Философия. Вопросы для подготовки к экзамену по философии
Скачать 274.86 Kb.
|
Медицина в системе наук представляет собой проблемное поле гуманитарных наук, прежде всего философии. Философия способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. - развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и творческий потенциал материальной и духовной культуры медиков. - Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей. Медицина нуждается в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л. Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Существование культуры может быть представлено в единстве трех модальностей. Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, процессуально-деятельностный аспект культуры, т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В этом смысле культура выступает как общая «технология» человеческой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модальность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, религии, феномены политики и права. В каждом из трех аспектов медицина представляет собой особый вид деятельности человека, в которой реализуются, проявляются все грани культуры. С позиций человеческих качеств медицина представляет собой сложную систему, в которой существенную роль играют такие элементы как, например, мировоззренческая культура врача, философская культура, экологическая культура, нравственная культура, эстетическая культура, художественная культура. Ограничения здесь невозможны в силу многогранности самой человеческой деятельности. В научной литературе рассматриваются проблемы культуры мышления врача, роль религии и искусства в медицине, культуры взаимоотношений и поведения. В процессуально-деятельностном смысле медицина представляет, прежде всего, как профессиональная культура, набор специфических форм и методов деятельности врача. В сфере предметной модальности культура и медицина имеют общие связи в самых различных подсистемах: «предметы техники — медицина», «предметы быта - медицина», «произведения искусства - медицина», «произведения философии - медицина», «феномены религии — медицина» и др. Этические проблемы искусственного аборта. Зачатие влечет за собой появление живого существа. Рассуждения о том, с какого именно момента эмбрион приобретает основные свойства, а значит, и статус человека как такового, привели сегодня к тому, сам фактор возраста эмбриона оказался под вопросом. Некоторые утверждают, что эмбрион считается человеком уже на 14 сутки после зачатия, другие, что после рождения. В любом случае искусственный аборт есть убийство. В религии отрицательно относятся к аборту. С медицинской точки зрения, аборт делать можно при угрозе жизни женщине, н-р. Новые репродуктивные технологии: этический аспект. К репродуктивным технологиям относятся медицинские приемы и практики, связанные с рождением человека, которые в традиционном смысле не являются естественными. Среди них: - искусственная инсеминация спермой донора или мужа («неизлечение семьи»,такая семья условна, вопросы вокруг донора: мотивов, вознаграждение, социального и морального статуса родившегося в результате искусственной инсеминации ребенка); - экстракорпоральное оплодотворение, то есть оплодотворение вне организма; - «суррогатное материнство», когда эмбрион, полученный от одной женщины, вынашивается другой женщиной. Эвтаназия. СПИД. Философско-клиническое пространство ХХ в. Философские аспекты здоровья человека. Философско-методологические проблемы определения понятий «норма» и «патология». Врач и пациент: диалог субъектов В философском плане каждый человек представляет собой противоречивое, динамичное, системное единство двух эволюционно противоположных сущностей («пластов»): биологического (со всеми входящими в него природными компонентами) и социального (в конкретном пространственно-временном и властно-собственническом континууме). Духовность и организм «живут» по разным объективным законам. Здоровье – это состояние определенной неизменности всех систем, структур и функций организма при его непрерывном подвижно-равновесным взаимодействии с окружающей средой. Чтобы избавиться от этой напасти или хотя бы максимально облегчить себе жизнь, требуется определить адекватный путь исцеления, индивидуальный для каждого человека. Для этого необходимо предварительное тщательное и терпеливое (за исключением критических ситуаций) изучение клинической картины заболевания и сопоставление её с данными современной медицинской науки, чтобы установить диагноз, определить прогноз и наметить стратегию лечения. Не смотря на патологию и стадию её развития, надо рассматривать организм, как единое целое. Диагностика – общечеловеческая деятельность, универсальная форма адаптации людей в окружающем мире. Клиническое диагностирование касается подчас самой жизни человека, обладающего не только болезнями, но также сознанием, волей, жаждой жизни, определённым биологическим ресурсом самовосстановления. Врач по внутренним болезням, опираясь на развитый потенциал собственных органов чувств, по сотням незаметных непосвящённому признакам стремится «расшифровать» индивидуальный механизм взаимосвязи патологий, создающих угрозу не только качеству жизни, но и самой жизни страдающего человека. Диагностика – не акт, а мыслительный процесс, диалог врача с организмом пациента и им самим. Врач опирается на опыт предшественников, именно он задаёт направление выстраиванию диагноза и клинического прогноза, определяет спектр необходимых лабораторно-инструментальных и иных тестовых исследований. Затем систематическое наблюдение за ходом лечения, анализ успехов и сбоев перерастают в мониторинг и уточнение прогноза, коррекцию средств и методов целительства, исходя из осмысления обратной связи с организмом, его откликов и реакций на предпринятые меры. Но над приборами, пробирками и тестами всегда возвышается фигура врача-клинициста. Только он может справиться с этими инструментами. Демиург здоровья – не скальпель и не таблетка, а человек, врач, осмысливающий ситуацию, наблюдающий, диагностирующий, назначающий и операции, и препараты, и необходимые на его взгляд лабораторно- инструментальные исследования. Техника всегда может дать сбой. Врач заметит ошибки измерения. Философское осмысление проблемы здоровья человека может способствовать ускоренному переходу от медицины болезней к медицине здоровья, то есть к переносу центра внимания от лечения далеко зашедших патологий к их обнаружению на ранних подступах и своевременной профилактике. Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, пасторскую (патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную). В рамках так называемой "инженерной модели " врач относится к пациенту как к "безличностному механизму". Задача врачевания интерпретируется как исправление "поломки" механизма, обусловленной действием внешних или внутренних факторов. Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то учет его мнения при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и может быть вреден из-за привнесения субъективных оценок. В рамках патерншшстской модели отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Патерналистское отношение наполнено субъективным содержанием и строится как определенного рода межличностное общение. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость. Гораздо ббльшие возможности для реализации ценностей автономной личности создает коллегиальная модель отношений между медицинским работником и пациентом. Больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент Должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания, возможных осложнениях и т.д. Будучи в некоторой степени уравнен в отношении информированности с медиками, пациент становится в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя как коллега лечащего врача. В данном случае он реализует неотъемлемое право личности на свободу выбора. Контрактная форма отношений позволяет избежать тех пагубных для свободы пациента недостатков, которые присущи инженерной и патерналистской моделям. Одновременно она не уповает на иллюзию возможности соучастия пациента в качестве "коллеги" врача. Пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя выгодными и возможными. При этом он может делегировать определенные "властные" полномочия врачу с тем, чтобы тот мог адекватно выполнить свои профессиональные обязательства. Особенности личности врача. Нравственные ценности врача. Проблема свободы и ответственности врача. Профессиональный долг врача. На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь - имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность и др. Профессия врача предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больному человеку. Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача: 1. Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово. 2. Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим. 3. Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность. 4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу. Нравственные ценности. Честность, человечность, бескорыстие, умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного», – писал Гиппократ. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. «Где любовь к людям – писал Гиппократ, – там и любовь к своему искусству». Свобода и обязанности врача. Лечащий доктор может выбираться именно пациентом или назначаться руководителем учреждения здравоохранения или его подразделения. Обязанностями лечащего врача является квалифицированное и своевременное лечение и обследование пациента. Больной вправе настойчиво просить замены врача. Доктор имеет право отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при условии, что это не угрожает жизни больного и здоровью населения. Доктор не несет ответственности за здоровье больного в случае отказа последнего от медицинских предписаний или нарушения пациентом установленного для него режима. Обязанности врача Для выполнения своих обязанностей врач должен иметь свободу профессиональных действий, согласованных с совестью и требованиями современной медицины. За врачом сохраняется свобода выбора в применении обоснованных методов, которые, по его мнению, являются правдивыми. Врач должен, однако, ограничиться такими диагностическими, лечебными и профилактическими мероприятиями, которые действительно необходимы больному и соответствуют современному уровню медицинских знаний. В отдельных ситуациях врач может отказаться или уклониться от лечения больного, кроме случаев, когда предоставление неотложной врачебной помощи не терпит отлагательства. Не имея возможности оказать медицинскую помощь больному, или уклоняясь от нее, врач обязан указать больному, а также его законным представителям, на другую возможность ее получения. Врач может осуществлять врачебные мероприятия исключительно по медицинским и (или) эстетических показаний. Врач должен тщательно провести диагностирование, лечение и профилактику, посвящая на это необходимо время. Врач может начать лечение только после предварительного обследования пациента. Исключением является разве чрезвычайные ситуации, при которых немедленная врачебная помощь в форме совета может быть предоставлена только на расстоянии. Долг врача, проводящего медицинское исследование, состоит в охране жизни и здоровья, защите достоинства, неприкосновенности, личной жизни и права на свободное волеизъявление участвующих в нем больных, а также конфиденциальности их частной информации. Био-власть в эпоху биотехнологий. Возможности и пределы медицинских технологий в обеспечении здоровья и долголетия: философский и социокультурные аспекты. Согласно концепции Мишеля Фуко в 19 в. начинает формироваться новый тип власти, который он назвал био-власть или биотехновласть.Теперь власть приобрела форму заботы о качестве человеческой жизни – ее здоровье и эффективности. Раньше «знание и сила» оказывались основанием свободы человека в качестве «субъекта» своей жизнедеятельности. Истина действительно дает власть. Теперь это сила не освобождающая, а закрепощающая– биовласть. Суть биовласти составляет явная или неявная способность социума и его властных структур нормировать и регулировать биологические отправления отдельных индивидуумов(контроль над репродукцией, внешним обликом и внутренней организацией человеческого организма, его генетической конституцией ) Как писал В.А.Подорога, зарождение и развитие феномена биовласти происходит там и тогда, когда и где в социальной истории впервые появляется интерес к политическому использованию человеческого тела, где оно обособляется в роли индивидуализированного объекта надзора, тренировки, обучения и наказания57 «Точкой приложения» власти является не психика а психосоматическое бытие человека и современная наука и технология существенно расширяют масштабы и глубину такого воздействия.Биовласть напрямую влияет на «репродуктивный выбор», т.е. на одну из наиболее интимных сфер соматического бытия человеческого существа. Наметился конфликт биовласти с доктриной естественных прав человека. Наиболее нетерпимым для человека есть ощущение постороннего вмешательства в саморазвитие своей личности. Именно этим объясняется экстремально негативистское восприятие развитие технологии клонирования человеческого организма. Декодирование и интерпретация любой информации, касающейся нынешнего состояния или будущего конкретной личности в результате психологических тестов или генодиагностики, истолковывается как посягательство на ее социальную автономию, достоинство и идентичность!!! Различные диеты, косметика, body-building, аутотренинг, психоанализ, и проч вначале ограничиваются фенотипической модификацией.По мере заполнения нового технологического пространства обостряется конкуренция и снижается эффективность развития существующих технологических схем.Возникают новые технологические системы, основанные уже на модификации собственно генетических программ индивидуального развития. Так на определенном уровне развития науки о наследственности ее инструментальная база (стерилизация носителей неблагоприятной и патологической наследственности, подбор супружеских пар) оказалась недостаточно эффективной и требующей жесткого политического прессинга. Пришедшие ей на смену технологии пренатальной и предимплантационной диагностики, генотерапии, клонирования потенциально более легко адаптируемы (в разной степени) к действующим системам ценностных приоритетов и этических нормативов. Техническая эффективность их также на порядок выше. |