Вопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2
Скачать 171.87 Kb.
|
Вопрос № 484 В современной гносеологии существуют различные концепции истины: классическая (корреспондентская) – критерий истины состоит в степени ее соответствия реальности; конвенционалистская, в соответствии с которой истина есть результат соглашения между специалистами данной отрасли знания. Вопрос № 485 Вопрос: Постклассический этап развития науки отличается от классического тем, что… Ответы: ☐ возникновение новых научных дисциплин ☐ ее функционирование в качестве самостоятельной отрасли общественного труда ☑ сокращение дистанции между научными открытиями и их практическим применением ☑ необходимость гуманистической и нравственной экспертизы научных достижений Решение: Появление постклассической науки (вторая половина ХХ века) время научно-технической революции. Постклассический этап развития науки отличается от классического тем, что достижения науки в неслыханных ранее масштабах внедряются в практику – промышленность, здравоохранение, быт и т.д. Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума: в прошлые времена на то, чтобы найти способы практического использования достижений науки, уходило 50–100 лет, теперь часто это делается за 2–3 года или даже быстрее. Другим важным отличием постклассического этапа развития науки является необходимость гуманитарной, нравственной экспертизы ее достижений. Современная наука превратилась в «геологическую» силу, которая стремительно преобразует облик Земли и самого человека. Человечество находится в настоящее время в ситуации системного глобального кризиса, что и порождает необходимость подчинить научный поиск гуманистической, нравственной экспертизе и, возможно, ограничить какие-то его направления. Вопрос № 486 Вопрос: Этическая оценка современного технического прогресса связана с формированием … Ответы: ☑ развитого гражданского общества ☑ инженерного сообщества ☐ позицией экспертов-специалистов ☐ технофобиями Решение: Научное познание и техническая деятельность в современных условиях должны ориентироваться не только на знания, но и на нравственные принципы, налагающие запреты на опасные для человека способы экспериментирования и преобразования действительности. Поэтому исследовательские программы и технические проекты должны проходить социальную экспертизу. Социальные механизмы, обеспечивающие реализацию моральных регулятивов и этических норм, могут действовать только при наличии развитого гражданского общества вообще и инженерного сообщества, в частности. Гигантский рост затрат на науку и технику требует принятия обществом решения, какие именно направления должны быть в первую очередь поддержаны. Отсюда возникает новая для науки и техники ситуация – необходимость доказывать обществу, т.е. непрофессионалам, нужность и полезность своего существования и овладения «умными» приемами убеждения общественности и государственных структур. Вопрос № 487 К функциям религии относятся … ☑ регулирующая ☑ утешительно-компенсаторная ☑ мировоззренческая ☑ сакрализующая Вопрос № 488 Вопрос: Проблемой смысла жизни в русском космизме занимались Н. Федоров, Л. Чижевский, … Ответы: ☐ Д. Менделеев ☑ Н. и Е. Рерихи ☐ П. Чаадаев ☑ К. Циолковский Решение: Проблемой смысла жизни в русском космизме занимались Н. Федоров, Л. Чижевский, Н. и Е. Рерихи, К. Циолковский. Вопрос № 489 Главными критериями общественного прогресса являются… ☑ создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека ☑ изменения, направленные на сохранение существования человечества Вопрос № 490 Вопрос: К вопросам, сформулированным И. Кантом и заключающим в себе высшие вечные интересы человеческого разума, относятся следующие … Ответы: ☑ Что я могу знать? ☑ На что я могу надеяться? ☐ Конечен или бесконечен этот мир? ☑ Что я должен знать? ☐ Что первично: бытие или сознание? Решение: Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? – именно в этих вопросах, по И. Канту, заключены высшие и вечные интересы человеческого разума (И. Кант «Трактаты и письма»). Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека. Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человечеством ставит заново. Вопрос № 491 Вопрос: Аристотель в сочинении «Метафизика» выделил четыре причины бытия, каждая из которых выполняет определенную функцию в становлении и существовании каждой вещи. Установите соответствие между причинами бытия и понятиями, выражающими их функции. 1. Материальная 2. Формальная 3. Движущая 4. Целевая Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав понятия, Вы неверно установили соответствие между ними и причинами бытия, выделяемыми Аристотелем. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Эвдемония – счастье – понимается Аристотелем (соч. «Никомахова этика») как высшее благо человека, которое состоит в деятельности души по осуществлению своих добродетелей («арете»); принцип эвдемонизма близок целевой причине, определяющей предназначение существования, но относится к более узкой сфере бытия – сфере практической деятельности и поведения человека, не претендующей на всеобщность. Закрыть данную подсказку. энтелехия эвдемония сущность энергия субстрат // Решение: Материальная причина, по Аристотелю, представляет собой субстрат вещи (то, «из чего» возникает вещь); материя есть чистая возможность, бесформенная потенция вещи. Формальная причина определяет сущность вещи (то, «что есть» вещь); форма делает материю действительной, то есть осуществленной в конкретное бытие. Движущая причина придает энергию вещи и обусловливает переход от возможности к действительности, определяя движение, развитие сущего. Целевая, или конечная, причина представляет энтелехию вещи – состояние полнейшей осуществленности, завершенности, конечный результат ее развития (то, «для чего» есть вещь). Вопрос № 492 Вопрос: Бытие, по Г. Гегелю, есть развитие Мирового духа. Установите правильную последовательность ступеней развития духа. Ответы: ● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность ступеней развития Мирового духа. Мировой процесс, по Г. Гегелю, есть диалектическое самоотрицание и самопознание духа, то есть нисхождение духа в материю и восхождение его от единичного к всеобщему. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● мышление ● объективный дух ● субъективный дух ● природа ● абсолютный дух ● // Решение: Система Г. Гегеля (соч. «Феноменология духа») строится диалектически, в виде триад, представляющих ступени развития мирового духа (Абсолютной идеи): логика, природа, дух. Движущая сила развития – противоречие, а форма развития – отрицание отрицания. В соответствии с объективным идеализмом и панлогизмом учения Г. Гегеля основой бытия и первым этапом развития духа является мышление, отрицанием и противоположностью (нисхождением) которого является материальный мир, диалектическим «снятием» (восхождением) которого является дух, «возвратившийся» к самому себе. Каждая ступень развития, в свою очередь, представляет собой триаду: например, мышление – категории бытия, сущности, понятия; природа – механическая, физическая и органическая; дух – субъективный, объективный, абсолютный. 1. Чистое мышление, или логика – сфера, где идея существует «в себе» – в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходящих друг в друга категорий, которые выражают связи предельной общности. 2. Природа – сфера, где идея пребывает «вне себя», «в ином», разворачиваясь в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий. 3. Субъективный дух – сфера индивидуального сознания, где идея существует «в себе и для себя», постигая свое содержание в человеческом сознании и деятельности. 4. Объективный дух – сфера общественной жизни, где идея наполняется содержанием в исторической смене форм социального бытия. 5. Абсолютный дух – сфера духовной культуры (искусство, мораль, религия, философия, право), – где идея постигает свою сущность в различных формах знания. Вопрос № 493 Установите правильное соответствие между основными философскими течениями и периодами развития русской философии: 1. Русское вольтерианство 2. Российский марксизм 3. Славянофильство XX век марксизм XVIII век Русское вольтерианство Первая половина XIX века Славянофильство Вторая половина XIX века // Решение: Можно выделить следующие основные течения в философском движении России в XVIII веке: 1) русское вольтерианство; 2) русский гуманизм XVIII века; 3) русское масонство. Русское вольтерианство – основное течение того времени, оно шло по линии секуляризации и определялось потребностью создать новую национальную идеологию «ввиду крушения прежней церковной идеологии». Для русских произведений литературы этого периода характерны скептицизм, ирония, критика общественного строя, осмеяние суеверий, преклонение перед разумом. Русское вольтерианство в своем нигилистическом аспекте надолго оставило следы в русском обществе, но это отразилось, скорее в быту, чем в русской культуре. Славянофильство возникло как попытка опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви. Философские работы славянофилов во многом явились реакцией на «Философские письма» П.Я. Чаадаева, опубликованных в 1836 году. Автор высоко оценивал западное христианство, сыгравшее, по его мнению, значительную социально-политическую роль в «воспитании» народов Европы. Славянофильство – реакция против слепого подражания Западу, характерного для широких кругов русского дворянства. Российский марксизм отразил всю сложность процесса развития России на рубеже XIX-XX веков. Его особенность – в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно-политического строя. Первым теоретиком марксизма в России считается Г.В. Плеханов (1856– 1918). В понимании истории он считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы. Его взгляды получили развитие в работах В.И. Ленина. Вопрос № 494 Вопрос: Центральными категориями русской онтологии являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Данные понятия широко используются в трудах В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● индивидуализм ● всеединство ● прагматизм ● богочеловечество Решение: Центральными категориями русской онтологии являются всеединство и богочеловечество, ярко характеризующие религиозные приоритеты русского философского сознания. Вопрос № 495 Вопрос: Чувственными формами познания являются… Ответы: ☑ представление ☐ интуиция ☑ ощущение ☐ понятие Решение: В философских концепциях познания традиционно выделяется две разновидности познания: чувственное и рациональное. В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Ощущение является простейшим, элементарным отражением отдельного свойства материального предмета, непосредственно взаимодействующего с органами чувств человека. Ощущения выполняют ориентационную и сигнальную (знаковую) функции. Восприятие – это также форма чувственного познания; возникает на основе ощущений и обязательно при непосредственном взаимодействии субъекта с предметом познания. Оно есть результат активного, деятельного отношения человека к внешней среде. Осознание соотнесенности какого-либо признака предмета (цвета, вкуса, запаха, размера и т.д.) с самим предметом вырабатывается при практическом взаимодействии с этим предметом, поэтому восприятия по своему характеру оказываются изоморфными (изоморфизм – от греч. «одинаковый» и «форма») объекту. Вопрос № 496 Вопрос: К субъективным критериям истины относятся … Ответы: ☑ полезность ☑ общезначимость ☐ опредмечивание ☑ согласованность мысли ☐ опыт ☑ ясность и очевидность Решение: К субъективным, то есть обусловленным свойствами мышления, интересами субъекта, критериям истины относятся: 1) согласованность мысли, то есть внутренняя непротиворечивость мышления, выведение суждений и умозаключений в соответствии с законами логики (критерий, выдвигаемый идеализмом); 2) ясность и очевидность мыслимого, то есть основанное на интеллектуальной интуиции понимание элементарных, не вызывающих сомнения положений, например 2+2=4 (критерий, выдвигаемый рационализмом, Р. Декартом); 3) общезначимость, то есть соответствие мнению и интересам большинства людей, принцип «экономии мышления» (обоснованный конвенционализмом, Э. Махом); 4) полезность, выгодность людям, то есть успешность при достижении утилитарных целей (критерий, выдвигаемый прагматизмом). Все эти критерии можно считать субъективными, поскольку они не выходят за границы непосредственной деятельности субъекта и не рассматривают истинное знание в отношении к объективной действительности. Вопрос № 497 Характерными чертами научного знания являются объективность, доказательность, системность, рациональность. Разумеется, это не все признаки научного знания; не указаны проверяемость, воспроизводимость и ряд других. Тем не менее научное познание принципиально объективно по своему характеру, так как связано с раскрытием существенных сторон и свойств объектов, существующих вне и независимо от сознания человека. Кроме того, системность научного знания является особой: это не просто упорядоченность, которая имеет место и в обыденном, религиозном и других формах знания, а упорядоченность рациональная, по осознанным принципам, в форме теории. Вопрос № 498 Вопрос: К теоретическим методам научного познания относятся… Ответы: ☑ мысленный эксперимент ☑ математическое моделирование ☐ измерение ☐ наблюдение Решение: Теоретическое познание в отличие от эмпирического осуществляется интеллектуальным, умственным путем, при отсутствии непосредственного контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами. Специфическим признаком теоретического познания является создание идеальных объектов, раскрывающих сущность эмпирически наблюдаемых явлений. Поэтому важную роль в данном виде познания играют, в частности, мысленный эксперимент и математическое моделирование. Мысленный эксперимент есть умозрительное исследование теоретической модели, направленное на изучение ее «поведения» в различных, мысленно представляемых условиях. Изучение теоретических моделей в мысленных экспериментах позволяет сформулировать понятия и принципы, которые отражают свойства этих моделей и в дальнейшем образуют фундамент новой теории. Математическое моделирование – это построение теоретических моделей на языке математики. Эти модели могут быть выражены в виде графиков, уравнений, системы функций, геометрических фигур и т.д. Математические модели позволят теоретически исследовать не только количественную сторону явлений, но и многие качественные, структурные свойства. Вопрос № 499 Вопрос: Понятие «жизнь» многоаспектно и может иметь не только биологическое но и _______ содержание. Ответы: ● Ответ неверный! ● Категория «жизнь» используется в естественных науках и гуманитарных. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● культурно-историческое ● экономическое ● политическое ● гуманистическое Решение: Понятие «жизнь» многоаспектно и может иметь не только биологическое (человек биологический организм), но и культурно-историческое (человек продукт социума) и гуманистическое (человек как ценность) содержание. Вопрос № 500 Двумя стратегиями существования человека в культуре, по мнению Э. Фромма, являются «Быть» и «Иметь». Вопрос № 501 Вопрос: Факторами, влияющими на определение смысла жизни современного человека, являются … Ответы: ☑ общественная система ценностей и государственная идеология ☐ эволюционная теория И. Дарвина ☑ Интернет и телевидение ☐ правильное питание и диета Решение: Факторами, влияющими на определение смысла жизни современного человека, являются Интернет и телевидение, общественная система ценностей и государственная идеология. Вопрос № 502 Вопрос: Формулировка гипотез об общих тенденциях развития человека и мира, а также разработка новых стратегий отношений человека и природы является характерной для следующих функций философии: Ответы: ☐ аксиологической ☐ критической ☐ воспитательной ☑ прогностической ☑ практической Решение: Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира, таким образом, философия закладывает фундамент новых взглядов и идей. С одной стороны, казалось бы, философия – это чисто теоретическое знание, но вместе с тем философские знания служат ориентиром для действий человека в повседневной жизни, в этом выражается ее практическая функция. Вопрос № 503 Вопрос: Характерными чертами мифологической картины мира являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Мифологическое мировоззрение – это первая форма теоретического мышления человека, посредством которой он пытался выразить свое отношение к миру. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● научная обоснованность, систематичность ● символизм, аллегоризм ● чувственно-образное отражение действительности ● объективность Решение: Характерными чертами мифологической картины мира являются чувственно-образное отражение действительности, символизм, аллегоризм. Вопрос № 504 Установите соответствие между именами античных философов и представлениями о сущности процесса познания. 1. Демокрит 2. Сократ 3. Платон 4. Плотин божественное откровение припоминание душой идей 3. Платон слияние души с Единым 4. Плотин нравственное совершенствование 2. Сократ истечение копий с поверхности вещей 1. Демокрит Вопрос № 505 Вопрос: Основными положениями философии Дж. Локка являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Джон Локк является сенсуалистом, основой познания считает чувства. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах ● все знания являются человеку через божественное откровение ● «душа» человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка») ● познание есть припоминание Решение: Джон Локк подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из трех основных положений: 1) нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта; 2) «душа» (или разум) человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»); 3) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Вопрос № 506 Вопрос: Установите соответствие между представлениями о сущности сознания и направлениями современной западной философии. 1. Целенаправленное отражение объективной реальности 2. Посредник между принципом удовольствия и принципом реальности 3. Смысловая интенциональность, конституирующий поток переживаний 4. Интегрированная система психологических состояний Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав направления, Вы неверно установили соответствие между ними и представлениями о сущности сознания. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Экзистенциализм описывает сознание как «бытие-в-мире» (столкновение с реальностью), причем не в повседневной жизни, когда сознание как бы «спит», а в «пограничных ситуациях» (болезни, вины, смерти), когда оно обнаруживает себя как страдающее, чувствующее, смертное, свободное. Именно в «бытии-к-смерти» обнаруживается истинная сущность сознания. Таким образом, экзистенциализм предлагает предельно персоналистичную, эмоциональную трактовку сознания, что отличает его от других направлений. Закрыть данную подсказку. фрейдизм постмодернизм экзистенциализм феноменология марксизм // Решение: В современной философии представлено разнообразие трактовок сущности сознания. Классический марксизм с его онтологическим реализмом (верой в существование объективной реальности) трактует сознание как высший уровень психической активности человека в качестве социального существа, связанный с целенаправленным, абстрактно-логическим и творческим отражением объективной действительности. Фрейдизм (психоаналитическая философия) полагает фундаментом психики бессознательное («Оно»), главным принципом которого является стремление к удовольствию – удовлетворению сексуального влечения к объекту. Когда овладение объектом оказывается невозможным, принцип удовольствия вступает в противоречие с принципом реальности (требованиями окружающей среды), в результате чего и формируется сознание («Я»), сущностью которого является символически «присвоенный» объект («Другой»). Нереализованный инстинкт вытесняется в сферу бессознательного, образуя различные психологические комплексы и преобразуясь в формах социальной активности. Феноменология (Э. Гуссерль) анализирует сознание не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его интенциональности – направленности на объект. Сущность сознания – в проявлении объекта, вне которого сознание остается «чистым». Любая интенциональность имеет ноэму (цель, ценность) – это акт оценивания, нечто, что проявляется только благодаря сознанию, но им самим не является. Кроме того, сознание есть конституирующий поток переживаний. Формой конституирования является феноменологическая темпоральность – единство прошлого (ретенции), будущего (протенции) и настоящего (интенции) в одном сознательном акте, благодаря чему формируется «Я» как целостность. Постмодернизм (М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида) отказывается от понятия «внутреннего мира» субъекта, критикуя предшествующую философию за ее «верование в сознании». Подход постмодерна к трактовке сознания строится с помощью компьютерных аналогий: сознание представляет собой интегрированную (сведенную в подобие целого) систему психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации – с информацией, полученной в прошлом. Человек – это деперсонализированный, лишенный внутренней «самости» индивид; вместо целостного Я он обладает «мозаичной» структурой психики, подобной шизофрении. Такое разнообразие трактовок сущности сознания в современной философии вновь делает данную проблему актуальной, поднимая вопросы о целостности или плюралистичности, автономности или зависимости от среды, необходимости или случайности «внутреннего мира» человека. Вопрос № 507 Вопрос: Духовное бытие имеет 2 формы … Ответы: ● Ответ неверный! ● Г. Гегель впервые выделил духовный уровень бытия личности, свел его к логической мысли. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● социальное ● индивидуализированное ● индивидуальное ● объективированное Решение: Духовное бытие имеет 2 формы: индивидуализированное (духовный мир человека с его системой идеалов и ценностей), объективированное (общественное сознание, духовные идеалы и ценности эпохи). Вопрос № 508 Вопрос: Установите соответствие между философами и их представлениями о сущности времени. 1. Зенон 2. Платон 3. Августин Блаженный 4. Декарт 5. Ньютон 6. Кант Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав представления о сущности времени, Вы неверно установили соответствие между ними и именами философов. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) предлагает атрибутивную концепцию времени и рассматривает время как атрибут материи, то есть свойство материальных объектов входить в отношения одновременности и последовательности. Время является выражением хронологической структуры материальных систем (характеризуя скорость протекания и последовательность процессов) и вне их не существует, хотя существует в качестве объективной реальности, не зависящей от сознания субъекта. Закрыть данную подсказку. время парадоксально и иллюзорно время есть свойство души и истории время – атрибут материи абсолютное время не зависит от материи время – становление вечности время – априорная форма чувственности время дано лишь в мышлении // Решение: В истории философии существовало множество учений, отражающих представления о сущности времени. Первая формулировка парадоксов времени принадлежит древнегреческому философу Зенону Элейскому, который с помощью апорий (непреодолимых трудностей) доказывал иллюзорность времени: то, что не противоречит чувственному восприятию (существование моментов прошлого, настоящего и будущего) противоречит логическому мышлению, для которого очевидно единство, неделимость бытия на пространственные и временные элементы. Платон разделил все сущее на бытие и становление, идеальное и материальное, связав первое с вечностью, второе – с временем. Время «раскалывает» бытие на множество разрозненных состояний и потому делает его неистинным, возникающим и исчезающим. Августин (отец церкви) предложил психологическую и историческую трактовку времени. Время – это «жизнь души», складывающаяся из памяти (прошлого), созерцания (настоящего) и ожидания (будущего). История как развертывание бытия во времени есть отражение вечности, каждый момент поддерживаемое волей Бога. В философии Нового времени господствует субстанционализм. Декарт противопоставляет друг другу понятия длительности и времени как объективное – субъективному. Длительность – свойство самой субстанции; время же дано только в нашем мышлении и «есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим». Ньютон различает абсолютное, математическое время (длительность, которая характеризуется равномерностью, вечностью, неизменностью) и относительное, обыденное время (изменчивую, чувственно постигаемую меру длительности: (час, день, месяц и т.д.). Кант характеризует время и пространство как априорные (до-опытные) формы чувственного созерцания, условие возможности всех явлений, воспринимаемых субъектом: как внешних, так и внутренних. Вопрос № 509 Вопрос: Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются… Ответы: ☑ предметное значение ☐ материальные характеристики знака ☐ сходство с обозначаемым объектом ☑ смысл Решение: Напоминаем, что знак – это материальный объект, выступающий заместителем (представителем) другого материального или идеального объекта. Одним из важнейших аспектов языка как знаковой системы является его семантика, представляющая собой совокупность отношений знаков к обозначаемым ими объектам. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл. Предметное значение – это обозначаемый данным знаком объект, а смысл – то, что мы понимаем под этим знаком. Вопрос № 510 Вопрос: В современных теориях познания выделяют следующие разделы … Ответы: ● Ответ неверный! ● Вспомните структуру познавательной деятельности человека и средства познания. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● учение о становлении и развитии человеческой чувственности ● учение об условиях достоверности и адекватности познания ● учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи ● учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни Решение: В современных теориях познания выделяют следующие разделы: 1) эпистемология, теория научного познания; 2) теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния; 3) учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы; 4) учение об условиях достоверности и адекватности познания; 5) учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи. В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологией, в разделе о знании как инструменте влияния – с праксиологией, а проблема достоверности и адекватности познания требует решения онтологических вопросов. Вопрос № 511 Вопрос: Предметной областью философской антропологии являются… Ответы: ● Ответ неверный! ● Предметной областью философской антропологии может являться все, что связано с человеком и его жизнедеятельностью. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● метафизика человеческого бытия ● антропоцентризм ● проблемы человека ● сущность человека Решение: Предметной областью философской антропологии являются проблемы человека, метафизика человеческого бытия. В ХХ веке начался настоящий антропологический «бум», что выразилось в стремлении исследовать проблемы человека во всей его многоликости. Философско-антропологические линии размышлений обнаруживаются во всех направлениях философской мысли. Вопрос № 512 Признаками гражданского общества являются наличие личности гражданского общества (это человек, ориентированный на созидание, духовность), высокое сознание людей; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации. Вопрос № 513 Социальная философия представляет собой философскую дисциплину, предметом которой является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а также специфические черты социального познания. В рамках предмета социальной философии выделяются проблемы, наиболее обсуждаемые в настоящее время специалистами: смысл и направленность общественного развития; социальная структура общества; соотношение формационного и цивилизационного подходов в истолковании общественного развития; понимание сущности общественных законов; каковы основания системности общества и др. Вопрос № 514 Цивилизацию как определенный этап в развитии человечества рассматривали … ☑ Ф. Энгельс ☑ А. Фергюссон Вопрос № 515 Основными принципами религиозной картины мира являются… ☑ откровение ☑ творение ☑ вера в сверхъестественное Вопрос № 516 Развитие немецкой классической философии представляет собой эволюцию, ступенями которой явились учения ее виднейших представителей. Установите правильную последовательность философских систем немецких классиков. 3. объективный идеализм Г. Гегеля 2. субъективный идеализм И.Г. Фихте 5. исторический материализм К. Маркса 4.антропологический материализм Л. Фейербаха 1. трансцендентальный идеализм И. Канта Вопрос № 517 Вопрос: Материя в виде вещества существует в следующих состояниях … Ответы: ● Ответ неверный! ● По представлениям современной науки, материя существует в двух основных видах – как вещество и как поле. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● электромагнитное ● газообразное ● гравитационное ● плазма Решение: Материя в виде вещества существует в следующих состояниях: твердое, жидкое, газообразное, плазма. Вопрос № 518 Вопрос: Философами, применившими диалектические законы развития к материальной природе, обществу и мышлению, являются … Ответы: ● Ответ неверный! ● Диалектико-материалистическое миропонимание сложилось в Германии в середине 40-х годов XIX века. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● Г. Гегель ● И. Кант ● Ф. Энгельс ● К. Маркс Решение: К. Маркс, Ф. Энгельс перевели мистическую форму мышления в материальную плоскость, утверждая тем самым, что диалектические законы развития принадлежат не отдельному субъекту (И. Кант), не Мировому Духу (Г. Гегель), а материальному миру в целом. Вопрос № 519 Вопрос: Представители ______ считают сознание неотъемлемым атрибутом материи. Ответы: ☑ панпсихизма ☐ объективного идеализма ☐ диалектического материализма ☑ пантезма Решение: Сознание присуще всей материи в целом и любому отдельному материальному объекту, хотя, может быть, и не в одинаковой мере - так полагают сторонники панпсихизма и пантеизма. Пантеизм - учение, в котором отождествляется Бог и мир. Например, в пантеистической философии Б.Спинозы понятия "природа" и "Бог" тождественны и означают одну и ту же единственную субстанцию, кроме которой нет никакого другого бытия. Эта субстанция обладает атрибутами протяженности и мышления, т.е. она есть единство материи и сознания. Панпсихизм - представление о всеобщей одушевленности природы. Исторические формы панпсихизма различны: от анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреческой натурфилософии до монадологии Лейбница и учения К. Юнга. Приходится признать что если сознание есть атрибут материи и в большей или меньшей степени свойственно всем телам природы, то оно не является отличительным признаком человека. С другой стороны, в панпсихизме, пантеизме есть рациональное зерно: чтобы психика и сознание появились в сложноорганизованных формах материи, сама материя как субстанция должна обладать некоторым атрибутом, являющимся их потенциальным источником. С точки зрения материализма, таким "зародышем" сознания является свойство отражения. Вопрос № 520 Агностицизм характерен для философии … ☑ субъективного идеализма ☑ позитивизма ☑ конвенционализма Вопрос № 521 Конвенционалистская концепция оценивает истину как … ☑ результат соглашения между учеными ☑ удобную в использовании теорию Вопрос № 522 Вопрос: Укажите суждения, в которых наиболее корректно характеризуется взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания. Ответы: ☐ Теория может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными. ☑ Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. ☐ Теоретическое знание полностью производно (зависит) от эмпирического. ☑ Всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений. Решение: При всем различии эмпирический и теоретический уровень взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств. Более того, если целью эмпирического познания является установление научных фактов, то от научной модели зависит, каким образом будут упорядочены и интерпретированы факты. По словам А. Пуанкаре, ученый создает язык, на котором говорится о факте. Следовательно, «всякий научный эксперимент исходит из предварительных теоретических предположений»; «эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой». Вопрос № 523 Основными понятиями, отражающими судьбу человека и человеческой культуры в философии О. Шпенглера, являются «смерть», «закат», «гибель». Основной труд О. Шпенглера – «Закат Европы». Вопрос № 524 Вопрос: Проблема отношения полов нашла отражение в творчестве… Ответы: ● Ответ неверный! ● Взаимоотношение между полами были в центре внимания психоаналитиков и русских религиозных философов. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● З. Фрейда, Э. Фромма ● К. Поппера, Л. Витгенштейна ● В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского ● В.С. Соловьева, В.В. Розанова Решение: Проблемой отношения полов занимались З. Фрейд («Неудовлетворенность в культуре» и др.), Э. Фромм («Искусство любви»), В.С. Соловьев («Смысл любви»), В.В. Розанов («Уединенное», «Опавшие листья» и др.). Вопрос № 525 Вопрос: Глобальные проблемы – это … Ответы: ● Ответ неверный! ● Глобальные проблемы – проблемы, которые носят всеобъемлющий характер для судеб человечества. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● охватывающие земной шар проблемы всего человечества. ● сложные задачи, требующие разрешения. ● совокупность жизненно важных проблем человечества. ● духовные проявления сущности человека. Решение: Глобальные проблемы – это совокупность жизненно важных проблем человечества; охватывающие земной шар проблемы всего человечества. Вопрос № 526 Аристотель относил к основным философским категориям … ☑ количество ☑ качество ☑ сущность Вопрос № 527 Разделами, занимающимися вопросами познания в философии, являются… ☑ гносеология ☑ эпистемология Гносеология – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания мира. В современной гносеологии выделяют такую отрасль, как эпистемология – раздел, изучающий отношение знаний к действительности. Вопрос № 528 Эмпиризм Ф. Бэкона основан на критическом исследовании того, что мешает адекватному познанию: заблуждений человеческого ума, или «идолов». Установите соответствие между видами «идолов» и их характеристиками. 1. «Идолы рода» 2. «Идолы пещеры» 3. «Идолы рыночной площади» 4. «Идолы театра» вера в авторитеты - 4 ограниченность органов чувств и мышления - 1 неправильное словоупотребление - 3 индивидуальные особенности психики -2 Вопрос № 529 Вопрос: Установите соответствие между теориями пространства и времени и их содержанием. 1. Субстанциональная 2. Реляционная Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав содержание пространственно-временных концепций, Вы неверно установили соответствие. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Субъективистскую трактовку времени как потока сознания дает феноменологическая концепция, опирающаяся на учение об априорности трансцендентальных форм созерцания И. Канта. Э. Гуссерль (соч. «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени») выделяет два уровня субъективности: интенциональное (направленное) сознание, конституирующее предмет, и неинтенциональный поток сознания. Соответственно различаются время конституированной предметности и время чистого потока сознания. Конституирование осуществляется с помощью единства временных фаз – «теперь» (первичного впечатления), ретенции (удержания в памяти) и протенции (предвосхищения). Эта целостность превращает неделимое мгновение в минимальный континуум, который затем «растягивается», образуя непрерывность дления временного объекта. Закрыть данную подсказку. абсолютные неизменные сущности конституирование и поток сознания системные отношения // Решение: Многообразие трактовок пространства и времени в истории философии можно условно разделить на две теории. Субстанциональная концепция (Демокрит, Эпикур, Ньютон) характерна для метафизических учений, рассматривающих пространство и время как абсолютные неизменные сущности – субстанции, которые существуют независимо от материальных объектов и являются «вместилищами» тел. Время характеризуется как постоянная длительность, на которую, как на линию, «нанизываются» материальные объекты; пространство – как однородная протяженность, в которую, как в ящик, «помещаются» материальные объекты – от атомов до звезд. Благодаря теории относительности А. Эйнштейна и развитию квантовой физики, представления классической механики были пересмотрены. Реляционная концепция характерна для диалектических учений, рассматривающих пространство и время как особые отношения между объектами и процессами. Помимо взаимодействующих друг с другом материальных систем нет «пустых», ничем не заполненных протяженности и длительности. Пространство есть выражение сосуществования объектов. Время выражает сменяемость явлений, характеризуя отношения «раньше», «позже», «одновременно». Кроме того, пространство и время зависят от свойств материальных объектов (массы и скорости), а потому не являются неизменными. Вопрос № 530 Вопрос: Специфика диалектических идей Николая Кузанского состоит в … Ответы: ● Ответ неверный! ● Николай Кузанский развивал диалектику целого и части. Как религиозный деятель, он искал соотношение научных и религиозных истин, например, он называет человека конечно-бесконечным существом: человек конечен как телесное существо и бесконечен как духовное. Если игнорировать бога, который является первообразом всеобщности, то нельзя получить никакого знания о всеобщности. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● признании тождественности творца и творения ● диалектике бога, мира, истины ● сочетании противоположностей ● непознаваемости бога Решение: Николай Кузанский (1401–1464) – религиозный мыслитель, теолог, деятель католической церкви, но на теологической основе он разрабатывает пантеистическую философию с глубокими диалектическими идеями. Его диалектика проявляется в учении о боге как бесконечном и едином (а значит, и средоточии единства противоположностей), порождающем мир, полагающем конечное и бесконечное, многое из единого, части из целого. Бытие в его учении – это диалектическое сочетание противоположностей, он развил диалектическую концепцию человека как микрокосма и диалектическую концепцию познания. Вопрос № 531 Вопрос: Характерными признаками харизматического типа господства являются … Ответы: ☐ преобладание религии ☑ возникновение в периоды социальных потрясений ☐ вера в традиции существующего порядка ☑ культ личности ☑ личная преданность масс лидеру ☐ подчинение закону Решение: Термин «харизма» был введен М. Вебером для выяснения легитимности власти. При харизматическом господстве люди проявляют личную преданность своему правителю, ибо видят в нем спасителя и оказывают ему полное доверие. Люди считают, что он обладает выдающимися чертами, которых нет у других. Харизматическое господство возникает, как правило, в периоды социальных потрясений, так как старые традиции и законы разрушены, а новых еще нет. Если в такой период на исторической арене появляется яркая личность, то общество ей подчиняется. Вопрос № 532 К духовной культуре относятся… ☑ религиозные учения ☑ научные теории Духовная культура – сфера духовного производства и духовные ценности, воплощенные в различных формах мировоззрения. Духовная культура включает в себя нормы, правила, образцы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык – все то, что существует в нашем сознании и поддерживается человеческим общением. Вопрос № 533 К возможностям выхода из глобальных проблем можно отнести … ☑ сокращение разрыва между «Севером» и «Югом» ☑ безотходное производство ☑ коэволюцию природы и общества Вопрос № 534 Роль критической функции философии заключается в том, чтобы … ☑ расширять границы познания ☑ подвергать сомнению существующее знание Вопрос № 535 Основными проблемами онтологии являются … ☑ проблема соотношение материи и сознания ☑ проблема бытия и небытия Вопрос № 536 Вопрос: Установите соответствие между философскими направлениями и пониманием первоначала мира. 1. Материя первична. 2. Первичны ощущения, восприятия человека. Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Представителями классической формы другого учения являются Дж. Беркли, И. Фихте, Д. Юм, схожие идеи также развивал И. Кант. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Одно из этих учений разработано в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина. Однако формирование данного философского направления продолжилось и позже. Закрыть данную подсказку. субъективный идеализм рационализм диалектический материализм // Решение: Диалектический материализм – философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона ее движения и развития: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон перехода количественных изменений в качественные, 3) закон отрицания отрицания. Субъективный идеализм –форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д. Вопрос № 537 Вопрос: Установите соответствие между категориями развития и законами диалектики. 1. Источник развития 2. Форма развития 3. Модель развития Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав законы диалектики, Вы неверно установили соответствие между ними и категориями развития. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Закон перехода от однородности к неоднородности является законом эволюции и отражает сущность постепенного развития системы от простого к сложному. Кроме этого закона, Г. Спенсер выделяет также законы интеграции и дифференциации, перехода от неопределенности к определенности. В отличие от диалектики, эволюционная теория отрицает резкий, скачкообразный характер развития. Закрыть данную подсказку. закон единства и борьбы противоположностей закон перехода количества в качество закон отрицания отрицания закон перехода от однородности к неоднородности // Решение: Законы диалектики, сформулированные Г. Гегелем, объясняют причины, формы и тенденции развития природы, общества и мышления. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник всякого развития – взаимодействие взаимоисключающих, но при этом внутренне взаимосвязанных сторон. Все объекты содержат в себе противоположности, взаимодействие которых образует внутреннее «напряжение», «противоборство», динамику. Противоречие разрешается или «победой» одной из сторон, или сглаживанием остроты противоборства, в результате чего объект переходит в новое качественное состояние с новой внутренней структурой. Закон перехода количества в качество раскрывает революционную (скачкообразную) форму перехода системы с одного уровня на другой. В объектах происходят количественные изменения – увеличение или уменьшение элементов, которые на определенном этапе, на границе меры (интервала сохранения качества), приводят к качественным изменениям. Скачок представляет собой перерыв в непрерывности в изменении объекта. Закон отрицания отрицания описывает модель и направление развития. Развитие происходит как отрицание старого новым. При этом отрицание включает в себя три стороны: исчезновение, сохранение и возникновение; наряду с поступательностью, прогрессом в развитии есть повторяемость, цикличность, тенденция возврата к старому состоянию. Единство этих тенденций определяет «спиралевидную» модель развития. Вопрос № 538 Познавательная функция сознания связана с функционированием…☑ мышления и памяти ☑ восприятия Вопрос № 539 В отличие от ощущения, понятие …☑ устойчиво и постоянно ☑ отражает общие свойства объектов ☑ является общим для ряда субъектов |