Философия. Вопросы для подготовки к экзамену по философии
Скачать 274.86 Kb.
|
Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Соловьев начинает с того, на чем остановились славянофилы – согласования веры и разума. Согласно ему, человеческое знание выражается в трех формах, имеющих в виду: истинность материальную (наука), логическую (философия) и абсолютную (теология). Теология в соединении с философией и наукой образует свободную теософию или цельное знание. Основой этого знания является откровение, как мистическое начало. Однако, взятое само по себе, оно еще не образует цельного знания. Для этого ему необходимо: 1) подвергнуться рефлексии рассудка; 2) получить подтверждение со стороны эмпирических фактов. В цельном знании мистицизм определяет верховное начало и конечную цель всего познания. Эмпирические факты служат внешним базисом, а рационализм является логическим каркасом всей системы. В этой системе вера является источником знания о трансцендентном мире или всеедином целом, каковым для человека является бог. Человек занимает промежуточное положение между безусловным началом и миром явлений. Однако, это не традиционный философский дуализм, а эволюционный процесс постепенного развития бытия от мертвой материи до разумного и нравственного царства. В споре между сторонниками креационизма и эволюционизма С. Занимает как-бы промежуточное положение. Согласно ему, мир сотворен из ничего и ему заданы горизонты развития. Внутри этих заданных рамок действуют причинно-следственные связи и законы эволюционного развития. Т. о. мир развивается эволюционно в рамках сотворенного. Прогресс человеческого духа совершается лишь по одному пути – личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия становятся реальной силой, когда к ним присоединяется воздействие свыше или то, что называется благодать. Эти нравственные усилия человека в сочетании с благодатью образуют у С. То, что называется Богочеловеком и Богочеловечеством. Центральной в учении С. является идея «всеединства сущего», которое рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее самоопределение и воплощение. Безусловное «всеединство» (совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается лишь цельным знанием, которое представляет собой соединение мистического (основа, включающая веру в безусловное существование предмета познания, интуицию, творчество), рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. С. отстаивает единство теологии, философии и науки и называет его «свободной теософией». В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз лиц («свободная теократия») или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая безусловные цели человечества – преодоление эгоизма и вражды и создание на земле «царства божьего», где будут разрешены социальные противоречия. Тезисы: Общественно-историческая задача философии — спасение человека и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую. Основа нравственности — нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божьего. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви — божественная. Человек, вставший на этот путь,— Богочеловек. Это есть сущность его индивидуальности, все остальное второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом — всеединство. Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль — роль освободителя и спасителя природы. Человечество — посредник между природой и божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории — единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви — Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи провиденциализма. Русская идея — исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной) — единение церкви, государства и общества. Бытие как проблема философии. Категория бытие и ёе смысл. Основные формы бытия. Проблема единства мира. "Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. 1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия - Мир есть, был и будет Первый аспект проблемы бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Корень, смысл, напряженность проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. - Бытие мира как выражение его единства Второй аспект философской проблемы бытия состоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различаясь по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, наличию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование, специфическое наличие, "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире, - это выражение единства мира, а констатация этого существования - начальный этап анализа, проблемы бытия. - Мир как совокупная реальность Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. 2. Философская категория бытия - В чем суть категории бытия в философии? Философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не заканчивается, а только начинается. - Специфика размышлений о бытии Разговор о бытии, таким образом, является предельно отвлеченным, абстрактным. Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть. И если философствование о бытии вырождается в схоластику, оторванную от жизни, то ее, разумеется, надо преодолевать. Но совсем другое дело - восхождение к предельной обобщенности анализа. Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии. Оно помогает развивать особые способности человеческого ума - умение выявлять и изучать связи, предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом. Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию как таковому, взятому в его совершенно абстрактной всеобщности, следует рассматривать как самое первое теоретическое и даже практическое требование, утверждал Гегель. 3. Основные формы и диалектика бытия - Бытие и сущее; основные формы бытия Целостный мир - это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а мир в целом - сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. Понятие материи. Атрибуты материи. Неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. 1) По Ф. Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, НО и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир – это материальный мир с множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно. Материя не существует вне вещей как что-то положенное рядом. “Материя как таковая – считал Ф. Энгельс, – это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных существующих категорий, не является чем-то чувственно существующим”. Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях – вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. 2) Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. 3) Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая; химическая; механическая; биологическая; социальная. Формами существования материи являются пространство и время. Пространство и время «без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове». Связь пространства, времени и движущейся материи, глубоко исследованная ныне релятивистской механикой, методологически реализует идеи Энгельса. Мысли Энгельса о внутреннем единстве материи, пространства и времени соответствует его трактовка движения. Поскольку движение есть изменение вообще, то из этого следует, что все уровни развития материи в различной форме реализуют способность изменения. В связи с этим Энгельс последовательно проводит мысль об ошибочности отождествления движения с механическим перемещением тел в пространстве: редукционистская программа, которая ориентирует исследователя на полное сведeние всех форм движения к его простейшей форме, должна быть отвергнута. Механическая форма движения всеобща, универсальна только в том смысле, что, как простая форма движения, она в снятом виде входит во все остальные, более высокие формы движения. Энгельс связывал движение с взаимодействием сторон противоречия объекта, утверждая, что движение есть само противоречие. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, – напоминает Энгельс, – обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Но совершенно бесспорно, что «изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его». Этим же вопросом занимались: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Д. Дидро, И. Кант. Природа как объект философского осмысления. Характеристика современной научной картины мира и ее базовые принципы: системность, самоорганизация, глобальный эволюционизм. ачало освоению различных проявлений бытия и их фундаментальных характеристик в теоретическом мышлении было положено изучением природы. Исторически природный мир конституировал первые версии объектов человеческого познания, и первоначально именно природа явилась основной предметной областью познания и сферой реализации познавательного интереса человека. В предельно широком философском смысле природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория “природа” соразмерна с понятиями “материя”, “реальность”, “Универсум”, “Космос”. Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии – и человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира. Противопоставление различных смыслов понятия “природа” в достаточной мере носит условный характер, поскольку между “большой” и “малой” природой не существует непроходимой границы, а по мере исторического развития представления о природе постепенно трансформируются и наполняются новым философским и естественнонаучным содержанием. Понятие «ПРИРОДА»: Античность • Природа – это органическое произрастание; рост, процесс в целом. • Природа (фюсис) – возникновение того, что растет и всякая сущность вообще. • Природа – внутренне присущий вещам принцип архэ, придававший им определенность. |