Вопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2
Скачать 171.87 Kb.
|
Вопрос № 435 Существенными свойствами пространства, согласно диалектическому материализму, являются …Трехмерность, объективность характеризуют пространство и пространственные отношения объектов. Вопрос № 436 Свойствами сознания являются… ☑ идеальность ☑ рефлексивность Вопрос № 437 С позиции диалектического материализма, сущностью теоретического мышления является … ☑ восхождение от абстрактного к конкретному ☑ зависимость от исторической практики ☑ отражение противоречий объективной реальности Вопрос № 438 Когерентная концепция связывает истинность знания с… ☑ самосогласованностью ☑ непротиворечивостью Вопрос № 439 Вопрос: Особенностями обыденно-практического знания являются… Ответы: ☐ осмысление предельных оснований бытия и жизни человека ☑ опора на здравый смысл ☑ бесписьменный характер ☐ систематизированный характер Решение: Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют обыденным. Его особенностью является то, что в своем применении оно не требует предварительной системы доказательств. Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер. Обыденное знание носит ссылочный характер, опирается на мнения, авторитет, а также является разрозненным, несистематическим. Однако оно выполняет важную функцию по регулированию практического поведения людей, информированию об имеющихся в обществе представлениях об устройстве природы, общественных структур, царящих нравах, правилах и нормах, подлежащих исполнению и т.д. Вопрос № 440 Вопрос: Характерными чертами интернализма являются… Ответы: ☑ способность науки оказывать влияние на формирование социальных потребностей ☐ кумулятивизм ☐ утверждение о преобладании внешних факторов в развитии научного знания ☑ утверждение самодетерминации научного знания Решение: Принцип, в соответствии с которым движущей силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного познания, называется интернализм. Сторонники данной позиции подчеркивают, что идеи возникают только из идей, существует логическая последовательность, в которой они рождаются. Никакие внешние воздействия не в состоянии разрушить эту последовательность. Более того, они подчеркивают, что достижения науки само способны оказывать влияние на формирование социальных потребностей, но не наоборот. Социальный заказ может быть выполнен наукой лишь тогда, когда он не противоречит законам природы и когда внутренние механизмы развития научного знания подвели научное сообщество к выполнению этого заказа. Так, для экспериментальных исследований нужна специальная аппаратура, а для ее создания должен быть достигнут необходимый уровень научных знаний о свойствах металлов и других материалов, о способах их обработки; о химических, электрических, оптических и других процессах. Следует признать, что позиция интернализма уязвима: она не объясняет, почему рост научных знаний исторически неравномерен, почему он бурно идет в одних странах, тогда как другие никакими научными достижениями не блещут. Кроме того, они не учитывают личностную сосотавляющую процесса познания, т.е. тот факт, что научное познание осуществляется под воздействием социально-политических, культурных установок, формирующихся у творцов научного знания. Вопрос № 441 Античное «техне» включает в себя … ☑ искусство ☑ технику и техническое знание Первые этапы исторического развития человечества характеризуются синкретизмом (слитностью) знания; не существовало четкого разделения технического, художественного, обыденного, мифологического знания. Искусство живописца, литейщика, скульптора оценивается прежде всего как принадлежность культа, т.е. в рамках религиозного миросозерцания. «Технэ» по существу – практическое знание, необходимое для осуществления конкретного дела и неразрывно связанное с ним. Античное понятие «технэ» охватывает и технику, и техническое знание, и искусство, но оно лишено теории, поскольку развитых теоретических систем еще не существовало. Вопрос № 442 Вопрос: Основными философскими концепциями, объясняющими происхождение человека, являются эволюционная, трудовая, а также … Ответы: ● Ответ неверный! ● К основным философским концепциям можно отнести те концепции, которые имеют естественнонаучную аргументацию. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● химическая ● биологическая ● религиозная ● космическая Решение: Основными философскими концепциями, объясняющими происхождение человека, являются эволюционная, трудовая, религиозная и космическая. Эволюционная построена на идее естественной эволюции вида Ч. Дарвина; трудовая («человек умелый») возникает как результат развития трудовой деятельности (Ф. Энгельс. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»); религиозная, согласно которой – человек был создан Богом по своему образу и подобию; космическая – человек является творением внеземной цивилизацией. Вопрос № 443 Вопрос: «Положительная свобода» связана с такими проявлениями личности, как … Ответы: ☑ осуществление лучшего из возможного ☐ познание добра и зла ☑ самостоятельный выбор ☑ творческая деятельность ☐ независимость от природных и социальных сил ☑ осознание зависимости от объективных условий Решение: «Положительная свобода», или «свобода для», то есть самоосуществление личности через освоение мира, связана с такими проявлениями личности, как 1) самостоятельный выбор; 2) осуществление лучшего из возможного; 3) творческая; 4) способность к творческой деятельности. Вопрос № 444 Нравственный смысл жизни, по В.С. Соловьеву, состоит в …☑ развитии духовных оснований личности☑ совершенствовании человеческой сущности Вопрос № 445 Вопрос: Критериями социальной стратификации являются … Ответы: ☑ престиж ☐ возраст ☑ доход ☐ национальность ☑ власть Решение: П.А. Сорокин и Р. Арон в качестве главного классообразующего признака называют доходы. В то же время в обществе неравенство людей определяется также и тем, каков их род занятий и степень власти. Считается, что эти критерии определяют круг социальных благ, к которым стремятся люди. Между этими критериями существует взаимосвязь. Доступ к наиболее дорогим социальным благам может быть получен благодаря высокому образованию и престижу занятий, которые, в свою очередь, могут быть достигнуты с помощью денег и власти. Вопрос № 446 А.Тоффлер (род. в 1928 году), американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Динамику мировой цивилизации представил как волновые всплески: первая волна – аграрная культура, вторая волна – индустриальная культура, третья волна – информационная культура. Основные труды: «Третья волна», «Шок от будущего», «Революционное богатство». Вопрос № 447 Вопрос: К глобальным экологическим проблемам относятся… Ответы: ☑ загрязнение Мирового океана ☑ увеличение содержания углекислого газа в атмосфере ☐ голод и эпидемии в странах «третьего мира» ☐ снижение рождаемости в развитых странах ☑ истощение биоресурсов Решение: Истощение биоресурсов, загрязнение Мирового океана, загрязнение атмосферы относятся к глобальным экологическим проблемам, т.е. проблемам взаимодействия природы и общества. В условиях современного постиндустриального общества наблюдается потребительское отношение к природе, что может привести к гибели всего живого на планете. Вопрос № 448 Классическими разделами философского знания являются… Философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Но структура философского знания относительна. Между основными разделами философии не существует жестких границ. Вопрос № 449 В центре этических учений античных философов находится понятие «Благо» как конечная цель человеческих устремлений. Установите соответствие между представителями античной философии и теми идеями, которые подавление аффектов - Сенека господство разумной природы над чувственной Аристотель духовное наслаждение - Эпикур Вопрос № 450 Проблема универсалий в средневековой схоластике решалась следующими направлениями: ☑ номинализмом ☑ концептуализмом ☑ реализмом Вопрос № 451 Вопрос: Мировоззренческими принципами философии Нового времени являются… Ответы: ☐ витализм ☐ телеологизм ☑ индивидуализм ☑ механицизм ☑ рационализм ☑ деизм Решение: Мировоззренческими принципами философии Нового времени являются рационализм, деизм, механицизм, индивидуализм. Рационализм – широкое идейно-теоретическое течение, в основе которого лежит убеждение в разумности, упорядоченности бытия в целом и в способности человеческого разума познать и преобразовать действительность. Деизм (deus – бог) – учение, утверждающее существование Бога как первопричины мира, но исключающее его участие в движении мироздания после сотворения. Деизм, в отличие от теизма, не признает чудесного, сверхъестественного вмешательства Бога в природный и исторический процесс. Механицизм – крайняя форма редукционизма, сводящая все многообразие сложных явлений к простым, а целое – к сумме его частей (Ньютон, Лаплас, Гоббс, Ламетри, Гольбах, Декарт и др.). Индивидуализм – воззрение, признающее реальность вообще только индивидуального, единичного, несводимого к всеобщему, целому. Индивидуализм проявляется в различных концепциях Нового времени – онтологических (рассматривающих сущее как совокупность самостоятельных неделимых сущностей – атомов или монад); гносеологических (признающих единственной реальностью индивидуальное сознание, Я); антропологических (утверждающих человека в качестве самодостаточного существа, «цели в себе»); социальных (полагающих конечной целью социального развития права и свободы личности). Вопрос № 452 Вопрос: К иррационалистическим направлениям западноевропейской философии XIX-XX вв. относятся … Ответы: ☑ «философия жизни» ☐ структурализм ☑ экзистенциализм ☐ марксизм ☑ фрейдизм Решение: В XIX– XX вв. возникла острая полемика между двумя противоположными способами понимания мира – рационализмом и иррационализмом. Рационализм признает разум основой познания и поведения людей. Иррационализм – это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Новую попытку философски переосмыслить человеческую природу предпринял австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856– 1939). Он является основателем психоанализа – метода лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений для проникновения в бессознательные слои психики. Метод психоанализа позволил разработать учение о бессознательном и психологию человеческой сексуальности. Опираясь на эти учения, З. Фрейд создает принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры. Экзистенциализм (экзистенция – существование, философия существования) – направление в философии иррационализма в конце XIX – начале XX вв. Двумя важнейшими категориями экзистенциализма являются существование и сущность: 1) существование предшествует сущности; существование – сам человек, как он приходит в этот мир; 2) сущность человека приобретается им; это есть совокупность общественных отношений. Происходит столкновение существования и сущности, между которыми человек мечется всю жизнь, так как он приходит в мир готовых общественных отношений. В XX веке развиваются различные формы неорелигиозного мистицизма. На первый план выдвигаются нерациональные способы постижения мира: парапсихология, телепатия, экстрасенсорика. Подобные состояния мало изучены и поэтому предполагают различные умозаключения. Основной особенностью произведений мистиков XX века является их тесная связь со многими философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенность к глубокой древности. Другая черта – неорелигиозность, эта религия более реалистична и построена на естественнонаучном основании, в отличие от традиционной религии. Одним из наиболее ярких представителей мистицизма является Рудольф Штайнер (1861– 1925) – немецкий ученый-мистик, который выделил это учение из теософии. Цель – раскрытие скрытых способностей человека с помощью особых упражнений (музыки, медитации). Родоначальником «философии жизни» можно считать немецкого философа Артура Шопэнгауэра. Его идеи противопоставляются рационализму. Увлекался мистикой. Для него без субъекта нет объекта. Все происходящее в жизни, события и дела людей, история и законы природы – все это окрашено бессознательным и могучим стремлением к жизни: мир – это воплощенная воля. Человек может познать только себя и от себя откидывать радиусы ко всему остальному. Воля для А. Шопэнгауэра – абсолютное начало, корень всего сущего. Вопрос № 453 Вопрос: К мировоззренческим принципам русской философии относятся… Ответы: ☑ антропологизм ☐ сциентизм ☑ историософичность ☑ интуитивизм ☐ утилитаризм Решение: К мировоззренческим принципам русской философии относятся интуитивизм, антропологизм, историософичность. Русская философия оформилась как специфическая традиция мысли, обусловленная национальной ментальностью. Самобытное мировидение в русской философии тесно связано с осмыслением европейской мысли. Интуитивизм – признание в качестве высшей формы познания интуиции как опыта непосредственного, живого чувства реальности. Западноевропейскому рационализму, разделяющему бытие на дискретные, атомарные сущности, русская философия противопоставила интуитивное постижение целостности бытия, осознание онтологического единства Бога, человека и космоса. Антропологизм – принцип, согласно которому исходным пунктом осмысления действительности является человек, его творческие и нравственные силы. Русская философия не противопоставляет человека с его сознанием и волей бытию, а утверждает ценность бытия через духовность человека. Историософичность – поиск глубинного духовно-культурного смысла истории, постижение ее «софийности» – мудрости. Внимание к мировой истории в русской философии сопряжено с поисками исторического пути и предназначения России. Вопрос № 454 Вопрос: Установите соответствие между философскими концепциями и их подходами к вопросу об отношении Бога к природе. 1. Бог – сверхприродная личностная сущность 2. Бог – безличная сила, присущая природе 3. Бог есть абстрактный символ природных сил Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав концепции, Вы неверно установили соответствие между ними и подходами к решению вопроса о Боге и природе. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Бог есть первопричина природы, не вмешивающаяся в нее – это позиция деизма (получившего распространение в Новое время) – учения, противостоящего как теизму с его идеей божественного провидения, так и пантеизму, растворяющему Бога в природе. Деизм выступает с идеей естественной религии, или религии разума (утверждая познаваемость законов природы), которую он противопоставил религии откровения. Закрыть данную подсказку. теизм атеизм пантеизм деизм // Решение: Бог – понятие, обозначающее совершенную идеальную сущность, наделенную сверхъестественными свойствами и силами; высшая религиозная ценность. Онтологическая проблема связана с трактовкой отношений Бога и мира. Существует ли Бог? Соизмерим ли Бог с природой? Является творение мира Богом разовым актом или непрерывным процессом? Теизм (свойственный средневековой философии) признает Бога трансцендентной, сверхприродной сущностью, обладающей атрибутами личности – свободой воли, способностью к творчеству, разумом. При этом сотворение мира понимается не только как уникальный акт, но и как непрерывное воссоздание мира, поддерживаемого каждое мгновение божественной волей (креационизм). Пантеизм (характерный для натурфилософии Древности и Возрождения) – учение, отождествляющее Бога и Вселенную («Бог во всем»), – рассматривает Бога как безличную силу, активный принцип природы. Пантеизм лишает самостоятельного существования либо Бога, либо мир. Атеизм – отрицание Бога (распространившееся в философии под влиянием Просвещения). Атеизм отрицает либо существование Бога, либо возможность каким-то образом познать его (агностический атеизм). Бог, с точки зрения атеизма, является абстракцией, созданной человеческим воображением, результатом символического освоения природных сил, которые человек не может познать и использовать реально. Вопрос № 455 Установите правильную последовательность уровней организации материальной системы от простого к сложному в зависимости от преобладающего типа движения. В зависимости от преобладающего типа движения в материальной системе различаются следующие уровни: 1) механический (перемещение тел в пространстве); 2) физический (взаимодействия элементарных частиц, полей и атомов); 3) химический (разнообразные химические реакции, приводящие к изменению молекулярной структуры вещества); 4) биологический, или органический (микроорганизмы, организмы и биосфера); 5) социальный (экономические, социальные, политические и культурные процессы общественной жизни). Каждый последующий уровень материальной системы является более сложным, так как включает в себя предшествующие формы движения, но при этом качественно отличается от них. Так, отличием социальной системы является сознательная деятельность людей. В целом мир представляет собой единство неорганической природы (геосферы), органической жизни (биосферы) и человеческого общества (социосферы, включающей в себя техносферу). Вопрос № 456 Вопрос: Установите соответствие между историческими типами философии и характерными для них концепциями движения. 1. Античность 2. Новое время 3. Диалектика Новейшего времени Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав концепции, Вы неверно установили соответствие между ними и историческими типами философии. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Натурализм представляет собой такой взгляд на мир, согласно которому природа выступает единым, исключающим «сверхъестественное», универсальным принципом объяснения всего сущего. Натурализм усматривает источник всякого движения в природе и является ведущим принципом просветительской мысли XVII–XVIII вв., но при этом не представляет собой самостоятельной концепции движения. Закрыть данную подсказку. линейная концепция спиралевидная концепция циклическая концепция натуралистическая концепция // Решение: На разных этапах исторического развития философии утверждаются различные концепции движения. В Античности не существовало понятия развития как качественного изменения бытия, поэтому господствовала циклическая концепция, согласно которой все изменения совершаются с постоянным возвращением к исходному состоянию и возобновлением движения по кругу. В философии Нового времени формируется представление о необратимости и поступательности движения, поэтому доминирующей становится линейная концепция. Диалектика Г. Гегеля и К. Маркса представляют спиралевидную концепцию: движение происходит поступательно, прогрессивно и необратимо, но при этом каждая последующая ступень развития включает в себя предыдущую в «снятом» виде, то есть является своеобразным возвратом к прежнему состоянию. |