Главная страница

Философия. Вопросы для подготовки к экзамену по философии


Скачать 274.86 Kb.
НазваниеВопросы для подготовки к экзамену по философии
АнкорФилософия
Дата07.06.2022
Размер274.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFILA_EKZ.docx
ТипДокументы
#575427
страница8 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму

отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия,

нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен

целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Разнообразие

форм и проявлений бессознательного исключительно велико.Усвоение социального опыта, культуры,

духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда

становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. В

духовном мире бессознательное в достаточной степени выражено в феномене менталитета. Примером такого

личного бессознательного является эдипов комплекс (Фрейд установил, что во многих семьях сын в

определенном возрасте испытывает бессознательное влечение к матери и ревнует к ней отца.)

По Фрейду, бессознательное давит на человека и постоянно прорывается наружу в виде снов, фобий и

оговорок.

Идеальное -есть порождение сознания, закрепленное в автономных от конкретного человека в материальных

носителях (знаках, символах, архитектуре)

Идеальное — это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному, отмечает

Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей,

правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально-узаконенные

схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие цеховые регламенты и

т.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как

закон, управляющий сознанием и волей человека


  1. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и формы общественного сознания. Проблема идентичности. Массовое сознание и его проблемы.


Общественное сознание–совокупность идей, взглядов, теорий и представлений людей в обществе (то есть

духовная жизнь общества).

Индивидуальное сознание –сознание отдельного человека, его особое, индивидуальное восприятие

окружающего мира (совокупность его взглядов, представлений и интересов). Оно порождает и

соответствующее индивидуальное поведение.

Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания:

Они тесно, диалектически взаимосвязаны как категории «общее» и «единичное». Общественное сознание является отражением индивидуального сознания и в то же время проявляется через индивидуальное сознание

отдельного человека.

Индивидуальное сознание обогащает общественное своими образами, переживаниями, идеями и теориями. В

свою очередь индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе

общественного сознания: усваивает имеющиеся в обществе взгляды, представления, предрассудки.

Структура и формы общ. сознания:

В общественном сознании выделяют различные уровни и формы.

А) Уровни – отличаются друг от друга степенью сложности.

Б) Формы - отличаются друг от друга предметом отражения действительности.

(Формы носят исторический характер, т.е. меняются с развитием общества.)

Выделяют два уровня общественного сознания -низший и высший.

I. Низший уровень - обыденное сознание (здравый смысл) - совокупность взглядов и представлений людей,

возникающих в результате их непосредственной практической деятельности. На этом уровне вырабатываются

правила поведения и общения людей. Не дает научного объяснения явлений. Оно относительно

консервативно (например, привычки, взгляды).

Формы обыденного сознания:

1) Общественная психология – настроения, чувства, традиции и привычки людей, выражающие их отношение к

окружающей действительности. Складывается под влиянием практики, стихийно.

2) Массовое сознание – проявление в общественной жизни общественной психологии.

Побуждает людей действовать определенным образом.

3) Общественное мнение -мнение людей, их отношение к тем или иным фактам. Складывается стихийно или формируется сознательно.

II. Высший уровень общественного сознания - теоретическое сознание –совокупность определенных идей и

взглядов, теоретически разработанных и систематизированных.

Формы теоретического сознания:

- идеология;

- наука

- искусство

- религия

- мораль

- политическое сознание -система теорий и взглядов по поводу власти;

- правовое сознание – система взглядов по поводу права.

Проблема идентичности:

Идентичность включает в себя два слагаемых, имеющих различную природу: данность и выбор. Данность – это

то, что дано, предзадано человеку: его тело, место и время рождения, начальные условия жизни. Данность

выражает определенность, конкретность, локальность и темпоральность человеческого существования.

Но человеку также дано быть не объектом, а субъектом. Он может осознать эту данность и распорядиться

своим наследством. Человек совершает выбор, принимает решение.

В содержательном отношении массовое сознание представляет собой широкую совокупность идей, суждений,

представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих все без исключения стороны

жизни общества. Будучи духовным продуктом объективных процессов массовизации человеческих практик

массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в

качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и

функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение



  1. Познание как предмет философского анализа. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии. Классическая и неклассическая эпистемология.


Теория познания (гносеология) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его

возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются

условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует

всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание,

выражающее реальное, истинное положение вещей.

Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопросов о том, что такое познание и какова

природа знания; что такое истина и ее типы; взаимоотношение между субъектом и объектом познания; анализ

познавательных возможностей человека и взаимодействия различных типов знания; что такое сознание.

Поскольку главной целью и ценностью любой познавательной деятельности является не просто получение

знания, а знания, обладающего статусом истинного, то в наиболее общем плане гносеология представляет

собой философское учение об истине и путях ее достижения.

Классическая эпистомология.

• Критицизм-недоверие к традициям; к тому, что навязывается индивиду внешним (природным и

социальным) окружением. Философия — это способ самоопределения свободной личности, которая

полагается только на себя, на собственные силы чувства и разума в нахождении предельных оснований своей

жизнедеятельности. Поэтому философия выступает также и как критика культуры.

• фундаментализм и нормативизм - все, что претендует на познание, должно пояться на определенном

фундаменте и соответствовать определенным нормам.; такой фундамент, на основе которого не возникает

сомнений.

• Субъектоцентризм - в качестве несомненного базиса, на котором строиться система знаний, выступает факт

существования субъекта;

• Наукоцентризм - только наука дает нам возможность познания мира; именно научное знание, как оно было

представлено в математическом естествознании этого времени, является высшим типом знания, а то, что

говорит наука о мире, то и существует на самом деле.

Неклассическая эпистомология:

• Посткритицизм - познание не может начинаться с нуля, на основе недоверия к всем традициям, а

предполагает вписанность индивида в одну из традиций;

• Отказ от фундаментализма - связан с обнаружением измен чивости познавательных норм, невозможности

формулировать жесткие и неизменные нормативные предписания развивающемуся познанию;

• Отказ от субъектоцентризма - познающий субъект понимается в качестве изначально включенного в

реальный мир и системы отношений с другими субъектами; • Отказ от наукоцентризма - наука важный источник познания реальности, но не единственный., она не может

вытеснить, например, обыденное знание.


  1. Понятие «знание». Многообразие форм познания. Структура познания. Формы чувственного и рационального познания.

Одним из важнейших положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый

процесс. Сложность в том, что познание — это многостадийный, многоаспектный, детерминированный

различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт. Противоречивость

познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В

процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в

физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое — в факт сознания, мысленные

образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в

характере связей этих форм между собой. Цель познания — знания. Знание возникает в процессе познания, а

он состоит из форм, этапов, уровней. Многие философские понятия объединяются в некоторые системы –

категории познания (объект познания и субъект познания, истина и её критерии, истина и практика и пр.)

Аристотель (субстанция (сущность); количество; качество; отношение; место; время, положение, обладание;

действие; страдание) В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а

также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность

возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают

отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта

познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве

его сторон и свойств. И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и

воображения рождает такую форму образа, как представление. По сравнению с восприятием оно является

более обобщенным образом действительности, служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному

отражению действительности. Но не следует представлять дело так, что чувственное познание — это

пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Чувственное отражение активно, во-первых, а во-

вторых, социально обусловлено (речь идет о человеческом чувственном отражении).

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности

посредством мышления (процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании

человека, существенных свойств и отношений действительности). Мышление может быть представлено тремя

основными уровнями, которые соответствуют в общем истории его развития: сенсорно-перцептивным;

уровнем представлений; вербально-логическим уровнем (уровнем понятийного мышления). Для него

характерны: - опора на результаты чувственного отражения, опосредованность чувствами; - абстрактность и

обобщенность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне сущностей, внутренних

закономерных связей и отношений. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия,

суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. С него начинается

и им завершается любой цикл осмысления действительности. Возникновение понятия – это всегда скачок от

единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между

различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения

и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения,

нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и

умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории

– наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

Умственная работа не сводится к механическому усвоению способов деятельности. Человек овладевает не

набором понятий, суждений и умозаключений, а принципами, структурой для их обработки. Как интеллект

(умственная способность), так и мышление (умственная активность) не являются изолированными формами.

Между ними постоянно осуществляется взаимосвязь, взаимопереход. Но чувственное и рациональное

познание как формы не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и с помощью интуиции, на

природе которой и ее познавательных возможностях следует остановиться подробнее.

Интуиция — (от лат. intuitio - пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее

усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В

иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и

логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что:

1) интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию;

2) интуиция - это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления.

Исследователи отмечают также и признаки интуиции: внезапность скачка; неполная осознанность процесса;

непосредственный характер возникновения знания. Выделяют также формы интуиции: чувственную и

интеллектуальную. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но

часто опережает его во времени решения задач. Еще его особенность в том, что оно возникает как следствие

напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Оно всегда эмоционально окрашено.

Оно всегда просто и лаконично и никогда не представляет собой целой теории, а дает лишь некоторый
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта