Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1 Теоретические аспекты исследования

  • Диалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на. Диалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка содержание


    Скачать 100.43 Kb.
    НазваниеДиалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка содержание
    Дата25.03.2023
    Размер100.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на.docx
    ТипРеферат
    #1014498
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Диалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка

    содержание
    введение

    общая характеристика работы

    Глава 1 Теоретические аспекты исследования

      1. Характеристика жанра ораторской речи

      2. Соотношение понятий функциональный стиль и медиадискурс и место в нем ораторской речи

    Глава 2 Анализ речей известных ораторов и их стилистических особенностей

    2.1 Стилеобразующие факторы английской публицистики

    2.2 Диалогические и стилистические особенности ораторских речей политиков

    2.3 Особенности речей политического деятеля

    Заключение

    Список использованной литературы
    введение

    Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.

    Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.

    Роль медиа в современном мире и усиление интереса учёных к воздействующему потенциалу медиатекстов в последние десятилетия выводит проблему ораторского дискурса в ряд наиболее значимых лингвистических задач. Свойства и характеристики медийных текстов связаны с анализом современного состояния и особенностями функционирования целого комплекса речевых средств, которые несут в себе отражение последних достижений лингвистики, психологии, семиотики, философии, филологии и других дисциплин.

    Всё чаще печатные медиа выступают источником не просто информирования и коммуникации в политической, социальной, экономической, религиозной и других сферах, но и в целях осуществления медийного воздействия на получателя информации. Специфика жанровых особенностей медиатекстов демонстрирует в этом смысле наличие качественно новых свойств в понимании их как некоего регулятивного фактора всей системы социальных отношений. В контексте рассмотрения функционирования аналитических жанров англоязычных медиатекстов особый интерес представляет изучение стратегий воздействия медиатекста, обозначаемых как ораторские. Предлагаемое научное исследование посвящено таким образом одной из наиболее актуальных лингвистических проблем – исследованию способов реализации стратегий воздействия в медиапространстве.

    Актуальность данного исследования определяется существующим в современной лингвистике интересом к изучению речевого воздействия в медиатекстах, необходимостью комплексного изучения и описания средств ораторской коммуникации на материале англоязычных публицистических жанров.

    Объектом исследования является медиатекст, который выступает в качестве посредника при передаче информации, показательным образом рефлексирует и трансформирует языковой материал в плане осуществления регулятивного воздействия.

    Предмет исследования средства реализации диалогичности медиатекстов.

    Цель настоящей работы, таким образом, состоит в выделении и описании способов реализации диалогической структуры медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка

    Поставленная цель может быть достигнута в результате решения следующих задач:

    • рассмотреть медиадискурса как источника массовой информации и выявление его признаков, категорий и свойств;

    • охарактеризовать жанр ораторской речи;

    • проанализировать стилеобразующие факторы английской публицистики;

    • провести анализ речей политических деятелей.

    Для решения намеченных задач применялись общие и частные научные методы. В процессе изучения и систематизации теоретического материала привлекались общенаучные методы анализа, синтеза и дедукции. Для анализа практического материала были использованы: метод корпусного исследования, когнитивный метод, дескриптивный подход к моделированию медиапроцесса, риторический и лингвистический анализ медиатекста, сравнительный анализ и т.д.

    Положения и результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по коммуникативной лингвистике, теории дискурса и стилистике текста, в анализе языка современных медиа и т.п.

    общая характеристика работы

    Актуальность данного исследования определяется существующим в современной лингвистике интересом к изучению речевого воздействия в медиатекстах, необходимостью комплексного изучения и описания средств ораторской коммуникации на материале англоязычных публицистических жанров.

    Объектом исследования является медиатекст, который выступает в качестве посредника при передаче информации, показательным образом рефлексирует и трансформирует языковой материал в плане осуществления регулятивного воздействия.

    Предмет исследования средства реализации диалогичности медиатекстов.

    Цель настоящей работы, таким образом, состоит в выделении и описании способов реализации диалогической структуры медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка

    Поставленная цель может быть достигнута в результате решения следующих задач:

    • рассмотреть медиадискурса как источника массовой информации и выявление его признаков, категорий и свойств;

    • охарактеризовать жанр ораторской речи;

    • проанализировать стилеобразующие факторы английской публицистики;

    • провести анализ речей политических деятелей.

    Для решения намеченных задач применялись общие и частные научные методы. В процессе изучения и систематизации теоретического материала привлекались общенаучные методы анализа, синтеза и дедукции. Для анализа практического материала были использованы: метод корпусного исследования, когнитивный метод, дескриптивный подход к моделированию медиапроцесса, риторический и лингвистический анализ медиатекста, сравнительный анализ и т.д.


    Глава 1 Теоретические аспекты исследования

    1.1 Характеристика жанра ораторской речи

    Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) -- искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Принципы риторики были заложены в 16 в. Томасом Уилсоном в его работе “Arte of Rhetorique” и иногда еще используются в современной ораторской речи.

    По определению Платона ораторское искусство - искусство завоевания души в ходе дискурса: Rhetoric - The art of winning the soul by discourse (AmericanRhetoric.com). В трудах Цицерона Риторика - речь, произнесенная с целью убеждения. Rhetoric is "speech designed to persuade" (AmericanRhetoric.com). По Джону Локку риторика - это сильный инструмент ошибок и обмана. [Rhetoric] that powerful instrument of error and deceit. [AmericanRhetoric.com]. На основании всех приведенных выше определений ораторского искусства можно заключить, что: Ораторское искусство - особый вид искусства выступления на публике с целью убеждения.

    Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.

    • Социально-политическое красноречие (агитационная речь, дипломатические выступления, выступления по политико-экономической тематике, митинговая речь и т.д.).

    • Академическое красноречие (лекции, доклады, конференции и т.д.).

    • Судебное красноречие (речи прокурора, обвиняемого, адвоката, присяжных судей и т.д.).

    • Социально-бытовое красноречие (поздравительная речь, тост, поминальная речь и т.д.).

    • Духовное красноречие (проповеди, речи на духовную тематику и т.д.).

    Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.

    Социально-политическое

    Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.

    Агитационная речь направлена на получение мгновенного отклика от публики. Выступление оратора склоняет аудиторию на сторону выступающего и призывает ее сознательно и добровольно действовать в интересах оратора для достижения общей цели.

    Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.

    Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.

    Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».

    Дипломатическая речь – официальное выступление оратора, представляющего то или иное государство. Речь отличается сдержанностью, но четким выражением позиций государства.

    Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.

    Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».

    Митинговая речь – это та речь, которая заряжает толпу на отстаивание какой-то общей идеи. Такая речь обычно затрагивает острые социально-политические темы и собирает людей для протеста или поддержки того или иного решения руководства страны, города, завода, школы и т.д.

    Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.

    Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».

    Академическое

    Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.

    Лекция – ораторская речь, имеющая четкую структуру, соблюдающая все логические связи и в большинстве случаев имеющая своей целью информирование слушателей. Так, лекции могут быть посвящены не только образовательным дисциплинам, но и определенным тематикам (вред курения, алкоголя, наркотиков и прочее).

    Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.

    Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».

    Доклад – выступление оратора, которое проводится в рамках конференций, симпозиумов и т.д. и выносится на обсуждение слушателей. Обычно доклад является подведением итогов проведенных исследований и опытов в той или иной научной области.

    Пример: «Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.

    После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».

    Научное сообщение – публичная речь, ограниченная по времени и обращенная к одной конкретной мысли. Сообщение научного характера выражается лаконично и логично.

    Пример: «Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».

    Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.

    Судебное красноречие

    Обвинительная речь – ораторская речь государственного обвинителя или прокурора, дающая оценку ходу следствия и имеющимся доказательствам того, что именно обвиняемый совершил преступление. Также прокурор предлагает на рассмотрение ту или иную меру наказания для обвиняемого.

    Пример: «Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».

    Адвокатская речь – это публичная речь, которая направлена на парирование обвинений прокурора и на предоставление собственных доказательств, отводящих вину за преступление от обвиняемого.

    Пример: «Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».

    Социально-бытовое

    Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.

    Поздравительная речь – выступление с целью выразить свое восхищение, радость по тому или иному случаю. Это может быть чей-то юбилей, день рождения, свадьба, открытие предприятия, рождение ребенка и т.д. Особенностью такой речи является торжественность и пафосность.

    Пример: «Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».

