воспитания эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу. Вывод по главе 1 17
Скачать 95.99 Kb.
|
1.2. Особенности процесса формирования эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературуВ основных направлениях общеобразовательной школы особое значение придаётся развитию у детей чувства прекрасного, формированию здоровых художественных вкусов, умению правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы[14, с.99]. Важную роль в этом играет начальная школа. Огромную роль в решении этих задач призвано сыграть искусство и такие школьные предметы, как литература, музыка, пение, изобразительное искусство[14, с.99]. В данном исследовании нас больше всего интересует литература, как вид искусства. А так как, мы исследуем формирование эстетического чувства, средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста, то мы будем рассматривать, конкретно, детскую художественную литературу, как один из механизмов формирования эстетического чувства у младших школьников. Художественная литература, в том числе и детская, включает в себя искусство художественного слова[14, с.125]. В основных направлениях общеобразовательной школы особое значение придаётся развитию у детей чувства прекрасного, формированию здоровых художественных вкусов, умению правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы[14, с.99]. Важную роль в этом играет начальная школа. Огромную роль в решении этих задач призвано сыграть искусство и такие школьные предметы, как литература, музыка, пение, изобразительное искусство[14, с.99]. В данном исследовании нас больше всего интересует литература, как вид искусства. А так как, мы исследуем формирование эстетического чувства, средствами художественной литературы у детей младшего школьного возраста, то мы будем рассматривать, конкретно, детскую художественную литературу, как один из механизмов формирования эстетического чувства у младших школьников. Художественная литература, в том числе и детская, включает в себя искусство художественного слова[14, с.125]. В процессе занятий литературой ребёнок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их идейно – нравственное содержание и развивает свои психологические особенности: воображение, мышление, речь. Основная цель изучения детской художественной литературы – идейно – нравственное воспитание детской личности [14, с.126]. Художественная литература – часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности.[14, с.126]. Особенность детской художественной литературы в её промежуточном положении между узкой литературой и высокой литературой [1, с. 17-18]. Вторая особенность детской художественной литературы в специфике диалога: писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учётом различия уровней эстетического восприятия[1, с.18]. Современное понятие детской художественной литературы носит обиходно – бытовое значение, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети[1, с.28]. Проблема формирования эстетических чувств у младших школьников, через детскую художественную литературу ставит перед искусством особые задачи и требует осознания его места в этом процессе[5]. Данной проблемой занимались А.Я. Зись, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Е.П. Крупник, О.А. Кривцун, Н.Л. Лейзеров, С.Х. Раппопорт и др. они выделили ряд функций, художественной литературы, как вида искусства: познавательную функцию, коммуникативную функцию (восприятие «художественного произведения как передатчика вложенной в него художником информации»), эвристическую функцию (побуждение реципиентов к творчеству вообще и к художественному творчеству в частности), воспитательную (формирование целостной личности), внушающую или суггестивную (воздействие искусства на подсознание), эстетическую (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации), гедонистическую (искусство как наслаждение) и другие[5]. Педагоги, которые занимаются формированием эстетического чувства у младших школьников средствами детской художественной литературы, следует помнить, что в его основе лежат развитые способности, эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, воображение, образное мышление [15, с. 9]. Применительно к младшему школьному возрасту понятия «эстетическое чувство» включает в себя начальные представления о прекрасном и безобразном[17, с. 26]. Данная категория – эстетическое чувство рассматривается, как цель и результат эстетического воспитания личности[14, с. 106]. О. П. Котикова и В. Г. Кухаранок в эстетическом чувстве младшего школьника, выделяют следующие сущностные объекты: развитие эмоциональной сферы личности, передача учащимся необходимых художественных знаний и развитие творческого потенциала. Среди познавательных процессов, обеспечивающих эстетическое развитие младших школьников, особая роль отводится восприятию. Учитывая специфику формирования у детей младшего школьного возраста эстетического восприятия искусства, педагогам, данный процесс следует осуществлять путём обогащения эстетического опыта ребят в ходе художественно – творческой деятельности. Для формирования рассматриваемого качества у детей младшего школьного возраста необходимо организовать специальную художетсвенно – образовательную среду. В школе такую среду можно организовать на уроках, различными средствами. В нашем исследовании таким средством является детская художественная литература. Детской литературой обычно называют все произведения, которые читают дети. Однако в таком случае правильнее говорить о «круге детского чтения». В его структуре выделяются три группы произведений. В первую группу входят произведения, прямо адресованные детям. Вторая группа – произведения, написанные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей. Наконец, третью группу составляют произведения, сочиненные самими детьми, – т. е. детское литературное творчество [7, с. 4]. В словаре литературных терминов детская литература определяется как произведения, специально предназначенные для детского чтения, и произведения, оказавшиеся пригодными для него, хотя они и предназначались первоначально для взрослых. [18, с. 194] В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки. [13, с.131] Одним из условий формирования эстетического чувства у младших школьников мы взяли использование репродукций картин, музыкальных фрагментов, фотографий и иллюстраций при работе с художественным текстом. Рассмотрим мнение педагогов по данному педагогическому условию и в дальнейшем попробуем доказать целесообразность использования репродукции картин, музыкальных фрагментов, фотографий и иллюстраций при работе с художественным текстом для формирования эстетического чувства у детей младшего школьного возраста. Т. В. Рыжкова, кандидат педагогических наук, отмечает, что для формирования эстетического чувства, при чтении детской художественной литературы эффективным будет работа с иллюстрациями. Вообще назначение иллюстрации – сделать наглядным то, о чём говорится в книге. Но при этом каждый художник в первую очередь читатель, поэтому воспринимает литературный текст субъективно, что не может не отразится на содержании и художественной форме иллюстрации. Художник вступает в диалог с писателем, предлагая читателем своё понимание образов, персонажей и художественных идей произведения. Тем самым, эстетическое чувство у младшего школьника формируется с двух сторон – это восприятие текста и изучение иллюстрации. Происходит, сравнение двух видов искусства. Автор отмечает, что работа с иллюстрацией, является одним из ведущих приёмов обучения литературе в начальной школе, при котором ученик не только получает уникальную возможность включить в полилог писателя – художника – читателя, но и формирует у детей чувство прекрасного[20, с. 42]. Е. Н. Скороходова, учитель средней школы в своей статье «Мир искусства на уроках чтения», говорит о том, что «сухой анализ» художественного произведения младшими школьниками ни к чему не приведёт и ничего не сформирует у детей. Автор утверждает, что для работы с художественным произведением необходимо обращаться к музыкальным и живописным видам искусства. Именно, когда ребёнок не только видит сам текст, воспринимает его при чтении, а видит картину или иллюстрацию и ещё есть музыкальное сопровождение, вот тогда ребёнок будет чувствовать и ощущать. Ещё в своей статье, Е. Н. Скороходова отмечает, что эстетическое чувство у младших школьников, будет формироваться привлечение детей в процесс художественного творчества[22, с. 20]. Л. В. Козлова, учитель начальных классов, для эффективного формирования эстетического чувства выделяет, такой вид работы, как музыкальное иллюстрирование, при работе над детским художественным произведением. Автор говорит, что законченные картины стихотворения, звучание стиха, отдельные музыкальные периоды, речевые интонации в них – каждая найденная в тексте мысль оформляется логическим, тональным и музыкальным истолкованием[11, с. 63]. Второе педагогическое условие - создание на уроках проблемных ситуаций при работе с художественным произведением. Рассмотрим в целом проблемное обучение в начальной школе, и в дальнейшем попробуем доказать целесообразность использования проблемных ситуаций для формирования эстетического чувства у младших школьников. В статье «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе» Л.И. Ягодко говорит о том, что целью проблемного обучения является преодоление механического заучивания материала, активизирование мыслительной деятельности учащихся. Движущей силой обучения являются противоречия между познавательными и практическими задачами, для решения которых необходим уровень знаний, умений и навыков учеников[23]. Проблемные ситуации требуют от учащихся самостоятельной деятельности для их разрешения, и в результате чего происходит творческое овладение знаниями. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемное обучение помогает повысить качество образования учащихся в целом. Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели особенности процесса и педагогические условия формирования эстетического чувства у младших школьников через детскую художественную литературу. |