Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Экономическое и социальное развитие Московского государства во второй половине XV в. Вотчинно-поместное землевладение. Формы зависимости крестьян. Судебник Ивана III.

  • ответы. ответы Ани. Вопросы к экзамену по Истории России 2021


    Скачать 315.46 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по Истории России 2021
    Анкорответы
    Дата25.09.2022
    Размер315.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы Ани.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #695548
    страница4 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    11. Культура Руси в XIII – XV вв. Русская православная церковь. Монастыри. Сергий Радонежский. Феофан Грек. Андрей Рублев.

    Ремесленное производство

    Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

    Литература и письменность.

    Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны “Слово о погибели Русской земли”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.

    Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям. Известнейшим произведением XV в. было “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

    Архитектура

    После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок натЮге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

    Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.

    Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

    Изобразительное искусство

    В этот период окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. Это время знаменито творчеством Феофана Грека (роспись старого Благовещенского собора Московского Кремля; до Москвы много работал в Новгороде), украшавшего церкви фресками сначала в Новгороде, а затем в Москве. Им расписаны церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378 г.)), собор Рождества Богородицы (1395 г.) вместе с С. Чёрным), Архангельский собор Кремля (1399 г.), Благовещенский собор Кремля вместе с А. Рублёвым и Прохором из Городца (1405 г.). Работы Феофана Грека отличаются яркой живописной манерой изображения. Он принес в русскую фресковую роспись т. н. скоропись (монохромная живопись и непроработанность мелких деталей изображения). Его искусство внесло на Русь высокую христианскую символику. Фрески Феофана отличают острые пробела, фиксирующие момент мистического видения, ограниченность цветовой гаммы (черный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый). Андрей Рублёв («Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря) Величайшим русским иконописцем был ученик Феофана Андрей Рублёв (ок. 1370–1428 гг.). Использовав и творчески переработав художественное наследие русской и византийской иконописи, Рублёв выработал свой собственный уникальный стиль. Кисти Рублёва принадлежит икона «Спас» из собора Саввино-Сторожевского монастыря (Звенигород), фрески Успенского собора во Владимире. Венцом творческой карьеры Рублёва является иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» (в настоящее время находящаяся в Третьяковской галерее) и «Жены-мироносицы у гроба Христа». Дионисий (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря). Он расписал церковь Пафнутьево-Воровского монастыря и собор Иосифо-Волоколамского монастыря. Самым выдающимся памятником творчества Дионисия являются фрески Ферапонтова монастыря (у Белоозера). Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски.

    Церковь

    На протяжении XIV–XV вв. социально-политическое значение Русской православной церкви беспрестанно росло. С одной стороны, в условиях политической раздробленности и татаро-монгольского ига церковь являлась фактически единственным социальным институтом, объединявшим жителей русских земель и княжеств. По этой причине иерархи церкви пользовались значительным влиянием на политическую жизнь государства. Нередко митрополиты и епископы прекращали княжеские распри.

    Еще одной причиной усиления церкви является рост церковного, прежде всего монастырского, землевладения. Монастыри неизменно пользовались покровительством крупных феодалов, которые зачастую завещали часть своих земельным владений «святым отцам» «на вечный помин души». К концу XIV ст. монастыри скопили колоссальные богатства, на их землях трудились тысячи зависимых крестьян. Не только высшее духовенство, но и чернецы (монахи) получили возможность жить, не оглядываясь на евангельские заветы бедности.

    Однако часть монашествующих выступала против подобного обмирщения церкви. Уходя в отдаленные местности, монахи, стремившиеся к уединенной и созерцательной жизни, основывали скиты, на основе которых в дальнейшем нередко возникали новые монастыри. Одним из таких монастырей была Троицкая лавра, основанная Сергием Радонежским в середине XIV в. Под влиянием Сергия сложился новый более суровый и требовательный по отношению к чернецам общежитийный устав монастырской жизни, основой которого был отказ от частной собственности и каждодневный труд членов общины. Благодаря ученикам Сергия Радонежского общежитийные монастыри появились во всех русских землях.

    Серьезной проблемой для церкви являлись различные еретические движения, выступавшие как против догматов официальной церкви, так и против освещаемых ею порядков. Первым из подобных движений была ересь стригольников, распространившаяся в Новгороде в конце XIV в. Стригольники отвергали церковную иерархию, протестовали против практики «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей). В начале XV в. секта стригольников было искоренена посредством пожизненного заключения лидеров движения.

    В 70-е гг. XV в. в том же Новгороде возникла ересь жидовствующих. Еретики отрицали монашество и духовную иерархию, отвергали поклонение иконам, были строгими монотеистами отрицали троичность Божества и божественность Иисуса Христа (собственно отсюда название ереси, которая, по мнению современников, заимствовала элементы иудаизма). Среди последователей ереси было много представителей новгородской и московской знати. Еретики проникли даже ко двору великого князя. Против еретиков было несколько соборов. В 1504 г. жидовствующие были окончательно осуждены на соборе; их лидеры сожжены на кострах, другие разосланы по монастырям.
    12. Внутренняя и внешняя политика Московского государства во второй половине XV в. Иван III. Завершение политического объединения русских земель. Свержение татаро-монгольского ига. Государственное управление.

    Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

    После смерти Василия II престол перешел к его сыну без всякого упоминания об Орде. В правление Ивана III (1462–1505) Московское княжество успешно развивалось: практически без сопротивления к Москве были присоединены многие русские земли – Ярославские, Ростовские, а также Пермские, Вятские, с проживающими здесь нерусскими народами. Это расширило многонациональный состав Российского государства. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения.

    Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. В 1471 г. Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло на реке Шелони, когда москвичи, находясь в меньшинстве, одержали победу над новгородцами. В 1478 г. республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.

    В 1480 г. было окончательно свергнуто ордынское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск нареке Угре. Во главе ордынских войск стоял хан Ахмат. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат понял, что вступать в сражение бессмысленно. Это событие вошло в историю как «стояние на Угре». Русь еще за несколько лет до похода Ахмата прекратила выплачивать дань Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

    Стали формироваться общегосударственные органы управления страной – приказы. Существовало местничество – порядок получения должностей в зависимости от знатности рода. Управление на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с населения, наместники часть средств оставляли у себя. Укреплению авторитета государя послужила женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.

    Во время княжения Ивана III в 1502 г. прекратила свое существование Золотая Орда.

    Москва и Литва часто воевали из-за Русских земель, находящихся под Литвой и Польшей. По мере усиления власти великого государя Московского всё больше русских князей со своими землями переходили от Литвы к Москве.
    После смерти Казимира Литва и Польша вновь разделились между его сыновьями, Александром и Альбрехтом, соответственно. Великий князь литовский Александр женился на дочери Ивана III Елене. Отношения между зятем и тестем ухудшались, и в 1500 г. Иван III объявил войну Литве, которая прошла успешно для Руси: были завоеваны части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств. В 1503 г. был подписан договор о перемирии на 6 лет. Иван III Васильевич отклонил предложение о вечном мире, пока не будут возвращены Смоленск и Киев.

    В итоге войны 1501-1503 гг. великий государь Московский принудил Ливонский орден платить дань (за г. Юрьев).

    Иван III Васильевич за время своего правления предпринимал несколько попыток подчинить Казанское царство. В 1470 г. Москва и Казань заключили мир, а в 1487 г. Иван III взял Казань и возвел на престол хана Махмет-Аминя, который 17 лет был верным послушником московского князя.

    Реформы Ивана III

    При Иване III началось оформление титула «великого князя всея Руси», а в некоторых документах он называет себя царем.

    Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.

    Принятие Судебника Ивана III стало предпосылкой установления на Руси крепостного права. Закон ограничивал выход крестьян и давал им право перехода от одного владельца к другому один раз в году (Юрьев день).

    Итоги правления Ивана III

    При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства.

    Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига.

    Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.

    13. Экономическое и социальное развитие Московского государства во второй половине XV в. Вотчинно-поместное землевладение. Формы зависимости крестьян. Судебник Ивана III.

    К концу XV века Московское государство оправилось от затяжного кризиса, начало которому положило татаро-монгольское нашествие. На рубеже XV–XVI веков Московское княжество по уровню политического развития не уступало европейским государствам. На этом уроке вы узнаете, из каких групп состояла социальная структура Московского государства на данном этапе и как эти группы взаимодействовали друг с другом.

    Социальной верхушкой московского общества являлись князья, бояре и дворяне. Представители этих сословий владели землей, которая обеспечивала их существование.

    Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или законом правами и обязанностями.

    Дворяне находились на одну ступеньку социальной лестницы ниже князей и бояр. Это связано с отличиями в характере их землевладения. Князья и бояре владели вотчинами, в то время как дворяне – поместьями.

    Вотчина (от слова «отец») – древнейшая форма земельной собственности на Руси, представляла собой земельное владение, передававшееся по наследству.

    Поместье – условное земельное владение, дававшееся в России с конца XV века за несение военной или государственной службы; не передавалось по наследству.

    В существовании такой формы землевладения, как поместье, нашел отражение извечный конфликт князей и землевладельцев. Князья нуждались в землевладельцах как в военной силе. Боярские роды некогда получили свои вотчины не только в награду за службу, но и в качестве постоянного источника дохода, который позволил им выставить в княжеское войско снаряженный и вооруженный отряд, то есть явиться к князю «конно, людно и оружно». Бояре, однако, получив землю в наследственное владение, предпочитали не рисковать своей жизнью в княжеских походах. Им было больше по душе оставаться в своей вотчине и руководить вотчинным хозяйством – источником боярского богатства.

    Массовое уклонение боярства от несения воинской службы вынуждало князей продолжать раздачу земель, но уже не в наследственное, а в условное владение.Это должно было мотивировать новых землевладельцев – дворян – продолжать службу в княжеском войске, в противном случае они могли лишиться своих земель. Тем не менее дворяне, естественно, также стремились сделать свои поместья наследуемыми, приравняв себя тем самым к боярскому сословию. Нередко им удавалось фактически превратить свои владения в наследуемые вотчины.

    Церковь и духовенство

    В рамках духовного сословия выделялось черное и белое духовенство. Черное духовенство составляли принявшие постриг, то есть монахи. Они добровольно удалялись от мира с его соблазнами и сосредотачивались на молитве за всеобщее спасение. Белое духовенство составляли, в первую очередь, диаконы и священники, а также епископы. В отличие от представителей черного духовенства, они не давали монашеских обетов и оставались в миру – общаться с прихожанами и наставлять их на путь истинной веры. Представители белого духовенства могли иметь семьи (монахи же давали обет безбрачия).

    Духовенство на Руси также являлось землевладельческим сословием, однако его представители не владели земельными угодьями лично; коллективным землевладельцем выступала церковь как организация. Важным источником новых земель и имущества в целом для церкви являлись пожертвования мирян – верующих, не входящих в духовное сословие. За эти пожертвования мирянам обещалась молитва за успокоение их душ. По некоторым оценкам, в XVI веке церкви принадлежало около одной трети всех населенных русских земель.

    Церковь не только владела землями и богатствами, но и занималась активной экономической деятельностью: покупала и продавала земли, занималась торговлей, в том числе товарами монастырского производства. Она также сохраняла свое влияние на умы людей, диктуя им правила повседневной жизни.

    Городское население

    Основную часть городского населения составляло посадское население, или просто посад. Посадом изначально называлась часть города, находившаяся за пределами крепостных стен, где располагались торжища и слободы ремесленников (см. Рис. 1). В первую очередь посадское население состояло из ремесленников и купцов.

    Русское купечество в XVI веке переживало определенный упадок. Это во многом было связано с процессом роста Московского государства, в ходе которого к нему присоединялись удельные княжества. В городах этих княжеств купеческие группировки зачастую обладали значительной властью и авторитетом. Это представляло угрозу власти московских князей, в связи с чем те осуществляли так называемый вывод – купцов переселяли в другие города, разрывая устоявшиеся торговые и деловые связи и лишая тем самым их могущества. Купцы, переселяясь в новые города, зачастую смешивались там с ремесленным населением. Таким образом, упадок купечества был результатом целенаправленной государственной политики.

    Ремесленники предпочитали селиться городскими слободами – так назывался район компактного проживания представителей одной профессии, совместно выплачивавших государственный налог – тягло. Так, например, существовали кузнецкие слободы, кожевенные, гончарные и многие другие. Существовали и так называемые белые слободы – их составляли ремесленники, проживавшие на территории частных земельных владений и исполнявшие повинности в пользу хозяев этих земель, а не государства.

    Средства, полученные от сборов тягла, шли на государственные расходы: ведение войн и поддержание обороноспособности, строительство дорог и мостов и многое другое. Тягло могло также принимать вид выполнения трудовых повинностей в пользу государства.

    Крестьянство и закрепощение крестьян

    Большинство населения страны составляли крестьяне. Крестьянство делилось на три основных категории: черносошные крестьяне, жившие на государственных землях и выплачивавшие тягло; монастырские крестьяне; частновладельческие крестьяне, жившие в вотчинах и поместьях. Последние две категории выполняли повинности в пользу владельцев земли: монастырей, князей, бояр, дворян.

    Существовало три основных вида крестьянских повинностей: барщина – обязанность крестьянина определенное число дней в неделю работать со своим инвентарем и пахотным скотом на хозяйской земле; натуральный оброк – определенное количество сельскохозяйственных продуктов, отдаваемых крестьянином владельцу земли; денежный оброк – определенная денежная сумма, выплачиваемая крестьянином землевладельцу.

    К концу XV века уже не первое столетие шла активная крестьянская колонизация восточных окраин русских земель – крестьяне бежали туда из традиционных русских земель от груза повинностей, тяжести татаро-монгольского ига, в поисках лучшей жизни и по другим причинам. В итоге бояре и дворяне могли запросто остаться практически без крестьян, а их земли сами по себе, не будучи обрабатываемыми крестьянами, не представляли особой ценности и не приносили дохода. Массовое переселение крестьян было опасно и для князей: если бояре и дворяне оставались без доходов, князь оставался без войска.

    Землевладельцы стремились всеми силами помешать переселению крестьян, не ограниченному государственным законодательством. Например, они принуждали крестьян заключать договоры, прикреплявшие их к земле, и покупали уже закабаленных крестьян – по сути, рабов. Важным этапом в процессе закрепощения крестьян стало принятие Иваном III в 1497 году Судебника – свода законов, среди прочего ограничившего возможность крестьян сменить место жительства неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня – церковного праздника, отмечавшегося 26 ноября. Уходя от землевладельца, крестьянин должен был выплатить ему так называемое пожилое – плату за годы, прожитые на его земле.

    Казачество

    В начале XVI века на южных русских окраинах формируется новая социальная группа – казачество. Судебник 1497 года вынудил некоторых из крестьян, не желавших мириться с ограничением своей свободы, бежать. Бежали в основном на юг, на берега Днепра и Дона, где было много незаселенных плодородных земель в достаточной удаленности от центра русского государства. Пополнялись ряды беглецов и за счет посадского населения, бежавшего от тягла, преступников, пускавшихся в бега в надежде избежать правосудия. Таким образом, южные земли заселялись наиболее активными и в каком-то смысле отчаянными представителями русского населения. Это сообщество, отличавшееся смешанным происхождением и воинственностью, и называлось казачеством, а его представители – казаками

    Рядом с нижним течением Днепра и Дона пролегали границы враждебных Руси государств. Это, с одной стороны, вынуждало казаков постоянно пребывать в боевой готовности, с другой, толкало их на собственные военные походы, которые могли принести богатую добычу. Казаки, противопоставлявшие закрепощенности русского крестьянства казацкую вольницу, в мирное время управлялись сельскими старейшинами, а в военное – атаманами, которых казаки выбирали себе сами.

    Принятый в 1550г. новый Судебник подтвердил нормы крестьянского перехода, введенные Судебником 1497г. По новому Судебнику крестьяне могли переходить от своего помещика к другому лишь в один день в году -- в Юрьев день. В конце XVI в. в жизни русских крестьян произошла перемена -- Юрьев день был отменен: переход крестьян от одного феодала к другому запрещен. 1 февраля 1597г. был объявлен указ о кабальных холопах, согласно которому они лишались права вернуть себе личную свободу до смерти их господина.

    После отмены Юрьева дня бегство крестьян от феодалов стало широко распространенной формой их протеста против усилившейся эксплуатации. Оно приняло такой массовый характер, что правительство было вынуждено издать специальный указ о беглых крестьянах.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта