Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 31. Логико-композиционное построение ораторской речи

  • Главная часть

  • Демонстрация

  • 32 вопрос. Оратор, его знания, навыки и умения.

  • Вопрос 33. Общая характеристика спора: виды, стратегия и тактика

  • Вопрос 34. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

  • Вопрос35. Особенности научного стиля: жанровое разнообразие.

  • культура речи. Вопрос Лингвистика как наука, основные разделы


    Скачать 96.76 Kb.
    НазваниеВопрос Лингвистика как наука, основные разделы
    Дата25.10.2019
    Размер96.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультура речи.docx
    ТипДокументы
    #91847
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Вопрос 30. Выступление как разновидность ораторской речи

    Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации -- разновидность ораторской речи. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.п. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций.

    1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для подготовки.

    2. Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. Однако многие выступающие только после того, как они начали говорить, приходят к осознанию того, что все же не представляют достаточно четко, какую мысль они стремятся донести до слушателей, которые, как правило, замечают неподготовленность выступающего раньше его.

    3. Определите цель выступления.

    4. В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

    5. Определив главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

    6. Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления.

    7. В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.

    8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.

    9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

    10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

    11. Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

    Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

    Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.

    Вопрос 31. Логико-композиционное построение ораторской речи

    Первый этап разработки содержания речи – создание концепции с последующим ее идейно-тематическим раскрытием (выбор материала, отбор фактов, цифр, примеров, подыскивание иллюстраций и т. п.). Второй этап в разработке содержания – композиционное развертывание темы, определение того каркаса, на котором держится вся речь. Работа над композицией начинается с определения структуры речи. Термин структура в его наиболее общем значении раскрывается как «устройство, организация, взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение». Следовательно, прежде всего, необходимо выделить основные части содержания, из которых составляется речь (текст) в целом, определить, сколько таких частей будет во всем речевом произведении и какова будет их последовательность, их взаимное расположение.

    Внутреннюю логическую структуру речи отражает план – схема содержания речи, основное требование к нему – логичность: в плане намечается развитие темы, продумывается логика перехода от одного вопроса к другому. Таким образом, план показывает, что из чего вытекает. Однако логическая связь частей в нем как бы «выведена за скобки», не раскрыта (но намечается, подразумевается). Отсюда господствующая в плане форма – номинативная (преобладает называние, реализуемое в словах и словосочетаниях, а не в предложениях). По ходу подготовки план неоднократно уточняется, корректируется; желательно перед выступлением оформить его как план-конспект, план-тезисы – по ним обычно и проходит публичное выступление.

    Работа по организации (структурированию) речи наряду с разработкой плана предполагает и ее композиционное оформление. Композиция – это реально-речевая, внешняя структура выступления; композиция определяет, что за чем и как излагается. В композиции объединяются содержательные (что и зачем излагается) и формальные элементы текста (в какой последовательности излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по следующим параметрам.

    Общепринятым считается трехчастное деление: оно лучше всего создает впечатление целостности изложения всех нехудожественных речевых построений. Последовательно рассматривают три основные части: вступление, главную часть и заключение.

    Вступление в содержательном плане предназначено для введения в тему, ознакомления слушателей с предметом речи и постановки вопроса. Оратор указывает тот материал и проблематику, которые он намерен осветить, определяет аспект рассмотрения проблемы. Во вступлении могут присутствовать зачин, завязка речи и дополнительные моменты, усиливающие, подчеркивающие завязку.

    Главная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении: здесь непосредственно и с разных сторон раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решаются поставленные проблемы.

    Для построения главной части в содержательном отношении важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактов, цифр и др. В психологическом плане важно обеспечить устойчивый интерес, внимание, нарастание напряжения в изложении. В главной части наиболее полно реализуется один из способов изложения: логический или исторический, концептуальный или эмоциональный, т. е. выявляется тот или иной композиционный тип.

    В главной части оратор излагает суть дела, рисует сложившуюся ситуацию, вводит основной материал

    Аргумент – довод, положение, приводимое для обоснования тезиса. Истинность довода должна быть доказана независимо от тезиса, не должна вызывать сомнений. В качестве аргументов можно использовать аксиомы, достоверные факты, доказанные научные положения.

    Демонстрация – способ доказательства, форма связи, соотнесенности аргументов и тезиса. По способу ведения различают прямое и косвенное доказательство, по форме – индуктивное и дедуктивное.

    Заключение подводит итог: суммируется сказанное, четко формулируются выводы; нередко намечаются новые задачи и проблемы или аспекты изучения темы. И почти всегда – в явном или скрытом виде – в заключении содержится призыв к определенным действиям, вытекающий из сказанного. Главная целевая установка заключения – усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от нее, придать новый эмоциональный заряд сказанному.

    В этом отношении особенно значим такой композиционный прием в рамках заключения, придающий выступлению завершенность, как концовка. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Л. Сопер в качестве концовки рекомендует иллюстрацию, обязывающее или впечатляющее утверждение, юмористическое замечание, сравнение, аллегории, небольшой анекдот, притчу и т. п.

    Все три указанные части в хорошей речи восходят к главной мысли – тезису, подтверждают ее, разнообразно соотносятся с ней и между собой. Для того, чтобы основная мысль не затерялась среди второстепенных, членение речи должно быть четким и легкообозримым.

    Вступление, главная часть и заключение – это элементы плана, но в то же время они являются и элементами композиции. Могут меняться местами и заменяться многие фрагменты, «куски» текста (речи), могут изменяться вступление, главная часть и заключение, но исчезнуть из плана – из логической структуры речи – и из композиции они не могут.

    32 вопрос. Оратор, его знания, навыки и умения.

    Оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор и др.

    Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

    Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т.п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

    Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие:

    – навык отбора литературы;

    – навык изучения отобранной литературы;

    – навык составления плана;

    навык написания текста речи;

    – навык самообладания перед аудиторией;

    – навык ориентации во времени. Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

    – самостоятельно подготовить выступление;

    – доходчиво и убедительно излагать материал;

    – отвечать на вопросы слушателей;

    – устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

    – применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

    Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным.

    Вопрос 33. Общая характеристика спора: виды, стратегия и тактика

    Стратегия спора – это общий план его ведения. На сегодняшний день нет какой-либо единой и неизменной стратегии спора и вряд ли таковая когда-либо будет создана, поскольку складывающаяся в споре ситуация не статична, она постоянно меняется и, невозможно предугадать заранее все мыслимые аспекты и нюансы спора; кроме того, в подавляющем большинстве случаев каждая из спорящих сторон придерживается своей собственной стратегии.

    Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. Для этого, естественно, необходимо заранее продумать возможные доводы в защиту тезиса, а также последовательность их выдвижения

    Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Если оппонент заранее ознакомлен с содержанием тезиса или с темой предстоящего обсуждения, ему можно рекомендовать заранее продумать слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы (контраргументы) или сосредоточить свое внимание на проблемных пунктах темы обсуждения и по возможности выработать проекты решения проблемных ситуаций.

    Вопрос о тактике спора, так же, как и вопрос о его стратегии, на сегодняшний день детально не разработан. Тем не менее, грамотное использование тактических приемов в споре в значительной мере повышает его эффективность, способствуя достижению стратегических целей.

    Тактика спора – это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов. Скажем, если вы опровергли точку зрения своего противника, то это еще не значит, что ваша собственная точка зрения верна: она должна быть обоснована. Очевидно, что на разных этапах спора используются и разные тактические приемы. Их характер зависит от многих факторов: содержания спора, состава его участников, интеллектуальных и психологических особенностей спорящих сторон и т. д. Рассмотрим наиболее важные моменты тактики спора.

    Во-первых, в любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, рассудительность, способность сдерживать естественным образом возникающие эмоции – вот те черты, проявление которых улучшит имидж каждой из спорящих сторон. Кроме того, в случае всплеска эмоций демонстрация одной из сторон спора названных выше качеств будет способствовать затуханию волн эмоционального возбуждения, а следовательно, минимизирует возможность трансформации спора в свару рыночных торговок.

    Во-вторых, также беспроигрышным тактическим приемом является внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противной стороны. Эффект этого приема можно усилить с помощью типичных для таких случаев выражений: «Мне нравится ваша мысль (предложение, тезис), над ней следует хорошенько подумать», «Это свежий взгляд на проблему, неплохо бы обсудить перспективы, которые он открывает» и т. п.

    В-третьих, инвариант тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Демонстрируя это качество, вы воздействуете на психологический настрой противоположной стороны, заставляя ее быть более «сговорчивой», как бы подготавливая ее к принятию ваших собственных доводов, а в конечном итоге – и вашей точки зрения.

    В-четвертых, очень распространен тактический ход, называемый «условное принятие доводов противника». Этот тактический прием позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре. Условно соглашаясь с доводами противника, мы как бы вместе с ним посредством дедукции выводим из его посылок сомнительные следствия, тем самым подводя к нужному окончательному выводу. Таким образом, противник превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения.

    Возможна другая вариация тактического приема «условное принятие доводов противника». Довольно часто оказывается, что тот или иной контрдовод соперника совместим с нашей собственной позицией. В таком случае отпадает необходимость его опровержения. Рассматриваемый тактический ход позволяет избежать траты сил, энергии, времени.

    Вопрос 34. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

    Научный стиль отличается единством норм отбора и организации языковых средств. Все жанры по-своему концентрируют черты научного стиля: номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей, выделенных в самостоятельные текстовые единицы.

    Композиция — это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.

    В научном стиле, как и в каждом функциональном стиле, существуют свои определенные правила текстовой композиции. Текст воспринимается обычно от частного к общему, а создается от общего к частному.

    Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части — описательную (обзорную), в которую включается и введение, и основную, в которую входит и заключение.

    Основные черты научно-учебной литературы: предметно-логическая последовательность, постепенно развертывающаяся манера изложения, определенная сжатость, мотивированная тем, что, с одной стороны, излагается только часть накопленной информации о предмете данной науки, а с другой — именно эта часть является базовой, в ней предмет изложения рассматривается равномерно и разносторонне.

    Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны учебно-научная и научно-информативная литература. 

    Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения или прослушивания лекции.

    Тезисы — это краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения. Если тезисы пишутся человеком для себя — к ним не предъявляются строгие требования жанра и стиля. Если тезисы создаются для публикации, они должны отвечать определенным нормативным требованиям, прежде всего требованию содержательного соответствия заранее объявленной проблемной теме.

    Аннотация — это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи, рукописи. Перед текстом аннотации приводятся выходные данные (автор, название, время и место издания) в номинативной форме. Аннотация обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; во второй — перечисляются основные положения. Субъект действия в аннотации не называется; он известен из контекста. Активно используются глагольные и причастные конструкции.

    Вопрос35. Особенности научного стиля: жанровое разнообразие.

    Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей): 1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады); 2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки); 3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты); 4) научно-деловой (техническая документация, контракты, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий); 5) научно-информативный (патентные описания, информативные рефераты, аннотации); 6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта