Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОПРОС№

  • Вопрос1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача


    Скачать 217.33 Kb.
    НазваниеВопрос1. Мировоззрение понятие и сущность. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача
    Дата18.06.2019
    Размер217.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #82212
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
    ВОПРОС№61 Свобода как характеристика родовой природы человека. Формы ее проявления.
    Вопрос о свободе - это вечная проблема для человечества, ибо ответить на него проблематично или в принципе невозможно. В то же время свобода является важнейшим завоеванием человечества и высшей ценностью современной цивилизации, о чем в разгар второй мировой войны говорил президент США Франклин Рузвельт. В своем послании Конгрессу от 6 января 1941 года он писал: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. Первая - свобода речи и выражения, - повсюду в мире. Вторая - свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным, - повсюду в мире. Третья - свобода от нужды…во всем мире. Четвертая - свобода от страха…во всем мире». Итак, что же такое свобода и как необходимо и возможно ее трактовать? Так, английский философ Томас Гоббс определяет свободу как отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать его то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеком власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом. В целом понятие «свобода» можно рассматривать как совокупность следующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеристик:

    • состояние деятельности, в которой человек формирует и совершенствует свои сущностные силы путем познания и управления природными и социальными отношениями и структурами, и в результате «очеловечивает» свой внешний и внутренний мир;

    • антропологический принцип отношения к человеку как самоцели и смыслу творческой активности;

    • характерный только для человека как сознательного и общественного существа способ активно-преобразующей, универсальной и динамичной жизнедеятельности.

    Вопрос о свободе - это вечная проблема для человечества, ибо ответить на него проблематично или в принципе невозможно. В то же время свобода является важнейшим завоеванием человечества и высшей ценностью современной цивилизации, о чем в разгар второй мировой войны говорил президент США Франклин Рузвельт. В своем послании Конгрессу от 6 января 1941 года он писал: «Мы хотим жить в мире, основанном на четырех сущностных человеческих свободах. Первая - свобода речи и выражения, - повсюду в мире. Вторая - свобода каждого человека поклоняться Богу, как он считает нужным, - повсюду в мире. Третья - свобода от нужды…во всем мире. Четвертая - свобода от страха…во всем мире». Итак, что же такое свобода и как необходимо и возможно ее трактовать? Так, английский философ Томас Гоббс определяет свободу как отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать его то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеком власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом. В целом понятие «свобода» можно рассматривать как совокупность следующих, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеристик:

    • состояние деятельности, в которой человек формирует и совершенствует свои сущностные силы путем познания и управления природными и социальными отношениями и структурами, и в результате «очеловечивает» свой внешний и внутренний мир;

    • антропологический принцип отношения к человеку как самоцели и смыслу творческой активности;

    • характерный только для человека как сознательного и общественного существа способ активно-преобразующей, универсальной и динамичной жизнедеятельности.

    ВОПРОС№62. Личность: проблемы свободы и ответственности.

    Один великий, сказал, что свобода – это осознанная необходимость. И в этом выражении есть доля правды. Каждый уважающий себя человек стремится обрести свободу и знает свои права в современном мире. Но, к сожалению, многие не понимает, что за свободой стоит такой немаловажный фактор как ответственность. За свои поступки, помыслы и деяния. Насколько взаимосвязаны эти два понятия, и с какими проблемами сегодня сталкивается человек, в борьбе за свою свободу? Рассмотрим этот вопрос более детально.

    Понятие свободы человека связано с философской стороной жизни. Риторическим сегодня стал вопрос, обладает ли человек реальной свободой или все его поступки продиктованы нормами и правилами общества, в котором он живет? Прежде всего – свобода, это возможность вольно мыслить и поступать, как хочется. Это осознанный выбор поведения и мировоззрения. Однако общество ограничивает возможность выбора различными нормами и правилами, обусловленными намерением гармоничного развития человека во всей социально-общественной системе. Отсюда и возникает ответственность, как обратная сторона свободы.

    Существует несколько видов ответственности:

    нравственная, историческая, политическая, юридическая;

    персональная (индивидуальная), коллективная, групповая.

    Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его нравственную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом. Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками речь идет о таком понятии как совесть. Однако, сочетание свободы и ответственности больше противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.

    Еще в 18 веке взаимосвязь этих двух понятий рассматривал Бенедикт Спиноза. Диалектика свободы и ответственности личности согласно его рассуждениям сводилась к тому, что ответственность – это необходимость, а там где есть необходимость свободы быть не может. Также Спиноза утверждал, что человек как часть природа всегда подчинен необходимости, но чтобы при этом оставаться свободным, человек как единственное мыслящее существо обязан познавать окружающий мир и осознавать свое существование. Таким образом, человек не может изменить законы природы и ход времени, но организовав свою деятельность, опираясь на них, он может стать выше этих законов, и обрести господство над окружающей действительностью. Однако такой подход к сочетанию свободы и ответственности личности приемлют далеко не все. Поэтому существует несколько моделей отношения человека и общества:

    борьба за свободу – открытый и непримиримый конфликт человека с обществом;

    адаптация к окружающему миру – человек добровольно подчиняется законам природы и окружающей действительности, жертвуя своим стремлением стать свободным;

    бегство от мира – поведение, при котором человек, будучи не в силах обрести свободу в обществе уходит «в себя» или идет в монастырь.

    Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель. Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
    ВОПРОС№63 структура общественного сознания

    Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

    В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

    Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

    ВОПРОС№64. общественное и индивидуальное сознание, их различия и единство

    Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественное бытие и общественное сознание различны и относительно самостоятельны.Особенность общественного сознания – оно в своем влиянии на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Общественное сознание эпохи, отражающее бытие и активно способствующее его преобразованию, – исторически необходимый и реально существующий элемент любого общественного устройства. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью, но может опережать общественное бытие или отставать от него.

    Общественное сознание – особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

    Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся соци­альными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры. Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение индивида в толпе характеризуется сознанием анонимности и снижением самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия инфор­мации, подавлением чувства индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства и представления в противовес собственным установкам. Это говорит о значимости социальных чувств, которые могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут и служить консолидации общества.

    ВОПРОС№65. УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    различают следующие: обыденное и теоретическое, а также общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как эмпирическое отражение внешней действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее общественных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания. Если общественная психология вытекает из непосредственной повседневности людей, то идеология - сложное духовное образование, включающую в себя определенную теоретическую основу которая создается идеологами, политиками.

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе[119]. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ

    Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер. Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

    Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

    Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

    ВОПРОС№66 Основные формы общественного сознания, и их социальные функции.

      Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах: 
         1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его; 
         2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие; 
         3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее. 
         Идеалисты абсолютизируют самостоятельность общественного сознания, отрывают его от общественного бытия. Другая крайность – вульгарный материализм – отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, прямо и непосредственно выводя его из общественного бытия. 
         Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. 
         Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима. 
         Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая. 
         Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности. 
         Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. До XVIII в. это была общепринятая концепция. Во второй половине XVII в. возникает либеральная концепция права, которая основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т.д. В правовом государстве осуществляется соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной). 
         Правосознание неоднородно, оно может быть обыденным, основанным на житейском опыте, и теоретическим, основанным на понимании сущности права, его возможностей и границ. 
         Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки. 
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта