экзаменационные ответы по педагогике. Вопросы к экзамену дидактикакак
Скачать 1.53 Mb.
|
28. Средстваобучения: назначение, классификация, правилаприменения. Средства обучения являются составной частью методов обучения. Они способствуют увеличению эффективности учебного процесса и гарантируют реализацию принципа наглядности, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех шагах обучения. В педагогике на сегодняшний день отсутствует однозначное определение понятия средств обучения. Определение Средства обучения - это различные объекты, которые используют преподаватель и ученики в процессе обучения. Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения. Основное дидактическое предназначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Отбор средств обучения определяется: задачами урока; использующимися методами обучения; содержанием учебного материала; предпочтениями учителя. Функции средств обучения Можно отметить следующие функции средств обучения: Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу). Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу. Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга. Принципы использования средств обучения Выделяют следующие принципы использования средств обучения: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Классификации средств обучения По характеру воздействия на учащихся: визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды; аудиальные: радио, музыкальный центр; аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации. По степени трудности: обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины; трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты. По происхождению: естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей); символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы; технические: визуальные, аудиовизуальные средства. Классификация А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева: природная: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины, произведения искусств); объемная (геометрические фигуры, чучела); изобразительная (фото, кадры теле-, кино-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы); символическая (глобус, географические карты); звуковая (магнитофонная запись); мультимедиа, базирующаяся на компьютерных разработках, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. При использовании любых видов средств обучения нужно соблюдать меру и соотношения, которые характеризуются закономерностями обучения, например, законом интериоризации. Так, отсутствие либо недостаточное количество средств наглядности понижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднений понимания и образного восприятия материала. Однако огромное количество демонстраций создает развлекательное настроение у учащихся. Оптимальным при изучении трудной темы считается 4 - 5 презентаций за урок, беря во внимание и средства для самостоятельной работы учащихся и средства контролю. 29. Процессобучениявавторскихшколах. Школа жизни (автор – Шалва Александрович Амонашвили; школа № 200 г. Москвы, директор - Марина Игоревна Шишова). Начальная школа №200 г. Москвы, директором в которой работает М. И. Шишова, с 90-х годов 20 века развивается на концептуальной основе гуманистических педагогических идей Ш.А.Амонашвили, (изложены в трактате « Школа Жизни» и опубликованы в « Учительской газете» в 1996 году). Основные мировоззренческие идеи, положенные в основу деятельности этой школы. Школа (с лат. «скале») есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребенка, его становление как человека. Ребенок – человек. Он не только готовится к жизни, он уже живет. Цель Школы Жизни – развивать и воспитывать в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств в процессе его Жизни. Учитель исходит из постулатов: Ребенок есть Явление; каждый Ребенок несет в себе свою жизненную Миссию; Ребенок заключает в себе величайшую энергию Духа. Движущие силы для развития Ребенка существуют в Природе Ребенка – это его природные страсти (устремления): страсть к Развитию, страсть к Взрослению, страсть к Свободе, страсть к Неповторимости. Источниками гуманного мышления учителя являются: Вера, Надежда, Любовь. Воспитание - питание духовной оси человека, питание его души должно опережать обучение знаниям, умениям, навыкам. Воспитание подготавливает в Ребенке своеобразные ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и умений. Духовными питательными ферментами могут стать высшие духовно-нравственные и познавательные образы: любви, красоты, устремленности, доброты, творчества, преданности, мужества, мастерства, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, саморазвития и т.д. «Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребенке, как необходим воздух для жизни того же Ребенка». (Ш.А.Амонашвили. Школа Жизни.