Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 560

  • Вопрос № 562

  • Вопрос № 568

  • Вопрос № 574

  • Вопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2


    Скачать 171.87 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2
    Дата23.01.2022
    Размер171.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #339916
    страница10 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Вопрос № 557

    Человеческая природа в христианской концепции выражена в добродетелях: вера, надежда, любовь, святость, спасение, смирение.

    Вопрос № 558

    Вопрос: Характеристиками человека в традиционном обществе (деревенская культура и крестьянский образ жизни) являются …

    Ответы: ● Ответ неверный! ● Крестьянский образ жизни детерминирован природной ритмикой и динамикой (цикл сельскохозяйственных работ – основа крестьянского социокультурного типа). ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● недистанцированность личностных, социальных связей, отсутствие выраженной индивидуальности ● локальность, цикличность, непосредственность ● яркая индивидуальность, широкие социальные связи ● обыденность, размеренность

    Решение: Характеристиками человека в традиционном обществе (деревенская культура и крестьянский образ жизни) являются локальность, цикличность, непосредственность, недистанцированность личностных, социальных связей, отсутствие выраженной индивидуальности.

    Вопрос № 559

    Моральные нормы и ценности: 1) регулируют общественные отношения на основе оценки поведения людей с точки зрения добра и зла; 2) универсальны, то есть могут применяться в различных, в том числе нетипичных, жизненных ситуациях, распространяются на все общество; 3) исключают прямое принуждение, то есть основаны на добровольном принятии и внутренней свободе личности.

    Вопрос № 560

    К духовным общественным отношениям относятся…

    ☑ политические ☑ религиозные ☑ нравственные

    Вопрос № 561

    К теоретическим методам познания относятся…

    Анализ и научная теория относятся к теоретическим методам познания мира, но вместе с тем они относятся и к философским методам познания. Их отличительная черта состоит в том, что они всеобщи, универсальны.

    Вопрос № 562

    Направления философии, занимающиеся исследованием человека и общества, называются …

    ☑ социальной философией ☑ антропологией

    Вопрос № 563

    Уровни научного познания, в результате которого формируется научная картина мира, называются…

    ☑ эмпирическим ☑ теоретическим

    Вопрос № 564

    К доказательствам бытия Бога в средневековой философии и теологии относятся …☑ онтологическое ☑ телеологическое ☑ космологическое

    Вопрос № 565

    Вопрос: Установите соответствие между принципами и идеями философской системы Г. Гегеля. 1. Панлогизм 2. Диалектический идеализм 3. Антропологизм

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав идеи, Вы неверно установили соответствие между ними и принципами философской системы Г. Гегеля.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Бог как отчуждение человеческой сущности – идея, лежащая в основе антропологизма Л. Фейербаха. Г. Гегель же, отводя центральное место в системе самораскрытия Абсолютного духа человеку, в отличие от Л. Фейербаха, не лишает Бога его онтологического статуса, признавая за ним самостоятельное существование.

    Закрыть данную подсказку.

    процессуальность бытия

    тождество бытия и мышления

    культура как самопознание Духа

    Бог как отчуждение человеческой сущности

    //

    Решение: Г. Гегель (соч. «Феноменология духа», «Наука логики») создал учение «Абсолютного идеализма», в центре которого находится проблема саморазвития Абсолютного духа. Панлогизм (pan – все, logos – разум) – крайняя форма рационализма, учение о разуме как абсолютной действительности и мире как осуществлении разума («Все действительное разумно, все разумное действительно») – принцип, в основе которого лежит идея тождества бытия и мышления. Диалектический идеализм – понимание мира как саморазвивающейся Абсолютной идеи, где сущее предстает в понятийной взаимосвязи, фиксирующей движение противоположностей – принцип, в основе которого лежит идея процессуальности бытия. Антропологизм – принцип, согласно которому идея обретает сознание, волю и личность только в человеке. По Г. Гегелю, развитие Духа осуществляется через культурно-историческое развитие человека как существа, способного к познанию самого себя, в процессе чего происходит освоение идей, которые до этого заключены внутри Духа как неосознанные и непроизвольные.

    Вопрос № 566

    Вопрос: К мировоззренческим принципам неклассической философии относятся…

    Ответы: ☐ редукционизм ☐ системность ☑ имморализм ☑ исторический пессимизм ☑ органицизм ☑ иррационализм

    Решение: К мировоззренческим принципам неклассической философии (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер и др.) относятся органицизм, иррационализм, имморализм, исторический пессимизм. Неклассическая философия, или «философия жизни», – широкое идейно-теоретическое направление рубежа XIX–XX вв., сформировавшееся в противовес классической философии XVII–XIX вв. под влиянием таких факторов как: а) открытие культур и цивилизаций, основанных на иных, нежели западная, системах ценностей; б) развитие психологии, открывшей для научного исследования область бессознательного; в) кризис либерально-демократических ценностей. Органицизм – утверждение в качестве первичной реальности «жизни» органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух, бытие и сознание. Понятие «жизнь» противостоит понятию «бытие» – оно подчеркивает сложный, противоречивый, непредсказуемый характер действительности, раскрывающейся непосредственно через человека, а не противостоящей ему. Ф. Ницше характеризует жизнь как «вечное становление»; А. Бергсон – как «творческий порыв», В. Дильтей – как «поток культурно-исторических переживаний». Иррационализм – учение, согласно которому в основе мира лежит «живой поток» алогичной стихии, а основой познания является бессознательная сверхразумная психическая активность – интуиция, инстинкт, эмоция, любовь, вера, понимание. Это определяет интуитивизм неклассической философии в сфере познания: сложная реальность не может быть выражена с помощью логических категорий – ее можно лишь интуитивно почувствовать и передать с помощью художественного образа, мифа, символа. Имморализм – отказ от этики долга, сущностью которой является сознательное самоограничение человека. «Философия жизни» считает сознательное лишь оболочкой другой, более истинной реальности, находящейся «по ту сторону добра и зла» (Ф. Ницше), поэтому традиционной морали, создающей лишь «видимость» добра, она противопоставляет этику индивидуальной свободы и творческой самореализации. Исторический пессимизм – отказ от веры в прогресс на началах разума, свободы и справедливости. Пессимизм исходит из релятивизма – признания относительности всех культурно-исторических ценностей и отсутствия общей логики и цели истории.

    Вопрос № 567

    Установите соответствие между философскими направлениями XIX века и их представителями: 3. А.И. Герцен

    религиозное направление 1. В.С. Соловьёв

    антропологический материализм 2. Н.Г. Чернышевский

    универсальный эволюционизм

    материализм 3. А.И. Герцен

    Вопрос № 568

    К натуралистическим теориям познания относятся…

    ☑ физический редукционизм ☑ физикализм

    Вопрос № 569

    К вненаучному знанию относятся…

    ☑ паранаучное ☑ протонаучное

    Вопрос № 570

    Источниками исторического прогресса, с точки зрения философии французского просвещения, являются …

    ☑ развитие человеческого разума, науки, образования ☑ создание гражданского общества

    Вопрос № 571

    Вопрос: Участниками работы Римского клуба являются…

    Ответы: ☑ Аурелио Печчеи ☑ Дж. Форрестер ☐ Томас Мальтус ☐ Раймон Арон

    Решение: Аурелио Печчеи – президент Римского клуба – неформальной организации ученых, занимающихся исследованием глобальных проблем, предлагающих различные сценарии мирового развития. Дж. Форрестер – американский экономист, разработавший программу исследования социально-экономических прогнозов в книге «Мировая динамика», считается основоположником глобального прогнозирования на основе системного анализа.

    Вопрос № 572

    Вопрос: К мировым религиям относятся…

    Ответы: ☐ иудаизм ☐ тотемизм ☑ буддизм ☑ христианство ☑ ислам

    Решение: К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Их характерными чертами является огромное число последователей; космополитизм, то есть межэтнический характер, выход за пределы наций и государств; эгалитаризм – проповедь равенства всех людей, обращенность ко всем социальным группам.

