Вопрос1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача
Скачать 217.33 Kb.
|
ВОПРОС№30. Структура диалектического противоречия Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей). Противоположности — это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга (положительное и отрицательное, ассимиляция и диссимиляция, теория и практика, материальное и идеальное и др.). Единство (тождество) противоположностей образует противоречие (диалектическое). Суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего ис¬точника, движущей силы их развития. ВОПРОС№31. Типы и виды диалектических противоречий Характер противоречия зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие противоречия: Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин "антагонизм" распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п. ВОПРОС№32. Закон количественных и качественных изменений. Понятие качества, свойства, количества, меры. Понятие нормы в медицине. Свойство (исходное понятие данного закона) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств; Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом; Количество — объем изменения объекта. Часто, но не всегда этот объем можно выразить численно, как в случае с оценкой знаний студента на экзамене; Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс; Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры[1]. Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества. Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности[2]. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть[2]. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством[2]. Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2]. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода. Выделяют следующие виды скачков: по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные); по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта); по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов). Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества. ВОПРОС№33.Переход количественно-качественных изменений. Скачок – как форма от одного качества к другому. Здоровье и болезнь как особое качественное состояние организма. Скачок — переход от одного качества к другому. Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества. Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности[2]. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть[2]. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством[2]. Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2]. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода. Выделяют следующие виды скачков: по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные); по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта); по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов). Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества. ВОПРОС№34. Закон отрицания отрицания как существенный момент процесса развития. ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН один из осн. законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит. повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Гегелем, хотя отд. черты этого закона (диалектич. характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логич. Противоречия и его снятие; в этом смысле оно есть зарождение внутр. отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «...новое понятие, но более высокое, более бегатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, в себе более, чем только его, и есть единство его и его противоположности» (Г е г е л ь Г., Наука логики, т. 1, М., 1970, с. 108). У Гегеля О. о. з. оказывается, т. о., всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга, т. е, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Сводя О. о. з, к развитию понятий, Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия этого закона; он стремился «подвести» под неё все процессы изменения и развития. В материалистич. диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. Если закон единства и борьбы цротивоположно-стей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершённом процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (ст. зр. направления развития) результат. На каждой отд. стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция. Осн. категории, характеризующие этот закон,— отрицание, преемственность, развитие. В раскрытии содержания О. о, з. гл. роль играет понятие диалектич. отрицания. Вез отрицания старого цевозможно рождение и созревание нового, а следовательно, невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. ВОПРОС№35. Категории отдельного, единичного, особенного, общего и всеобщего. Их методологическое значение в медицине. ЕДИНИ́ЧНОЕ, ОСО́БЕННОЕ И ВСЕО́БЩЕЕ, философские категории, выражающие объективные связи мира, соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений и универсальностью управляющих ими законов; а также характеризующие процесс познания окружающего мира. Единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (абстрактно-всеобщее); единство в многообразии, закон, связующий многообразие явлений в систему (конкретно-всеобщее); особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное. В любом объекте соединены и единичное — как неповторимая индивидуальность, и общее — как управляющий им закон. Соединение общего и единичного — и есть особенное. Единичное — форма существования всеобщего в действительности; особенное — всеобщее, реализованное в единичном. Эти категории формируются в процессе познания мира. Каждый объект первоначально предстает перед человеком как некто единичное. В ходе познавательной деятельности обнаруживаются повторяющиеся признаки ряда объектов, что позволяет объединять их в классы — так единичное становится особенным. Признаки же, которые можно обнаружить у всех без исключения объектов, рассматриваются как всеобщее. ВОПРОС№36 категория причина и следствие .