- М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- С.29). В образовательный план Школы Жизни входят образовательные курсы: познавательного чтения, письменноречевой деятельности, родного языка, математических воображений, духовной жизни, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, о природе, о мире наук, общения, иностранной речи, игры в шахматы, компъютерной грамотности. В качестве дополнительных образовательных курсов организуются следующие: Иностранный язык. Театральная деятельность. В мире мифов, легенд и сказок. В мире танца. В мире музыки. В мире саморазвития. Занятия в трудовой мастерской. Рассказы из истории Родины. Игры, спортивные праздники. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни, придающие ему гуманно-личностную направленность: - образовательный процесс охватывает Ребенка полностью, со всей его природой, принимает его таким, какой он есть, и творит в нем развитого, свободного и образованного человека; - в силу целостности личности Ребенка, образовательный процесс организуется как целостный, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребенка, жизнь детей; - урок – ведущая форма жизни детей в школе как аккумулятор жизни Ребенка, жизни детей; («О, Урок, ты – солнце!» Ш.А.Амонашвили); - сотруднические взаимоотношения учителя с детьми – естественное качество гуманного образовательного процесса; - в образовательном процессе развивается и взращивается способность Ребенка к оценочной и самооценочной деятельности (упраздняются всякие формальные отметки и награды); - учитель следует «заповедям»: Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос; Верить в свои педагогические способности – « Я от Бога учитель»; Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия. «Очеловечивание среды вокруг каждого Ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя» (Там же, С.79). Школа диалога культур (автор - философ Владимир Соломонович Библер, школа № 106 г. Красноярска). Школа диалога культур реализована в 106-й школе г. Красноярска и на ряде других экспериментальных площадок. В основу модели такой школы положены философские идеи М. М. Бахтина о «культуре как диалоге», психологические идеи Л.С.Выготского о «внутренней речи», положения «философской логики культуры» философа В. С. Библера, а также – педагогический опыт учителей-диалогистов (филолога Вениамина Литовского, математика Сергея Курганова, историка Игоря Соломадина, физика Валерия Ямпольского и других). В круг концептуальных идей школы диалога культур вошли следующие: идеи о диалогичности любой культуры, о ее способности быть диалогичной с самой собой, существовать на границе, в сопряжении с другими культурами, в диалоге с ними. Все культуры: античная, средневековая, нового времени и современная культура XX в.; западная и восточная — выступают как важные и значимые собеседники. Диалог культур является содержанием образования в образовательном процессе данной школы. А в качестве главного ожидаемого результата образования предполагается «человек культуры», а не «человек образованный», как это принято в традиционном образовательном процессе. Человек культуры формируется в содержательном и процессуально-деятельном смысле в синтезе и диалоге разных культур, а в психологическом смысле — на основе исходных вопросов, появляющихся у обучающихся в целостном культурном контексте, на основе «удивлений» детского разума. Главное в логике такой школы — логика вопросов к Культуре, а не «логика ответов». Учащийся максимально активен в своей деятельности в связи с тем, что у него формируется «вопросительное» отношение к миру, который он познает на основе постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций. Уже в 1 — 2-х классах у ребенка «завязываются узелки понимания» и своего рода «точки непонимания», формируются «точки удивления» для того, чтобы увидеть мир не как нечто понятное, известное, а как нечто загадочное, удивительное, полное интереса (загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, сознания). В точках удивления появляются вопросы и проблемы, развивается установка «маленького почемучки». 3 — 4-е классы посвящены истории античной культуры, которая изучается в постоянном диалоге с культурой Средневековья и Нового времени. В 5—6-х классах основой диалога становится культура Средневековья, а в 7 —8-х классах — культура Нового времени (XVII — XIX вв.), начиная с культуры Возрождения. Культура современности в центре внимания старшеклассников. 11-й класс — диалогический и педагогический. Преобладают диалоги между классами, выявляется смысл школы как своего рода педучилища, готовящего педагогов XXI в. В образовательном процессе реализуется диалогический подход (обучение, развитие, воспитание через д и а л о г: с объектом или субъектом культуры, науки, общественной жизни, с самим собой). Исходные посылки, вызвавшие необходимость диалогического подхода к образовательному процессу: а) логика культуры, науки, общественной жизни – это логика диалога, поиска взаимопонимания и взаимодополнения взглядов, осознания несводимости любого глубокого знания к какой бы то ни было единственной концепции; б) школа не может игнорировать вопросы, загадки, проблемы ребенка, с которыми он приходит в школу; в) современная жизнь полна неразрешимых противоречий и задача школы – научить выдерживать эти противоречия (по мнению В.С.Библера). Диалог в школе начинает ребенок: каждый ученик порождает свой вопрос, свою загадку, трудность, требующую удержания в «самовитом» слове. Поначалу ребенок включается в «экспрессивный спор», когда участники диалога озабочены в первую очередь построением своего неповторимого образа и доведением его до понятной всему классу мыслительной конструкции. «Экспрессивный» диалогизм порождает диалог – спор, в котором ребенок выражает себя, свою точку зрения, свои приемы мышления, приемы общения. Затем учитель включает ребенка в «понимающий» диалог, в котором есть и диалог-спор, и диалог-согласие. «Понимающий» диалог начинается с попытки понять … явление природы, число, геометрическую форму, историческое событие, художественное произведение. Если предметом диалога становится понимание Другого, а не самовыражение на фоне Другого (как в «экспрессивном» учебном диалоге), то исходным является стремление к диалогу-согласию, к согласованному многоголосому пониманию. Строится учебное сообщество понимающих людей. (Аналогом учебного «понимающего» диалога может быть известная дискуссия Н.Бора и А.Энштейна о природе атома. Энштейн и Бор в диалоге создают не каждый свое понятие атома, а о д н о понятие ( при этом само понятие атома каждый раз вновь создается, «зажигается» здесь и теперь, вылепливается, «растягивается» именно благодаря тому, что, создавая его в дискуссии, собеседники развивают логически различные видения природы). «Понимающий» диалог требует особых усилий ребенка. По мнению философа М. Мамардашвили, усилие понимания – это не просто умственный акт или напряжение мысли, а своего рода процесс перестройки, какой-то переориентации наших привычных навыков понимания. Учебная деятельность в условиях «понимающего» диалога формирует в ребенке читателя художественных произведений (в искусстве) и читателя понятий-произведений (в математике, естественных и гуманитарных науках). В школе диалога культур постоянно рождаются учебные произведения: «понятие-произведение», рисунки, эссе, мыслеобразы, схемы… - своеобразные вехи индивидуальной учебной памяти, по которым ученик может проследить свое становление как автора индивидуально-неповторимых конструктов. В школе «диалога культур» диалог определяет цели и содержание обучения, выступает как форма организации обучения и принцип организации самого содержания науки, и процесс обучения строится на основе технологии диалогического обучения. Применяемая технология обучения обоснована следующими концептуальными идеями: - диалог- это компонент внутреннего содержания личности; - многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога; - диалог есть позитивное содержание свободы личности и др. В технологию диалога, по мнению Г.К.Селевко, входят следующие элементы. Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения. Поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала. Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций. Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога. Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися. Гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.). Основные методические подходы, используемые в организации процесса обучения: последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур (античной, средневековой и т. д.); обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания; обучение строится не по учебникам, а на основе реальных текстов данной культуры; авторами программы для каждого класса являются педагог и дети; игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр. 30. Инновациивсовременномобразовательномпроцессе. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.). Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплексы и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. Метод портфолио (PerformancePortfolioorPortfolicAssessment) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности. В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное. Метод проблемного изложения — метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации. Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс - такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя. Проблемное обучение — 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. Практико-ориентированные проекты - особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта. Творческие проекты - их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения. Лекция-визуализация — при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения. Научная основа преподавания – это тот самый фундамент, без которого невозможно представить современное образование. Именно такое образование повышает личностную, а в будущем – профессиональную самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Результаты качественного высшего образования – это не просто грамотность, приближенная к той или иной профессии. Это сочетание образованности и поведенческой культуры, формирование способности самостоятельно и квалифицированно мыслить, а в дальнейшем самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Именно из этого исходят сейчас современные представления о фундаментальности образования. |