Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 388

  • Вопрос № 391

  • Вопрос № 394

  • Вопрос № 396

  • Вопрос № 398

  • Вопрос № 404

  • Вопрос № 408

  • Вопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2


    Скачать 171.87 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом Вопрос 2
    Дата23.01.2022
    Размер171.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #339916
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Вопрос № 386

    Дуалистическая позиция Р. Декарта характеризуется разделением бытия на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю).

    Вопрос № 387

    В диалектической концепции Ф. Энгельса указаны 5 основных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

    Вопрос № 388

    Установите соответствие между типами причинности и типами закономерности.

    статистическая закономерность 2. Вероятностная причинность

    динамическая закономерность . 1. Линейная причинность

    Вопрос № 389

    Вопрос: Философский подход к изучению сознания в отличие от психологического является…

    Ответы: ☐ не имеющим практического применения ☑ способным решать проблему происхождения сознания ☐ более узким ☑ мировоззренческим

    Решение: Главное отличие философского подхода к сознанию заключается в том, что это подход мировоззренческий. Задачей психологии является изучение всей совокупности душевных явлений – мышления, памяти, воображения, восприятия и т.д. Философия же отвлекается от конкретных характеристик психических процессов, пытаясь найти ответы на вопросы «Что есть сознание?», «Какова сущность сознания?». Философия, обозначая все духовное, идеальное категорией «сознание», выясняет отношения его к телесным, материальным, будь то материя, природа или человеческий мозг. Другая проблема, которая не может быть решена в рамках психологии, антропологии или других специальных наук, – это происхождение сознания. Психология описывает этапы развития сознания у ребенка; подсказывает, как наилучшим образом сформировать те или иные психологические навыки, умственные действия, но она не отвечает на вопрос, откуда берется у ребенка сознание.

    Вопрос № 390

    Вопрос: Укажите формы культуры, для которой познание является главной задачей.

    Ответы: ☑ наука ☑ философия ☐ религия ☐ искусство

    Решение: Познание является главной задачей философии и науки. С момента своего появления философия понималась как стремление к истине, которое, по словам Платона, не нужно ни всезнайкам, ни невеждам. Философия есть искусство проникать мыслью в подлинную сущность вещей и человеческих отношений, рассматривать исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. При этом философия никогда не останавливается на достигнутом, и, дойдя, казалось бы, до самых «последних», «предельных» оснований , она подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. Наука – это специализированная целенаправленная деятельность по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, личностного знания, отделено от индивида. Если философия дает нам знание о том, как понимать мир, то наука – о том, какие процессы, явления мы понимаем.

    Вопрос № 391

    Общими условиями логического мышления, ведущими к истине, являются …

    Общими условиями логического мышления, ведущими к истине, являются: 1) определенность 2) последовательность 3) обоснованность

    Вопрос № 392

    Вопрос: Особенностями социально-гуманитарного познания являются…

    Ответы: ☑ ценностно-смысловое освоение человеческого бытия ☐ познание вещей, их свойств и отношений ☑ текстовая природа ☐ использование научного оборудования

    Решение: Долгое время анализ науки и научного познания проводился по модели естественно-математического знания. В настоящее время активно развиваются социальные и гуманитарные науки, которые требуют специфической методологии в познании своего объекта. Предмет гуманитарного знания – мир человека, а не просто предмет или природный процесс. Поэтому данный вид познания всегда представляет собой ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Социально-гуманитарное знание имеет текстовую природу. Понятие текста универсально: оно охватывает как общественные результаты духовной деятельности человека, так и переработку, распредмечивание исторической действительности человеческого бытия в виде социальной информации. Важная методологическая проблема социально-гуманитарного познания состоит в том, чтобы, исходя из понимания текста как «материализованного выражения духовной культуры», распредметить субъективные смыслы, услышать через них человеческие голоса, голоса минувших эпох, чужих культур. Кроме того, понимание также играет очень важную роль, т.к. рассматриваемый вид научного познания является диалогическим по своей природе (в естествознании формой постижения объекта является монолог – «природа молчит»).

    Вопрос № 393

    Вопрос: Для современной научной картины мира характерны принципы…

    Ответы: ☑ глобального эволюционизма ☐ жесткого детерминизма ☐ финитизма ☑ антропный принцип

    Решение: Для современной научной картины мира характерен принцип глобального (универсального) эволюционизма. В качестве оформившейся концепции и значимого элемента современной картины мира данный принцип сложился в последней трети XX века. Согласно данному принципу весь мир является огромной эволюционирующей системой: космическая, химическая, биологическая, социальная эволюция объединены в данном принципе генетической и структурной преемственностью. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни. В содержании данного принципа важно совпадение численной взаимосвязи параметров микромира (заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка) и глобальных характеристик Мегагалактики. Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была иной, отличной от существующей.

    Вопрос № 394

    Особенностью современного технического развития является…

    ☑ создание новых технологий на базе научной теории ☑ возрастающая ценностная ориентация

    Вопрос № 395

    Вопрос: Способность к языковому общению в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривается в философии …

    Ответы: ● Ответ неверный! ● Вспомните современные философские учения о языковой природе человека. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● агностицизм ● герменевтика ● механицизм ● постмодернизм

    Решение: Способность к языковому общению в качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривается в философии герменевтики и постмодернизма. Термин «герменевтика» происходит от греческого hermeneuo – разъясняю, толкую. В настоящее время герменевтика – это философская теория понимания. Представителями данной школы являются: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Ю. Хабермас и др. Несмотря на существование различных трактовок понимания, все они, так или иначе, рассматривают понимание как выявление смысла текста. Постмодерн исторически обозначил переход от Нового (modern) времени к современности (modernity) и выступил оппонентом философских и культурных ценностей, сложившихся в рамках рационального менталитета XVIII века. Многие теоретики постмодерна являются филологами по образованию и литераторы, что в немалой степени определило их внимание к тексту. Кроме того, информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей к производству знаков, символов, информации. Представители постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Р. Рорти и др.

    Вопрос № 396

    Личность характеризуется как …

    ☑ духовно-телесная целостность предписаний ☑ субъект жизнедеятельности ☑ устойчивая система социально значимых черт

    Вопрос № 397

    Вопрос: Человека как машину рассматривали …

    Ответы: ● Ответ неверный! ● Характерной чертой философии XVII века был механицизм, рассматривающий человека как машину. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● К. Юнг ● П. Гольбах ● Ж.П. Ламетри ● Э. Фромм

    Решение: Философы, склонные рассматривать человека как машину, – Ж.П. Ламетри («Человек-машина»), П. Гольбах («Система природы»).

    Вопрос № 398

    Аскетизм рассматривает смысл жизни в качестве цели жизни, которая сводится к …

    ☑ добровольному перенесению физической боли ☑ ограничению или подавлению чувственных желаний

    Вопрос № 399

    Вопрос: К материальным потребностям человека относятся потребности в …

    Ответы: ☑ дыхании ☑ отдыхе ☐ знаниях ☑ еде ☐ карьерном росте

    Решение: Одной из наиболее распространенных классификаций в социальной философии является бинарная классификация потребности, выделяющая материальные и духовные потребности. Материальные потребности – объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания людей.

    Вопрос № 400

    Вопрос: К общими чертам индустриального и постиндустриального общества относятся…

    Ответы: ☑ преобладание демократических форм правления ☑ высокая социальная мобильность ☑ широкое применение достижений науки и техники ☐ ведущая роль натурального хозяйства ☐ основой экономики становится сфера услуг

    Решение: Для индустриального общества характерны промышленное производство и интенсивные технологии, расширение прав и свобод человека, корпорация и фирмы как основные социальные институты, классовая дифференциация, урбанизация, демократические формы правления, развитие науки. В постиндустриальном обществе сфера производства уступает место сфере услуг, на смену классовой дифференциации приходит профессиональная, формируется развитое правовое государство и гражданское общество, возрастает роль информации и знания, основными социальными институтами становятся наука и образование. Указанные характерные черты предполагают, что в том и другом случае необходима демократия, а также высокая социальная мобильность.

    Вопрос № 401

    Вопрос: Представители формационного подхода считают, что исходными критериями общественного прогресса являются …

    Ответы: ☐ наличие правового государства ☑ характер производственных отношений ☑ уровень развития производительных сил общества ☐ духовное развитие

    Решение: Формация – это исторически конкретный тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему. Структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон общественной жизни, где главную роль играют производственные отношения, соответствующие наличному уровню производительных сил (Философия: учеб. пособие для вузов / отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д, 2007. С. 320).

    Вопрос № 402

    Вопрос: Сторонниками теории модернизации являются …

    Ответы: ☐ С. Хантингтон ☑ У. Ростоу ☐ Х. Ортега-и-Гассет ☐ А. Дж. Тойнби ☑ Ш. Эйзенштадт

    Решение: Под термином «модернизация» понимаются процессы, ведущие к внедрению в жизнь достижений западной цивилизации. Согласно У. Ростоу, Ш. Эйзенштадту, такие процессы происходят с большей или меньшей скоростью во всех государствах мира. Повсюду идет рост индустрии, ведущий к обществу с развитой экономикой и высоким уровнем потребления, что неизбежно должно повлечь за собою принятие социально-политических и культурных установок Запада.