принцип причинности в медицине. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Аналитическое «расчленение» взаимодействия на относительно простые (»элементарные») исходные взаимосвязи позволяет обозначить причинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от П. к С. как результату. Взаимодействие П. и С. имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. П. и С. связаны генетическим типом отношений. П. не просто предшествует С. во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Например, взаимодействие электрона и позитрона является П. возникновения двух фотонов, солнечный свет - явления фотосинтеза и т.д. С. несводимо к исходной П., т.к. каждый конкретный акт причинения является необратимым. П. «угасает» в С, преломляясь через структурные, функциональные, динамические и др. особенности объекта или явления. Генетический характер взаимосвязи П. и С. обусловливает ее субстанциональный характер. Взаимодействие П. и С. не совпадают во времени: П. всегда предшествует С. Асинхронность П. и С. является одним из коррелятов необратимости времени. С, в свою очередь, может выступить в качестве П. для другого явления, но уже в ином взаимодействии; С. также может воздействовать на исходную П. (так называемые обратные связи), но уже в ином временном интервале. Взаимосвязь П. и С. имеет объективный и необходимый характер. При точно обозначенных условиях осуществляется закон причинности: равная П. вызывает равное С. Поиск причинно-следственных закономерностей является необходимым инструментом познания объекта или процесса. При этом исследователю приходится абстрагироваться от множества иных зависимостей и отношений, в реальности находящихся в сложном взаимодействии. Принцип причинности всегда был в центре философского и конкретно-научного интереса в силу своей мировоззренческой значимости, онтологического статуса, роли в организации познания. Исторически принцип причинности был первым универсальным объяснительным принципом в научном познании. Изучение наукой достаточно простых механических объектов в 17-18 вв. давало возможность изучать их как совокупность отдельных причинно-следственных актов или цепочек. Универсальность причинно-следственных связей и успехи в их познании привели к абсолютизации объяснительного и онтологического статуса принципа причинности. Так называемый лапласовский (см. ЛАПЛАС) детерминизм в конце 18 в. закрепил доминанту причинного типа объяснения в науке того времени. Однако, переход науки к более сложным объектам: статистическим, кибернетического типа, саморазвивающимся, рефлексивным системам - обнаружил множество иных, непричинных зависимостей: функциональных, структурных, целевых, связей состояний, коррелятивных и т.д. Это дало толчок к углублению и развитию понятий П. и С: в исследование включаются такие понятия, как «разветвленная цепь причинения», «обратные связи», «динамическая и статистическая причинность», «системная причинность» и т.д. В настоящее время углубление понятий П. и С. приходит на основе учения о детерминизме. медико-биологических науках обсуждение принципа причинности в последнее время идет особенно активно. Ряд зарубежных медиков и биологов, рассматривая статистическое исследование как отрицание объективного характера индивидуальных причин, отождествляют причину с механическим толчком и приходят тем самым к индетерминизму. Некоторые зарубежные психиатры (Салливен и др.), игнорируя познание индивидуальных причин заболеваний, превращают психиатрию лишь в описательную науку, неспособную вскрывать причины заболеваний. Другие же, отождествляя причинность с необходимостью, игнорируют роль случайности в природе. Объявляя науку врагом случайности, они лишь низводят случайность до уровня необходимости. В связи с этим требуется тщательный анализ категории причины, следствия и условий и в целом принципа причинности. Открытие закономерности передачи генетической информации и явлений изменчивости вступило в противоречие с традиционным лапласовским представлением об одностороннем воздействии причины на вызываемое ею следствие и об универсальном характере такой связи. В высокоорганизованной живой системе однозначное влияние причины на следствие можно выявить, лишь выхватывая из сложного взаимодействия какой-либо один момент взаимосвязи. Одна и та же причина может вызвать спектр состояний в зависимости от внутреннего состояния элемента, который переходит не в строго заданное состояние, а в одно из возможных. При этом наблюдается и такая связь, когда одновременно обнаруживаются причинные отношения и обратные воздействия на причину. ВОПРОС№37.КАТЕГОРИЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДАННЫХ КАТЕГОРИЙ В МЕДИЦИНЕ. Необходимость была первоначально замечена людьми применительно к причинно-следственной связи. Человек обратил внимание на то, что за извест ной причиной следует не любое, а лишь определенное следствие. На основе опы та у него сформировалось понятие „необходимость" как характеристика причин но-следственной связи. Содержание категории „необходимость" постепенно уточнялось, расширялось. Приобретя самостоятельность, категория „необходи мость" стала соотноситься не с категорией „причина", а с категорией „случай ность", а позднее и с понятием „вероятность" как долей необходимого в случай ном. Необходимым называется то, что причину своего сущест вования имеет в себе, обусловливается внутренней природой материального образования; случайным — то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Поскольку возникновение необходи мых явлений обусловлено внутренней, коренной причиной, необходимость нельзя раскрыть без охвата многих причинных связей, которые могут быть внутренними и внешними, су щественными и несущественными, главными и неглавными. Не существует чистой необходимости и чистой случайности. Эти категории взаимосвязаны. К тому же зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных явлений, т. е. случайность со временем может стать необходимостью (изменчивость, например, наследственностью) и, наоборот, необходимость в процессе развития может утратить свои черты и стать случайностью. И в историческом, и в процессуальном аспектах необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости: любое необходимое явление, событие в каком-то отношении оказывается случайным, ибо процессы в природе имеют вероятностный характер. Неправомерно отрицать наличие случайных явлении на том основании, что они органически связаны с причиной. Но причины могут быть как необходимыми, так и случайными. Например, гибель урожая вследствие выпадения града является необходимым результатом взаимодействия кусочков льда с растением. А само выпадение града летом на данной территории является не необходимым, а случайным явлением, хотя оно тоже причинно обусловлено атмосферными условиями в то роковой день. Если такие факты, отмечал Энгельс, что в данном стручке гороха пять горошин, а не шесть, что хвост этой собаки длиной пять дюймов, что этот цветок клевера оплодотворен определенной пчелой, относятся к тому же уровню, что и закон движения солнечной системы, то на деле не случайность поднимается до уровня необходимости (как рассчитывали метафизики), а необходимость девальвируется, опускается до уровня случайности, что исключает всякую возможность познания закономерных связей. И наоборот, абсолютизация необходимости ведет к противоположной метафизической крайности — к фатализму (и потому пословица „Кому суждено быть повешенным, тот не утонет" не выдерживает критики). Категории «необходимость» и «случайность» лежат в основе эволюционно-исторического подхода в медицинском познании. Его основные принципы: - болезнь – закономерное явление в существовании живого, но это не означает необходимого и обязательного ее проявления в жизни конкретного организма; - болезни человека неотделимы от его истории и эволюционируют вместе с ним.Эти положения лежат в основе проблемы естественного и искусственного патоморфоза болезней – одной из важных проблем теоретической медицины, как. Патоморфоз – историческое изменение течения и степени тяжести болезней. В естественном патоморфозе участвуют как биологические, так и социальные факторы. ВОПРОС№38. Возможность и действительность. Виды возможностей. Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. Возможность и Действительность - это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и д.- соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение - результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растения - его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения - его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность. Возможность является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым и конкретным. Действительность в самом широком смысле - это весь объективно существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность растения - это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат - исходному пункту развития, как действительность - возможности. ВОПРОС№39. Категории сущности и явления как ступени познания. Значение взаимосвязи сущности и явления в познании болезни. Понятие «явление» неоднозначно. Оно употребляется для обозначения объекта в его целостности, в единстве всех его сторон. В этом смысле говорят о явлениях природы, психических явлениях и т.п. В другом значении это понятие употребляется в отношении своей противоположности — сущности для обозначения внешней, «являющейся» стороны объекта в отличие от его внутренней стороны, скрытой от непосредственного восприятия. В начале познания эти два значения по существу совпадают выделенная мышлением определенность представляет собой и некоторую целостность — как явление действительности и вместе с тем как его внешняя, являющаяся сторона. В процессе познания различие между двумя пониманиями явления выступают и более отчетливо, а после того, как сущность выявлена, оно становится очевидным. Познание движется от явления к сущности. Но сущность не находится на поверхности и не может быть дана в непосредственных восприятиях. Проникая в сущность, мышление выделяет противоположные стороны объекта, фиксируя их в парных категориях: количество — качество, единичное — общее, часть целое, форма — содержание и т.д. Результатом движения познания от явления к сущности является синтез категорий, выражающих определенные стороны сущности и явления. Сущность представляет собой синтез категорий «общее», «содержание», «причина», «необходимость», «закон». Явление — синтез категорий «единичное», «форма», «следствие», «случайность», «закономерность». Категории, характеризующие явление и сущность, раскрывают их содержание с какой-либо одной стороны. Сущность - это внутренняя сторона объекта, явление — его внешняя сторона, сущность — общее для некоторого множества объектов явление проявляется в своей единичности. Содержание, причина, необходимость, закон также характеризуют стороны сущности. Форма, следствие, случайность, закономерность - различные проявления сущности. Они характеризуют явление. В своем единстве, дополняя друг друга, эти пары категорий раскрывают содержание сущности и явления. ВОПРОС№40. Категории содержания и формы. Их взаимосвязь. Значение категорий содержания и формы в теории и практике медицины Познание объекта как целого, состоящего из взаимосвязанных частей, или при системном подходе как единство элементов и структуры — основа выделения новых его сторон - содержания и формы. Содержание принято рассматривать как совокупность всех (элементов) объекта, форму — как внутреннюю организацию, структуру содержания. Благодаря форме, организующей содержание, объект приобретает качественную определенность. Однако существует и другое понимание этих категорий. Оно основано на признании определяющей роли структурных связей, без которых содержание распадается. Так, содержанием воды являются не атомы водорода и кислорода сами по себе, а определенная связь двух атомов водорода и одного атома кислорода, содержанием организма является не простая совокупность его органов, а их структурная связь, организация, обеспечивающая деятельность организма. Исключив структуру из содержания нельзя объяснить определяющую роль содержания по отношению к форме. Из этого следует, что содержание представляет собой структурно организованную совокупность частей (элементов), форма — способ существования и проявления содержания. Что касается форм познания — восприятий, представлений, понятий, то они имеют специфику: являются не только способом существования и проявления содержания, но и способом его преобразования.Гегель различает внешнюю форму, рассматривая ее как внешнее, безразличное к содержанию существование, и внутреннюю форму, отождествляя ее с содержанием. В процессе познания внешняя форма как граница содержания, внешний облик предмета — это то, что «бросаете и глаза», и лишь проникнув в содержание, можно выявить его внутреннюю форму, отождествляемую Гегелем с законом. Внутренняя форма является, таким образом, главным, определяющим в явлении. Рассматривая форму как способ существования и выражения содержания, важно отметить, что одно и то же содержание может существовать в разных формах: вода — в форме жидкости, льда или пара; существуют различные формы движения материи, общественного сознания, государственного устройства, политической организации и т.п. С другой стороны, разное содержание может быть выражено в одной и той же форме. Например, разные по содержанию мысли выражаются в форме суждения. Содержание и форма существуют в единстве. Нет «чистых», бессодержательных форм, как нет «чистого», бесформенного содержания. Однако содержание и форма являются относительно самостоятельными сторонами этого единства, в котором определяющей стороной выступает содержание: структурная перестройка элементов ведет к изменению формы. Форма, как правило, оказывается более консервативной стороной единства, поэтому новое содержание некоторое время может существовать в старой форме. Но и форма не является пассивной и в свою очередь оказывает воздействие на содержание, ускоряя или замедляя его развитие. Активность формы создает условия, когда старое содержание существует в новой форме. Периоды соответствия и несоответствия содержания и формы можно проследить на примере развития общества: способ его существования на определенном этапе развития может не соответствовать содержанию, однако в результате действия объективных процессов самоорганизации достигается соответствие содержания и формы. ВОПРОС№41. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, т. е. занимается познанием социальной действительности. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, — существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие «социальное познание» употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Основная задача социального типа знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений. Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы В социальной философии, как и вообще в философии, можно выделить две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В мировоззренческой функции значительное место занимает гуманистический аспект воспитания личности. Социальная философия помогает воспитать человека в духе гуманизма, осознающего реальные пути своего освобождения, понимающего задачи своего совершенствования. В мировоззренческой функции можно выделить также и общекультурный аспект. Его значение постоянно возрастает по мере развития общества. Философия, в том числе и социальная философия, являются важнейшим элементом духовной культуры человечества. Социальная философия является тем объединяющим звеном, который синтезирует знания, раздробленные в специальных науках об обществе. Отношение человека к философии определяет его общекультур-ный и профессиональный уровни. Вторая важная функция социальной философии – методологическая. Она заключается в том, что социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению. Именно на социально-философском уровне зарождается общая постановка той или иной социальной проблемы и основные пути ее решения. В рамках методологии вырабатывается и определенный способ практического освоения действительности. Мировоззренческая и методологическая функции социальной философии тесно связаны между собой. Основные функции социальной философии: Познавательная Диагностическая Прогностическая Образовательная Проективная Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Эту работу ведут социальные философы. Разработка теории включает в себя определение основных категорий и понятий социальной философии, таких, как общество, формация общества, экономика, цивилизация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов. В странах Восточной Европы и России происходит переход от развитого (советского) социализма к демократическому капитализму. Этот переход противоречит марксизму-ленинизму и его социально-философской составляющей - историческому материализму. Перед российскими и зарубежными философами встает задача - заполнить социально-философский вакуум, возникший после краха исторического материализма. Петер Козловски предлагает заполнить его персонализмом. Мы пытаемся разработать социальную философию исторического реализма. Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов. Россия представляет собой переходное общество, в такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов Вопрос№ 42 Историческое развитие социальной философии О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма - одного из наиболее влиятельных и поныне направлений в области философии. Центральными проблемами позитивистской социальной философии О.Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти проблемы, он сформулировал "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества". Согласно этому закону, познавательная деятельность людей, их общественное сознание и в конечном счете человеческая история прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой из этих стадий - теологической - доминирует религиозное мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни. На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. Однако в силу слабого развития знаний людей об окружающем их мире эти понятия довольно-таки абстрактны. Метафизический метод мышления, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, "упрощал теологию (учение о Боге. - Авт.) и мало-помалу разлагал ее". В то же время он не позволял понять более конкретно сущность многих явлений и не мог окончательно избавить сознание от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. Теологический (религиозно-мифологический) и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются открытием и исследованием его законов, - "постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями". Вопрос№ 43 Позитивизм и материалистическое понимание развития общества Материалистическая марксистская теория общества основывалась на ряде основополагающих принципов: 1) принцип определения общественным бытием общественного сознания, что является главным признаком материализма марксисткой социологии; 2) принцип закономерности общественного развития, признание которого свидетельствует о наличии в обществе определенных связей и отношений между процессами и явлениями; 3) принцип детерминизма, признания причинно-следственных связей между различными социальными явлениями – изменение общественной жизни под влиянием смены средств производства; 4) принцип определения всех социальных явлений экономическими явлениями; 5) принцип приоритетности материальных общественных отношений перед идеологическими; 6) принцип поступательного прогрессивного общественного развития, который реализуется через учение о смене общественно-экономических формаций (в естественных науках это определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов), основой которых является способ производства, т. е. определенный уровень развития производительных сил и соответствующий ему уровень производственных отношений; 7) принцип естественно-исторического характера развития общества, в котором нашли отражение две противоположные тенденции: закономерность процесса развития общества, с одной стороны, и его зависимость от деятельности людей – с другой; 8) принцип воплощения в человеческой личности социальных качеств, определяющихся совокупностью общественных отношений; 9) принцип согласования эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», т. е. невозможность абстрагирования научных данных от субъективных установок исследователя. Сами создатели марксистской социологии не раз признавались, что она по своему характеру была очень принципиально политически и идеологически направлена на выражение интересов рабочего класса. |