Главная страница

Диалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на. Диалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка содержание


Скачать 100.43 Kb.
НазваниеДиалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на основе английского языка содержание
Дата25.03.2023
Размер100.43 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДиалогическая структура медиадискурса в жанре ораторской речи на.docx
ТипРеферат
#1014498
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Соотношение понятий функциональный стиль и медиадискурс и место в нем ораторской речи



Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) - исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, которая обслуживает как сферу общественных отношений (политических, экономических, идеологических, социально-культурных, нравственно-этических, религиозных, спортивных и др.), так и публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль широко используется в политической литературе, в средствах массовой информации (СМИ) - в газетах, журналах, в журналистских выступлениях по телевидению и радио, в ораторских выступлениях общественно-политических деятелей на митингах и съездах, в речах на собраниях.

Наиболее полно и широко во всём многообразии жанров публицистический стиль представлен на газетных полосах. Поскольку понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие, этот стиль называют ещё газетно-публицистическим.

Публицистический стиль реализуется и в письменной, и в устной форме. В рамках этого стиля обе формы тесно взаимодействуют и сближаются, причём основой чаще является письменная форма. Это обстоятельство влияет на отбор языковых средств, потому что автор должен учитывать особенности человеческого восприятия информации, связанные со способом её передачи.

Публицистика стремится влиять на современное общественное мнение, формировать его, воздействовать на нравы и политические институты. Она ориентирована на выражение активной политической, гражданской позиции, на пропаганду, острую полемику между политическими партиями, группами, на освещение событий текущей жизни, на истолкование, оценку деятельности общественных, политических организаций, официальных учреждений, на оценку поступков, заявлений политиков, государственных деятелей, деятелей культуры, журналистов. Публицистику неслучайно называют «летописью современности», потому что её тематический диапазон практически неограничен: политика, идеология, экономика, философия, культура, спорт, повседневная жизнь, морально-этические вопросы воспитания, текущие события и многое другое. Живая история нашего времени отражается в информационных (заметка, репортаж, отчёт, интервью, обозрение, хроника), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет) жанрах.

В публицистических текстах описываются социально значимые события, т.е. такие события, которые затрагивают интересы многих людей, поэтому адресат публицистического текста является массовым. Главная цель автора публицистических текстов донести до адресата определённую информацию, в кратчайший срок сообщить о свежих новостях, дать оценку фактов, событий и убедить слушателя, читателя, зрителя в своей правоте, сформировать мировоззрение читателя и общественное мнение. Таким образом, в публицистическом стиле соединены две важнейшие функции – функция сообщения (информативная) и функция воздействия (воздействующая).

Своеобразие информативной функции заключается в том, что информация о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы адресована широкому кругу читателей, зрителей, слушателей, а не узкому кругу специалистов, как, например, в сфере науки. Для актуальности информации очень важен временно?й фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что не является необходимым в официально-деловом стиле.

Терминология теоретического изучения коммуникативного пространства включает в себя понятия: «медиапространство», «массовая культура», «медиакультура», «массовая коммуникация», «медиакоммуникация», «язык СМИ», «массово-информационный дискурс», «дискурс массмедиа», или «массмедиальный дискурс», «медийный дискурс», «медиадискурс», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации» и др., которые в основном используются в качестве синонимов в различных сферах человеческой деятельности [21, с. 19]. Новое коммуникативное медиапространство способствует упрощенному способу получения информации, созданию новых средств ее передачи, замены старых форм на новые (мобильные средства информации, звуковые носители, блоги и т.п.).

Процесс глобализации требует такого же интенсивного развития средств передачи информации, объединяющих индивидов в медийное сообщество, прежде всего, на основе ценностей медиакультуры. Не случайно, что медиадискурс вбирает в себя те социальные, политические и иные процессы, которые становятся не только отражением культуры, но и средством манипулирования сознанием и настроениями людей с помощью самой культуры – газет, журналов, телевидения, Интернет-изданий и пр. Кроме того, суть медиапространства определяется первичными и вторичными коммуникативными процессами. Первичные процессы (новостное информирование, передача фактов и событий) поставляют информацию, во вторичных (комментирование, анализ, оценка, побуждение) – происходит её обсуждение и распространение. Успешность первичного коммуникативного процесса зависит от продолжения его во вторичных процессах [21, с. 54].

Учитывая активный (манипулятивный и пропагандистский) характер медийной коммуникации, медиадискурс представляет собой особый способ межличностного взаимодействия. В медийной коммуникации её участники

не вступают в непосредственный (face-to-face) контакт, но адресат/реципиент вовлечён в интеракцию по-иному, чем адресант/ отправитель [2, с. 15]: адресант учитывает характерные параметры коммуникативной ситуации, включая значимые характеристики адресата, и, исходя из оценки этих параметров, выполняет коммуникативное действие, результатом которого является медиатекст (медиадискурс).

Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова определяют медиадискурс как «реализацию социально значимых действий и стратегий, выполняемых участниками общения в рамках определенных, релевантных для данного языкового сообщества и культуры коммуникативных ситуаций» [Гришаева, Цурикова 2006: 215]. В понимании М.Р. Желтухиной, медиадискурс – это «связный, вербальный или невербальный, устный или письменный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, выраженный средствами массовой коммуникации, взятый в событийном аспекте; он представляет собой действие, участвует в социокультурном взаимодействии и отражает механизмы сознания коммуникантов» [Желтухина 2003: 344].

Нередко в трудах ученых можно найти сопоставления медиадискурса и функционального стиля. Собственно, понятие публицистического функционального стиля достаточно близко по смыслу к тому, что обычно подразумевают под медиадискурсом («функционально-обусловленный тип дискурса, который понимается как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всём богатстве и сложности их взаимодействия» [2, с. 48]). Понятие публицистического функционального стиля появилось в советской стилистике, и многие явления, характерные для публицистики того времени (пафосность, однозначность оценок, устранение личности автора и т.д.), сейчас не актуальны [12, с. 33]. Но публицистический или медийный функциональный стиль обнаруживает совершенно новые и типичные характеристики, такие как тематическая неисчерпаемость, лексическое разнообразие, эмоциональность, оценочность, сила воздействия и др. Медиадискурс носит риторический характер, т.к. традиционно представляет собой прозаический, а не поэтический тип речевого поведения и обслуживает коммуникативно-социальные и коммуникативно-политические потребности людей, предполагающие диалогичность коммуникации, участие в ней адресанта и адресата [2, с. 12]. В дополнение к этому интенциональная составляющая определяет главные направления формирования квазиреальной медиакартины мира.

Таким образом, медиадискурс можно определить, как общественную деятельность по передаче актуальной социальной информации через медиа. В целом, любой материал, изложенный средствами медиа, может быть отнесён к полю или пространству медиадискурса. Различные трактовки термина «медиадискурс» позволяют считать его отдельным типом дискурса (в пользу чего свидетельствуют его параметры или дифференциальные признаки).

Среди дифференциальных признаков медиадискурса выделим:

1) Фасцинативность – (от лат. Fascino = зачаровывать, окалдовывать) подразумевает воздействие на реципиента, возбуждающее интерес и волнение, нередко исключающее наличие рассудительности при восприятии передаваемой информации. Цель фасцинации – «внедрить в сознание получателя сообщения определённую идею, используя различные способы передачи информации, что однозначно способствует усилению эффекта речевого воздействия» [Пастухов 2013: 165]. Представляя сложный комплексный смысл, медиадискурс воздействует на глубинные эмоциональные пласты психики, исключая какие-либо объяснения (сравн. информационный повод – катастрофа, кризис, авария и др.). Технологии фасцинации включают: 1) механизмы использования лжи, заключающиеся в глубоком обмане реципиента; 2) инсценирование страха, осуществляемое на основе легко откладывающейся в подсознании информации; использование суггестии – программирование аудитории с целью реализации политических установок; 3) аппелирование к авторитету, скрытым желаниям аудитории [там же].

2) Спектакулярность – процесс, основанный на эффекте зрелищности и постановочности [15, с. 158]. Репрезентация действительности в медиадискурсе в идеологическом и культурном плане представляется как огромное множество спектаклей, включающих техническую составляющую (сравн. live-трансляция, репортаж и др.). Спектакулярность обеспечивает концентрацию внимания на факте или событии, заставляет погрузиться внутрь произведения (медиатекста). Такие аспекты спектакулярности, как карнавальный, перформативный, детерминативный присутствуют при освещении таких тем, как: война, катастрофа, происшествия, спорт, мода и т.п.

Материальная оболочка данного явления – фон, картинка, аудиоряд, т.е. то, что создаёт определённую зрелищность, подразумевая при этом скрытое воздействие, в которое погружаются читатели в рамках действия представленных эффектов. «Отличительной чертой спектакулярности является постановочность, которой она отличается от спонтанной зрелищности, но вбирает в себя целый комплекс визуальных эффектов.

3) Медиальность определяет использование различных технологий для «увеличения плотности информационных потоков» [21, с. 115], возрастания их скорости, развития технологических форм» [13, с. 29].

В силу своих технических возможностей печатные медиа имеют меньше вариантов воздействия по сравнению с радио и телевидением, где звук, движущаяся картинка создают эффект соучастия, тем самым оказывая наибольшее влияние на получателя информации. Но и в медиатексте использование цвета, дизайна, фотографий, карикатур и рисунков в сочетании с вербальным компонентом в десятки раз усиливает эффект коммуникации. «Обыгрывание мультимодусности позволяет включить в процесс коммуникации разные каналы восприятия сообщения – слуховой и визуальный, и аппелировать не только к разуму человека, но и к его чувству прекрасного, а также воздействовать на его подсознание» [25, с. 75-76].

4) Аксиологичность (оценочная насыщенность медиадискурса, связанная с постоянной сменой оценок) отражает способность медиадискурса воспроизводить, моделировать, корректировать и создавать ценности (антиценности) в соответствии с языковой картиной мира адресанта-автора текста.

6) Прагматичность (информативность + воздействие) отражает высокий уровень воздействующей силы медиадискурса средствами прямой или косвенной пропаганды в процессе информирования, агитации по выбору стандартов стиля жизни, мотивации и т.п. Медиадискурс в этом смысле обнаруживает широкий диапазон целей и задач убеждающего и внушающего характера. Это не только формирование убеждений, но и побуждение к действию, воспитание привычек. Градус воздействия заключен не только в важности информации, но и в том, как она преподносится: увеличение доли развлекательных, апокалипсических материалов, сенсационных новостей, маргинальные темы [18, с. 58]. Воздействие на «болевые» точки общественного сознания связано с возбуждением страха, тревоги, ненависти и т.д., с достижением целей через формы поддержки общественного мнения, внедрение в сознание под видом объективной информации желаемого содержания.

7) Экспрессивность (выразительность) проявляется в способности медиадискурса воздействовать на адресата, акцентировать отрезки информации и вызывать в его сознании образы различной природы. Язык медиа в целом как раз и характеризуется особой эмоциональной насыщенностью, которая создается рядом разнообразных стилистических приемов и лексических единиц, содержащих в семантике эмоциональную долю [19, с. 115].

8) Жанровость представляет собой мощную и разветвленную жанровую систему, включающую тексты различной природы и канонизированных жанровых групп [19, с. 83]: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Отдельную межвидовую группу жанров в медиа составляют объявления, реклама, пресс-релизы, письма в редакцию и т.п.

9) Субъективность (персональность) медиадискурса проявляется через актуализацию фигуры автора текста, через усиление личностного начала, оценочности, эмоциональности и др. Медиадискурс совмещает в этом случае объективное и субъективное начала, транслирует определённую оценочную позицию автора, фиксирует аксиологическую встроенность. Субъективность в немалой степени связана с категорией персональности, проявляющейся в обнаружении индивидуальности автора текста, который берёт на себя ответственность за содержание текста. «Персонализация реализуется в элементах паратекста – фотографии, подписи автора, конструировании оценочных высказываний, в которых позицию субъекта занимает индивидуальный автор (Я-автор)» [21, с. 23].

10) Интерактивность (непрямая, опосредованная форма коммуникации); которая подразумевает участие в процессе создания медиатекста не только автора (адресанта), но и адресата [29, с. 57]. Регулярную основу медийной коммуникации составляют отношения её участников: адресанта – автора медиатекста, передающего информацию, адресата – получателя информации (или: массового адресата), а также субъекта медийного воздействия (целевого адресата).

Разновидностями воздействующей функции могут считаться магическая, конативная, аргументативная, оценочная, манипулятивная субфункции:

  • Магическая субфункция заключается в воздействии словом на явления действительности. Основным приёмом здесь выступает сила языка медиа, сравнимая с силой магической, когда автор, осуществляя адресное обращение, подсознательно оказывает внушающее воздействие, обращаясь к читателю, от которого зависит то или иное решение;

  • Конативная субфункция традиционно реализует связь с установкой на адресата, со стремлением воздействовать на него, формировать определённый характер его поступков. В ней также находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей, определять властью слова их коммуникативное поведение;

  • аргументативная субфункция представляет факты, утверждения, доказательства, выводы. Аргументативные факторы, как семантические отношения внутри медиатекста, служат целям доказательства или аргументирования, определяют условия, казуальность и т.п.;

  • оценочная субфункция [19, с. 68-69] активно используется адресатом при осмыслении речи. В этом случае необходимо не только понять, но и оценить замысел адресанта с точки зрения содержания, авторского мнения и намерения, выяснить направленность замысла и его полезность;

  • манипулятивная субфункция выражается в манипулировании общественным мнением (склонить, отговорить, предостеречь и т.д.).

Познавательная функция медиадискурса выступает средством познания мира и освоения его словом и мыслью, поиском, анализом, интерпретацией и информированием.

Культурная функция находится на границе с познавательной, т.к. связана с решением познавательных задач и отвечает за контакт с другими культурами. Данная функция немало способствует сохранению идентичности культурных традиций других этносов и сочетает в себе формы эстетических, социальных и индивидуально-творческих взаимодействий.

Творческая функция, или функция конструирования языковой реальности, осуществляется в подмене реальности (сознательный характер искажения, «промывка мозгов») в условиях, когда действительность как бы (вос)создается, а не зеркально отражается. Функция способствует укреплению эффективного имиджа власти, политиков, бизнесменов, организаций и т.п.

Экспрессивная функция состоит в усилении выразительности, и с ней связана субъективная модальность, оценка, мнение автора. Выбор адресантом адекватных элементов речи происходит на фоне эмоциональной вовлеченности, внесения в содержание сообщения ироничной, скептичной, сдержанной, насмешливой, или сентиментальной составляющих.

Регулятивная функция заключается в организации и регулировании медиапроцессов; она осуществляет воздействие на читающую аудиторию, регулирует контроль над общественным мнением и поэтому является главным инструментом социокультурного контроля и управления с помощью языка [13, с. 117]. К регулятивной функции относится трансляционная (интерпретационная) субфункция, которая осуществляет процессы трансляции и интерпретации реальности, селектирует выбор общепринятых норм и образцов социального поведения, почёркивает связи мировоззренческих, этических и политико-идеологических позиций. Трансляционная субфункция в рамках регулятивной функции не в последнюю очередь осуществляет эффективную передачу и массовое тиражирование словесной информации, т.к. продвижение идей, информации на политическом и экономическом рынках, а также рынке труда, образования и культуры чрезвычайно важно.

Гедонистическая функция отвечает за развлечение адресата, который получает удовольствие от процесса чтения и его результата (гороскоп, полезные советы и т.п.). Данная функция одновременно несет гармонизирующий эффект, который способствует снятию психологического напряжения и разрешению конфликтных ситуаций (сравн.: развлекательные жанры) [16, с. 412].

Интегративная функция способствует интеграции, объединению, единству, что актуализируется в создании образов единства, в установлении тем взаимных обязательств, единения нации и т.п. Субфункцией может выступать инспиративная функция, которая способствует продвижению традиционных ценностей с опорой на исторические традиции или опыт, прославление величия нации (утверждение традиционных ценностей), использование возвышенных эмоций (радость, благодарность, любовь) и т.д.

Подводя итог, суммируем полученные результаты. За счет преломления в медиадискурсе различных свойств и функций данный тип дискурса приобретает новые качества и свойства. Можно утверждать в этом смысле, что медиадискурс представляет собой особый вид дискурса, покрывающий специфическое коммуникативное пространство, благодаря своему медиальному, стилистическому, функциональному и интенциональному разнообразию. Дифференциальными признаками медиадискурса выступают: фасцинативность, спектакулярность, мультимодусность, медиальность, аксиологичность, прагматичность, экспрессивность, жанровость, субъективность, интерактивность. Основными функциями являются: воздействующая, познавательная, культурная, творческая, экспрессивная, регулятивная, гедонистическая, интегративная, которые далее раскрываются целым рядом субфункций.

Практическим результатом медиадискурса выступает медиатекст – элемент информационно-коммуникативного процесса, осуществляемого медиа с целью создания определённой медиакартины мира.

Ораторский подстиль в газетно-публицистическом стиле выполняет ту же самую публицистическую, т.е. агитацион­но-пропагандистскую функцию, но в иной форме — в форме публичной речи. Последняя может выполняться в письменной и устной форме. Устная форма существует в виде следующих речевых жанров: "доклад на общественно-политическую тему", "отчетный доклад" (на конференциях, съездах, фору­мах), "политическая речь", "дипломатическая речь", "митин­говая речь", "агитационная речь", "юбилейная речь", "тра­урная речь" и т.д.

Сила эмоционального воздействия публичного слова оп­ределяется не только объектом, о котором идет речь, и ситуа­цией выступления, но и тем, кто и как говорит.

Каждый из упомянутых речевых жанров ораторского подстиля имеет свои специфические композиционные и языковые особенности, которые в сочетании с общими признаками пуб­лицистического красноречия образуют некоторые канонизированные особенности стиля публичных речей.

Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступление элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. Монолог как искусственное речевое построение имеет очень небольшой возраст по сравнению с диалогической речью. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Монологический текст воспринимается всегда с большими трудностями, чем диалог. Поскольку ораторское выступление — это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога. Рассмотрим простейшие приемы диалогизации текста:

1. Общие и частные аспекты рассматриваемой темы полезно представлять в виде вопросительного предложения или вопросо-ответного единства. Сила воздействия слова увеличивается, если расположить рядом два, три вопроса: ”Задумаемся: почему власть не уделяет должного внимания формированию личностно-ориентированного гражданского общества? “Не приведет ли это к ослаблению внутренней безопасности страны?” «Что такое народное доверие?

2. Оратор в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, собеседника, слушателя, и часть текста строится с этой чужой точки зрения, чтобы затем присоединиться к ней, уточнить ее, опровергнуть и т. д. Убедитесь в этом сами, придумав и проанализировав собственные примеры.

Поскольку устная речь необратима, выступающий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего, следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста:

Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 7 - 2 слова. Типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи, воспринимаются более легко. По структуре эти конструкции представляют собой

– предложения нераспространенные и малораспространенные;

– односоставные (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные);

– неполные;

– неосложненные.

Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию.

Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.

Особо отметим, что зачастую незнание поля употребления тех или иных синтаксических конструкций может привести к провалу выступления. Поэтому обратите внимание на следующие языковые средства, которые нежелательно использовать в ораторской речи:

Длинные предложения, т.е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей.

Конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные, прежде всего, на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

Отглагольные существительные, заканчивающиеся на «ние», «щие», а также другие подобные им. Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания.

Ораторское искусство характеризуется с точки зрения языка двояко. Во-первых, будучи разновидностью литературно-письменной речи, язык оратора сохраняет особенности пись­менной речи, а именно: развернутые синтаксические структу­ры, распространенные словосочетания, синтаксические парал­лелизмы, лексические повторы, перечисления и т.д. Во-вторых, язык публичных речей, существующих преимущественно в устной форме, наделен многими особенностями устной речи, а именно: краткими и эллиптичными предложениями, всевоз­можными присоединениями, разговорными словами, оборота­ми и т.д.

Эмоциональность красноречия, наряду с содержанием речи и ее конкретной формой, обусловлена стилем живой, звуча­щей речи, обращенной непосредственно к слушающим. Ора­торская речь бывает уверенной и страстной, торжественной и пафосной, деловой и суховатой, теплой и мягкой, грубой и мрачноватой, крикливой и легковесной, меланхолической и монотонной, казенной или канцелярской.

Для публичной речи особенно важны приемы стилистичес­кого синтаксиса, так называемые фигуры речи, помогающие достичь экспрессивности и динамичности высказывания. На­пример, фигура повтора слова, словосочетания или предложе­ния. Ее цель — привлечь внимание слушателей; подчеркнуть значимость того, что повтор выражает. Стилистический при­ем повтора союзов перед однородными членами предложения придает фразе особый интонационный ритм, логически под­черкивает соединяемые слова. Повтор в публичном выступ­лении наряду с экспрессивной функцией выполняет задачу логико-смыслового подчеркивания, а также облегчает воспри­ятие на слух длинного фрагмента речи, расчленяя его на от­дельные части и выделяя вместе с тем ту или иную мысль.

Большой экспрессивной силой обладает прием градации (нарастания), т.е. расположение слов и словосочетаний в по­рядке возрастания их смысловой и экспрессивно-эмоциональ­ной значимости.

Для выделения и подчеркивания тех или иных слов или сло­восочетаний применяется намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении — инверсия, антитеза, ритори­ческий вопрос, вопросно-ответная структура высказывания.

Публичное выступление оживляет введенная в него пря­мая речь, позволяющая передать чужую мысль; непосредствен­ное обращение отсутствующего автора, которое может слу­жить и средством обличения; эмоциональные восклицания, привлекающие внимание к определенной идее и к отношению к ней автора — с целью заразить этим отношением аудито­рию.

Разговорность в публичной речи как стилистический при­ем направлена на вовлечение аудитории в квазидиалог с ора­тором и тем самым на активизацию слушателей, на возбуж­дение и удержание их внимания и интереса. Разговорность выражается в простоте построения фразы, отступлении от строгих грамматических норм, использовании разговорной лексики и фразеологии, в отходе от усложненного книжного языка.

В публичной речи велика сила интонации, которая не толь­ко придает речи нужный динамизм, но и усиливает ее вырази­тельность, являясь важным средством усиления воздействия публичного слова.

Важным компонентом ораторского искусства является ос­троумие, которое выполняет самые разнообразные функции в речи: помогает установить контакт с аудиторией, восста­новить утраченное внимание, когда логические приемы ока­зываются бессильными, но главное — это критика противни­ка или его воззрений в форме осмеяния (юмор, сатира, ирония, сарказм).

Основными стилистическими качествами публичной речи являются правильность, богатство языка, краткость, ясность, точность, уместность, эмоциональность.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта