Главная страница
Навигация по странице:

  • Афа­насий Афанасьевич Фет

  • Вопрос №2 Устное народное творчество в детском чтении. Детский фольклор.

  • Колыбельные.

  • Пестушки, потешки, прибаутки.

  • Небылицы-перевертыши, нелепицы.

  • Скороговорки.

  • Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички.

  • Русские народные песни

  • Вопрос №3. Появление первых книг в 16-17 веках. «Лицевой букварь».

  • Вопрос №4. Обзор современной детской периодической печати.

  • Билеты. Вопрос 1 Поэзия Фета в детском чтении


    Скачать 222.21 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Поэзия Фета в детском чтении
    АнкорБилеты
    Дата07.04.2023
    Размер222.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаbilety_i_otvety_po_detskoi_literature.docx
    ТипДокументы
    #1045040
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Вопрос №1 Поэзия Фета в детском чтении.

    До сих пор не все факты биографии Фета выяснены. Напри­мер, дата его рождения точно не известна. По одним данным, Афа­насий Афанасьевич Фет родился 23 ноября, подругам — 23 октяб­ря 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты Елизаветы Фёт. Когда мальчику исполнилось 14 лет, он по требованию церкви был лишен фамилии Шеншин на том основании, что венчание А.Н. Шеншина и Ш.Е. Фет состоя­лось после его рождения. Только через 53 года, после долгих и мучительных ходатайств, он получил разрешение именоваться Шеншиным, а фамилию Фет сохранил как литературный псевдоним.

    Боль, пережитая в детстве, осталась на всю жизнь. В творчестве Фета позже не раз будет отражаться мысль о кровной связи с Рос­сией. Особенно ярко звучит она в стихотворении «Ответ Тургене­ву»

    Учился Фет сначала в немецком пансионе прибалтийского го­рода Верро, а затем до 1844 г. в Московском университете на сло­весном факультете.

    Печататься начал, будучи студентом. В 1840 г. появляется пер­вый сборник его стихотворений «Лирический пантеон», в основ­ном подражательный, но отмеченный несомненным талантом и поиском новой поэтической формы.

    К середине 40-х годов Фет приобретает литературную извест­ность и заслуживает одобрительного отзыва Белинского, назвав­шего его самым даровитым из московских поэтов. В журналах пе­чатаются его стихи, многие из них становятся романсами, поются чуть ли не по всей стране.

    Однако творческий путь Фета не был гладким, поступатель­ным, победоносным. Были целые периоды, когда читатели не слы­шали его поэтического голоса. Так, с 1844 по 1853 г., когда Фет по­ступил на военную службу и жил на юге России он был фактически лишен общения с литературным миром и почти не печатался.

    В середине 50-х годов, после перевода его на службу неподале­ку от Петербурга, начался новый период творчества Фета. С 1854 г. он активно печатался в таких журналах, как «Современник», «Оте­чественные записки». «Русское слово». Особенно дружен был Фет с писателями, группирующимися вокруг некрасовского «Совре­менника»: Тургеневым, Толстым, Гончаровым, Панаевым.

    Высоко ценил его в эти годы Некрасов.

    В 1857 г. Фет женился на М. Боткиной, дочери богатого чаетор­говца и сестре известного критика В.П. Боткина. В 1858 г. он вы­шел в отставку.

    В 60-70-е годы Фет пишет очень мало, уходит в заботы о созда­нии богатого поместья. Но поэта не оставляло ощущение неуспокоен­ности. Уже в 1864 г. он пишет: «Жизнь пронеслась без явного сле­да. Душа рвалась — кто скажет мне, куда? С какой заране избран­ною целью?» («Жизнь пронеслась...»).

    И в 80-е годы поэзия снова становится для Фета основной при­вязанностью в жизни: он пишет лирические стихи, делает перево­ды, готовит мемуары. В 1883 г. появляется сборник стихотворений «Вечерние огни». До 1891 г. вышло четыре выпуска этого сборни­ка, отразившего новый и последний подъем творчества старого поэта. 21 ноября 1892 г. А.А. Фет скончался.

    Поэтическое наследие Фета включает лирические стихотворе­ния и поэмы, баллады и послания, философские размышления в стихах и публицистические стихотворения. Но более всего он па­мятен и дорог нам как лирический поэт. Основная тональность поэзии Фета мажорная, светлая, жизнерадостная. Эмоциональная ее наполненность связана с упоением красотой, любовью, приро­дой, искусством. В сферу красоты Фет включает мотивы природы и любви, область снов и мечтаний, различные душевные пережи­вания и настроения.

    Обаяние любовной лирики Фета не в создании психологиче­ского портрета лирического героя или индивидуализированного облика любимой. В центре его внимания сама любовь, как зерно, из которого вырастает вечное дерево поэзии. Одним из шедев­ров любовной лирики яв-ся стихотворение, написан­ное в 1850 г.:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!..

    (А. Фет) наизусть

    В самом деле, это одно из самых «фетовских» стихотворений: в нем воплотилась способность поэта ощутить и передать едва наме­чающиеся, почти неуловимые движения человеческой души в уди­вительном слиянии с происходящим в природе..

    Многие его стихотворения вскоре после их появления стали романсами («На заре ты ее не буди...», «Я тебе ничего не скажу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...»). Мелодичность поэзии Фета была высоко оценена П.И. Чайковским, который называл его поэтом-музыкантом и считал, что он делает смелый шаг в об­ласть музыки.

    Постоянный поэтический поиск Фета характерен слиянием полярных начал в его лирике: романтического и реалистического. Особенно ощутима эта перекличка в пейзажной лирике Фета. В ней явственно сказывается мужественный и жизнеутверждаю­щий взгляд на мир, реалистичность в соотнесенности явлений природы и явлений духовной жизни человека, точность в наблю­дениях и конкретность в воспроизведении картин природы. Мо­жет быть, эти качества и определили вхождение стихотворений Фета, написанных в разные периоды, в круг детского чтения.

    Уже в ранних стихах Фета звучит тема красоты природы, смены времен года. Сначала это были стихотворения-монологи, с пря­мым признанием бесхитростной радости, любви к явлениям при­роды. «Рад я дождю», «Любо мне в комнате ночью стоять у окошка впотьмах»,— так обычно начинает он свои стихотворения в этот период. В них лю­бовь к природе проявляется еще созерцательно и неконкретизиро- ванно:

    Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.

    Свет небес ВЫСОКИХ, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

    («Чудная картина...>>)

    Но и тогда уже Фет пытается сближать эмоциональные контра­сты: «И радостен для взгляда весь траурный наряд» («Печальная береза»). Свою поэтическую речь он строит по принципам внут­реннего монолога, с разговорными интонация­ми, восклицаниями, прерывистостью

    В 50-е годы Фет неутомимо запечатлевает малейшие измене­ния в природе. Его внимание привлекает не только общий годовой ритм природы, но и приметы ее явлений:

    Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

    («Весенний дождь»)

    Природа у Фета очеловечена, но по-особому. Она служит сред­ством выражения чувств, переживаний поэта-лирика. Его лириче­ские эмоции как бы находят отклик в природе:

    Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

    («Вечер»)

    Поэт фиксирует субъективные впечатления, запечатлевает мгновенные ощущения, сиюминутные переживания. Уже Салтыков-Щедрин подметил стремление Фета передать те душевные явления, которые только еще кристаллизуются в созна­нии.

    Природа в изображении Фета гораздо конкрет­нее, чем у его предшественников, Жуковского и Тютчева. Его опи­сание природы более детализируется. Каждая птица, каждое дере­во, каждое насекомое показаны в их неповторимости: коростель вполголоса скрипит («Степь вечером»); краснеют по краям клено­вые листы («Старый парк»); резко-сух снотворный и трескучий кузнечиков неугомонный звон. («Как здесь свежо...».)

    Свои стихотворения о природе Фет объединил в циклы: «Вес­на», «Лето», «Осень», «Снега». Каждое время года у него дается не только созерцательно, но и активно, в дыхании, действии, измен­чивости.

    «Первый ландыш», «Весенний дождь», «Весенние мысли», «Еще майская ночь» — по этим названиям стихотворений уже можно проследить движение весеннего времени.

    Летом поэт подмечает, как волнистые проходят облака, повиснул дождь, как легкий дым. Эпитеты, сравнения, метафоры Фета свежи, точны, естественно связаны с предметом изображения. Даже когда он сознательно нанизывает поэтические образы в сти­хотворения.

    Образ птицы вообще очень характерен для творчества Фета.

    С любовью описывает Фет русскую зиму в стихотворениях «Ночь светла, мороз сияет...», «Лес», «Кот поет, глаза прищуря» Одни из них по композиции напо­минают разговор с собеседником:

    Ночь светла, мороз сияет. Выходи — снежок хрустит...

    («Ночь светла...»)

    В цикле стихотворений о зиме есть бытовые сценки, показы­вающие взаимоотношения детей и взрослых в семье:

    Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос:

    Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

    («Мама! Глянь-ка...»)

    Каждое время года имеет у Фета свои четкие приметы. Зимой, например, на двойном стекле узоры начертил мороз. Осенью осыпал лес свои вершины. Весною поэт подмечает, как солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет. А летом он видит иную карти­ну: за спиной косцов сверкнули косы блеском чистым.

    В совокупности поэзия Фета передает общий ритм природы средней полосы России, только ей присущее звучание. Чувство близости к природе у поэта с годами усиливается. К старости оно становится всеобъемлющим, космическим: Одно из самых сильных, по-пушкински мудрых стихотворе­ний о природе, написано Фетом незадолго до смерти, в 1892г.

    Мы замолкнем, что в кустах Хоры эти,—

    Придут с песнью на устах Наши дети;

    А не дети, так пройдут С песнью внуки: К ним с весною низойдут Те же звуки.

    («Что за вечер...»)

    Вопрос №2 Устное народное творчество в детском чтении. Детский фольклор.

    Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

    В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

    Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим — народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драмати­ческими представлениями на Руси были обрядовые игры: прово­ды Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора — частушках, поговорках и пр.

    Со временем содержание произведений претерпевало измене­ния: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тес­но связана с историей. Существенное отличие фольклорных про­изведений от литературных состоит в том, что они не имеют по­стоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и пев­цы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.

    Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

    Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

    В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества.

    Детский фольклор. Это понятие в полной мере относит­ся к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими деть­ми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от струк­туры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

    Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребен­ка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбель­ная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и орга­нически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журав­лик».. Нередко колыбель­ная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колы­бельной песне на все времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду: Будешь жить-поживать, Не лениться работать!

    Баюшки-баю, JIюлюшки -люлю!

    Спи-поспи по ночам

    Да расти по часам

    Вырастешь большой

    Станешь в Питере ходить

    Сребро-золото носить

    Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы.

    Народная педагогика включала в колыбельную не только доб­рых помощников, но и злых, страшноватых, иногда не очень даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было за­дабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вре­да маленькому, а может быть, даже и помогали ему.

    Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много перено­сов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

    Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тель­це, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

    Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок. А в голову — разумок.

    Пестушки сопровождают физические проце­дуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкрет­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лако­ничны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», — ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организа­ция текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете­ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...» К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима — худоба».

    Потешкиболее разработанная игровая форма, чем пестуш­ки. Потешки развлека­ют малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

    Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интона­цией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. В потешках и в пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности.

    Прибауткой называют небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо­ванное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существу­ют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динами­чна, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет имен­но движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках — композиция, об­разность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.

    Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибау- точного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чув­ство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая цен­ность ее состоит в том, что смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представ­лении о мире.

    Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную рабо­ту, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычай­но важным для стимулирования познавательного отношения ре­бенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смеш­ным изображением жизненных несообразностей: «Ехала деревня мимо мужика,Глядь, из-под собаки лают ворота...». Народной педа­гогике этот развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.

    Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считал­ки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

    Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекатель­ному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной ча­стью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран бе- лорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспита­телями и медиками.

    Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фолькло­ра. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания: «Скажи двести.Двести.Голова в тесте!»(Поддёвка.), «Радуга-дуга,Не дай нам дождя,Дай красна солнышкаКолоколицы!»(Закличка.), Мишка-кубышка,Около уха — шишка.»(Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекатель­ных песенок.

    Более крупные произведения детского фолькло­ра — песня, былина, сказка.

    Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных вре­мен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию уст­ного народного творчества.

    Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о законо­мерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических пове­ствований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им худо­жественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологиче­скими образами и мотивами. Гипербола — один из ведущих прие­мов в былинном повествовании. Она придает персонажам мону­ментальность, а их фантастическим подвигам — художествен­ную убедительность.

    Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

    В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

    Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, живот­ное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он — кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, — пришлось его выру­чать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включаю­щей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда по­втор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они иг­рают в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую оче­редь именно их.

    Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразитель­ный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколь­ко групп, но обычно исследователи выделяют три большие груп­пы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатири­ческие).

    Вопрос №3. Появление первых книг в 16-17 веках. «Лицевой букварь».

    Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас, но есть все основания предполагать, что они существовали.

    Наиболее ранние из дошедших до нас учебников относятся к XVI в.

    Самой первой из печатных книг такого типа является азбука, созданная «ради скорого младенческого научения» первопечатни­ком Иваном Федоровым. Она вышла во Львове в 1574 г. Азбука была задумана и осуществлена как составная часть целого ком­плекса учебных пособий, необходимых для обучения довольно широкого круга детей.

    Один из ранних букварей, дошедших до нас, напечатан в Мо­скве. Он называется «Начальное учение человеком, хотящим разу- мети божественного писания». Создан он был в 1634 г. Василием Федоровичем Бурцевым и «прочими соработниками». В букваре Бурцева были не только азбука, т. е. буквы, расположенные в алфа­витном порядке, но и первоначальные сведения по грамматике, заповеди, притчи, наставления. Следовательно, букварь не только учил грамоте, но был книгой для чтения и служил нравственному воспитанию детей.

    В XVII в. появляются и азбуковники — анонимные рукопис­ные сборники. Одни из них имели энциклопедическую направ­ленность и содержали разные научные сведения. Другие представ­ляли собой переход от букваря к книге для чтения и содержали прописи, правила школьного поведения и нравоучительные изре­чения.

    Кроме учебных книг в XVII веке появляются так называемые «потешные» (или «фряжские», или «немецкие») листы. Это оттис­ки на меди или эстампы с гравюр вначале иностранного, а зат^м и русского происхождения. Сюжеты были географического, исто­рического или сказочного характера.

    В конце XVII в. появляется в России первый детский писа­тель — Карион Истомин (приблизительные даты жизни: 1650 — 1722). Монах Чудова монастыря в Москве, поэт и педагог, Карион Истомин писал стихи для детей, составлял буквари, создавал эн­циклопедии. Среди книг, написанных Карионом Истоминым, наибольшей известностью пользовался «Лицевой букварь», пер­воначально появившийся в рукописном варианте. Букварь был преподнесен в 1692 г. царице Наталье Кирилловне для обучения ее внука, царевича Алексея, сына Петра I. В 1694 г. букварь был напе­чатан с иллюстрациями Леонтия Бунина, одного из лучших худож­ников того времени. В основу букваря Кариона Истомина был по­ложен принцип наглядности. Каждой букве посвящен отдельный лист. Верхняя часть листа была занята выгравированной буквой. Затем шли картинки и слова на эту букву. В нижней части— стихотворные тексты познавательного и нравоучительного характера с употреблением слов на соответствующую букву. Заслуга Кариона Истомина заключается в том, что он заложил основы на­глядной и занимательной детской книги. Кроме того, букварь был предназначен для обучения не только мальчиков, но и девочек. В период, когда о женском равноправии не могло идти речи, появле­ние букваря было прогрессивным явлением. Букварь убеждает в новаторстве просветительских взглядов Кариона Истомина. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской детской литературы. Для нас он является замечательным памятником рус­ской культуры конца XVII в. и отражением тех прогрессивных пре­образований, которые характерны для Петровской Руси.

    Вопрос №4. Обзор современной детской периодической печати.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта