Вопрос1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача
Скачать 217.33 Kb.
|
ВОПРОС№1. Мировоззрение – понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах соответствующей формы мировоззрения: мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века. Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека). Предмет – отношения в системе мир-человек. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения: - обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека); - рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции). Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др. Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная. Исторические типы мировоззрения: - мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств); - религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога; - философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум. Философская эрудиция врача — это ценность, которая никогда не девальвируется. Упражнения в философии способствуют не только общекультурному росту и развитию интеллекта, но, безусловно, помогают формированию высокого профессионального уровня. Философия - арена ассоциативной гибкости ума, его способности видеть объект включенным в сеть многообразных связей и отношений. Высокая философская культура врача как действительное противоядие от любых форм «духовного тоталитаризма» и манипулирова- ния личностью имеет своим ядром интеллектуальную способность, для развития которой не существует никаких других средств, кроме понятийно-теоретического мышления. Думается, что основной задачей изучения философии является формирование и развитие научно-гуманистических философских знаний и убеждений всесторонне развитой личности врача на основе усвоения им законов бытия, общественного и культурного развития, достижений мировой и отечественной философской мысли. Изучение философии обеспечивает формирование и развитие ми- ровоззренческо-методологических, духовно-нравственных, эстетических установок, гуманистических идеалов и ценностных ориентаций врача, с помощью которых он мог бы успешно решать экзистенциальные и профессиональные задачи. Изучение философии является апробированной многовековым опытом человечества школой разумного мышления, позволяющей сформировать современное научное гуманистическое мировоззрение, философские основы клинического мышления, врачебное профессиональное поведение, основанное на профессиональной этике и общечеловеческой морали. Важнейшим направлением формирования мировоззрения будущих врачей является профилизация содержания изучаемой ими философии. Профилизация преподавания философии в медицинском вузе предполагает раскрытие взаимовлияния философии и теоретической медицины в истории духовной культуры общества, анализ их современного взаимодействия, рассмотрение мировоззренческо-методологи- ческого значения взглядов выдающихся естествоиспытателей и врачей, формирование научного представления о необходимости философии для осмысления предмета медицины и ее статуса в системе теоретического знания, рассмотрение роли философии (прежде всего, диалектики) в анализе содержания общемедицинских категорий, анализ философских (методологических) проблем медицины и значения современных концепций, претендующих на роль методологии медицины. ВОПРОС№2. Философия, ее возникновение и место в системе знаний. Философия как форма общественного сознания. Философия и медицина. Возникновение, становление (генезис, от греч. – рождение, происхождение) философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение "от мифа к логосу". Но за этим линейным движением "от... к" стоит множество вопросов проблемного характера, главный из которых – что такое философия. Среди самих философов нет единодушия по этому вопросу. Очевидный факт, что философские истины не единственные в мире. С древности и до сегодняшнего дня нигде в мире философия не была той формой истины и мышления, которой живет большинство людей. Часто она принимает обличье видимости философии и философствования. И все же философия существует более двух с половиной тысяч лет, являясь неотъемлемой частью человеческой духовности, культуры, познания. Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии. Первый из них – психологическиий – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию. Второй источник – теоретический. Однако среди философов нет единодушия по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой). Общественное сознание воспринимается как отражение производственных связей. Различные формы общественного сознания Религия Наука Искусство Мифология Мифологическая форма сознания первична, из нее вырастают все остальные формы. Каждая из этих форм несет определенную функцию. Личное сознание всецело определяется сознанием общественным, которое, в свою очередь, зависит от производственных. Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе -медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни), -теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме), -а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии. Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа. В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики. Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения, профилактики, проведения реабилитационного периода. ВОПРОС№3.Предмет философии. Основные темы и главные философские направления. В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни). Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры». Структура философии (якобы традиционная сегодня): - онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия); - гносеология (теория познания); - эпистемология (методология научных исследований); - философская антропология (человековедение); - аксиология (учение о ценностях); - праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром); - социальная философия (учение об обществе и культуре). В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: объективный идеализм; субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм. ВОПРОС№4.Проблема метода в философии. Функции философии Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп: 1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. Наблюдение,эксперимент. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Аналогия. Моделирование. 2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. 3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. 4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Метафизика - учение о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, Метафизика. впервые была истолкована в идеалистической форме Гегелем. Маркс, Энгельс и Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Диалектика от греческого - искусство вести беседу, спор. учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике Ленина, Диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Эклектика, от греческого - способный выбирать, выбирающий. соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин "Эклектика" ввёл Потамон из Александрии, который назвал свою школу эклектической. Истоки Эклектики - в подмене одних логических оснований другими. Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. Софистика (от греческого - умение хитро вести прения), философское течение в Древней Греции, созданное софистами. Рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов. Основные функции философии: мировоззренческую, методологическую и имагинативную. Мировоззрение каждого человека начинает формироваться вместе с осознанием им окружающего мира. Оно является важной составной частью духовного мира человека. В нем сосредоточены его главные ценностные установки или жизненные ориентиры. Философия здесь- средство рационального прояснения, структурного упорядочения и систематического развертывания мировоззренческих взглядов, принципов, идеалов. Методологическая вкл организующую и направляющую роль тех принципов, которые составляют философский метод - "как" философии. В методологической функции философии убедительно воплощается аристотелевское понимание философии как "первой и последней науки". "Первой" - потому что она, выявляя первоначала, логически предшествует всем другим наукам; "последней" - потому что приобщение к ней предполагает знание других наук, определенное обобщение их теоретических достижений. Имагинативная - раскрепощение и творческое расширение сознания. без развитого воображения и продуцируемых им альтернатив нельзя успешно отвечать на вызовы времени и, как следствие, изменять мир к лучшему. Философия расширяет сознание человека, раздвигает горизонты его бытия до некоего свободно-творческого "предела". Целостность (целое) философского знания Философское знание - знание целостное, знание целостности или целого. Философия - внутренне расчлененное образование, состоящее из относительно самостоятельных дисциплин: онтологии (учении о бытии как таковом); эпистемологии, или теории познания; аксиологии (теория ценностей); социальной философии и т.д. Социальная философия, скажем, изучает направление исторического процесса (куда идет история), парадигмы, т.е. модели-образцы, общественного бытия людей, эпистемология (гносеология) - единое целое познания, познание как таковое, аксиология - природу и взаимосвязь человеческих ценностей, и т. д. В любых своих проявлениях философия учит "целостному мышлению", интегральной интерпретации всех сторон существующего, всех аспектов человеческого бытия. ВОПРОС№5. Бытие – исходная философская категория. Основные формы бытия. Онтология (ontologie; от греч. on — сущее и logos — учение) — наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология — это метафизика бытия. Метафизика — научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия. Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Бытие — это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым. Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности. Основные модусы бытия: — бытие как субстанция (истинное бытие — исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей); — бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос); — бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части — универсально-всеобщие идеи — эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия: — бытие вещей «первой природы» и «второй природы» — отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком,т. е. «вторую природу» — сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.; — духовный мир человека — единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и в неиндивидуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция. |