    Вопрос № 573

    Вопрос: Установите соответствие между представителями древнегреческой натурфилософии и идеями первоначала всего существующего. 1. Фалес 2. Анаксимен 3. Гераклит 4. Эмпедокл

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав термины, обозначающие представления о первоначале, Вы неверно установили соответствие между ними и именами древнегреческих философов.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Термин «апейрон» («бесконечное, бесформенное») использовался Анаксимандром (представителем милетской школы) в качестве атрибута «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (=миры) и космосы (=пространства) в них»; сама же природа мыслилась им как «смесь» всех качественно различных веществ, получающих оформление в результате «разделения» и поляризации противоположностей, взаимодействия «горячего» и «холодного».

    Закрыть данную подсказку.

    огонь, воздух, вода, земля

    воздух

    вода

    огонь

    апейрон

    //

    Решение: Фалес (основоположник ранней греческой философии и милетской школы) полагал, что вода – основное, исходное вещество и источник жизни. Анаксимен (последний представитель милетской школы) развил концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения. Гераклит из Эфеса писал, что мир есть «вечно живой огонь, мерно загорающий и мерно потухающий»; огонь у Гераклита является символом вечного движения, ритмичной пульсации космоса. Эмпедокл (последователь ионийской физики) считал, что четыре стихии – огонь, воздух, вода и земля – являются первичными «элементами», то есть несводимыми, самотождественными, качественно неизменяемыми субстанциями, из сочетания которых образуются конкретные вещи.

    Вопрос № 574

    Натурфилософии Возрождения свойственны следующие принципы:

    ☑ эманационизм ☑ гелиоцентризм ☑ мистицизм

    Вопрос № 575

    Гносеология изучает …

    ☑ структуру процесса познания ☑ познавательные способности человека ☑ проблему познаваемости мира

    Вопрос № 576

    Общими чертами чувственного и рационального познания являются …Общей чертой чувственного и рационального познания является способность отражать объективные стороны познаваемого объекта. Другой общей чертой чувственного и рационального познания является социальная обусловленность.

    Вопрос № 577

    Вопрос: Особенности механизма взаимодействия человека и природной среды определяются …

    Ответы: ● Ответ неверный! ● Человек, оставаясь частью природы, вынужден приспосабливаться к ней. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● космическими факторами (солнечной активностью) ● социальной практикой ● приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью ● спецификой различных объектов природной среды

    Решение: Особенности механизма взаимодействия человека и природной среды определяются спецификой различных объектов природной среды и приоритетом окружающей природы над человеком и его деятельностью.

    Вопрос № 578

    Истинная жизнь личности, по И. Канту, состоит в стремлении к прекрасному, к жизни по законам Истины, Добра и Красоты.

    Вопрос № 579

    Вопрос: О смысле жизни человек начинает задумываться, когда …

    Ответы: ☑ попадает в экстремальную жизненную ситуацию ☐ начинает ходить и говорить ☑ подводит итоги жизненного пути ☐ выбирает профессию

    Решение: О смысле жизни человек начинает задумываться, когда подводит итоги жизненного пути или когда попадает в экстремальную жизненную ситуацию.

    Вопрос № 580

    Представителями провиденциализма в философии являются…

    ☑ В.С. Соловьев ☑ А. Тойнби ☑ Августин Аврелий

    Вопрос № 581

    Вопрос: Наиболее общими понятиями онтологии являются…

    Ответы: ☑ действительность ☑ бытие ☑ небытие ☐ цивилизация ☐ культура

    Решение: Онтология – раздел философии, рассматривающий исходную категорию философского осмысления мира – бытие. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Всё, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» употребляются «существование», «действительность», «реальность».

    Вопрос № 582

    К задачам, общим для философии и науки, относятся …

    ☑ объяснение действительности ☑ достижение истинного знания

    Общими для философии и науки задачами является то, что они опираются на логические выводы и доказательства. Они не просто описывают, а объясняют действительность.Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая.

    Вопрос № 583

    Установите соответствие между категориями диалектики и их содержанием. 1. Явление 2. Сущность 3. Качество 4. Количество

    Диалектический анализ объекта предполагает раздвоение его на противоположности, выделение общего и особенного. Цель такого анализа – переход от описания объекта к его объяснению. Явление – чувственно воспринимаемый, конкретный, индивидуальный предмет, процесс, свойство или состояние; внешняя форма существования объекта, включающая в себя пространственно-временные, количественные и качественные характеристики. Сущность – это внутренне содержание объекта, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия; это главный, существенный признак предмета, постигаемый только мышлением. Сущность – это то общее, устойчивое, что характерно для множества единичных явлений (например, сущностью человека является наличие сознания). Качество – категория, отображающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – это устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, и вместе с тем – то общее, что характеризует класс однородных объектов (например, органическое вещество качественно отличается от неорганического). Количество – категория, отображающая отвлеченные от конкретного содержания признаки объекта; общее и единое в вещах и явлениях. Количественные характеристики объекта: число, размер, порядок связи элементов, скорость движения, степень развития и т.д. Раскрывая качественную и количественную определенность вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

    Вопрос № 584

    Наиболее корректно соотношение технического и общественного прогресса сформулировано в суждении…

    ☑ технический прогресс является необходимым условием общественного прогресса ☑ технический прогресс наряду с духовным является важнейшей составляющей общественного прогресса

    Вопрос № 585

    Вопрос: Установите соответствие между формами бытия и понятиями гносеологического учения И. Канта. 1. Трансцендентное 2. Трансцендентальное 3. Опытное

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав гносеологические понятия, Вы неверно установили соответствие между ними и формами бытия.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Модусы – единичные проявления единой субстанции, бесконечное многообразие отдельных вещей – онтологический термин Б. Спинозы. И. Кант по отношению к вещам использует понятие «феномены» (явления, постигаемые в чувственном опыте), смещая акцент с субстанциональных свойств вещей на гносеологические, когда «объективное» понимается как «трансцендентальное единство апперцепции» (узнавания, сопоставления).

    Закрыть данную подсказку.

    ощущения

    модусы

    категории

    ноумены

    //

    Решение: Учение И. Канта (соч. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), названное «трансцендентальным идеализмом», совершило «коперниканский переворот» в философии от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту. Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания субъекта и является непознаваемым: это ноумены, или «вещи в себе», к которым И. Кант относит метафизические идеи души, мира и Бога (как абсолютные бесконечные первопринципы), которые нельзя рационально ни доказать, ни опровергнуть, – эти идеи несут ценностный смысл и являются предметами веры, или «практического разума». Трансцендентальное (transcendere – переступать, переходить) – до-опытное (a priori – предшествующее опыту), но при этом познаваемое «теоретическим разумом», внутренне присущее мышлению субъекта; то, что придает предмету форму необходимого и всеобщего знания, конструирует и упорядочивает содержание разрозненного опыта в объективное единство самосознания (сознания целостности своего Я). К трансцендентальному И. Кант относит формы пространства и времени и логические категории – категории качества (реальность, отрицание, ограничение), количества (единство, множество, цельность), отношения (субстанция, свойство, причина, действие), модальности (возможность, необходимость, действительность, случайность). Опытное (a posteriori – последующее по отношению к опыту) – чувственно постигаемое, существующее в виде ощущений и под воздействием трансцендентальных форм мышления образующее феномены – явления внешнего мира, данные в восприятии субъекта.

    Вопрос № 586

    Вопрос: Общими принципами позитивизма и материализма являются…

    Ответы: ☑ эмпиризм ☑ сциентизм ☐ диалектика ☑ натурализм ☐ эволюционизм ☐ онтологический реализм

    Решение: Общими принципами позитивизма и материализма являются сциентизм, эмпиризм, натурализм. Позитивизм – направление, отождествляющее философское познание с научно-исследовательской деятельностью (основоположники О. Конт, Г. Спенсер). Материализм – учение, признающее в качестве первичной реальности материальное бытие. Исторически материализм возник раньше позитивизма и прошел в своем развитии стадии античной натурфилософии и атомизма, механистического материализма Просвещения и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс), рассматривающего материальное бытие как саморазвивающуюся систему. Сциентизм – признание науки высшей ценностью в сфере познания и преобразования действительности. И то, и другое направление критически относятся к «спекулятивной философии» – метафизике. Эмпиризм – признание данных опыта, «фактичности» в качестве достоверного (позитивного) знания и фундамента науки. Натурализм – принцип, отрицающий существование трансцендентного по отношению к природе начала. Для материализма характерен онтологический атеизм, отрицающий существование духовной реальности вне человеческого сознания. Для позитивизма характерен агностический атеизм, отрицающий возможность научного познания сверхприродных сущностей. И то, и другое направление стремится к объединению естественных и гуманитарных наук, будучи уверенными в наличии общих естественных законов действительности.

    Вопрос № 587

    Вопрос: Установите соответствие между диалектическими теориями и их основоположниками. 1. Диалектика культуры 2. Диалектика природы 3. Диалектика общества

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав имена философов, Вы неверно установили соответствие между ними и диалектическими теориями.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    И.Г. Фихте (представитель немецкого классического идеализма) рассматривал диалектику как процесс самоуглубления «Я» через полагание «не-Я» (мира) с целью достижения «Абсолютного Я». Внимание И.Г. Фихте было сосредоточено на сфере психической жизни человека.

    Закрыть данную подсказку.

    Г. Гегель

    Ф. Энгельс

    И. Фихте

    К. Маркс

    //

    Решение: Диалектика как учение о всеобщем развитии занимается поиском всеобщих оснований и законов бытия, но при том интерес различных философов сосредоточивается на анализе определенных сфер бытия. Основоположником диалектики культуры является Г. Гегель, рассмотревший смысловое поле общечеловеческой культуры как процесс самопознания Абсолютного духа. Именно через различные формы духовной культуры – искусство, религию, науку, философию – дух осознает сам себя. Порождение нового, по Г. Гегелю, происходит в лоне идеи, а не природы. Основоположником диалектики природы является Ф. Энгельс, описавший природную эволюцию как диалектический процесс: при переходе от микромира к макромиру и мегамиру скачкообразно изменяются основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются. С точки зрения диалектики, любой материальный объект является системой как конкретным единством и внутри себя расчлененной целостностью. Различные виды систем – это последовательные уровни развития материи. Основоположник диалектики общества – К. Маркс, противопоставивший стихийным природным процессам осознанную деятельность людей. Основными проблемами социального познания, по К. Марксу, является диалектика субъективного и объективного в истории, взаимодействие производительных сил и производственных отношений, взаимосвязь базиса (экономических форм жизни) и надстройки (идеологической сферы).

    Вопрос № 588

    Вопрос: Для агностицизма характерны утверждения …

    Ответы: ☐ научные достижения реализуются на практике ☑ отношение между фактом и высказыванием условно ☐ сущность и явление диалектически взаимосвязаны ☑ существует принципиально непознаваемое ☑ между сущностью и явлением нет взаимосвязи

    Решение: Для агностицизма (направления, согласно которому вопрос о возможности достоверного знания не может быть решен окончательно) характерны следующие идеи: 1) существует принципиально непознаваемое: возможности научного познания ограничены, наука неспособна ответить на все вопросы о мире (например, вопрос о Боге, свободе и бессмертии души выходит за пределы ее возможностей); 2) между сущностью и явлением нет взаимосвязи: мир разделяется на две составляющие – данные в опыте явления и непознаваемые, ноуменальные сущности вещей, относительно которых человек не может сказать ничего утвердительного; 3) отношение между фактом и высказыванием условно: возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях; познание не является прямым отражением объективной действительности, оно преломляется через субъективный опыт, принятые сообществом ученых парадигмы, символы, убеждения, культурные ценности и т.д.

    Вопрос № 589

    Вопрос: Основными категориальными характеристиками научного познания в классической философии науки являются …

    Ответы: ● Ответ неверный! ● Классическая философия науки опирается на фундаментальные знания прошлых поколений и на веру в потенциал науки при решении всех проблем. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● контекстуальность, кентавричность ● конструктивность, консенсуальность ● фундаментализм, интернализм ● методологичность, сциентизм

    Решение: Основными категориальными характеристиками научного познания в классической философии науки являются методологичность, сциентизм, фундаментализм, интернализм.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта