Курсовая. Влияние сюжетноролевой игры на формирование социальных навыков детей старшего дошкольного возраста Оглавление
Скачать 324.5 Kb.
|
Выводы по главе 1Современное направление личностно-ориентированного образования насыщает понятие «образование» принципиально иным смыслом. Образование понимается как построение личностью своего образа, как становление самого себя. В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни: способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован. Понимание воспитания как процесса организованной социализации, как педагогически обеспеченного, с учетом особенностей детского образа жизни, становления социального опыта воспитанников указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор. Такое понимание цели воспитания требует поставить в центр внимания социальный опыт ребенка как основу его социализации. Кроме того, современная педагогическая теория видит в качестве содержания воспитания систему главных жизненных ценностей личности. Здесь и находится основная педагогическая область процесса социализации. Принимая ценностное отношение ребенка к миру и к самому себе в качестве содержательных основ современного воспитания, необходимо и практику воспитательной работы строить как систему ситуаций организованного социального опыта. Такие педагогически организованные ситуации позволяют сделать предметом переживания, осознания и присвоения ребенка широкую систему его социальных взаимодействий и впечатлений. Современная программа «От рождения до школы» направлена на приобретение социального опыта в процессе различных видов деятельности, в том числе и игре. ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ2.1. Задачи и методики диагностикиЗадачи диагностики: Выявить уровень развития социальной сферы ребенка. Определить умения детей общаться друг с другом, сочувствовать, сопереживать сверстникам и взрослым. Изучить психологию работы педагога с детьми, направленную на формирование социальных навыков детей в сюжетно-ролевой игре. Методика диагностики: Методика диагностического исследования состояла из 2-х этапов. База исследования: МБДОУ № 21 г. Кингисеппа Ленинградской области. Первый этап включает 3 задания: Задание 1. Тест «Два дома». Инструкция: Каждый ребенок «распределяет по двум домам» всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге. Обследование по этой методике проводится индивидуально, тщательно соблюдая процедуру и определенные формы подготовки, ведения и обработки протоколов. После проведения обследования в протоколе фиксируется: 1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий. 2. Как относятся все остальные дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети. 3. Как ребенок оценивает себя в глазах других. 4. Сколько у ребенка взаимных выборов. 5. Насколько оправдываются предположения ребенка о том, что другие дети его выберут. 6. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его. 7. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению. Анализируя протоколы, можно сделать выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделить наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка. Материал: игрушечные домики, общая фотография детей, человечки по числу детей в группе. Задание 2. Тест «Игровая комната» Инструкция: Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. При этом задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят играть в нее, что ты будешь делать?» - и др. По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций. Материал: иллюстрации игрушек. Задание 3. Тест «Лестница» Инструкция: Методика включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дают рисунок лестницы и говорят, что на ее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу - самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший - плохой», «умный - глупый» - и др. Методика направлена на диагностику самооценки и коммуникабельность ребенка. Материал: лестница, человечки. Второй этап состоит из 2 блоков. Первый блок представляет собой интервьюирование детей. Цель: определить представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо. Детям в условиях индивидуального общения предлагается ответить на следующие вопросы: Как ты думаешь, ты хороший или плохой ребенок? Если мальчик ударил девочку – это хорошо или плохо? Помогаешь ли ты носить маме домой продукты из магазина? Убираешь ли ты за собой игрушки? Помогаешь ли ты родителям и воспитателю? Как? Любишь ли ты играть с ребятами? Какое животное тебе нравиться больше всего? Почему? Верно ли, что грубить некрасиво? Любишь ли ты слушать книжки? Какой мультфильм твой самый любимый? Кто из героев этого мультфильма тебе нравится больше всего и почему? Форма протокола приведена в Приложении 1. Второй блок представляет собой занятия с детьми. Занятие 1. «Большая стройка» Цель занятия: оценка умения общаться с другими детьми и выполнять согласованно совместные действия. Ход занятия: Детям предлагается построить большой город из строительного конструктора. Воспитатель распределяет роли участников игры, раздает игрушки, предлагает придумать план города и построить его из конструктора. В ходе занятия отслеживается уровень скооперированности детей, умение договариваться, выполнение поставленной задачи и т.д. Занятие 2. «В больнице» Цель занятия: формирование чувства сопереживания, развитие умения понять другого человека. Ход занятия: Воспитатель предлагает детям сыграть в больницу. Выбираются врачи, медсестры и медбратья, а также пациенты. Воспитатель выдает детям костюмы и игровые наборы. Направляя действия детей, анализирует их поведение и исправляет в случае необходимости. В конце игры выбирается «лучший доктор», «самый вежливый пациент», «Самая добрая медсестра» и т.д. В ходе исследования приняли участие 25 детей старшей группы, посещающих МДОУ № 2 г. Кингисеппа Ленинградской области. |