    Поминальная речь – читается по случаю чьей-либо смерти. Такая речь обычно строится на воспоминаниях об усопшем, на подчеркивании его положительных качеств, а также на словах поддержки близким родственникам умершего. Поминальная речь также отличается трагическим пафосом.

    Пример: «Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».

    Духовное

    Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.

    Проповедь – речь, читающаяся представителем духовенства и имеющая своей целью распространение идеи или верования. Проповедь сообщает о любви Бога к людям, о милосердии, сострадании, о Божьей воле на все события и т.д. Такая речь пробуждает в слушателях благоговение и трепет к религии. Речь отличается высоким стилем, пафосом, морально-назидательным тоном.

    Духовные лекции – такие же образовательные лекции, доносящие до слушателей религиозные идеи.

    Существуют также определённые методы ораторского искусства, которые сформировались достаточно давно. Они представляют собой правила ораторского выступления и заключаются в следующем:

    1) речь оратора должна быть структурированной, ясной для аудитории, перед которой он выступает;

    2) оратор должен сообщать полезную для слушателей информацию (по мнению самих слушателей), при этом она также должна быть объективной и правдивой, хотя некоторые современные приемы ораторского искусства выходят за рамки данного требования;

    3) продолжительность выступления следует сделать оптимальной, поскольку длительное время удерживать внимание большой аудитории достаточно тяжело;

    4) речь должна быть эмоциональной, а также отражать проблемы, заботы основной части аудитории, для чего ещё при подготовке необходимо эту аудиторию изучить, связь эмоций и интонации безусловна, поэтому оратор должен уметь интонировать;

    5) основное внимание необходимо уделить началу речи и завершению - именно эти моменты запоминаются присутствующим больше всего;

    6) речь должна быть культурной, но учитывать специфику аудитории, уровень её образования, особенности общения.

    Существуют и другие приемы ораторского мастерства, которые выделяются отдельно для каждого из перечисленных выше видов ораторского искусства.

    Следует учитывать, что методы построения речи и подготовки к выступлению не являются догмами, поскольку, в конечном итоге, всё зависит от вида выступления, особенностей аудитории, цели оратора и целого ряда других обстоятельств. Конкретные правила вырабатываются уже на стадии подготовки к выступлению с учётом перечисленных факторов, но, пожалуй, одно правило остается неизменным: без тренировки дикции нельзя стать выдающимся оратором. Запишитесь на онлайн-курс ораторского мастерства.

    В данном исследовании нами предпринимается попытка дать обобщенный лингвостилистический анализ ораторского дискурса как явления социальноязыковой деятельности. Ораторский дискурс в диахронии до настоящего времени не подвергался исследованию с позиций когнитивистики, лингвистической стилистики и прагматики.

    Дискурс является ключевым понятием теории когнитивной науки.

    Дискурсивные явления, отражающиеся в речи и в тексте, сегодня широко изучаются методами лингвистической науки [6]. Как отмечает современный философ-аналитик А. П. Огурцов, «дискурс-анализ – это исследование выражения мысли в языке и речи и в речевых практиках, исследование, которое ориентировано на постижение целостной структуры тех или иных речевых высказываний или текста» [8, с. 3].

    Согласно теории профессора Амстердамского университета Т. А. ван Дейка, исследование дискурса обусловлено как формированием различных направлений, так и применением междисциплинарной методологии анализа, позволяющей сформировать и сформулировать некую интегративную концепцию [17].

    В своей работе «Discourse as Social Interaction (Discourse Studies: A Multidisciplinary Introductio)» Т. А. ван Дейк описывает фундаментальные интерактивные, социальные, политические и культурологические функции текста и речи (talk) [16]. Такой взгляд на дискурспозволяет характеризовать дискурс не только по линии «форма − значение», но и с точки зрения действия (action), что в значительной степени устраняет существующий разрыв между микроанализом детальных структур речи (лингвистика текста [4]) и макроанализом их функций и вариативностью в социальной среде и культуре.

    Социальная и культурно-цивилизационная среда на протяжении череды эпох и сменявшихся устроений общественной жизни непосредственно воспроизводилась в речевой практике этносов, что закономерно отражалось и продолжается отражаться в когнитивных характеристиках ораторского дискурса, искусства публичного красноречия. Далее предлагается анализ базовых характеристик ораторской речи, оформленной в виде дискурса, с момента ее зарождения как отдельного подъязыка стиля публицистики в классический период расцвета науки и искусств в Древней Греции и Древнем Риме (V–IV вв. до Р.Х.) и последующего ее развития в странах с различными языковыми фонами.

    Искусство красноречия является дисциплиной научного знания, которая со времен Античности служила целям формирования и воспитания интеллектуально развитой и социально активной личности, владеющей умениями и навыками аргументативного дискурса, архетипической установкой которого является убеждение [7, с. 270].

    «Риторика, − говорил Аристотель, − искусство, соответствующее диалектикѣ, так как обѣ онѣ касаются такихъ предметовъ, знакомство с которыми можетъ нѣкоторымъ образомъ считаться общимъ достоянiемъ всехъ и каждого и которые не относятся къ области какой-либо отдѣльной науки [10, с. 1].

    Именно Аристотелю − ученику Платона (428/427–348/347 до Р. Х.) [9] − принадлежит честь научного обоснования искусства риторики как особого дара речи, и она является содержанием единственного дошедшего до нас его сочинения по ораторскому искусству «Риторика» (около 355 до Р. Х.). Его определение риторики как способности находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета, не теряет своей силы и сегодня: «Rhetoric is the art of discourse, an art that aims to improve the capability of writers or speakers that attempt to inform, persuade, or motivate particular audiences in specific situations» [15, с. 1].

    В своем трактате «Риторика» Аристотель дает общие правила и описывает формы ораторской речи. Труд состоит из трех частей: 1-я − анализ принципов, на основе которых оратор («т. е. всякий говорящий о чем-нибудь») может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, хвалить или порицать что-либо; 2-я − личные свойства и особенности оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и, таким образом, достигнуть своей цели, т. е. уговорить или отговорить от чего-либо; 3-я − практические, или «технические», стороны риторики, а именно: а) способы выражения, которыми должно пользоваться в речи; б) построение, или архитектоника, речи. «Риторика» знакомит также с этическими воззрениями Аристотеля.

    Лучшие традиции ораторского искусства продолжают свое развитие и дальнейшее совершенствование в IV в. в словах и поучениях одного из трёх Вселенских святителей и учителей Золотого века богословской литературы Иоанна Златоуста (ωάννης  Χρυσόστομος), Архиепископа Константинопольского. В его поучениях богатство мыслей соединяется с необыкновенным красноречием, которое состоит преимущественно в ясности, естественности и простоте, равно как и в удивительном психологическом приспособлении содержания и тона бесед к духовному состоянию слушателей.

    Это был, по признанию современников, оратор, который превзошел всех своих предшественников.

    Последующий период европейской цивилизационной истории свидетельствует практически об отсутствии значительных явлений в области искусства красноречия вплоть до середины XVIII в.

    В основе действенной речи лежат ясные аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Известный исследователь языка В.В. Виноградов считал, что «ораторская речь - синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление».

    Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи. [20, с.176]

    Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция - информативная.

    Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности.

    Публицистический стиль обслуживает сферу общественно - экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции - сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств.

    Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее плотно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; в этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка.

    Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также влияет на речь. Представляет интерес высказывание А.В. Луначарского: «Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств, оно вновь одевается в те же, как будто, одежды и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира человека».

    Разговорный стиль - противопоставлен книжным стилям, он обслуживает сферу бытовых и профессиональных отношений; основная его функция - общение; проявляется в устной форме.

    Граудина и Ширяев отмечают стилистическую полифонию ораторской речи. Эта полифония возникает в результате воздействия на ораторскую речь, с одной стороны, различных функциональных стилей, с другой стороны, элементов различной стилистической окраски.

    Следует подчеркнуть, что публичное выступление – сложное для восприятия речевое произведение, требующее определенных энергетических затрат на осмысление информации. Гармонизация общения между оратором и аудиторией обеспечивает доступность и легкость восприятия сообщения оратора [Апресян, 1969]. При этом языковые средства соотносятся с конкретной ситуацией общения. В современной риторике аудитории отводится ведущая роль в оценке эффективности публичного выступления. В зависимости от того, насколько замысел автора вызывает желаемую оценку аудитории, достигается основная цель коммуникации – добровольное присоединение к основным положениям выступления оратора.

    С точки зрения Л.К. Цеплитиса и Н.Я. Катлане, на современном этапе наметилось несколько аспектов рассмотрения публичной речи: описательный аспект и аспект восприятия [Цеплитис, 1974].

    Описательный аспект анализирует данное явление как вид языкового общения и использования языковых средств. Другими словами, в этом аспекте рассматривают уже совершившиеся акты публичной речи. Первые работы в этом русле были выполнены в 60-70-х годах прошлого столетия, такими учеными как О.П. Брынская, Е.С. Долецкая и др. Аспект восприятия касается круга вопросов о реакции слушателей на публичные выступления, о понимании их содержания.

    Ученый Е.А. Ножин отмечает, что «публичная речь является разновидностью прямой коммуникации, когда между коммуникатором и аудиторией нет пространственных или временных преград» [Ножин, 1978].

    Анализируя в этой связи основные положения современной американской риторики, можно сделать вывод о том, что американские исследователи представляют публичную речь как разновидность живого общения, при котором появляется возможность личного воздействия на аудиторию. Лингвист Дж. Кесс говорит о том, что в британской риторике публичная речь рассматривается как акт воздействия на аудиторию посредством досконального владения предметом обсуждения [Кесс, 1992]. Отечественные филологи П. Сопер и М.Р. Львов описывают публичную речь как особый вид речевой деятельности, который позволяет управлять поведением людей в обществе [Сопер, 1992, Львов, 2003].

    Активный интерес к происходящим в мире политическим, экономическим и другим изменениям в обществе привлекает широкие массы к выступлениям политических деятелей, которые способны в значительной мере изменить мироощущение аудитории. Если в первой половине XX века выступления сводились в большей степени к передаче определенной точки зрения, то в речах политических ораторов второй половины XX века усиливается модальноэмоциональный компонент воздействия на аудиторию [Ермакова,2005]. Многие британские политологи определяли 60-е годы «порой перемен» или «нахождением на перепутье».

    В 60-х годах XX столетия начинается возрождение интереса к риторике в англоязычных странах. Для данного периода характерно появление работ Р. Уинтероуда, Д. Кларка, И. Леки и др. К этому времени сложилась следующая ситуация: большинство факультетов английского языка предлагали курс «Риторика», который уделял внимание грамматике, литературному анализу, но этот курс, в основном, преподавался учителям, которые имели слабое отношение к риторике. Кроме того, под риторикой понимали, в основном, обучение сочинениям.

    Далее уже в 80-е годы политическую систему характеризовали как политику убеждений, что, как показало проведенное исследование П. Сопера, находит отражение в лингвистическом оформлении выступлений политических лидеров. Постепенно приходит понимание того, что риторика принадлежит к сфере человеческого общения. Базой для изучения устной публичной речи послужил информационный взгляд на мир. Ю.В. Рождественский подчеркивает, что «информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики» [Рождественский, 1997]. Под новой риторикой Ю.В. Рождественский имеет в виду достижения науки и техники и связанную с ними новую лексику. Сходной точки зрения придерживается и Г.Г. Хазагеров. Автор выдвигает на первый план риторику как «способ гармонизации говорящего и слушающего» [Хазагеров, 2001].

    В сравнении с XIX веком, когда основной акцент в работах по риторике был создан на изучении письменных форм коммуникации, когда процветал культ «правильной речи», в начале XX века наметилось иное направление. Все чаще в центре оказывалась устная, в том числе и ораторская речь. Риторика включается в общую систему наук о способах коммуникации - коммуникологию. По данным Д.К. Берло, у среднего американца уходит около 70 % процентов его активного времени на вербальную коммуникацию, т.е 10-11 часов в день. Вербальная коммуникация включает в себя слушание, говорение, чтение, письмо [Berlo, 1960].

    Одним из видов современного ораторского искусства является социально-политическое красноречие. По мнению О.С. Ахмановой доклад является одной из самых главных составляющих социально- политического красноречия. Это публичное выступление на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. По мнению филолога в таком

    выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко преследуются практические цели и задачи. О.С. Ахманова считает, что доклад является речью, в которой официальное лицо отчитывается перед уполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает ее результаты. Такое выступление носит официальный характер. Однако по мнению ученого Е.А. Ножина доклад это ни что иное, как публичное сообщение на определенную тему [Ножин, 1978].

    Еще одним видом публичного выступления является дипломатическая речь. Американский лингвист и филолог Д. Кристалл описывает дипломатическую речь как сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство [Кристалл, 1995].

    Лингвист О.С. Ахманова разделяет точку зрения Д. Кристалла и говорит о том, что дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты представителями дипломатического корпуса зарубежной страны, когда ведутся переговоры на уровне глав государств, министров иностранных дел, послов и т. п. [Ахманова, 1969].

    Рассматривая политическое обозрение, как вид современной ораторской речи, следует отметить, что по мнению этих же ученых это публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер. Филолог Н.А. Безменова описывает политическое красноречие как отрезок речи, в котором за достаточно короткое время оратор освещает самые важные факты, происходящие на политической арене [Безменова, 2005]. В нашей работе мы придерживается этого мнения.

    Анализируя военно-патриотическую речь Н.А. Безменова отмечает, что данный вид ораторской речи обычно произносится командиром перед решающим сражением.

    По мнению И.В. Арнольда академическое красноречие является условным и обозначает научное красноречие, которое отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией [Арнольд, 1981].

    Лингвисты И.В. Арнольд и Е.А. Ножин отмечают, что судебное красноречие является самым сложным видом ораторской речи. Это связано с тем, что как защитнику, так и обвинителю постоянно приходится не только оперировать параграфами кодексов, но и обращаться к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясь справедливого приговора суда [Арнольд, 1981, Ножин, 1979].

    Что касается социально-бытового красноречия, то О.С. Ахманова рассматривает его как юбилейную, или похвальную, речь, застольное слово, или тост, а также надгробную или поминальную [Ахманова, 1969]. По мнению Н.А. Безменовой оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем по мнению британского ученого Л. Браста тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социальнобытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства [Безменова, 2005].

    Перед рассмотрением богословско-церковного красноречия необходимо упомянуть то, что оно, по мнению многих лингвистов, таких как Г.З. Апресян, А.К. Авеличев, является одним из древних, имеющих немалый опыт воздействия на массы. Преимущественно речь идет о христианской религии, в особенности о таких наиболее влиятельных ответвлениях, как православие и католицизм.

    О.С. Ахманова считает, что основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, воплощая «абсолютную истину», хотя и не исключающая раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью.

    Как уже упоминалось, устной разновидностью публицистического стиля в английском литературном языке является ораторский стиль. Его цели те же, что и эссе, а именно, убедить в правильности выдвигаемых положений, вызвать соответствующее отношение к излагаемым фактам и иногда даже побудить к действию. Живое общение с аудиторией создает благоприятные условия для возникновения новых синтаксических, фонетических и лексических признаков письменной и устной речи, например, возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений.

    Устная форма выступления оратора не снимает наиболее характерных особенностей письменной речи. Но, с другой стороны, эта устная форма слегка модифицирует некоторые особенности письменной речи. Так, например, в ораторской речи можно встретить сокращения типичные для живой разговорной речи (I'll, won't) и, в отдельных случаях, элементы разговорной лексики.

    Ораторские речи произносятся на более или менее ограниченный круг тем. Это обычно волнующие вопросы общественно-политического характера, церковные проповеди и торжественные речи по поводу таких событий, как похороны, свадьба, юбилей и пр.

    Речи на общественно-политические темы можно разделить на парламентские выступления, касающиеся вопросов внешней и внутренней политики, речи защиты и обвинения в суде и речи, произносимые на митингах, собраниях, конференциях, посвященных обсуждению острых, насущных вопросов жизни английского общества.

    В данном параграфе были рассмотрены виды современного ораторского искусства.

    Можно сделать вывод, что современная риторика должна быть в высшей степени оперативной, обеспечивать умение ориентироваться в потоке жизни и информации, уметь тонко понимать возможные мысли высказывания, моментально реагировать, что в свою очередь требует огромного объема знаний и высочайшей языковой подготовки.

    Суммируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что риторика – непременное условие для активной коммуникации людей. Активным членом общества может быть лишь человек, способный публично убедительно выразить и аргументировано отстоять свое мнение, что естественным образом находит отражение в коммуникативном процессе и, как следствие, в коммуникативном поведении говорящего.


      1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта