Главная страница

Философия. Вопросы для подготовки к экзамену по философии


Скачать 274.86 Kb.
НазваниеВопросы для подготовки к экзамену по философии
АнкорФилософия
Дата07.06.2022
Размер274.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFILA_EKZ.docx
ТипДокументы
#575427
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
13.Философия Нового времени. Рационалистическая традиция: Декарт(дуализм,

методическое сомнение ,правило метода, учение о природе, Боге и человеке)

Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии —

потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного

исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения

западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(чувственный

опыт) представители: Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, рационализм: (разум) представители: Декарт,

Спиноза, и т. д. Теория Врожденных идей Э.критикуют теорию, Рационализм: признают,

Отношение к понятию субстанция эм: критикуют, р: отстаивают; метод познания у э -

индукция( от частного к общему) у р -дедукция.

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций —

материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и

материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма

(двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декарт решается и "основной вопрос философии": спор о том, что

первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в

человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции —

материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они

существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт Изучая проблему бытия, Декарт

пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало

сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем,

кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования

ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог,

который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом

субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не

нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные

субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей

субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).


  1. Философия Нового времени: социально-исторические предпосылки, особенности и значение. Научная революция XVI-XVII веков и формирование новой картины мира. Основные проблемы и представители философии Нового времени.


XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть

философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения

феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике,

политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором

такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего

экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает

период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной

революции.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо

учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического

естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку

наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый

план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Научная революция XVI—XVI! вв. привела к систематическому применению в

естествознании математических методов. И особенности рационализма XVII в. связаны

именно с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали,

что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-

дедуктивным путем, философское знание так- же должно выводиться из разума и

обосновываться им, так как чувствственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.

Представителями эмпирической философии были в основном английские мыслители

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм. Представителями рационалистической

философии являлись Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.

У истоков западноевропейского рационализма — философия французского ученого и философа Рене Декарта (1596—1650).

Философия Декарта получила названия дуалистической, так как в ней постулируется

существование двух субстанций — материальной, которая обладает протяженностью, но не

обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает

протяженностью. Эти две не зависимые друг от друга субстанции, будучи продуктом

деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им

мир. Декарт утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые

и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Д полагал, что в основе

мира лежит 2 субстанции: телесная и духовная.

Также Рене Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного

мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия

нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия

должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу.


  1. Философия Нового Времени. Рационалистическая традиция: Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке).

Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии —

потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного

исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения

западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(чувственный

опыт) представители: Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, рационализм: (разум) представители: Декарт,

Спиноза, и т. д. Теория Врожденных идей Э.критикуют теорию, Рационализм: признают,

Отношение к понятию субстанция эм: критикуют, р: отстаивают; метод познания у э -

индукция( от частного к общему) у р -дедукция.

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций —

материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и

материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма

(двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декарт решается и "основной вопрос философии": спор о том, что

первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в

человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции —

материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они

существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт Изучая проблему бытия, Декарт

пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало

сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем,

кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования

ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог,

который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом

субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не

нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные

субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей

субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).



  1. Философия Нового времени. Эмпирическая традиция: Бэкон (взгляд на науку, учение об «идолах», учение об индуктивном методе).


Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии —

потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного

исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения

западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(чувственный

опыт) представители: Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, рационализм: (разум) представители: Декарт,

Спиноза, и т. д. Теория Врожденных идей Э.критикуют теорию, Рационализм: признают,

Отношение к понятию субстанция эм: критикуют, р: отстаивают; метод познания у э -

индукция( от частного к общему) у р -дедукция.

Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания

чувственный опыт (нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах).

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон

(1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд- канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в

основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и

практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному

знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и

опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности,

способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его

философское кредо: "Знание — сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с

которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ

понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих

выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы

обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции,

предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство

индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей,

интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность,

вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими

признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления

из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в

экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Всего Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и

идолы театра. Особо опасен «идол рода», подталкивающий человека к тому, чтобы

собственную природу отождествлять с природой вещей, в современной науке это

называется антропоморфизмом. Каждый человек склонен в первую очередь доверять своим

собственным чувствам и считать: «Это истинно, поскольку так говорят мои глаза».

Заимствуя образ у Платона, Бэкон разоблачает опасность для науки также идола пещеры, за
которым стоят индивидуальные склонности и предпочтения человека, отражающие его

уникальный жизненный опыт.

В этой области главным противником является идол рынка или площади, утверждающий:

«Это истинно, потому что так все говорят», — такая установка ведет к некритическому

использованию обыденных представлений, включению в науку обыденного

словоупотребления. Идолы рынка пользуются словами двух родов: во-первых, это имена

несуществующих вещей, и с ними бороться достаточно легко (таковыми Бэкон считает

слова: «судьба», «перводвигатель», «круги планет», «элемент огня»), а второй род — имена

существующих вещей, но неясные, плохо определенные и необдуманно и необъективно

отвлеченные от вещей.

Идол театра, как его называет Бэкон, поскольку философские теории или некритически

принятые аксиомы и догмы создают свой вымышленный мир, подобно спектаклю на сцене,

и таких представлений ученые способны разыгрывать очень много.


  1. Философия эпохи Просвещения: отличительные черты и значение. Основные проблемы и представители. Вольтер, Руссо, Гольбах, Ламетри, Монтескье, Дидро (на выбор).

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем

Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед

судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием

широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода

умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж.

Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения —

культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей

Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей

мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения.

Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных

творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала

выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и

отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения

среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между

бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип

равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения

во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.

Д'Аламбер.

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского

Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель1. Как отмечают специалисты, Вольтер

безраз-

дельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в. Вокруг него бушевали страсти. Его

любили и ненавидели. Он — чародей слова, дьявольски умен и остроумен, кругозор его на

редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен. Он писал о событиях,

волновавших всех. Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию

всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно

содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем

философскосоциального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли,

устного и печатного слова. Он со всей силой непримиримости кричал на всю страну, на весь

мир: «Осмельтесь мыслить самостоятельно!» Свое политическое кредо Вольтер выразил в

крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!» Он

возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Ему импонировало

общественно-политическое устройство Англии — ограничение власти короля,

сравнительная веротерпимость. Стремясь воздействовать на принцев и королей, он написал

труд о Петре Великом, побывал в Пруссии, где поучал Фридриха Великого, состоял в

переписке с Екатериной Великой. Отрезвляющая ирония Вольтера снова понадобилась

прогрессивным силам общества и сыграла немалую роль в идейной подготовке революции

1830 г., окончательно покончившей с Бурбонами. Его творчество отличается

исключительной многосторонностью: он и философ, и популяризатор передовых

естественно-научных идей, и поэт, и драматург, и романист, и историк. Философичен

огромный по объему (более 50 пьес) и пользовавшийся колоссальным успехом не только во

Франции, но и во многих других европейских странах «театр Вольтера» — крупнейшего

драматурга XVIII в. Философична обширная и разножанровая поэзия Вольтера,

величайшего, по мнению современников, французского поэта своего времени. Вся

художественная проза Вольтера — это философские повести, философские романы

Вольтера «Задиг», «Микромегас», «Кандид», исторические работы «История Петра

Великого», «История Карла XII» и «Век Людовика XIV». Вот почему А.С. Пушкин имел

основание сказать: «Если первенство чего-нибудь да стоит, то вспомните, что Вольтер

пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные Архивы Истории» .

Вольтер является автором «Философского словаря», который в последнем полном собрании

его сочинений занимает пять томов по 35—40 печатных листов каждый2 .

  1. Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Канта («Критика чистого разума»: концепция познания, феномен и ноумен; «Критика практического разума»: понимание человека, «категорический императив»).

К этому направлению философии мы можем отнести: И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга,

Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Н.К.Ф. получила название классической в связи с тем, что

принципы философствования заложенные в ней носили образцовый совершенный характер из

которого исходила философия последнего времени. Н.К.Ф. продолжает традицию века просвещения, обращение бытия мира природы человека к просвещенному разуму. Она

концентрирует своё внимание на творческой деят-ти чел-го духа, обладающего автономностью

по отношению к природе и к миру .Н.К.Ф. опирается на диалектический метод. Н.К.Ф.

характеризуется возвращением к созданию универсальных философских систем.

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии. И.Кант -

дуалист. Он считает, что предметы существуют независимо от субъекта, вне его, как

непознаваемая «вещь в себе» (агностицизм). Его творчество распадается на два периода:

докритический (по 1770 г.) и критический. В первый период интересы Канта носят ярко

выраженный естественнонаучный и натурфилософский характер. В это время им написан

знаменитый трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором

обосновывается космогоническая гипотеза, получившая позднее название теории Канта-

Лапласа. Название следующего периода в творчестве Канта «критический» призвано

обозначить существо нового подхода мыслителя к задачам философии. Он состоит в

исследовании условий возможности самих предметов философского интереса (познания,

морали, религии и т.д.) и критического испытания всякого догматизма. В этот период были

написаны известные произведения И.Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика

практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). «Критика чистого

разума»- основной задачей являлось определение общих законов познавательной деятельности

человеческого разума. Он ставит" задачу нахождения трансцендентальных законов познания,

т.е. законов выходящих за границы какого-либо непосредственного опыта. Предваряя решение

этой задачи Кант обращается к природе вещей. У него природа вещей распадается на 2 вида,

вещи сами по себе обладающие внутренней сущностью-ноумен (вещь в себе).И внешнее

проявление вещи-феномен. Человек в познавательной деятельности имеет дело с феноменами,

ноумены он познать не может. «Критика практического разума» отвечает на вопрос что я

должен делать? Практический разум- это разум деятельный относящийся к деятельности

человека как свободного нравственного существа ,как и в теории познания этики Кант пытался

найти априорные познания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип, закон для

всех. Кант его называет «категорический императив»(обязательное повеление). Основные

максимумы категорического императива:1)К человеку должны относиться как к цели и никогда

как к средству. 2)Относись к человеку так же, как ты хотел, чтобы относились к

тебе.З)Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь

пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.



  1. Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Гегеля (Принцип системности, диалектика, феноменология духа, понимание человека и его свободы).


Гегель(1770-1831). Осн.труды- «наука», «логика», «феноменология духа», «философия

права», «философия истории», «энциклопедия философских наук». Главная идея онтологии

(учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного

отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина

всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий

самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и

деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то

есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух —

отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека —

реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение

Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: творение материи

из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом

(человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной

идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке

абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер,

индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;

познает себя через познавательную деятельность человека; творит — в виде результатов

материальной и духовной

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового

духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все - Мировой

дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы -

содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,молодость

и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); данные начала

(стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к

другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба

противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа

всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет

следующиймеханизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в

результате взаимодействия двух противоположных тезисов получаетсясинтез — новое

утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне

развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза

противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого

уровня.Феноменология духа делится на 3 раздела: субъективный дух( это учение об

индивидуальном сознании и его характеристик), объективный дух(рассматривается общая,

социально-историческая жизнь человека), абсолютный дух(духовная жизнь общества,

формы общественного сознания: искусство, религия, философия). Принцип системности

это рассмотрение действительности как взаимосвязанного целого, все элементы которого

находятся между собой в необходимой связи. Источник развития системы заключен в ней

самой.



  1. Марксистская философия и ее значение. Теоретические основания и исторические предпосылки марксизма. Основные положения классического марксизма (материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории, учение о сознании и идеологии, учение о человеке и отчуждении). Марксизм в России.


Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено

рядом обстоятельств:

1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического

способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией

ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании

первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие

клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное

учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в

развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия -

гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Марксова теория формировалась постепенно. Начало ее связано с разработкой трудовой теории

стоимости, теории прибавочной стоимости, анализом капитализма, экономических кризисов. Для

Маркса трудовая теория стоимости была фактически ключом к пониманию капитализма. Он считал,

что труд может создавать стоимость, однако наемный рабочий не может получить всю созданную

стоимость, так как капиталист изымает прибавочную стоимость, вкладывая ее затем в капитал.

Материалистическая диалектика.

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода

для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую

философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её

ядро составляет метод материалистической диалектики.

Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в

двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".

Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему,

существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.

Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных

формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения

"субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода".

Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он

состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов.

И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет

место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом,

диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой

является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.

Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами,

когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств

или состояния в других.

Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие.

Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов. Каждый из

этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и

борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода

количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания -

цель развития.

Материалистическое понимание истории. История есть результат деятельности

самих людей. Она представляет собой процесс смены видов и способов деятельности.

Основой существования и развития истории общества является способ производства.

Способ производства представляет собой реальный базис общества, который обуславливает

социально- политические и духовные процессы. История предстает как смена общественно-

экономических формаций (ОЭФ). Ядром ОЭФ является способ производства. В Марксизме

выделяется 50ЭФ:1)первобытно-

общественная,2)рабовладельческая(частнаясобственность,3)феодальная(со бственность на

землю), 4) капиталистическая, 5) коммунистическая. Источником развития истории

являются противоречия между производительными силами и производственными

отношениями. История — есть история борьбы классов. Учение о сознании и идеологии.

Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой

материи. Необходимыми условиями для формирования сознания являются: общество, язык и труд. Сознание присуще только человеку. Содержание сознания составляет

«материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное ею». Маркс дает

следующее определение сознанию: « сознание - есть осознанное бытие». Источником

познания является практика. Центральной проблемой познания является вопрос об истине.

Критерием истины является практика. В познании можно выделить 2 уровня:

1)имперический, чувственный - его формами является ощущение, представление и

восприятие; 2)теоретический, его формы: понятие, суждение и умозаключение. Учение о

человеке и отчуждении. Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений,

складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля

над какими-то предметами. Маркс же считал, что основы отношений отчуждения коренятся

в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой

природе. Отчуждение имеет место в тех случаях, когда, объективировавшись, человек не

узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не является больше его

собственностью» и «противостоит ему как автономная сила». Маркс выделяет 4 проявления

отчуждения в капиталистическом обществе: 1) рабочий отчужден от продукта своего

труда.2) рабочий отчужден от акта производства.З) рабочий отчуждается от своей

человеческой природы или от своего «родового бытия.4) рабочий отчуждается от других

людей. С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения

субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие «человек» употребляется для

характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Марксистская философия

стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как

человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему

присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему, человек на всех этапах исторического

развития остается тождественен самому себе.

Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека.

Человек – это часть природы, живое телесное существо. Марксистская философия предлагает

объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции общественно практической,

деятельностной сущности человека.

С точки зрения этой концепции человек выделяется из мира животных благодаря активной

производственной деятельности, благодаря труду.

«Труд создал человека». В этом высказывании отражена специфическая особенность

жизнедеятельности человека. Однако необходимо уточнить, в чем состоит особенность

человеческого труда, позволившая ему конституироваться в качестве особого существа, речь идет о

решении проблемы человеческого начала.

При определении границы перехода от животного к человеку чаще всего в марксистской

антропологии ее определяют началом изготовления орудий труда.

Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития

животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и

вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности постепенно перерастают в

специфический способ жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том,

что производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой

становится невозможной сама жизнь. Это превращение взаимосвязано и с превращением животной

активности и животной деятельности в трудовую деятельность человека, которая выступает как

процесс создания самих орудий труда, а так же создания с их помощью путем воздействия на

природу средств удовлетворения жизненных потребностей человека.

Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится

потребностью, потребностей людей, что труд становится главным условием бытия человека.

Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает производственные

отношения. Но кроме производственных отношений в систему общественных отношений входят

отношения между историческими общностями людей, брачно-семейные, межличностные, между

обществом и личностью. Марксизм в России

В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм»

пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало».

Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев,

обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное

реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром

партии кадетов. В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-

демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за

расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в

России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и

политических свобод в их буржуазной трактовке (несмотря на то, что формально заявляли об их

поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также

статью Тоталитаризм).

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны

пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой,большевизму. Его

основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В. Ленина для развития и

распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес

реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический

интернационал.


  1. Неклассическая философия второй половины ХIХ века, ее особенности и значение. Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, классический позитивизм: Конт, Спенсер, Милль (на выбор).


Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую

классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали

материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии

пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого,

догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые,

оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеалистической философии XIX в.

являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены

творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как

целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро-

лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). В

своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к

кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про-

возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в

окружающем мире является воля. Шопенгауэр использует данную теорию с позиций

волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром

воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире

всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение

предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде

"бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли

Шопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости,

возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания

Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только

над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется

всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего

мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания,

волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников

и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии

неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии

жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра

был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной

иррационализму "философии жизни".



  1. Философия XX века: особенности, основные направления и значение. Философия экзистенциализма: общая характеристика. Сартр, Камю, Марсель, Хайдеггер, Ясперс и др. (на выбор).


Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие

из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с

современными реалиями. В XX веке в философии продолжалась позитивистская линия.

Философская антропология.

Персонализм как философское направление, для которого человек является в первую

очередь действующей личностью, а не просто абстрактным мыслящим субъектом. Анализ

бытия и смысла существования человека персонализм осуществляет, не только обращаясь к

историко-философским традициям и теологическим трудам, но и прибегая к исследованию

текстов художественной литературы, которая также выступает своеобразным "свидетелем

истины", раскрывая конкретно-исторический и одновременно универсальный характер

бытия человека.

Герменевтика — «искусство толкования», от — «толкую», этимология которого

неясна):направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации

литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в

истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь

призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия

существования, — философское направление XX в., идеи которого получили широкое

распространение во многих европейских странах, а также в США. К экзистенциализму

близко такое религиозно-философское течение, как персонализм. Экзистенциализм не

является академической доктриной, его основные темы — человеческое существование,

судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, — близкие любому

художнику, писателю, поэту, с одной стороны, сделали это направление популярным среди

художественной интеллигенции, а с другой — побудили самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства. Различают экзистенциализм религиозный и атеистический.

Экзистенциализм пытается возродить онтологию (учение о бытии). Бытие должно быть

постигнуто только интуитивно, как некая изначальная непосредственная, нерасчлененная

целостность субъекта и объекта. Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель,

коллектив — средство, обеспечивающее возможность материального существования

составляющих его индивидов. Полагая человека единственным источником воли, Сартр

справедливо связывает эту волю с ответственностью :" Но если действительно

существование предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть . Таким

образом, первым делом экзистенциализм делает каждого человека собственником того, что

он есть, и возлагает на него полную ответственность за его существование ... Но когда мы

говорим, что человек ответствен за себя, то это не значит, что он отвечает только за свою

собственную личность . Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное

существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого

существования вообще. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное

существование, не в ладу и с вещами природы они глухи к нему, давят его своим вязким и

солидно-неподвижным присутствием, и среди них может чувствовать себя благополучно

устроенным только общество "подонков", человек же испытывает "тошноту".Неся

критическую оценку мироустройства, экзистенциализм Сартра так и не смог предложить

достаточно определенных путей его преобразования



  1. Философия XX века: особенности, основные направления и значение. Психоанализ и психоаналитическая философия: основные проблемы и представители. Фрейд, Юнг, Фромм (на выбор)


Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие

из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с

современными реалиями. В XX веке в философии продолжалась позитивистская линия.

Философская антропология.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный

метод исследования, развитый 3. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.

Психоаналитическая философия возникла как новое метафизическое учение,

осмысливающее скрытые тайники человеческой души.Зигмунд Фрейд(1856-1939). Труды:

«этюды по истории», «толкование сновидений», «психопатология обыденной жизни », «три

очерка по теории сексуальности», «тотем и табу», «введение в психоанализ», «я и оно»,

«будущность одной иллюзии». Сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех

уровнях:1.психоанализ - как метод психотерапии;2.психоанализ - как метод изучения

психологии личности;3.психоанализ , как система научных знаний о мировоззрении,

психологии, философии. В результате своих исследований Фрейд пришел к выводу, что

психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание, предсознание и

бессознательное. Фрейд в анализе психики впервые обнаружил огромную роль

бессознательного в поведении человека. Бессознательные инстинкты, в первую очередь

сексуальные течения (либидо), являются основными побудительными силами поведения

личности. В формировании концепции Фрейда различают два этапа. 1— конец 19в — 1920

г. В это время он приходит к выводу, что вся человеческая культура есть результат

сублимации, т.е. переключения энергии либидо на процесс творчества или другие виды

деятельности более высокого порядка. 2 этап - после 1920 г- связан с формулировкой

динамической концепции психики личности, в которой он выделяет три слоя: Оно (Id), Я

(Еgo) и Сверх- Я (super Еgо). Оно — бессознательное начало, выражающее инстинктивные

влечения человека. Я — сознательное начало, выступающее посредником между Оно и

Сверх-Я. Последнее является миром культуры, общественным надзирателем. Слой Я — (сознание человека) призван согласовывать, регулировать отношения между влечениями

Оно и цензурой Сверх-Я. которое является также и совестью. Таким образом, сознательное

Я испытывает давление с двух сторон — Оно и Сверх-Я. находится в тисках между ними и

обусловливает постоянную внутреннюю противоречивость личности. Поэтому оказывается

что Я вовсе не является господином в своем собственном доме, а вынуждено подчиняться

внешней социокультурной реальности, сдерживая влечения своего Оно.


  1. Философия неопозитивизма и современная философия науки: основные проблемы и представители. Рассел, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд (на выбор).


Неопозитивизм— одно из распространенных направлений философии 20 в., совр. форма

позитивизма. Н. считает, что знание о действительности дается лишь в повседневном или

конкретно- научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу

языка, в к-ром выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия).

Философский анализ с т. зр. Н. не распространяется на объективную реальность, он должен

ограничиваться лишь "данным", т. е. непосредственным, опытом или языком. Неопозитивизм

больше, чем любое другое учение, был связан с наукой, прежде всего с математикой и теоре-

тической физикой, что и обусловило как его огромное влияние на интеллектуальную жизнь

Запада на протяжении практически всего XX в„ так и его проблематику. В ходе бурного,

буквально взрывообразного развития науки произошел радикальный и универсальный

переворот в научной картине мира. Если выразить кратко суть неопозитивизма, то можно

сказать, что она в конечном счете состоит в следующем: философия здесь трактуется как

анализ языка, и даже традиционные философские проблемы рассматриваются его

представителями как языковые проблемы. При этом в одних случаях имеется в виду язык

науки, в других — обыденный разговорный язык. Иногда исследованию подвергается логиче-

ский синтаксис языка, т. е. его формальные правила, иногда его семантический или

прагматический аспекты. Но когда предметом анализа становится язык, а язык — это система

языков, то неизбежно на первый план выступают проблемы значения и смысла. Они и

оказываются в центре внимания неопозитивистов. Неопозитивизм выступил сперва как

логический атомизм, затем стал называться логическим позитивизмом, потом логическим

эмпиризмом, а затем присвоил себе название аналитической философии. Свести всю функцию

философии к логическому анализу языка — значит упразднить значительную часть того ее

реального содержания, которое складывалось на протяжении двух с половиной тысячелетий —

вот проблема неопозитивизма. Представители: Рассел, Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд.

Концепцию И. Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий:

- научно-исследовательская программа;

- "жесткое ядро" исследовательской программы;

- "защитный пояс" гипотез;

- гипотеза ad hoc;

- положительная и негативная эвристики. Методология Лакатоса рассматривает рост

"зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными

структурными

элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс"

гипотез. Научно-исследовательская программа имеет свое "твердое ядро".У теорий данной

программы есть "твердое ядро" и "защитный пояс". Теории сопоставляют друг с другом. Рост

научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро

программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к

новой. ГИПОТЕЗА аd hос - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса -

гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая

"жесткое ядро" программы от определенного контрпримера. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ И

НЕГАТИВНАЯ ЭВРИСТИКИ - обуславливают смену программ нормативными правилами,

предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования

("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать.

Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить 2 основные

стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика"

активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое

содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется,

ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число

аd hос гипотез.



  1. Особенности русской философии. Исторический путь развития, многообразие течений и проблем.


Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она

образуется как самостоятельная форма освоения мира в 18 веку. Бурное, интенсивное

развитие начинается с40-х г 19в. Особенности Р.Ф.: 1) внимание к социальной

проблематике, которая заключалась в построении моделей будущего развития, направления

переустройства общества, одним из ведущих разделов становится философия истории,

которая призвана решить вопрос о смысле истории и месте россии в историческом

процессе, 2)борьба западничества и славянофильства, 3)этический характер Р.Ф. (Этика

положена в основание философских систем, она явлением фундаментом философии.

4)тесная связь философии и художественной культуры, 5) внимание к религиозной

проблематике. При наличии разных направлений, обращение к данной теме является

достаточно характерным для Р.Ф., хотя решалось оно по-разному. Русская философия

прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы: 1)11-17

вв. — постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках философии и

других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического

(Иларион, Андреи Рублев, Максим Грек и др.) 2) 18 в. — первая четверть 19 в. —

распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры

своего времени; 3)вторая четверть 19 — начало 20 вв. — развитие самостоятельной

философской мысли в России; русская философия после 1922 г. — философия русского

зарубежья. Русская философия возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом

христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Принятие

христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией от которой она получила

много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для

западноевропейской традиции. Через византийское и южнославянское посредничество

Россия восприняла многие положения восточно- христианской философской и

богословской мысли. Особенность развития русской философии состоит и в том, что оно

идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских

идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры



  1. Русская философия ХIХ века: западники и славянофилы, Чаадаев, религиозно-философские искания Достоевского и Толстого (на выбор).


Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель

Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Подвергая критике общественно- политическое

устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс

в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о

назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная

им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая

богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной

жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от

какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей

любви. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически- космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него.

Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в

общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что

упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения

общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное

самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и

социальный порядок, то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого

порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов

и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания

Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии.

Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем и

каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое

выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека —

участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему» . Согласно Толстому, Бог есть

любовь. В своих художественных творениях Толстой апеллировал к народу как носителю

истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания. На

мировоззрение Толстого оказали огромное влияние Ж.Ж. Руссо, И. Кант и А. Шопенгауэр.

Философические искания Толстого оказались созвучными определенной части русского и

зарубежного общества (так называемое толстовство). Причем среди его последователей

оказались не только члены различных религиозно-утопических сект, но и сторонники

специфических «ненасильственных» методов борьбы за социализм. К их числу относится,

например, выдающийся деятель национально-освободительного движения Индии М. Ганди,

называвший Толстого своим учителем.


  1. Русская философия конца XIX в.– ХХ в. В. Соловьёв, Н. Бердяев, русский космизм, и др. (на выбор).


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта