Название «фроттаж» произошло от французского trotter — «натирать ». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году таким образом перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».
Для фроттажа необходимы выразительные фактуры: деревянные поверхности, грубые ткани, выпуклые изображения, в нашем случае — плотные, с интересным рисунком листья, ажурные или линейные элементы. Натирание — фроттаж — производите аккуратно, придерживая лист бумаги, не сдвигая формы под ней. Цвета, которыми штрихуется поверхность, для получения художественного эффекта добавляются и накладываются друг на друга.
Фроттируя листья и другие растительные элементы, мы можем получить живое и точное изображение растительных форм. Для цветочного коллажа эта техника интересна еще и тем, что в ней несложно сделать активный фон. Для этого положите под бумагу и натрите пастелью или мелками понравившуюся вам фактуру холста, ткани, кружева, керамической плитки, обоев. Обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка.
![](10941_html_21130891.jpg)
1. Прикрепите к столу скотчем гладкий лист бумаги. Разложите на нем элементы, закрепите их капелькой клея.
2. Накройте растительный материал листом неплотной бумаги.
3. Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте с небольшим нажимом поверхность мелком или карандашом.
4. Наносите штрихи до появления изображения лежащих под бумагой растительных элементов.
5. Под бумагу поместите гра — фичные листья полыни.
6. Натрите бумагу коричневой масляной пастелью — получится тонкий и выразительный рисунок.
ДЕКУПАЖ — ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА ФЛОРИСТА Т ермин «декупаж» произошел от фр. decoupage — «разрезание, расчленение, разбивка на части ». Соответственно, техника декупажа — это способ украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике декупажа восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке.
Сам термин «декупаж» ввел в обращение Анри Матисс. Декупажи (вырезки) Матисс делал из окрашенной гуашью бумаги. Художник, по его собственному выражению, «рисовал ножницами ». В последние годы слово «декупаж» стало вновь использоваться в качестве синонима аппликации. По сути это современный модный дизайнерский прием бумажной аппликации, изображение, созданное или дополненное наклеиванием (пришиванием) разноцветных и как правило простых по форме кусочков материала.
Декупаж стал популярен благодаря вошедшей в моду «салфеточной технике» — красивые и разнообразные картинки вырезаются (или вырываются) из бумажных салфеток. Благодаря своей тонкости они хорошо пропитываются клеем, даже если он наносится поверх, и легко приклеиваются на мебель и предметы. Некоторые салфетки, например с каймой по краю, наклеенные на картон, становятся очень хорошим готовым фоном для цветочного коллажа. Салфеточный фон естественно оформляет милые непритязательные растения, помогая создавать трогательные и привлекательные картины. Как и для коллажа в целом, для техники декупажа нет общепринятых правил.
Ф рагменты могут аккуратно вырезаться или использоваться с подчеркнуто рваными краями. Они закрепляются на основе клеем, акриловым лаком, двойным скотчем или любым другим способом. Важно, что в результате вы должны получить картину, производящую впечатление цельности, добиться зрительной связанности, не только фактической, но и визуальной «склеенности» разных форм и фактур.
В технике декупажа, конечно же, используются не только салфетки, но и иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток.
1. Разделите трехслойные салфетки двух цветов с одинаковым рисунком и произвольно порвите на части.
2. Один слой салфетки целиком наложите на картон такого же размера и промажьте акриловым лаком.
3. Разгладьте поверхность валиком, располагая как задумано более темные части салфеток.
4. Закрепите части салфеток, нанеся на них акриловый лак. Листья и цветы фиксируются аналогично.
|