    Вопрос № 403

    Вопрос: Сходными чертами, присущими и философии и искусству, являются…

    Ответы: ☐ опытное научное знание ☑ личностный характер ☐ теоретические формы освоения мира человеком ☑ целостное восприятие мира ☑ художественное, образное выражение взглядов

    Решение: Философские произведения, осмысливая бытие человека и окружающую его действительность, выражают переживания философа, поэтому носят личностный характер. Искусство, как и философия, отражает общее, но это общее представляется в конкретных образах. Нередко философские труды приобретали форму художественных произведений (Платон, Ницше, Камю).

    Вопрос № 404

    Для мировоззренческой функции философии главными чертами являются…☑ формирование у человека качеств культурной личности ☑ разработка целостного представления об окружающем мире ☑ разработка представлений о ценностях

    Вопрос № 405

    Вопрос: Основными проблемами в средневековой философии являются…

    Ответы: ☑ доказательства бытия Бога ☑ веры и разума ☐ научного метода ☐ материальной субстанции ☑ универсалий

    Решение: Наиболее спорными проблемами в средневековой философии являются вопросы, связанные с отношениями Бога и человека, божественной истины и человеческого знания: доказательства бытия Бога; веры и разума; универсалий. Особенно напряженно эти проблемы обсуждались в период схоластики, так как затрагивали фундаментальные мировоззренческие вопросы о соотношении божественной сущности и существования сотворенных вещей. Доказательствами бытия Бога называются рациональные доводы, которые приводились в поддержку веры в существование Бога. Проблема соотношения веры и разума, истин божественного откровения и знаний человеческого ума представляет собой разрешение противоречия между мистическим опытом молитвенного общения с Богом и рационально осмысленными формами культуры. Проблема универсалий состоит в определении онтологического статуса общих понятий (идей, божественных сущностей), их отношения к единичным, чувственно воспринимаемым вещам.

    Вопрос № 406

    Вопрос: В творчестве И. Канта выделяются два периода …

    Ответы: ● Ответ неверный! ● Биография И. Канта отражает основные этапы его творчества. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как выбран неполный перечень верных ответов из предложенных. ● Закрыть данную подсказку. ● Укажите не менее двух вариантов ответа ● естественнонаучный ● докритический ● критический ● диалектический

    Решение: В творчестве Канта выделяются два периода: докритический и критический, т.е. творчество до написания «Критики чистого разума» и после.

    Вопрос № 407

    Вопрос: Установите соответствие между представлениями о сущности гуманитарного познания и направлениями современной философии. 1. Соотнесение фактов с ценностями 2. Созерцание явлений 3. Переживание собственного бытия 4. Понимание и интерпретация текста

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав направления, Вы неверно установили соответствие между ними и представлениями о сущности гуманитарного познания.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Структурализм (К. Леви-Строс, Ж. Лакан, М. Фуко), который пытается свести гуманитарное знание к строго научной методологии, а культуру – к ограниченному набору связей и отношений элементов, в качестве основного метода познания утверждает поиск структуры – информационно-культурного кода. Структура является частью символического бытия, которым и ограничивается сфера познаваемого; она безлична, не наблюдаема, инвариантна, то есть остается неизменной при всех культурных проявлениях. Такой «теоретический антигуманизм» выделяет структурализм среди других направлений.

    Закрыть данную подсказку.

    неокантианство

    герменевтика

    феноменология

    структурализм

    экзистенциализм

    //

    Решение: В современной философии предлагается разнообразие методов гуманитарного познания. Неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), разграничивающее два типа научного метода – генерализирующий (обобщающий, естественнонаучный) и идеографический (индивидуализирующий, гуманитарный), утверждает ценностное познание действительности как специфическую особенность гуманитарных наук. Этот метод улавливает индивидуальную значимость события, факта, личности и т.п., а значит, соотносит данный объект с ценностями – культурными императивами, определяющими отношение исследователя к фактам. Феноменология (Э. Гуссерль) считает сущностью познания непосредственное созерцание явлений, данных нам через сознание. Метод феноменологической редукции ставит под сомнение реальность внешнего мира, с одной стороны, и эмпирического самосознания (Я) – с другой, сводя мир к чистому феномену или эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме). Экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю) рассматривает познание как переживание субъектом собственного бытия, через которое раскрывается тождество его с объектом. Познание, с этой точки зрения, не может быть абстрактно-отвлеченным, оно всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, осуществляющей трансценденцию – выход за границы наличного бытия в поисках абсолютного бытия и собственной сущности. Герменевтика (Г. Гадамер) считает познание прежде всего пониманием и интерпретацией. Понимание – это выявление смысла текста (в широком смысле), то есть письменных источников, произведений искусства, действий человека, исторических событий, которые могут рассматриваться в знаково-символической форме. Текст при этом выступает как часть контекста – исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора, что определяет «герменевтический круг» – движение познания от целого к части и затем к целому. Понимание предполагает интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором.

    Вопрос № 408

    Установите соответствие между философскими школами и их представителями.

    А.Л. Чижевский 2. Космизм

    А.С. Хомяков 4. Славянофильство

    Г.В. Плеханов 1. Марксизм

    П.А. Флоренский

    П.Я. Чаадаев 3. Западничество

    Вопрос № 409

    Установите правильную последовательность возникновения свойств материальных систем по мере их усложнения.

    ● психическая активность ● самодвижение ● творческая активность ● саморазвитие ● самоорганизация ● //

    результатов преобразовательной деятельности образует культуру – искусственный мир «очеловеченной природы».

    Вопрос № 410

    Вопрос: Установите соответствие между критериями прогресса их содержанием. 1. Системные 2. Энергетические 3. Информационные

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав содержание критериев прогресса, Вы неверно установили соответствие.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Целостность – это неотъемлемый признак системности, характеризующий материальный объект как совокупность элементов, взаимодействующих между собой и образующих единство. Целостность свойственна любой системе, как прогрессирующей, так и регрессирующей, поэтому не может являться критерием прогресса.

    Закрыть данную подсказку.

    эффективность функционирования

    сложность организации

    целостность образования

    число каналов связи

    //

    Решение: Прогресс – это направление движения, связанное с переходом системы от менее совершенного к более совершенному состоянию. Различаются три группы критериев (признаков) прогресса. Системные критерии характеризуют уровень организации объекта с точки зрения сложности. Усложнение системы связано с увеличением количества и разнообразия элементов и структурных связей, степени упорядоченности и устойчивости к воздействиям внешней среды. Энергетические – показывают степень эффективности функционирования системы. Чем меньше система затрачивает вещества и энергии для достижения определенной цели, тем более она развита. Информационные – характеризуют систему по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления. В целом в материальных системах существуют две тенденции: стремление к неупорядоченному состоянию (понижение уровня организации) в замкнутых системах и стремление к упорядоченности (повышение уровня организации) в открытых системах.

    Вопрос № 411

    Вопрос: Установите соответствие между именами философов и формами диалектики, характерными для их мировоззрения. 1. Сократ 2. Спиноза 3. Гегель 4. Маркс

    Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

    Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

    Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    Правильно выбрав концепции диалектики, Вы неверно установили соответствие между ними и именами философов.

    Закрыть данную подсказку.

    Ответ неверный!

    У Канта диалектика выступает как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, неминуемо впадающего в антиномии – неразрешимые противоречия, когда он стремится достигнуть цельного и абсолютного знания. И. Кант осуществил критику диалектики, показав противоречивость мышления.

    Закрыть данную подсказку.

    антиномии теоретического разума

    саморазвитие Абсолютного духа

    искусство научного спора

    способ существования субстанции

    развитие природного и социального бытия

    //

    Решение: В Античности под диалектикой понималось искусство научного спора, который, в отличие от обыденного спора, строился по законам логики; эти законы, в свою очередь отождествлялись с всеобщими космическими законами. Диалектика понималась в основном как учебный предмет, цель которого – выявлять логические ошибки в высказываниях спорящих. Сократ, впервые применивший само слово «диалектика», видел ее сущность в умении познающего мышления совмещать противоположные мнения с целью достижения истины. Ученик Сократа Платон развил понимание диалектики как диалогической операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов. В Новое время сформировалось диалектическое понимание субстанции. Спиноза описывает субстанцию как «источник самой себя», как творящую (Бог) и сотворенную (природа); выявляет диалектику свободы и необходимости («Свобода есть осознанная необходимость»). Возникает новое понимание сущности диалектических противоречий: если в Античности господствовало убеждение в том, что в самой природе нет противоречий, то теперь связь идей в мышлении трактуется как отражение связи вещей. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Гегель создал учение о всеобщем развитии: он вновь рассматривает бытие, но уже противопоставленным самому себе, как рефлектирующее. Диалектика Г. Гегеля охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя далее к природе и духу и заканчивая историческим процессом. Развитие трактуется им как саморазвитие Абсолютного духа, проходящего этапы бытия, сущности и понятия. Маркс сместил понятие диалектики с мышления на бытие, показав, что цели истории заключены не в абстрактном духе, а в человеческой деятельности. Бытие в целом, как природное, так и социальное, развивается в соответствии с объективными диалектическими законами.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта