Главная страница
Навигация по странице:

  • Класс

  • Задачи урока

  • Вывод по главе 2

  • Список литературы

  • Приложение Приложение 1 Конспект урока «Литературное чтение» Составлен, на основе урока О.В.ЕвтушенкоКласс

  • воспитания эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу. Вывод по главе 1 17


    Скачать 95.99 Kb.
    НазваниеВывод по главе 1 17
    Анкорвоспитания эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу
    Дата13.04.2021
    Размер95.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла001261b6-2f3f0458.docx
    ТипДокументы
    #194366
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6


    2.2. Проект реализации педагогических условий формирования эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу


    В нашем исследовании мы не проводим формирующий эксперимент, а создаём проект формирующего эксперимента.

    Нами было выдвинуто предположение, что формирование эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу, будет более эффективно, если: 1) использование репродукций картин, музыкальных фрагментов, фотографий и иллюстраций при работе с художественным текстом; 2) создание проблемных ситуаций при работе с художественным произведением.

    Первым педагогическим условием, при котором формирование эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу, будет наиболее эффективным, является использование на уроке репродукций картин, музыкальных фрагментов, иллюстраций, фотографий при работе с художественным произведением.

    Рассмотрим, как реализуется данное педагогическое условие в конспекте урока по литературному чтению.

    Фрагмент конспекта урока «Литературное чтение»(см. приложение 1)

    Составлен, на основе урока О.В.Евтушенко

    Класс: 3 «В»

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    Тема урока: пытаемся понять, почему люди фантазируют. К.Бальмонт

    «Гномы». Поход в «Музейный дом». В.Кандинский «Двое на лошади».

    Цель урока:на примере литературного, живописного и музыкального

    произведений попытаться найти ответы на вопросы: зачем нужна фантазия?

    Почему люди фантазируют? Как меняется окружающий мир, если смотреть

    на него сквозь волшебное стекло воображения?

    Задачи урока:

    Образовательные:

    - формировать понятия о различных средствах художественной выразительности разных жанров искусства (живопись, литература, музыка), помогающих создать фантазийный образ;

    - знакомство с новым автором и его произведением К. Бальмонт «Гномы».

    Развивающие:

    - развивать воображение, фантазию;

    - показать детям, что фантазия и реальность переплетаются в художественных произведениях авторов;

    - развивать навыки операций анализа, синтеза, сравнения.

    Воспитательные:

    - воспитывать эстетические чувства на основе художественных образов;

    - воспитывать любовь к предмету;

    Средства обучения:учебник по литературному чтению, ч.1, 3 класс, автор

    Н.А.Чуракова, толковый словарь по русскому языку, С.И.Ожегов,

    Н.Ю.Шведова, репродукция картины В.Кандинского «Двое на лошади», CD-

    диск с музыкальными произведениями.
    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Изучение новых знаний

    Работа с художественным произведением.

    (Учитель читает стихотворение).

    -Все ли слова в тексте вам понятны?

    - Вам понятны все слова? А я вот не понимаю слово СВЕЖЕВЫРЫТАЯ?

    -Хорошо, разобрались с этим словом. Какое ещё слово у вас вызвало затруднение?
    -Что нам нужно сделать, где мы можем посмотреть значение этого слова?

    -Правильно, у вас на партах лежат Толковые Словарики, найдите, что же обозначает и в каком значении употреблено данное слово.

    -Вот мы поработали с вами с незнакомыми словами. А теперь прочитайте только первое четверостишие, а затем – слова, выделенные жирным шрифтом (учитель спрашивает одного ученика).

    - Представьте, что здесь стихотворение закончилось. Кто же здесь рылся? Как вы думаете?

    -А как можно подтвердить, что герой стихотворения – большой фантазер? Что

    именно он представляет себе?


    -Почему полет его фантазии прервался: что–нибудь произошло?
    - А вы представляли себе что-нибудь необычное, глядя наобыкновенные

    предметы?

    - Каждый человек по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность и начинается особый, сказочный мир. Чтобы

    переступить этот порог, нужна фантазия и определенная смелость.

    - Давайте посмотрим, как фантазию развивает художник. Я предлагаю всем

    отправиться в «Музейный дом» и посмотреть

    репродукцию картины Василия Кандинского «Двое на лошади».

    Работа с живописным произведением.

    - Кто же эти двое?

    -Что вас в этом убеждает?

    - Почему все кажется немножко призрачным, фантастическим,

    ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления?

    -Какое время года имел в виду художник?


    -Мимо каких деревьев проезжают герои картины?

    -Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Что вы видите?

    -Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотрите на

    фотографию, где изображен фрагмент Кремлевской стены.

    - Что там изображено?


    -А на какой реке стоит наша столица Москва?

    - Теперь вы

    догадались, где находятся наши герои?

    - Видите на картине Москву-реку?

    Сумеете точно найти фрагмент Кремлевской стены и высокую белую

    башню – колокольню Ивана Великого? Возьмите рамочки и выделите этот

    фрагмент на репродукции картины.

    - А в чем же секрет картины?

    - А понравилась ли вам эта картина?

    - Посмотрите ещё раз на картину, что вы чувствуете, глядя на неё, и почему?


    -А что вы считаете самым красивым? Прекрасным в этой картине?
    У: А что не нравится?
    -А почему он выбрал такие цвета?
    - А почему вам не нравится тёмный цвет?
    - А какие вы бы цвета использовали, если бы были художникам?

    - Давайте побудем немного художниками. Нарисуйте в своих тетрадочках, какой вы видите эту картину. С помощью цвета выразите свои чувства.

    Работа с музыкальным произведением.

    - Мы посмотрели, как фантазирует поэт, художник. Как вы думаете, а композиторы фантазируют?
    - Давайте послушаем пьесу «Мимолетности» № 1 композитора Сергея

    Прокофьева. Может быть, кто-нибудь почувствует эту фантазию.

    У: Кто мне расскажет, что он услышал?



    Да

    Например, свежевыратая яма это значит, что яма только – только вырыта.
    Хоромы
    Обратиться к Толковому

    Словарю.
    (ищут и зачитывают значение слова.)


    Гномы.

    Сначала он предполагает, что луг разрыли

    гномы; далее воображение уводит его в «нижние хоромы» «города во тьме»,

    «замки под землей», он слышит, как под ногами ходят «уродливые» гномы и

    «зажигают резные лампы в царстве темноты».

    Герой как бы приходит в себя: он стоит на том же лугу и

    видит, что землю разрыли обыкновенные кроты

    Ответы учащихся.

    Царевич и царевна.

    Царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич – в алой шапке с опушкой из ценного меха и сафьяновых сапожках, что символизируютпринадлежность к знатному роду).
    Картина похожа на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем

    маленьких, то побольше.

    Осень, под ногами лошади красные и бурые листья, вода покрыта рябью, небо затянуто облаками и тучами

    Мимо березок.

    Там царство, виден замок, а вокруг него дома.

    За стеной располагаются кремлевские соборы, а перед ней река.

    Москва - река

    На берегу Москва - реки.


    Художник смотрит на настоящий

    городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки.

    Да
    Волнение, так как я чувствую, что царевич и царевна изображённые на картине убегают от кого- то ночью. Страх, что за героями погонятся. Радость за то, что царевич и царевна вместе. Грусть.

    Изображение города, неба, деревьев, царевича с царевной, лошадь.
    То каким цветом изобразил всё художник.

    Он выбрал тёмные и мрачные цвета

    Потому, что они соответствуют тем чувствам и эмоциям, которые испытывал художник на тот момент.

    Он мрачный и сравнивается со страхом.

    Зелёный, голубой, жёлтый, розовый, оранжевый.

    (учащиеся выполняют задание)

    Да, только они это делают с помощью музыки.

    Слушают.


    Нежную, тихую музыку.

    Личностные (смыслообразование- наблюдение за судьбой героя;нравственная оценка)

    Познавательные (умение читать необходимую информацю с разных источников: картина, музыка; сравнение разных видов искусства; установление причинно – следственных связей, например, почему он там оказался?; анализ объектов, образов героев; подведение под понятие, например, работа с неизвестными словами; пополнение словарного запаса – при работе с неизвестными словами)

    Коммуникативные (сотрудничество с учителем – ответы на вопросы учителя, беседа с ним; учёт позиции собеседника; умение слушать точку зрения других; постановка вопросов)

    Регулятивные (прогнозирование – поработали с картиной, а затем послушайте музыку и скажите чём она; умение анализировать)



    Исходя из фрагмента урока, формирование эстетического чувства через детскую художественную литературу, происходи на этапе изучения нового материала. На данном этапе мы видим, что в урок включён не только анализ текста, но и используется репродукция картины и музыкальный фрагмент.

    Всё, что используется на уроке – это всё разнообразные виды искусства.

    Деятельность учителя, направлена на то, чтобы сформировать рассматриваемое качество личности у младших школьников. Этому способствуют вопросы учителя.

    Анализируя текст, образы, которые они видят на картине, или слушая музыкальный фрагмент, учащиеся попадают в мир, который создал нам автор, художник, композитор. Дети рассказывают, о своих ощущения, что они чувствую, глядя на репродукцию, говорят о том, что им нравится, а что нет, на картине. Учитель предлагает им побыть художниками и исправить то, что им не нравится, при этом попытаться выбрать такие цвета, которые соответствовали тем чувствам и эмоциям, которые они испытывают на тот момент времени. Тем самым у них формируется чувство прекрасного и безобразного. В процессе общения ребёнка с литературой, живописью, музыкой у ребёнка возникают различные впечатления, эмоции. Встреча с явлением искусства не делает ребёнка сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и младшему школьнику всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

    Обратимся ко второй гипотезе нашего исследования: создание проблемных ситуаций при работе с художественным произведением.

    Фрагмент конспекта урока «Литературное чтение»(см. приложение 2)

    Тема: «Ю. В. Драгунский "Тайное становится явным"»

    Класс:2

    Цели урока: познакомить детей с рассказом «Тайное становится явным»

    Задачи:

    Образовательные:

    -учить выразительному чтению;

    -ответить на вопросы по рассказу;

    Развивающие:-

    развивать навыки беглого выразительного чтения;

    -развивать умение анализировать поступки героев;

    Воспитательные:

    -воспитывать честность, правдивость.

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Формируемые УУД

    Изучение нового материала(работа с текстом)

    У:Давайте прочитаем рассказ «Тайное становится явным»

    Кто главный герой рассказа?
    У:Почему мальчик не хотел есть кашу?
    У: Как мама его уговаривала? Что она ему предложила?
    У:Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
    У:Что Дениска делал, чтобы каша была вкуснее?

    У: Что потом он сделал с кашей?
    У:Как вы относитесь к поступку Дениски? Был ли у него выбор?


    У:Как отреагировала мама, когда увидела, пустую Денискину тарелку?
    У: Что произошло потом?

    У:Почему мальчик понял, что в Кремль он не пойдёт?
    У:Прочитайте, как выглядел дяденька.
    У:Рассердилась ли мама на Дениса?
    У:Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?

    Жаль ли вам Дениску?
    У:Что Дениска запомнил на всю жизнь?


    О:Главный герой Дениска
    О: Он не любил манную кашу

    О:мама предложила сыну сходить в кремль.

    О:Мальчик очень обрадовался

    О:Мальчик её и кипятком залил, и посолил, но всё равно она была невкусная.

    О:Дениска выбросил её в окно.

    О:отрицательно,он мог бы кашу не есть, нельзя её было выкидывать, но с другой стороны, он не знал, что она на кого то упадёт.


    О:мама обрадовалась.
    О: Оказалось, что каша упала на мужчину и запачкала ему новый костюм.

    О:Мужчина пришёл в их квартиру.

    О:(зачитывают)


    О:мама очень рассердилась.

    О:мама была очень зла(зачитывают предложения)

    О:Жаль, так как он не думал, что так будет.
    О:Тайное всегда становится явным.

    Познавательные УУД: поиск необходимой информации, работа с текстом, осознанное и произвольное построение речевого высказывания устной в форме; смысловое понимание содержания текста; построение высказываний.
    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение.

    Коммуникатив-ные УУД: развить умения слушать и понимать речь других; выразительно читать текст; оформлять свои мысли в устной форме.


    В данном конспекте мы привели пример проблемной ситуации. Для того, чтобы ответить на вопросы: «Как вы относитесь к поступку Дениски? Был ли у него выбор?» детям было необходимо проанализировать поступок, подумать, почему герой поступил именно так, а не иначе.

    Таким образом, в данном параграфе мы попытались доказать, что предложенные нами гипотезы способствуют формированию у младших школьников эстетического чувства через детскую художественную литературу.
    Вывод по главе 2

    Для выявления уровня сформированности эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу нами были выделены критерии и показатели эстетического чувства, и в соответствии с ними была дана характеристика уровней, по которым будет оцениваться формирование эстетического чувства у младших школьников. Для исследования сформированности эстетического чувства на каждый выделенный критерий, нами были подобраны соответствующие методики.

    Мы создали проект формирующего эксперимента, который имеет своей целью формирование у младших школьников эстетического чувства, через детскую художественную литературу путём создания определённых педагогических условий, представленные в гипотезе исследования.


    Заключение

    Анализ современных проблем эстетического воспитания, теоретический анализ научной литературы, педагогической практики учителей позволила убедиться в необходимости специального исследования проблемы формирования эстетического чувства, через детскую художественную литературу у младших школьников, в процессе школьного образования.

    Так как сфера школьного образования располагает условиями для развитие эстетических чувств.

    При формировании эстетического чувства через детскую художественную литературу у младших школьников происходит развитие творческих способностей, умение оценивать себя и образно воспринимать окружающую действительность, проявлять эмоциональные переживания, по отношению к объёктам природы и к ней самой.

    В теоретической части исследования была раскрыта сущность понятия «эстетическое чувство» под ним мы понимаем: это субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических - норм и оценок.

    Для доказательства правильности сделанных выводов была разработана опытно – экспериментальная работа, которая включила в себя констатирующий эксперимент и проект формирующего эксперимента.

    В ходе констатирующего эксперимента были подобраны диагностические методики.

    В результате исследования, мы определили, что есть смысл работать дальше в этом направлении.

    В целях дальнейшего формирования эстетического чувства у младших школьников, был разработан проект формирующего эксперимента, в соответствии с выдвинутой гипотезой. В ходе формирующего эксперимента, мы предположили, как реализовать педагогические условия, чтобы процесс формирование эстетического чувства у младших школьников, через детскую художественную литературу был более эффективен.

    Таким образом, можно предположить, что использование выделенных педагогических условий окажет эффективное влияние на формирование эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу.

    Список литературы

    1.Арзамасцева И. Н. Детская литература : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.

    2. Беляева А. А. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А. А. Беляева и др. – М.: Полиздат, 1989. – 447 с.

    3. Бим – Бад Б. М. Пед.энцик.словарь/ гл. ред.Б. М. Бим - Бад; редком.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – 3 – е изд., стереотип. – М.: Большая Российская энциклопедия , 2009 . – 520стр.

    4. Большой толковый социологический словарь Том 2. (П – Я) : Пер. с англ. – М. : Вече, АСТ, 2001, - 528 с.

    5. Воробьева С. А. Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Елец, 2004 264 c. РГБ ОД, 61:05-13/479

    6. Давыдова. В. В. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запрожца, Б. Ф. Ломова и др. научн. – исслед. ин – т общей педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 448с.

    7.Детская литература: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.

    8. Дружинин В. Н. Психология : учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. Спб. : Изд. дом « Питер» , 2001. Глава 8.6

    9. Загвязинский В. И. Пед. словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ (В. И. Загвязинский , А.Ф. Закирова, Т. А. Стронова и др.);под.ред. В. И. Загвязенского, А. Ф. Закировой; - М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 352 с.

    10.Коджаспиров Г.М., Коджаспиров А. Ю Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»;Ростов н / Д Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 стр. (стр. 39, 48)

    11. Козлова Л. В. Музыкальное иллюстрирование на уроках литературного чтения // Начальная школа до и после. 2013. № 3.

    12. Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. – М. : ИНФРА – М, 2004. – 16  731 с.

    13. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с.192.

    14. Лихачёв Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб.пособие по спецкурсу для студентов пед. ин – тов. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

    15.Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

    16. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие/ Э.И. Медведь. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 48 с.

    17.Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 608 с.

    18.Подласый, И. П. Педагогика: учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

    19. Розенталь М. М., Юдина П. Ф. Философский словарь/ Под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина М., Политиздат, 1963. – 544с.

    20. Рыжкова Т. В. Работа с иллюстрациями к басням А. И. Крылова // Начальная школа. 2013. №6.

    21. Савенков А. И. // Школьный психолог. 2008. №13.

    22. Скороходова Е. Н. Мир искусства на уроках литературного чтения // Начальная школа . 2005. №3

    23. Журнал "Начальная школа плюс до и после" Ягодко Л.И Использование технологии проблемного обучения в начальной школе - № 01, 2010, с. 36–38

    24. http: // www. suprinf. ru / viewhelpstud. php «Краткий словарь по педагогике»

    Приложение


    Приложение 1

    Конспект урока «Литературное чтение»

    Составлен, на основе урока О.В.Евтушенко

    Класс: 3 «В»

    УМК: «Перспективная начальная школа»

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта