Главная страница
Навигация по странице:

  • Эллинско-римская философия: общая характеристика. Основные школы этого периода: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм (на выбор).

  • Философия. Вопросы для подготовки к экзамену по философии


    Скачать 274.86 Kb.
    НазваниеВопросы для подготовки к экзамену по философии
    АнкорФилософия
    Дата07.06.2022
    Размер274.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFILA_EKZ.docx
    ТипДокументы
    #575427
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Классический период античной философии: общая характеристика. Философия Платона (учение об идеях, о знании, о душе, о государстве).


    Классический (философия «классической Греции»): 2-я пол. V—IV вв. до н. э. Это

    время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве

    правил всеобщего законодательства. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание

    — все стороны общественной жизни становятся предметом практического обсуждения и

    теоретических размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится

    «человеком среди людей», воспринимающим мир и себя самого изнутри специфически

    человеческого (социального и гражданского) опыта. Взаимосвязь вещей, их причинная

    (формальная, материальная и целевая) обусловленность, сам характер существования

    единичной вещи получают свое философское обоснование в единстве понятия («форма»,

    «идея») и бытия. Философия в это время впервые приобретает самостоятельный статус,

    совмещая в себе одновременно два аспекта: «научный» (образование философских

    понятий— «первооснов бытия») и «воспитательный» (образование) человека —

    «идеального гражданина»). Тождество этих моментов легло в основание первых

    философских систем — Платона и Аристотеля. К числу отдельных характерных

    особенностей классической греческой философии принадлежат: отождествление знания и

    добродетели, различение «права и правды природы» («фюсис») и «права и правды

    закона» («номос»), утверждение, что «человек является мерой всех вещей» и др.

    Платон (427-347 гг. до н. э.) заимствует у Пифагора идею перевоплощения душ. Так же, как и

    Пифагор, Платон рассматривал земное бытие человека как пленение его души, от которого

    можно освободиться только в результате ряда перевоплощений. Но идея земного плена выглядит

    у Платона более трагично, чем это имеет место у Пифагора или в буддистских представлениях о карме.

    Согласно философии Платона, душа, по существу, не может выйти из бесконечного цикла бытия,

    т. к. души, освобожденные от земного плена, возвратившиеся в мир идей, снова пытаются заглянуть в

    занебесную сферу, ломают крылья и, отягощаясь, вновь попадают на землю. Эта, в общем-то

    трагическая и пессимистическая философия, по-видимому, связана с жизненной драмой Платона.

    Наблюдая мир, в котором убивают мудрецов-философов, совершают предательства, думают прежде

    всего о богатстве, Платон, естественно, имел основания для того, чтобы прийти к выводу о его

    неподлинности. Это выразилось в метафизической концепции, поэтическим образом которой стала !пещера!. Если в пещеру через тонкую щель попадает луч солнца, находящиеся в ней люди могут

    видеть на стенах лишь свои тени. Таков, по Платону, и наш мир. Он лишь отражение

    подлинного мира, в котором находятся эйдосы — идеальные формы, представляющие прообразы

    всех вещей. Эти общие идеи, согласно Платону, онтологически более реальны чем те обычные

    вещи, которые мы можем наблюдать. Например, в мире идей существует общая идея стола, чаши, а

    также общие идеи блага, добра, красоты. В этом же мире обитают бессмертные души. Как видно, здесь

    идет проработка той же предпосылки философского мышления, что была и у Парменида: чувства

    могут нас обманывать, они способны фиксировать лишь поверхностные уровни реальности,

    создавать видимость знания. Все знание, доступное человеку как земному существу, Платон считает

    относительным, он называет его правильным мнением. Но прорыв к действительному знанию возможен.

    Это достигается тем, что душа человека способна вспомнить то, что она видела, когда была в мире идей.

    Такое познание-припоминание предполагает самососредоточение и одновременно является, по Платону,

    нравственным очищением. Так как общее, по Платону, более истинно, чем единичное, и душа стремится

    именно к постижению общего (общей идеи красоты, любви, блага). Жить нравственно, т. е.

    реализовывать в своей жизни общие черты человеческого бытия, также оказывается предпочтительнее,

    чем безнравственно.

    Платон понимал, что общие начала как таковые не могут быть непосредственно выражены в земном

    существовании человека. Однако общее может быть, так сказать, более концентрированно представлено

    в единичном. Это облегчает каждому человеку освобождение его души. С данными идеями связана

    социальная концепция Платона.

    Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и

    справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций,

    соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три

    части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую). В соответствии с преобладанием этих

    частей

    и распределяются государственные функции. Управление принадлежит философам, у которых

    преобладает разумная часть души. Воины, у которых преобладает волевая часть души,

    обеспечивают

    защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная часть души,

    занимаются материальным производством. Платон признает, что они обеспечивают государство

    необходимыми для жизни и других дел материальными продуктами. Однако государство, выполняющее

    общие функции, заботится о них как о единичном. Таким образом, государство уравновешивает

    различие душ путем обмена деятельностью между людьми. Оно позволяет людям, у которых разумное

    начало выражено слабо, приобщиться к мудрости тех, кому досталась более совершенная душа.

    Это позволяет им обуздать свои аффекты и осуществлять деятельность на благо всего общества.


    1. Классический период античной философии: общая характеристика. Философия Аристотеля (критика учения Платона об идеях, учение о категориях, о материи и форме, о четырех причинах, о движении и перводвигателе).


    Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Главное возражение

    Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель пишет:

    «Ведь» покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего есть

    сущность... как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно (от них)?» Аристотель

    категорически не согласен с представлением с самостоятельном существовании мира идей, о его

    независимости, отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать

    отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея

    существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. Отсюда — и иная

    оценка природы и возможностей ее познания.

    В отличие от Платона Аристотель считает, что мир изменчивых, индивидуализированных природных

    вещей (так же, как и мир идей) может быть предметом достоверного познания, науки. Все достойно

    быть предметом познания: и движение светил, и строение тела всех живых и растительных существ (от червя до человека), и устройство полиса, и свойства высшего перводвигателя и др. Основу естественно-

    научных воззрений Аристотеля составляет его учение о материи и форме.

    Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединение материи и формы. Материя сама по

    себе — бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это материал, т.е. то, из чего возникает ее

    субстрат. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее,

    моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя,так и

    форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь — соединение материи и формы. При этом материя данной

    вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит.

    Переходя таким образом в глубь вещества, к все более простым телам (например, от здания к кирпичам,

    от глины к элементам, из которых она состоит, и т.д.), приходят к абстрактной «первоматерии».

    Первоматерия лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая

    определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых

    состоят все вещи. Простейшие формы — теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с

    первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля.

    Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие

    существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории

    образовались как результат обобщения исторического развития познания.

    Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или

    «субстанция», а остальные считались её признаками:

    4. - Субстанция (Сущность);

    5. - Количество;

    6. - Качество;

    7. - Отношение;

    8. - Место;

    9. - Время;

    10. - Положение;

    11. - Обладание;

    12. - Действие;

    13. - Страдание.

    В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего.

    Причины эти таковы:

    Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна,

    несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в

    своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие.

    Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля,

    огонь и эфир (небесная субстанция).

    Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных

    вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-

    перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою

    слияние материи и формы.

    Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с

    которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная

    зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в

    покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но

    и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей

    целью является Благо.

    Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристотель рассуждал при этом следующим

    образом: ряд причин и следствий не может быть безначальным или бесконечным; есть причина, сама

    себя обусловливающая, ни от чего не зависящая – причина всех причин; ведь если бы мы допустили

    бесконечный ряд причин, то во всем существующем видели бы ряд одних следствий. Есть,

    следовательно, одно начало и причина, которая все начала делает началами и причинами; оно-то и есть

    начало причинности и движения.

    Есть первое движущее, начало всякого движения и изменения; ибо изменения также сводится к

    движению. Это начало – непостижимо и неизменно, ибо в нем нет материальной стихии. Оно вечно, как

    вечно само движение, как вечна природа; оно нематериально, оно есть чистая энергия. Оно, поэтому,

    есть первый источник всякого бытия и действия.

    Это начало не движет мир внешним образом, рядом механических толчков; оно движет его, как

    внутренняя цель, не пото­му, чтобы в нем самом было движение, а как предмет всеобщего стремления,

    всеобщей любви.

    Божество приводит в движение непосредственно лишь верхнюю сферу – небо неподвижных звезд. Это

    движение наиболее правильное, ибо ближе всего находится к божеству; затем уже оно обусловливает

    собою и движение низших сфер. Аристотель, хотя и отрицал всякие телесные определения Бога, но не

    мог отрешиться от пространственных представлений и помещал божество вне мира, за пределами

    высшего неба. Бог Аристотеля не есть личный бог; это – лишь конечное условие мирового движения,

    мирового процесса, а следовательно, и мирового бытия в его целом, – первая причина Вселенной.

    Правда, Аристотелево понятие причинности и движения – несравненно глубже понятий

    предшествовавшей философии. В его первой причине совпадают понятия производящей причины,

    формы и цели; она есть начало, середина и конец всего сущего и бывающего. Но все же она ограничена

    в своем действии материальной «причиной», которая противолежит ей. Бог Аристотеля остается

    философской отвлеченностью, которая не в силах победить античный натурализм. Поэтому наряду с

    верховным Богом, двигающим небо неподвижных звезд, Аристотель признавал других двигателей,

    других богов, движущих планеты. Но бог Аристотеля не есть исключительно астрономическая или

    космологическая гипотеза, как ум Анаксагора. Его можно рассматривать также как гносеологическую

    гипотезу, как идеал чистого разума, «понятие всех понятий», хотя и здесь, по своей отвлеченности, он

    является не творческим источником всех прочих мыслимых форм, которые не существуют отрешенно от

    вещест­ва, а только как мыслящее начало, не имеющее объекта вне себя самого. Как бы то ни было, бог

    Аристотеля есть верховное, конечное понятие его метафизики, в котором совпадают начала движущей

    причины, цели (благо) и чистой формы (чистого мыслящего разума).



    1. Эллинско-римская философия: общая характеристика. Основные школы этого периода: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм (на выбор).


    Период эллинизма с 338 года до н.э. (год венной победы Македонии над Грецией) до 30

    года до н.э., когда перестало существовать последнее эллинистическое государство –

    эллинистический Египет, оккупированный римскими войсками. Философия римской империи.

    Начинается с заката периода эллинизма до 3-4 века новой эры (до момента развития и роста

    христианства).

    Два культурных центра – Афины (философия) и Александрия (наука, дельта Нила,

    Египет. Основана Македонским).

    В Афинах Академия, основанная Платоном. Ликей (или перипатетики –

    прогуливающиеся), основанный Аристотелем. Эпикур. Родился на острове Самосе (родине Пифагора). 341-270г. до н.э. Однако

    Эпикур – афинянин, а не самосец. Эпикур основал свою школу – “Сад Эпикура” недалеко от

    Афин. Эпикур начинает свою деятельность в конце IV века до н.э.

    Два раздела учения: Физика и учение о человеке.

    Исходным разделом учения Эпикура является «Физика» (учение об устройстве

    природы). Физика нужна как знание о природе, но это такое знание, которое позволяет нам

    понять самого человека (понять через природу) и объяснить характер его поведения в мире

    (наклонности, желания, страсти). Эпикур последователь Демокрита. Считает, что в природе

    есть только атомы и пустота, остальное мы только чувствуем. Мир атомов вечен и бесконечен.

    Движение атомов не подчиняется однозначно законам; в движении атомов (и, соответственно,

    тел и явления) существует то, что мы называем случайностью. «Случай – владыка вселенной».

    Основным в учении Эпикура является учения о человеке. Этика, которая базируется на

    идеи случайности. Цель этики сделать человека счастливым. Рецепт жизни: «Человек должен

    стремится к счастью (личному), не взирая на обстоятельства жизни (они всегда против нас)».

    Если в движении атомов присутствует случайность, то вокруг нас стихия, безразличная к нам.

    Стоики. Стоицизм имеет долгую историю, начиная с истоков эллинизма и вплоть до

    поздней Римской империи (до конца 4-го века новой эры).

    Стоицизм сложное мировоззренческое образование. Он сочетал в себе элементы

    материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в

    стоицизме нарастала, а сам стоицизм трансформировался в этическое учение.

    Стоицизм – этическое учение или этическая философия. Основатель Стоицизма – Зенон

    с острова Кипр из города Кития. (336-264) 4-3 век до н.э. Зенон Китионский или Зенон Стоик.

    Вокруг Зенона Стоика образовалась группа учеников. Философию Зенона трудно

    отличить от философии учеников. Это одна традиция.

    1.Атараксия. Означало – невозмутимость, отсутствие волнения. Независимость и

    самодостаточность человека. Умение довольствоваться своим как бы ни мало оно было.

    2.Человек должен быть нечувствительным к страданию и достигать бесстрастия.

    Отсюда, правда, вытекало повиновение судьбе. Страсти – враг и злодей, это слабости разума.

    Апатия – удаление от страстей. Стоики призывают к апатии – недопущению страстей или

    сознательное воздержание от них.

    3. Стремление к счастью. Разум – друг и помощник в достижении счастья.

    Страсти общий источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и

    несправедливости. Четырем видам зла противопоставлялись четыре вида добродетели.

    Неразумие – мудрость, трусость – мужество, неумеренность – умеренность, несправедливость –

    справедливость. Страху стоки противопоставляли предусмотрительность, а вожделению –

    волю.

    Стоики поняли, что между добром и злом лежит ничейная полоса, то есть всё то, что не

    зависит от воли человека, будь он даже мудрец. И правильная позиция состоит в том, чтобы

    принимать мир как он есть. Принимать всё как оно есть: и жизнь и смерть, здоровье и болезнь,

    красоту и безобразие, удовольствие и страдание, знатность и низкое происхождение, славу и

    бесславие.

    Скептицизм Родоначальником скептицизма был Пиррон (360-270гг. до н.э.). Время

    действия школы до 1 до н.э. Учителем Пиррона являлся Анаксарх. Анахсарх был дружен с Ал.

    Македонским и участвовал в его знаменитом походе. Анаксарх был умерен во всем и бесстрастен, спокоен. Чем заслужил к себе уважение со стороны своих последователей.

    Анаксасрх был замучен тираном острова Кипр.

    В центре внимания Пиррона старая проблема счастья.

    Пиррон по-своему подытожил всю предшествующую философию и пришел к выводу,

    что все философы почти во всем противоречили друг другу. Тем самым философы невольно

    доказывали, что мы не можем знать, что такое мир, что такое составляющие его вещи и

    происходящие процессы.

    Скептики сформулировали десять тезисов – тропов, к которым в дальнейшем было

    прибавлено еще пять. Это аргументы против знания или почему нужно воздерживаться от

    суждений.

    Если объединить эти тропы, то получаем следующие четыре позиции.

    1.Критика чувственного познания.

    - Разные органы чувств, физиологические, психические, индивидуальные различия

    людей.

    - Различные состояния субъекта

    - Существует примесь других факторов. Чувства не изолированы друг от друга и от

    внешних воздействий.

    2.Релятивность познания. То, что из далека кажется малым, вблизи оказывается

    большим. Различные воздействия разного количества одно и того же вещества. Например,

    лекарство. В малом количестве оно полезно, а большом вредно. Относительно одной вещи – это

    вправо, а относительно другой – влево. Ничего нельзя утверждать позитивно – ни

    существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т.д.

    3.Сила привычки. Привычные вещи вызывают согласие, а непривычные вещи –

    удивление. Привычные и непривычные вещи вызывают различные чувства.

    4.Противоречия логического познания. Критика бесконечной цепи доказательства.

    Признать истинным первоначальную посылку без доказательства. Предпосылки принимаются

    без доказательства. Либо дурная бесконечность, либо признание истинными без доказательства

    первоначальных посылок. Кроме бесконечности есть еще доказательство по кругу.

    Доказательство по кругу не истинно.

    Главный смысл человеческой жизни поиск наиболее достоверных доказательств.

    Достоверные доказательства не может дать ни чувственное познание, ни логическое

    доказательство. А где истина? Истина в достоверности сознания.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта