Вопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2
Скачать 171.87 Kb.
|
Вопрос № 624 К представителям материализма относятся …☑ Лао цзы ☑ К. Маркс ☑ Демокрит Вопрос № 625 Три основные черты, отличающие человека от животного, по В.С. Соловьеву, – это стыд, жалость, благоговение. Вопрос № 626 Стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности выводов является характерной особенностью… ☑ философской картины мира ☑ научной картины мира Вопрос № 627 Вопрос: Общими принципами психоанализа, «философии жизни» и экзистенциализма являются… Ответы: ☑ подобие индивидуальной и коллективной психики ☐ сведение психики к сексуальности ☑ антагонизм природного и социального начал в человеке ☑ разграничение свободы и морали ☐ индетерминизм бытия личности Решение: Общими принципами «философии жизни», психоанализа и экзистенциализма являются: 1) антагонизм природного и социального начал в человеке; признание в качестве первичного в человеке его собственной, не предопределенной обществом и культурой сущности («жизненного мира») привело к противопоставлению личности и общества с его нормами и «механическими» связями; так, Ф. Ницше пишет о подавлении воли, З. Фрейд – о растущем чувстве вины, экзистенциалисты – об абсурде; 2) подобие индивидуальной и коллективной психики; неклассическая философия выявляет схожесть процессов формирования нормальных и патологических явлений психики у индивида и социальных общностей; так, Ф. Ницше различает «аполлоническое» и «диониссийское» начала в культуре, К. Юнг – «интровертный» и «экстравертный» типы культуры, Э. Фромм – «здоровое» и «больное» общество; 3) разграничение свободы и морали; представители данных направлений, в отличие от классиков (И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса), не считают традиционную мораль естественным проявлением освобождения человека – напротив, они раскрывают феномены «рабства в морали» (Ф. Ницше), «неудовлетворенности в культуре» (З. Фрейд), «бегства от свободы» (Э. Фромм); такая позиция во многом обусловлена критическим отношением к буржуазному обществу, провозглашающему принципы свободы и индивидуализма, но в действительности превращающегося в массу «посредственностей». Вопрос № 628 Научным фактом является знание, основанное на… ☑ логическом осмыслении результатов наблюдения и эксперимента ☑ интерпретации наблюдения и эксперимента в свете каких-либо теоретических представлений Вопрос № 629 Вопрос: Установите соответствие между философскими системами представителей немецкой классической философии и их представлениями о Боге. 1. Бог дает людям нравственный закон. 2. Бог есть «Абсолютное Я», цель стремлений субъекта. 3. Бог есть саморазвивающийся и самопознающий Мировой дух. 4. Бог есть объективированная сущность человека. Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав имена немецких философов, Вы неверно установили соответствие между ними и представлениями о Боге. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Ф. Шеллинг рассматривает Бога с позиции иррационализма и мистицизма: Бог есть жизненная стихия, разлитая в природе и осуществляющая свое развитие от бессознательного к сознательному. Ф. Шеллинг, в отличие от И. Канта, включает в сферу Бога «темное» бытие, находящееся «по ту сторону нравственности»; в отличие от И. Фихте, полагает Бога вне сознания субъекта; в отличие от Г. Гегеля, раскрывает в Боге иррациональную стихию, выходящую за границы познания; в отличие от Л. Фейербаха, полагает Бога самостоятельной, внечеловеческой реальностью. Закрыть данную подсказку. Л. Фейербах И. Кант Ф. Шеллинг Г. Гегель И. Фихте // Решение: Представления о Боге в немецкой классической философии различаются в зависимости от позиции ее представителей. Трансцендентальный идеализм И. Канта рассматривает Бога сквозь призму деятельности субъекта: свидетельством существования Бога является не теоретический, а практический разум, обусловливающий поступки людей в соответствии с внутренним моральным законом, Бог есть объект не знания, а веры. Субъективный идеализм И. Фихте рассматривает Бога сквозь призму автономии воли субъекта, осуществляющего саморазвитие в соответствии с недостижимым идеалом, присутствующим в его сознании; противоречие между «индивидуальным Я» и «абсолютным Я» оказывается движущей силой развития субъекта в освоении им сферы «не-Я», природы. Объективный идеализм Гегеля в качестве субъекта познания и освоения мира рассматривает не человека, а Бога: Мировой Дух раскрывается в природе и человеческой деятельности и, путем восхождения от абстрактного (чистых идей, логических категорий) к конкретному (явлениям природы и культуры), осуществляет самопознание. Бог в трактовке Г. Гегеля лишается личностных качеств, рационализируется и схематизируется, в результате чего антропологический материализм Л. Фейербаха рассматривает его уже не в качестве самостоятельной сущности, а в качестве человеческой сущности, объективированной и отчужденной от человека: бессилие человека перед силами природы ищет выход в порождаемом фантазией образе Бога и ставит человека в зависимость от вымышленного «творца». К. Маркс видит одним из важнейших условий освобождения человека «возвращение» к нему его отчужденной, творческой сущности. Вопрос № 630 Вопрос: Видами умозаключения являются… Ответы: ☐ пустые ☐ простые ☑ дедуктивные ☑ индуктивные Решение: Умозаключение – это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется индукцией. Индукция может быть полной, в которой общее заключение о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Этот вид индукции применяется в математических и других строгих доказательствах, поскольку ее заключения категоричны и достоверны. Существует также неполная индукция, разновидностью которой является научная индукция, то есть такое умозаключение, в котором на основании познания необходимой связи признаков части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса. В индуктивных умозаключениях вывод следует лишь с большей или меньшей вероятностью, он не обязательно истинен, а лишь правдоподобен. Дедукция – умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности. Если посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки. Вопрос № 631 Основными характеристиками восточной цивилизации являются … ☑ доминирование традиций ☑ приоритет коллективных ценностей Вопрос № 632 Основными принципами культуроцентристской позиции в исследовании общества являются…☑ природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем☑ при объяснении закономерностей социальной жизни необходимо учитывать символический характер социальных взаимодействий☑ общественная жизнь по своему существу духовна, а не материальна Вопрос № 633 Вопрос: Принципами, объединяющими гносеологические учения Джорджа Беркли и Дэвида Юма, являются … Ответы: ☐ объективизм ☑ феноменализм ☑ скептицизм ☑ сенсуализм ☐ рационализм Решение: Принципами, объединяющими гносеологические учения Джорджа Беркли и Дэвида Юма, являются положения, заостряющие субъективистские тенденции эмпиризма и ставящие под вопрос устоявшийся образ реальности: сенсуализм, скептицизм, феноменализм. Сенсуализм (от лат.sensus – чувство, ощущение) направление в теории познания, рассматривающее в качестве первичных данных сознания непосредственные впечатления опыта – ощущения. Скептицизм – сомнение в объективном существовании материальной (а у Д. Юма – и духовной) субстанции, не зависящей от восприятия субъекта. Дж. Беркли выражает принцип сомнения в тезисе «esse est percipi» – «существовать значит быть воспринимаемым»: все качества предметов (цвет, запах, вкус, форма и т.д.) обусловлены нашими ощущениями, поэтому единственной реальностью являются только «идеи» вещей, но не материя. Д. Юм сомневается в существовании объективной причинно-следственной связи вещей, так как, по его мнению, понятие «причинность» есть не что иное, как комплекс психологических реакций (ассоциаций, привычек и ожиданий), создающих «естественную веру» в реальность (психологизм). Феноменализм – принцип, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, а лишь с совокупностью чувственных явлений – феноменов. Д. Юм различает такие феномены сознания, как ощущения, «простые идеи», впечатления внутреннего опыта (аффекты) и «сложные идеи». Вопрос № 634 Вопрос: К мировоззренческим функциям философии относятся… Ответы: ☑ культурно-воспитательная ☑ гуманистическая ☑ социально-аксиологическая ☐ логико-гносеологическая ☐ эвристическая Решение: В философии можно выделить мировоззренческую и общеметодологическую функции. Гуманистическая и социально-аксиологическая функции относятся к мировоззренческим функциям, создающим систему взглядов о мире и о месте человека в нем. Гуманистическая функция философии заключается в том, что она помогает человеку найти смысл жизни, укрепить свой дух. Аксиологическая функция выражается в ориентации на определенные ценности. Культурно-воспитательная функция способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту (Философия: учеб. / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2004. С. 17). Вопрос № 635 Вопрос: Редукционизм в трактовке сознания характерен для следующих направлений в современной философии: Ответы: ☑ бихевиоризм ☐ интуитивизм ☑ физикализм ☐ феноменализм Решение: Редукционизм, то есть сведение сложных ментальных явлений к иным по отношению к ним сущностям, в трактовке сознания характерен для следующих направлений: физикализм, ментализм, бихевиоризм. Физикализм – позиция, согласно которой наши вопросы о природе сознания полностью исчерпываются нашим знанием о таком физическом объекте, как головной мозг. В определение сознания современные физикалисты наряду с представлением о физико-химических структурах и процессах включили представление об отношениях между элементами мозга – нейронами, трактуемыми как простые логические ячейки. Таким образом, сознание отождествляется либо с мозгом как материальным объектом, либо с процессами в нем, либо с каузальными и/или логическими отношениями между его элементами. Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – направление в современной философии и психологии, в основе которого лежит понимание поведения как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Предпосылками бихевиоризма явились принципы позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое: сознание как ненаблюдаемый объект, таким образом, сводится к поведению, закрепляющему и воспроизводящему реакции организма на определенные стимулы. С точки зрения бихевиористов, сознание не существует ни как физический объект, ни как идеальный объект. Вопрос № 636 Вопрос: Установите соответствие между именами античных философов и их высказываниями. 1. Гераклит 2. Парменид 3. Протагор 4. Платон 5. Аристотель Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав высказывания, Вы неверно установили соответствие между ними и именами философов. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», – пишет Эпикур («К Менекею», 125), утверждая тем самым иллюзорность многих человеческих страхов, мешающих получать удовольствие от жизни. Закрыть данную подсказку. «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды». «Человек от природы есть политическое животное». «Смерть не имеет к нам никакого отношения». «Мера всех вещей – человек». Различаются: «с одной стороны то, что всегда есть, но никогда не возникает, с другой – то, что всегда возникает, но никогда не существует». «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». // Решение: Гераклит в сочинении «О природе» («Музы») пишет: «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды (91а); «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут» (12), отождествляя космос с вечно движущимся потоком и абсолютизируя всеобщую изменчивость вещей. Парменид в поэме «О природе» пишет: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует, ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, сверх бытия, ничего» (В 8 DK), утверждая принцип тождества бытия и мышления. Протагор (представитель школы софистов) в трактате «Истина» пишет: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Платон в диалоге «Тимей» противопоставляет друг другу два мира – мир вечных, неизменных идей и текучих, изменчивых вещей; истинное бытие и бытие-становление, граничащее с небытием: различаются, «с одной стороны то, что всегда есть, но никогда не возникает, с другой – то, что всегда возникает, но никогда не существует. Первое постигается умом и мышлением и всегда тождественно себе; второе – неразумным чувством и мнением, оно всегда рождается и погибает, но никогда не существует в действительности» (27d – 28a). Аристотель в сочинении «Политика», размышляя о происхождении государства, приходит к выводу о естественности совместного, социального образа жизни людей: «Очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям и что человек от природы есть политическое животное» (1253а 9 сл.). Вопрос № 637 К политическим аспектам свободы человека относятся … ☑ свобода объединения в организации ☑ свобода избирать ☑ свобода слова Вопрос № 638 В сочинении «Политика» Аристотель выделил три «правильных» и три «неправильных» формы государственного правления на основе субстанционального (от кого исходит власть) и количественного (от скольких граждан исходит власть) признаков. Установите соответствие между формами государства и их признаками. 6. Демократия власть богатых 4. Олигархия справедливое правление одного 1. Монархия власть среднего слоя 2. Тирания правление лучших 3. Аристократия власть честолюбцев, военных Решение: Монархия – правление одного – считается Аристотелем лучшей формой государства, осуществляющей принцип единства, закона и справедливости. Тирания – худшая форма вырождения монархии, когда абсолютная власть одного приводит к доминированию единичной воли над законом. Аристократия – правление лучших, привилегированного знатного меньшинства – элиты. Олигархия – худшая форма вырождения аристократии, когда преимущества власти дают возможность элите более заботиться о собственном обогащении, чем об общем благе. Полития – власть среднего слоя, большинства в стабильном государстве. Демократия – власть народа, большинства, вырождающаяся в охлократию – власть толпы, бедняков в нестабильном государстве. Вопрос № 639 Вопрос: К основным категориям гносеологии относятся … Ответы: ☑ знание ☑ суждение ☑ истина ☐ явление ☐ бытие Решение: Гносеология занимается исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания. Познание – процесс, направленный на получение знаний. Знание рассматривается как осмысленная субъектом информация о некотором предмете. В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Центральное место среди разнообразных видов оценки знания занимает его оценка с точки зрения истинности или ложности. Истина – это знание, соответствующее своему предмету. Понятие «суждение» характеризует мысль, в которой о предмете что-либо утверждается или отрицается. Суждение относится к формам рационального познания. Вопрос № 640 Вопрос: Наиболее авторитетным и оригинальным произведением китайской канонической и философской литературы является … Ответы: ○ «Ши цзин» ○ «Шу цзин» ● «И цзин» ○ «Дао дэ цзин» Решение: «И цзин» или «Чжоу и» – «Канон Перемен», наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе как «Тринадцатиканония», так и «Пятиканония», оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; ИДВ. М., 2006. Т. 1–5. С. 580). Вопрос № 641 Вопрос: Последователи _________ занимались алхимией и поисками эликсира бессмертия. Ответы: ○ Иньян-цзя ○ конфуцианства ● даосизма ○ легизма Решение: «Сянь сюэ» – «учение о бессмертии». Одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики «вскармливания жизни» (яншэн-сюэ), которая в целом ассоциируется с «даосской алхимией» (дань). Эти даосские искусства, тесно связанные с традиционной медициной, предполагали в качестве конечного результата достижение бессмертия (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; ИДВ. М., 2006. Т. 1–5. С. 422). Вопрос № 642 Установите соответствие между основными философскими школами и направлениями древнеиндийской философии. 1. Вайшешика, санкхья 2. Локаята, джайнизм Ортодоксальное Вайшешика, санкхья неортодоксальное Локаята, джайнизм Вопрос № 643 Вопрос: Представителями философии Древнего Китая являются … Ответы: ☑ Цзоу Янь ☑ Кун-цзы ☐ Сыма Цянь ☐ Дао-ань Решение: Цзоу Янь (IV– III в. до н.э.) – единственный ныне известный крупный представитель школы иньян-цзя; Кун-цзы (552/551 – 479 до н.э.) – Конфуций, древнекитайский философ, создатель конфуцианства. |