Курсовая работа. Курсовая работа Булгакова ЮЕ. Высшего образования амурский гуманитарнопедагогический государственный университет
Скачать 155.19 Kb.
|
«УХ, ЛОЖКИ!» Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с музыкальным сопровождением. Описание: Дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф. Шуберта «Экосез». Они выполняют движения с ложками: такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок. Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед. Такт 6 - хлопает два раза в ладоши. Такт 7 – два шага назад. Такт 8 – хлопает один раз в ладоши. Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу. «ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ» Цель: развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух. Формировать умение ритмически выделять музыкальное предложение. Описание: Под музыку Г. Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку» ритмичным ударом ладошки. «ХОЛОДНО – ТЕПЛО» Цель: учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере. Описание: Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты. На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и слабую долю хлопают вверху. Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые брызги»). Приложение 3 Эвритмические упражнения
Исходные положения Основные положения строя В старшей группе дети постепенно приучаются перед упражнениями и плясками принимать исходное положение – пятки, носки несколько раздвинуты, ноги выпрямлены, но не напряженны (колени не втянуты), плечи и шея слегка отведены назад, руки свободно висят вдоль корпуса, голова чуть приподнята. Положение руки на поясе Это задание выполняют так, чтобы большие пальцы рук были обращены назад и почти сходились на спине. Надо следить, чтобы кисти рук при этом не были вялыми, не свисали вниз, а крепко обхватывали талию, как пояс. Положение руки в стороны Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию. Руки вперед – руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой; вверх – руки подняты вертикально и также приблизительно параллельны друг другу. Промежуточные положения называются руки в стороны – вверх, вперед – вверх. Вспомогательные упражнения «Стряхивать воду с пальцев» или «трясти кистями», как «тряпочками» - согнув руки в локтях, дети движениями предплечья повторно встряхивают кистями (в первом упражнении редко, с остановкой после встряхивания, во втором - непрерывно). Перед этим следует предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы отчетливо они почувствовали разницу в напряженном и ненапряженном состоянии мышц. «Кошка выпускает когти» (развивает движения мелких мышц кисти) – руки согнуты в локтях, ладони вниз; сжатая в кулак кисть загнута вверх. Дети медленно разгибают пальцы в кулак; затем опять, не прерывания движения, сгибают кулак вверх. Обычно они сопровождают движения протяжным негромким «мяуканьем», что помогает плавности движения. Позднее можно включить в упражнение всей руки – согнуть руки в локтях и привести кисти к плечам, затем выпрямить руки («кошка загребает лапами»), не прерывания при этом «выпускания когтей». Виды шага и бега Бодрый шаг – обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Спокойный шаг – отличается от бодрого меньшей устремленностью – шаги делаются меньше, активное движение рук сменяется непроизвольным покачиванием вперед – назад. Высокий шаг – согнутая в колене нога поднимается вперед; при этом бедро поднимается горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Корпус прямой, голова поднята, движения рук энергичные, кисти сжаты в кулаки; когда поднимается левая нога, вперед выносится правая рука, и наоборот. Тихая, осторожная, настороженная ходьба. Ноги ставятся мягко на всю ступню, беззвучно, тяжесть тела сразу падает на переднюю часть ступни, корпус несколько наклоняется вперед, движение рук снимается. Шаг на носках. Шаг наклонившись (притаившись) по своему характеру и выразительному значению близок к тихому: нога становится на полупальцы, пятка почти не касается пола. Шаг выпрямившись – нога становится на полупальцы, пятка больше отделяется от пола. Мягкий, пружинящий шаг. Нога опускаясь на пол, на всю ступню, слегка сгибается в колене и сразу, пружинно выпрямляясь, встает на носок; движение похоже на поскоки с ноги на ногу, исполняемы без отскока от пола. Приставной шаг. На «раз» - шаг в сторону правой (левой) ногой, на «два» - левая (правая) пристраивается к правой (левой) в исходное положение. Исполняют в разном характере, в зависимости от музыки. Легкий бег. Легкость зависит от того, насколько упруго ноги отталкиваются от пола и мягко приземляются, а также от ненапряженной, хорошей осанки, свободного движения рук. Неторопливый танцевальный бег. Встречается в плясках (и плясовых упражнениях) старшей и подготовительной групп. Это по существу цепь легких пружинящих прыжков с одной ноги на другую. Стремительный бег. Он обычно исполняется без музыки или соответствует громкую, стремительному музыкальному заключению (например, игра «Кот и мыши»). Широкий бег. Бег большими прыжками, ка бы перепрыгивая через воображаемые препятствия, передает энергичный, стремительный характер музыки. Высокий бег. Нога, согнутая в колене, поднимается вперед; корпус прямой и слегка откинут назад; ноги с силой отталкиваются от пола; опуская ногу, энергично ударяют носком об пол, отвечая четкому, отрывистому характеру музыки. Виды прыжков Подпрыгивание на двух ногах. Может исполняться с больших и меньшим отскоком от пола. Поскоки с ноги на ногу. Поскоки обычно дети делают под музыку веселой польки; при этом ритм движения (шаг вперед правой ногой на первую восьмую такта, поскок на той же ноге приблизительно на четвертую шестнадцатую; шаг левой новой на третью восьмую, подскок на последнюю шестнадцатую такта) может не совпадать с ритмическим рисунком польки, если он состоит из восьмых, но убедительно передает ее беспечный, непринужденный и отрывистый характер польки. Легкие поскоки. Нога лишь слегка выносится вперед; движение обыкновенных поскоков и высокого шага; свободная нога, согнутая в колене, поднимается вперед до горизонтального положения; руки делают энергичные движения вперед - назад, помогающие сильному отскоку. Галоп вперед, «лошадками». Прыжка почти не делают. При выполнении движений галопа корпус держат очень прямо «всадник крепко и прямо сидит на коне». Элементы плясок и танцев Притопы. Одно из основных плясовых движений; они соответствует веселой, плясовой музыке; в старшей и подготовительной к школе группах притопами часто передают ритмический рисунок музыки, что служит средством привлечения к нему внимания детей. Притопы одной ногой. Надо следить, чтобы при повторении пляски или упражнения дети меняли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед – это неудобно и дети двигаются неритмично. Притопы двумя ногами поочередно. Как бы быстрые, топающие шаги на месте, обычно равные восьмой. Колени должны слегка сгибаться, корпус следует держать прямо. Движение задорное, иногда шутливое. Переменные притопы. Делаются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной; на «раз» - топнуть впереди себя; на «два» - приставить ногу ноге; потом тоже с другой ноги. Боковой галоп. Элемент бальных и многих народных танцев. При галопе вправо движение идет правым плечом вперед; корпус в сторону движения не поворачивается; правая нога делает шаг вправо, левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо; при движении влево – наоборот. Шаг польки. Элемент бального и многих народных танцев. Характер шага польки меняется в зависимости от музыки и танца. Выставление ноги вперед на пятку или на носок. Элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме, так, чтобы носок смотрел вверх, задорно и весело; корпус прямой. Прыжки выбрасывая ноги вперед. Надо следить, чтобы дети не теряли хорошей прямой осанки и старались держать ноги близко одна к другой. Элементы русской пляски. Основная задача при обучении детей русской народной пляске – познакомить с её характером, в котором сочетаются веселье и задор со сдержанностью и скромностью. Простой хороводный шаг. Отличается от обычной ходьбы несколько большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы; он же используется в начале многих плясок. Шаг на всей ступне. С очень небольшим продвижением вперед; колени чуть согнуты, корпус очень прямой; ноги ставят на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Шаг с притопом на месте. На «раз» делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой; на «два» - притоп правой ноги впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела; затем а «раз» следующего такта – шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой ногой впереди правой и т.д. Переменный шаг. Основной шаг русской пляски. В большинстве случаев он исполняется плавно и легко, с подчеркнутой устремленностью вперед. Шаг с подскоком. Движение носит характер тяжеловатый, задорный, веселый; исполняют его под яркую, плясовую музыку, главным образом на месте. Полуприседание с выставлением ноги на пятку. На «раз – и» - пружинящее полуприседание и выпрямление ног; на «два» - правая нога выставляется вперед на пятку, носок поднят вверх; левая остается прямой, корпус чуть откинут назад. Основные пространственные построения и передвижения Колонна. Ряд детей, стоящих в затылок один другому на расстоянии поднятых вперед рук. Дети должны соблюдать это расстояние на глаз во время движения колонны. Колонна парами. Дети, встав в пары, строятся в затылок друг другу. Дети учатся перестраиваться из колонны в колонну по одному, в дальнейшем они должны уметь перестраиваться в пары и колонны по одному. Шеренга. Ряд детей, стоящих плечом к плечу, лицом все в одну сторону. Движение шеренге дается детям с трудом, поэтому разучивается оно в подготовительной группе небольшими шеренгами; дети держаться за руки просто или крест – накрест. Цепочка. Колонна детей, взявшись за руки; образуется она либо из колонны, либо из шеренги. Круг. Стоя в кругу, дети повернуты лицом к центру. Стоя по кругу – боком к центру, лицом – по линии круга. Два концентрических круга. Строятся обычно из пар, стоящих по кругу; дети поворачиваются лицом друг к другу и делают один – два шага друг от друга; в пляске, в танце мальчики встают во внутреннем круге, девочки во внешнем круге. Пары. Дети в плясках, танцах привыкают по возможности вставать парами – девочка с мальчиком. Движение стайкой. Помогает учить детей двигаться в одном направлении, не толкаясь и не обгоняя друг друга. Противоход. Движение колонны, если ведущей круто повернув направо или налево ведет группу в обратном направлении параллельно продолжающей двигаться колонне. Змейка» При простой «змейке» дети строятся в колонну, взявшись за руки, затем – не держась за руки. Ведущий ведет поперек комнаты, дойдя до стены, поворачивается обратно и идет противоходом снова поперек комнаты к противоположной стене и т.д. Приложение 4 Упражнения для релаксации |