Главная страница
Навигация по странице:

  • Мировоззрение. Исторические типы мировоззрений: мифология, религия, философия.

  • Античная философия: предпосылки возникновения, особенности и значение. Философия досократиков: общая характеристика. Ионийская, элейская, пифагорейская школы, Гераклит, атомисты (на выбор).

  • Классический период античной философии: общая характеристика. Философия софистов и Сократа.

  • Философия. Вопросы для подготовки к экзамену по философии


    Скачать 274.86 Kb.
    НазваниеВопросы для подготовки к экзамену по философии
    АнкорФилософия
    Дата07.06.2022
    Размер274.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFILA_EKZ.docx
    ТипДокументы
    #575427
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

    1. Философия, ее предмет и структура. Философия и наука: проблема взаимосвязи. Функции философии. Философия в системе культуры


    ФИЛОСОФИЯ - (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

    Впервые слово «философия» употребил в 6 в. до н.э. знаменитый древнегреческий мыслитель Пифагор, желая привести принципиальное различие между тем знанием, которое в готовом виде (посредством мифов, преданий, традиций) передавалось из поколения в поколение, и тем, которое можно было получить самому, опираясь на собственный разум, путем рассуждений и критического осмысления действительности.

    Основные функции философии:

    1) мировоззренческая: формирование целостной картины мира);

    2) познавательная (гносеологичекая):стремится объяснить рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, описанию или бесспорному опровержению, т.е. то, что не может быть вскрыто, исследовано и проанализировано наукой;

    3) методологическая: путь исследования к предмету изучения, приемы освоения действительности; интегративная: связующее звено между науками, отдельными сферами человеческой деятельности; культурологическая: расширяет кругозор, будит интерес к познанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления;
    4) аксиологическая: формирование ситсемы ценностей; этическая: регулятор общественных отношений через нормы, правила, мораль.

    Предметом философии являются - всеобщие законы и закономерности, сущность и развития природы, человека и общества и мира в целом.
    Структура философии:

    1. раздел-онтология (учение о бытие)

    2. раздел - гносеология (учение о познании)

    З. раздел антропология,

    4. раздел - социология

    5. раздел- логика, законы мышления,

    6. раздел - этика учение о морали и нравственности,

    7. раздел – о прекрасном, эстетика,

    8. раздел учение о ценностях (аксиология).

    Философское мировоззрение шире, чем научное т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории.


    1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрений: мифология, религия, философия.


    МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

    В мировоззрение входят: 1) мироощущение- чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства и настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений; 2) мировосприятие – представление окружающего мира в идеальных образах (адекватное или неадекватное); 3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе процессов, свойственно только людям.

    Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия и наука.

    МИФ- упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, делах богов и героев.

    Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось.
    Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

    Мифологическое мышление оперирует образами, а не понятиями. Картина отражения действительности выступает как сочетание реальности и фантазии, естественного и сверхъестественного, мысли и эмоции. Мифы воспринимались как реальность, не требуя доказательности, обоснования и проверки. Миф передавался от поколения к поколению, от народа к народу. Человек воспринимался как игрушка в руках природных или сверхъестественных сил, его жизненный путь определялся судьбой, роком.

    РЕЛИГИЯ-мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

    Согласно современным научным данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40—50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. К историческим формам религии можно отнести: фетишизм (наделение предмета чудесными свойствами и способностью влиять на жизнь людей); анимизм (вера в существование духов); тотемизм (вера в общее происхождение какой-либо группы людей с тем или иным животным, растением, предметом, объявляемым тотемом); магия (вера в воздействие специфических обрядов и действий на вещи, людей, животных и потусторонние силы).

    Мировые религии: буддизм (4-5 в.до н.э.), христианство (1 в. до н.э.), ислам (7 в. н.э.).


    1. Античная философия: предпосылки возникновения, особенности и значение. Философия досократиков: общая характеристика. Ионийская, элейская, пифагорейская школы, Гераклит, атомисты (на выбор).


    Философия (Натурфилософия) в Древней Греции возникает на рубеже VII — VI вв. до н. э. Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает на VI в. до н. э.

    Философия для древнего грека начинается с удивления, движется любопытством, проходит в сомнениях и оканчивается загадкой. «То, что известно, известно не многим»,— писал в «Поэтике» Аристотель. Философское удивление вызывают вещи обычные и, казалось бы, общепонятные: закон, красота, добродетель, порядок, нрав, справедливость, судьба, бог, душа, мышление, мироздание и т. д.
    Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что в ней все эти вещи впервые были осмысленны в своей полноте, т. е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность. Этот процесс всестороннего осмысления мира, природы, и человека происходил в Античности как бы в двух измерениях: в рамках всей философской традиции вообще (здесь достаточным будет упомянуть «проблемный подход» архаики, «понятийный» — аттической классики, «ценностный» — эллинизма) и в пределах отдельного единичного философского поколения. То, что одним философам представлялось загадкой и чудом, для других приобретало статус понятного и несомненного, чтобы впоследствии снова утратить свою очевидность и вызывать удивление с новой силой. Многообразие философских теорий, точек зрения и представлений является характерной чертой греческо-римской философской традиции.

    Особенности античной философии

    1. Уже первые греч философы начинают противопоставлять знание и мнение. Мир мнения это мир кажимости. Мнения изменчивы непостоянны. Мир знания – это мир истины, он вечен и не изменен. Истинные знания недоступны простому человеку, истина скрытна.

    2. Космоцентризм – вторая особенность антич. Ф-ии. Фундаментальной темой античной философии является постижение реальности как целого. Антич. Ф-ия выдвигает идею универсального познания мира. Космос – центральное понятие антич. ф-ии. Космос означает для греков «порядок». Термином «космос» греки обозначают мир в целом. С т. зр. греков мир – структурно-организованное целое. Все, что существует – есть космос; вне космоса ничего нет

    3. Античная философия начинает постепенно освобождаться от мифологии, но мифологические моменты всегда присутствуют в античной философии, т.о. абсолютного отрицпния мифологии в антич. Ф-ии не было и быть не могло. Античная философия избавляется от антропоморфизма – наделения человека свойствами предметов и явлений живой и неживой природы.

    Традиционно история античной философии подразделяется на три периода:

    1. Архаический (философия «ранней Греции»): 1. Архаический (философия «ранней Греции»): VI— 1-я пол. V в. до н. э.

    В это время происходит распад традиционной родовой общины, и зарождаются первые греческие города-государства — полисы. Рост городов, развитие ремесла и торговли, возникновение денежных отношений стали причиной глубокого расслоения общества, сопровождавшегося дискредитацией норм обычного (родового) права. Кризис рода сказался не только в ограничении роли родственных связей в человеческом обществе; в эту эпоху сама однородность вещей теряет свою очевидность, и мир впервые предстает во всем своем многообразии. Одновременно происходит разрыв между «мифологическим» («тем, что было всегда») и «историческим» («происходящим теперь»); этот разрыв постепенно перерастает в конфликт и приводит к возникновению философского и научного знания. Философия в это время отождествляется с «любопытством», т. е. стремлением человека определить специфику («место») каждой вещи внутри космического миропорядка. Человек осознает себя «вещью среди вещей» этого мира, место которой также нуждается в определении. Ставший проблематичным опыт взаимосвязи вещей находит свое философское обоснование либо в теории вещи как элемента организованной совокупности — космоса, либо в теории вещи как совокупности элементов. «Космос» (мир) и «фюсис» (природа) являются ключевыми словами ранней греческой философской традиции.


    2. Классический (философия «классической Греции»): 2-я пол. V—IV вв. до н. э. Это
    время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве
    правил всеобщего законодательства. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание
    — все стороны общественной жизни становятся предметом практического обсуждения и
    теоретических размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится
    «человеком среди людей», воспринимающим мир и себя самого изнутри специфически
    человеческого (социального и гражданского) опыта. Взаимосвязь вещей, их причинная
    (формальная, материальная и целевая) обусловленность, сам характер существования
    единичной вещи получают свое философское обоснование в единстве понятия («форма»,
    «идея») и бытия. Философия в это время впервые приобретает самостоятельный статус,
    совмещая в себе одновременно два аспекта: «научный» (образование философских
    понятий— «первооснов бытия») и «воспитательный» (образование) человека —
    «идеального гражданина»). Тождество этих моментов легло в основание первых
    философских систем — Платона и Аристотеля. К числу отдельных характерных
    особенностей классической греческой философии принадлежат: отождествление знания и
    добродетели, различение «права и правды природы» («фюсис») и «права и правды
    закона» («номос»), утверждение, что «человек является мерой всех вещей» и др.


    3. Эллинистический период подразделяется на два этапа:

    1) ранний эллинистический: с конца IV в. до конца I в. до н. э.;

    2) поздний эллинистический (или греко-римский): с конца I в. до н. э. по VI в. н. э.
    В это время происходят упадок греческих городов-государств и утрата Грецией политической независимости. Вместо прежних форм государственной власти появляются новые — эллинистические монархии и Римская империя. «Эллинистический» человек престает быть гражданином родного полиса и становится «космополитом» — представителем «мирового гражданства». Для всего периода характерным является рассмотрение философских проблем познания и бытия с целью определения норм и стандартов «правильной жизни».
    «Понятийный» характер мышления сменяется «ценностной установкой»: вещь из понятия превращается в ценность. Ценность и достоверность самого мышления ставятся под вопрос. Философия из всеобщей науки перерастает в «научную дисциплину», или в ряд соответствующих дисциплин» — логику, физику, этику. На раннем этапе эллинистической эпохи поиски нового мировоззрения вызвали к жизни многочисленные философские школы и острую борьбу между ними (стоики, киники, эпикурейцы, академики, перипатетики, скептики). В эпоху позднего эллинизма обнаруживаются попытки примирить враждующие доктрины, выработать универсальное мировоззрение, — создаются эклектические учения, в конце концов поглощаемые неоплатонизмом.

    Гераклит В качестве первоосновы вещей Гераклит выбрал огонь. «Этот космос — говорит Гераклит, — один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и
    мерами погасающим». Огонь в философии Гераклита — не столько одна из
    мировых стихий, сколько образ вечного движения и изменения. Периоды «возгорания» и
    «угасания» огня чередуются друг за другом, и это чередование продолжается вечно. При
    «угасании» («путь вниз», по Гераклиту) огонь превращается в воду, а та переходит в
    землю и воздух; при «возгорании» («путь вверх») из земли и воды исходят испарения, к
    числу которых Гераклит причислял и души живых существ. Души вовлечены в
    круговорот космических элементов, вместе с ними «восходят» и «заходят». «Душам
    смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рожденье, из земли вода рождается, из
    воды — душа» (фр. 66). Испарения имеют различный характер: светлые и чистые
    превращаются в огонь и, подымаясь вверх и скапливаясь в круглых вместилищах
    («чашах»), воспринимаются людьми как Солнце, Луна и звезды; темные и влажные
    испарения являются причиной дождя и туманов. «Сухая душа, — говорит Гераклит, —
    мудрейшая и наилучшая»

    Гераклит, подобно пифагорейцам, считал, что все в мире состоит из
    противоположностей, однако при этом не «сочетающихся» между собой, а
    противоборствующих и «сражающихся» друг с другом. «Должно знать, что война
    общепринята, что вражда и есть справедливость, и что все возникает через вражду и за
    счет другого» (фр. 28). «Война — отец всех и царь всех: одних она объявила
    богами, других — людьми, одних сотворила рабами, других — свободными»


    1. Классический период античной философии: общая характеристика. Философия софистов и Сократа.



    Классический (философия «классической Греции»): 2-я пол. V—IV вв. до н. э. Это
    время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве
    правил всеобщего законодательства. Хозяйство, государство, нравственность, воспитание
    — все стороны общественной жизни становятся предметом практического обсуждения и
    теоретических размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится
    «человеком среди людей», воспринимающим мир и себя самого изнутри специфически
    человеческого (социального и гражданского) опыта. Взаимосвязь вещей, их причинная

    (формальная, материальная и целевая) обусловленность, сам характер существования

    единичной вещи получают свое философское обоснование в единстве понятия («форма»,

    «идея») и бытия. Философия в это время впервые приобретает самостоятельный статус,

    совмещая в себе одновременно два аспекта: «научный» (образование философских

    понятий— «первооснов бытия») и «воспитательный» (образование) человека —

    «идеального гражданина»). Тождество этих моментов легло в основание первых

    философских систем — Платона и Аристотеля. К числу отдельных характерных

    особенностей классической греческой философии принадлежат: отождествление знания и

    добродетели, различение «права и правды природы» («фюсис») и «права и правды

    закона» («номос»), утверждение, что «человек является мерой всех вещей» и др.

    Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до

    н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-

    теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому

    искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

    Среди софистов выделяются группы так называемых:

    • старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; • младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к

    указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической

    деятельности.

    Для софистов характерно:

    • критическое отношение к окружающей действительности;

    • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или

    иной мысли;

    • неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

    • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

    • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

    • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

    • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что

    действительность существует только в мыслях человека.

    Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов —

    логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение

    оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

    Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

    "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

    Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в

    результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая

    посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

    Сократ (469-399 гг. до н. э.). Его поиски в основном посвящены нравственным вопросам. Они не

    заканчиваются предложением каких-то метафизических конструкций, а направлены на прояснение

    смысла тех моральных понятий, которыми мы реально пользуемся в повседневной жизни.

    Учение Сократа о добре – кратко

    Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистически верил, что всякий может

    стать добродетельным, раз он будет знать, в чем состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания

    добра, – никто не зол по природе и добровольно. В этих философских воззрениях Сократа совмещались

    психологический детерминизм (неизбежность перехода знания в действие, обусловленность поступков

    знанием) с идеей свободного, творческого развития духа через приобретение и выработку знания. Все 4

    традиционные добродетели греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил

    к одной – к мудрости. Этот «оптимизм знания» вообще характерен для многих этических и социальных

    реформаторов: он является для них порукой в достижимости их идеалов, в которой они могли бы

    отчаяться, если бы с самого начала видели все трудности, стоящие на пути их осуществления. Сократ

    часто утверждал, что добро и польза – вещи равносильные, что это даже, в сущности, два разных

    обозначения одного и того же. Некоторые произошедшие от Сократа философские школы (в первую

    очередь, киренейские гедоники со своим вождём Аристиппом) толковали этот подход великого

    основоположника в духе элементарного утилитаризма и эвдемонизма. Однако неправомерно

    приписывать такую трактовку самому Сократу. Его философия держалась здесь гораздо более глубокого взгляда, не сводя добро к грубой материальной выгоде, а доказывая, что лишь возвышенные этические

    чувства являются источником истинной пользы для человека.

    Учение Сократа о Боге – кратко. Ко времени Сократа философская мысль греков уже разрушила старую

    веру в человекоподобных олимпийских богов, и Сократ стоит на повороте греческой мысли к

    единобожию; при этом он первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу

    (бог – источник добродетели). Отождествление Бога с идеей блага и добра сближало философию

    Сократа с монотеизмом, а в некоторых отношениях и с христианством. К изучению природной физики

    Сократ относился равнодушно, не видя возможности использовать его для нравственной реформы

    общества; тут влияло, несомненно, частью слабое в ту эпоху развитие техники, частью то, что

    досократовские философы изучали скорее космос, как целое, чем отдельные циклы закономерностей

    природы.

    Взгляд Сократа на государство и общество – кратко

    Общество и государство, по Сократу, не представляют собою простой арены борьбы отдельных

    индивидуальных или групповых эгоизмов: в основе их лежит идея целого, некоторый освященный

    божеством разумный план. Чтобы управлять государством, нужно этот план понимать, надо быть

    «знающим». Выходец из простых людей, соединявший утонченный аристократизм духа с

    демократизмом внешности и обхождения с людьми, Сократ – в противоположность наиболее

    распространённым в Греции воззрениям – высоко ценил физический труд и вообще трудовое начало.


    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта