, решившие взять её на вооружение, должны проявить собственное педагогические творчество. Однако, следует обратить внимание на следующие особенности данной технологии:

    Основными средствами эвритмии являются:

    • принципа природосообразности;

    Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Дети приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации. 

    • принцип здоровьесбережения; 

    Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. 

    • принцип развития творческого воображения; 

    Предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал.

    • принцип формирования способности к сопереживанию; 

    Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. 
    1.2.3. Основные этапы занятия с технологией эвритмии

    При использовании данной технологии необходимо придерживаться этапов эвритмического занятия:

    1. Подготовка пространства.

    2. Создание доверительной атмосферы и успокоение. Такая атмосфера создаётся в начале каждого занятия в общем кругу, дети садятся или становятся в него и приветствуют друг друга пением и жестами. Могут использоваться пальчиковые, жестовые игры и хороводы.

    3. Музыкально-ритмический круг включает дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

     - ритмические игры;

    - блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия);

    - блок развития мелкой моторики;

    - пространственная ориентация;

    -импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

    - социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 

    - игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
    - игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений. 

    - народные игры.

    4. Завершение занятия предполагает фазу успокоения.

    Элементами эвритмии являются пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры.

    Данные элементы эвритмии использую в разных формах работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, индивидуальная работа, дополнительное образование.

    Эвритмия включает в себя такие формы как:
    1. ритмические игры;

    2. элементарное музицирование;
    3. социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
    4. импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 

    5. игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, в образных и игровых двигательных заданиях; 
    6. игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений; 

    7. коммуникативные танцы;

    8. координационно – подвижные игры (музыкальные и речевые);

    9. пальчиковые игры (музыкальные и речевые);
    10. музыкально-ритмические этюды;

    11. ритмодекламация;

    Мы рассмотрим некоторые из них. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

    1. развития коммуникативных навыков;

    2. работы над ощущением формы;

    3. развития двигательной координации;

    4. развития чувства ритма. [5. с. 29-41]

    Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

    Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры:

    1. развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

    2. предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)

    3. повышают общий уровень организации ребёнка;

    4. направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

    Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. [4. с. 23-28].

    Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

    Общение детей с примерными инструментами развивает:

    1. музыкальность

    2. тембровый слух

    3. тонкость восприятия

    4. ассоциативность

    5. художественность

    Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

    Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

    - Удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения

    - Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность

    - Удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению

    - Дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;

    - Обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития

    - Музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи». [14. с. 18-33]

     ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИТМИИ.
    2.1 Этапы исследования и анализ результатов

    Экспериментальная работа по определению уровня музыкального развития детей старших дошкольников проходила в три этапа:

    1. Констатирующий (13.01.2020 – 17.01.2020 г.). На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития экспериментальной и контрольной группы. Для определения эффективности использования технологии эвритмии за основу была взята методика Ю. Борт, предложенная автором для обследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

    Диагностическое обследование с целью овладения детьми технологии эвритмии проводится по трем параметрам:

    1. Ладовое чувство,

    2. Музыкально – слуховые представления,

    3. Чувство ритма.

    2. Формирующий (20.01.2020 - 14.02.2020 г.). На этом этапе в экспериментальной группе, использовалась специальные приемы, формы, методы, музыкальные занятия, направленные на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование технологии эвритмии.

    3. Контрольный (17.02.2020 - 21.02.2020 г.). На этом этапе была осуществлена повторная диагностика в старшей группе с целью проследить динамику уровня музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста. Проведен анализ полученных результатов.

    Исследование проводилось в МБДОУ «Аленький цветочек» г. Амурска. В эксперименте участвовали 12 детей старшей группы (5 девочек и 7 мальчиков). Возрастной диапазон от 5 до 6 лет. Список детей представлен в Приложении 1.

    На первом этапе с целью диагностирования детей было проведено два занятия. На занятиях мы провели музыкальные игры. С помощью игр нам удалось выявить уровень музыкального развития у детей старших дошкольников в музыкальной деятельности.

    Например, задание на внимание «Слушай хлопки!»

    Дети с удовольствием откликнулись на призыв встать в круг и под звуки музыки идти по кругу. Показываем, какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) после 3-х хлопков. Наблюдаем, что дети придумывали свои позы «лягушки» и «аиста». В ходе игры оригинальностью и фантазией в изображении отличились почти треть детей. Их позы не были похожи на позы, показанные педагогом. Все дети старались придумать свои элементы поз. Некоторые из них вызывали дружный смех, веселое настроение. Предлагаем показать героев сюжета, проигрываю перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей.

    «Игра на морском дне»

    Для того, чтобы детям легче было представить себе обитателей морского дна, о которых будет идти речь во время игры, рекомендуем использовать наглядные пособия с их изображением. Внешний вид этих животных можно сопоставить с песенками, которые они будут исполнять. Предлагаем отправиться в подводное путешествие. Для начала ребята вспоминают, каких интересных обитателей рек, и моря они знают. В зависимости от, того, кто какого персонажа выбрал, предлагается представить, под какую музыку воображаемый персонаж мог бы станцевать.

    В игре «Чья очередь?»

    Дети делятся на подгруппы «лошадок», «мишек», «зайчиков» и «птичек». Каждая подгруппа прослушивает и запоминает свою музыку. Сложность заключалась в том, что дети должны не только узнать свою мелодию и начать движение, им необходимо создать движениями свой образ. Показываем свой вариант движения, помогая детям справиться с заданием. Но заранее обговариваем, что они не должны копировать наши движения, а придумать свои. В результате ребята придумали очень интересные варианты «мишек», «птичек», «зайчиков».

    При проведении игры «Плясовая»

    Дети занимались знакомым уже занятием, сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения отмечались разнообразием эвритмического рисунка и своеобразием мелодической линии.

    Перед выполнением игры «Попробуй, угадай»

    С детьми обсуждался характер и образ загадываемого персонажа, картины природы и так далее. Движения во время игры отмечались свободой исполнения, разнообразием: от простых хлопков до танцевальных движений, оригинальных поз и композиций. Почти каждый из детей побывал в роли ведущего. Задание выполнялось в приподнятом, радостном настроении.
    Первичная диагностика уровня развития детей

    Старшая группа 13.01.2020 – 17.01.2020
    По результатам проведенной диагностики выявлено на начало недели: высокий - 0%, средний - 70 %, низкий - 30 %.

    Данные диагностики показывают, что индивидуальная педагогическая работа с детьми дало положительный результат, но  у некоторых детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности.

    Высокие результаты можно отметить в разделе «Чувство ритма». Дети без труда прохлопывают ритмический рисунок, придумывают самостоятельно свой ритм.

    Относительно средние показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Ладовое чувство» и «Музыкально – слуховые представления». Дети любят этот вид музыкальной деятельности. Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию.  Но не все могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. И все же эти результаты   достигнуты благодаря постепенной и систематической работе над развитием певческих навыков.

    Наименьшая динамика прослеживается  в разделе «Ладовое чувство», «Музыкально – слуховые представления», «Чувство ритма». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку,  появился более устойчивый интерес к ней, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети  определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но не достаточно умеют высказываться о музыкальном произведении, подбирать соответствующие термины, сравнивать с другими произведениями.

    Уровень музыкального развития детей к концу недели вырос по сравнению с показателями вначале недели. По результатам проведенной диагностики выявлено на конец недели: высокий - 40%, средний - 50 %, низкий - 10 %.

    • Дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

    • Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;

    • Дети научились самостоятельно или с небольшой помощью педагога создавать танцевальные этюды и композиции;

    • Находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов


    На втором этапе использовалась приемы, формы, методы на музыкальных занятиях, направленные на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование технологии эвритмии.

    1 этап работы:

    Подготовка пространства; Создание доверительной атмосферы

    В самом начале занятия дети двигаются свободно, но, стараясь, не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собранности дети слушают биение своего сердца и музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения), изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется с вдохом. Затем дети встают рядом с нами и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен, дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание - прохлопать ритм имени, состоящего из двух - трех слогов, и догадаться, какое это имя. (Приложение 2)

    2 этап работы:

    Музыкально – ритмические упражнения

    Начало комплекса эвритмических упражнений всегда должно начинаться в кругу, этот момент позволяет сконцентрировать внимание детей на предстоящей деятельности. Далее движения начинаются с медленного темпа. Это разные виды ходьбы. Затем темп то убыстряется, то вновь замедляется. Обязательно используем музыкальное сопровождение. Как вариант, можно использовать минусовки к детским песенкам. Разминка проходит с мячом. Это повышает эмоциональность занятия и одновременно ускоряет развитие координации движений, силы мышц рук, мелкой мускулатуры и ловкости во владении предметами. (Приложение 3)

    Комплекс из эвритмических упражнений строем как художественную композицию, где одно плавно перетекает в другое. Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов, после проговаривают текст стихотворения. Для тренировки дыхательной системы при выполнении упражнений в комплексах детям дается задание произносить различные звуки - восклицания (БАМ, оп, ага), а также звукоподражания животным (гав -гав, хрю - хрю, ква - ква). Такие задания дети выполняют с удовольствием. Простые по координации движения можно показывать зеркальным способом, лицом к занимающимся, сложные - спиной. Для облегчения запоминания комплекса используем таблицы – картинки, которые показываем перед группой, с презентациями слайдов.

    3 этап работы:

    Разучивание танцевальной композиции

    После всех проделанных упражнений, начинаем наше занятие с разучивания танца. На первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

    - После прослушивания музыкального отрывка дети вместе с нами определяют характер музыки (темп, настроение, жанр), после этого пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать);

    - Затем выполняют движения, характерные для данного произведения (показываем некоторые движения изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением);

    - На дальнейших занятиях мы предлагаем детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки, используя при этом атрибуты, такие как: ритмические палочки, ложки, бубны, платочки, мячи. Это помогает тренировать координацию слова и движения, быстроту реакций на смену движений, развивать ориентировку в пространстве. Подражая нашим действиям, дети активно работают над созданием внутреннего образа, и творчески выражают его в собственной импровизации.

      1. этап:

    Фаза успокоения

    Предлагаем детям постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть все замочки» или выполнить комплекс релаксирующих упражнений. Важно покинуть помещение, сохранив состояние покоя и умиротворения. (Приложение 4)

    Таким образом, в методике этой работы с детьми детском саду нет специальных требований в исполнении песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей. Каждый ребенок может нести в своем исполнении роли содержание, гораздо более богатое, чем ему показ взрослого. Вот почему в музыкально - ритмической игре основная нагрузка ложится на ведущего, на выразительность его исполнения, но от детей требуется только спонтанное подражание. В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребенок, подражая движению взрослого, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении. С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движений. С помощью воображения ребенок не только строит новый образ, проникает в него, но и передает смысловое значение другому человеку.

    Для любого предмета, явления и персонажа есть свои жесты и слова, которые дети вместе проигрывают, проговаривают, пропевают. Это помогает стеснительным, замкнутым детям почувствовать себя включенными в общую игру, а активных, нетерпеливых детей тормозить, помогает им двигаться вместе со всеми. Игра на движение с включением персонажей может включать в себя образно-двигательную музыкальную грамоту, речевую и певческую работу; в хороводах, инсценированных песнях всегда присутствует элемент ритмической работы, танцевальные движения, театрализация. Принимая участие в драматизации, ребенок находится в образе, перевоплощается в него, живет своей жизнью.
    На третьем этапе была осуществлена повторная диагностика в старшей группы с целью проследить динамику уровня музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста. Сводная таблица представлена в приложении 5.

    Повторная диагностика уровня развития детей

    Старшая группа 17.02.2020 – 21.02.2020


    На начало недели 40% детей имеют высокий уровень развития. Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют развёрнуто высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыкемузыкальном образе.

    50% детей имеют средний уровень развития. В разделе «Ладовое чувство» большое внимание уделялось развитию голосового аппарата, вокально-хоровым навыкам, речи. Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей. Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.

    Низкий уровень имеют 10% детей. Дети не уверенно поют, плохо ориентируются в пространстве, при задавании вопроса - не могут дать ответ.

    К концу недели дети достигли значительных успехов в музыкальном развитии. 70% детей имеют высокий уровень развития. Эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы; Поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него; Ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве; Выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах).

    30% детей имеют средний уровень развития. Дети выполняют различные танцевальные движения, ориентируются в пространстве. Уверенно поют сольно и дуэтом. Самостоятельно придумывают различные ритмы. Могут определить жанр, характер и темп. Низкий уровень развития дети не имеют.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет нам заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 

    Данные, полученные в ходе педагогического исследования, позволяют сделать следующие выводы:

    1. Исследование подтвердило, что в результате целенаправленного педагогического воздействия, связанного с музыкальным развитием детей старшего дошкольного возраста в процессе импровизации эффективно развиваются: музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический, гармонический), музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление. Результаты исследования показали эффективность проделанной работы.

    2. Музыкальная импровизация используется как метод для музыкального развития детей, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке.

    3. Благодаря данной технологии эвритмии у детей развились музыкальный слух, музыкальное воображение, способность комбинировать, развивать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкального опыта.

    Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

    Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

    Музыкальное развитие имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т.д.). Между всеми компонентами музыкального развития устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других. Средством развития музыкального развития являются следующие виды музыкальной деятельности:

    • Восприятие

    • Исполнительство

    • Творчество

    • Музыкально – образовательная деятельность

    Исследование выявило и подтвердило эффективность следующих педагогических условий, необходимых для развития музыкального развития у детей старшего дошкольного возраста: 

    • Накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия классических музыкальных произведений разных эпох и стилей как ценностных эталонов при условии доступности музыкального репертуара эмоциональному опыту ребенка;

    • Использование системы игр, направленной на активизацию эмоционального и интеллектуального компонентов структуры развития, стимулирующей творческие проявления и выражение ценностного отношения;

    • Организация музыкального воспитания с учетом вариативных форм детской музыкальной деятельности, а также педагогических методов и приемов, исключающих возникновение стереотипов.

    В результате, использования данной технологии помогло нам решить задачи в эффективности применения эвритмии в музыкальном развитии у дошкольников, а именно развивать музыкальные и творческие способности, эмоциональную сферу, нравственно – коммуникативные качества. В процессе музыкального развития, в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному и физическому самосовершенствованию.

    Эвритмия – это коллективный вид творческой деятельности. Двигаясь совместно, дети учатся осознавать границы своего пространства и пространства других, и уважительно относится к нему, так как согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу.

    В заключении хотим отметить, детство – это совсем не маленькая страна,  это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г

    2. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

    3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

    4. Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.

    5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

    6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2002г.

    7. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.

    8. Джамилова Л. А. «Эвритмия и её место в современной школе»

    9. Карлгрен Ф. Эвритмия // Воспитание к свободе. М., 1995

    10. Кирхнер-Бокхольт М. «Начала лечебной эвритмии» - Товарищество научных изданий КМК, 2010

    11. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина.– СПб.1997.– 119 с.

    12. Орф К. Педагогика музыкального образования М.,1970 г.

    13. Рыбак Е.В. «Вместе» Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. – Архангельск. – 1997 г.

    14. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

    15. Штайнер Р. «Эвритмия», М., Парсифаль, 1996.

    16. Штайнер Р., Штейнер М. «Художественная речь и драматическое искусство», 2013

    17. Штейнер Р. «Эвритмия как видимия речь» – лекции. Штейнер Р. Эвритмия. – М., Парсифаль, 1999



    Приложение 1

    Диагностика по методике Ю. Борт

    Этапы работы:

    1 этап диагностический: 

    Сбор информации по проблеме, проведение диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
    2 этап практический:

    Проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по музыкальному развитию, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
    3 этап обобщающий: 

    Итоговая диагностика музыкального развития  детей, оценка результатов.
    Диагностика уровня музыкального развития детейпроводилась по следующим направлениям:

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта