Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОС№

  • Вопрос1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача


    Скачать 217.33 Kb.
    НазваниеВопрос1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача
    Дата18.06.2019
    Размер217.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #82212
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
     к.маркс о сущности человека

    Для объяснения человека марксизм обращается к общественно-исторической действительности, в которой человек и проявляет себя во всей полноте своего бытия как чувственно-природное, духовно-телесное и практически-деятельное существо. Рассматривая человека во взаимосвязи с другими людьми через общественные отношения, через производственную деятельность и всегда в конкретно-исторических условиях, Маркс выдвигает положение, которое становится основополагающим в понимании человека: "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Таким образом, утверждается социальная сущность человека.
    ВОПРОС№56 Философское понимание человека. Мировоззрение и методологическое значение философского исследования проблемы человека

    Философия - это наука, она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении Человека к миру, то есть о разуме, познании, нравственности и т.п.

    Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и к. Человек - предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия дает им определенное истолкование и осмысление.

    Жизнь с ее сложной Паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы долж¬ны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотно¬шение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

    Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, яв¬ляют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наря¬ду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

    Можно сказать, что философия - это всеединосущее, «схвачен¬ное в мыслях» это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че¬ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склон¬ность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово «философия» восходит к Пифаго¬ру, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

    Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам G.H. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука Даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, кото¬рые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти допросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать.

    Для человека как разумного су¬щества бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция» имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спра¬шивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

    Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение это система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цель жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органично вплетаются в его учения и нормы мышления. Субъектами мировоззрения может быть отдельный человек, социальные или профессиональные группы, этнические или религиозные объединения, классы, общество в целом. Таким образом, мировоззрение выступает в качестве своеобразной интегративной целостности знания и ценностей, разума и чувств, интеллекта и деятельности.

    В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

    · Миропонимание

    · Мироощущение

    · Мироотношение

    Таким образом, мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительно – действенную установки человеческой жизнедеятельности.

    Разновидностями миропонимания являются жизненно – повседневное и теоретическое мировоззрение.

    Жизненно – повседневное мировоззрение включает опыт, известные навыки, традиции, «память веков». Оно имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека.

    Мировоззрение – одна из общественных форм отражения действительности человеком. Его специфика заключается в том, что оно отражает действительность целостно; то есть не только природно – общественный мир жизни и деятельности человека; но и его общественные отношения и жизненные интересы. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Его спецификой является то, что оно, во-первых – форма общественного самосознания человека, во-вторых – способ духовно – практического овладения действительности.

    ВОПРОС№57. Понятие "индивид", "индивидуальность", "личность". Личность, ее социальные структуры и типы

    Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

    Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

    Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

    Структура личности

    Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

    всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

    социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

    индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

    В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

    Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

    Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности

    Физическая личность или физическое Я это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях.

    Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком.

    Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего Я, на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам.

    ВОПРОС№58 структура личности. Общесоциологический закон формирования личности.

    Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям. Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него. Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

    Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

    Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

    Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

    1) появляются новые мотивы;

    2) происходит соподчинение мотивов;

    3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

    Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

    ВОПРОС№59 личность и социальные ценности. Мотивы поведения человека.

    Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

    ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ

    широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соц. группы, личности; в более узком - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами обществ, сознания. Индивид интериализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой соц. норм.

    Мотивы поведения человека

    Интеллект человека, в самом общем понимании, выполняет одну функцию - направляет в пространстве движение, направленно диссипирует энергию. Если сравнить, скажем, всплеск воды с деятельностью человека, то в общем представлении человек будет отличаться тем, что концентрирует свои движения в некотором направлении пространства, что мы и называем целенаправленным интеллектуальным поведением. Это целенаправленное (сконцентрированное) освобождение энергии, для целей данной статьи, разделим условно на две категории:

    1. Автоматическое - отработанное, натренированное действие, не требующее вмешательства сознания;

    2. Сознательное - действие, вырабатываемое в новых ситуациях сознательным контролем, сознательной тренировкой.

    Автоматическую деятельность человека удобно представить в виде шкалы, на одном конце которой будет деятельность, отработанная эволюцией и закреплённая жёстко в физиологии организма, назовём это - рефлекс. Например, регуляция температуры, давления крови, иммунитет. С другой стороны шкалы, автоматизмы, приобретённые в процессе сознательного контроля самого человека, например ходьба, правописание, речь, назовём это - ритуал. Рефлексы и ритуалы переплетены между собой, поэтому провести между ними точную границу невозможно и не нужно. Рефлексы дополняют ритуалы (например, рефлекс равновесия помогает ритуалу ходьбы), а ритуалы расширяют функции врождённых рефлексов (например, рефлекторное чихание в ритуально носимый платок удобнее, чем просто чихание). Сознательное действие - это деятельность осознающего интеллекта в новой для себя ситуации, который создаёт шаблон поведения (т.е. направление освобождения энергии), отрабатывает его, переводя, тем самым, в категорию автоматической деятельности - ритуал. Все ритуалы создаются только сознательным контролем.

    автоматическая деятельность = рефлексы + ритуалы

    сознательная деятельность = деятельность по формированию ритуалов

    Такое разделение на автоматическую и сознательную деятельность удобно только для очерчивания того понятийного пространства, в рамках которого я хочу излагать дальнейшую траекторию мысли, но фактические механизмы, которые реализуют рефлексы, ритуалы и сознательное поведение, скорее всего, идентичны и не позволяют провести точную границу между физиологией и сознанием.

    ВОПРОС№60. Духовная жизнь общества. Понятие « общественное сознание»

    Духовная жизнь общества это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.

    Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия.

    В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим, присущим лишь ему уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, всех его отношений с действительностью: экономических, политических, теоретических, нравственных, эстетических и т.д.

    Сохраняя и передавая самую разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура является одновременно и результатом, и средством развития личности и общества.Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта