Главная страница

Ответы на ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». культурология. Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире


Скачать 219.66 Kb.
НазваниеВопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
АнкорОтветы на ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Дата08.05.2023
Размер219.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакультурология.docx
ТипДокументы
#1115567
страница12 из 24
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24

Религия в системе культуры.


Для установления характера взаимосвязи между культурой и религией необходимо уточнить сам термин «религия», который отличается неоднозначностью трактовок. Слово «религия» имеет латинское происхождение. В культурный обиход оно вводится первоначально Цицероном, а несколько позднее апологетом христианства Лактанцием. Трактовка религии Цицероном сводилась к богобоязнистраху и преодолению этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания. Этой же точки зрения придерживались в Новое время Т. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах и некоторые известные исследователи более позднего времени, в частности 3. Фрейд. Он называл причиной религии страх перед «природными насильниками», т.е. деструктивными, разрушительными силами природы.

Наряду со страхом перед разъяренной стихией природы некоторые исследователи считают одной из причин религии — социальное зло, страх перед общественными явлениями, губительно действующими на человека, мешающими его спокойной и счастливой жизни.

Лактанций, считал, что религия — это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом. Такое понимание впоследствии тесно было связано с традицией христианства. Одно из наиболее используемых на Западе определение Джонстоуна«Религия — система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реаги­рует на то, что находит сверхъестественным и священным».

Власть религии на ранних этапах развития культуры выходила за границы ее современного измерения. Она была одновременно школой и университетом, клубом и библиотекой, лекторием и филармонией.

Возможно выделить три подхода в решении проблемы соотношения религии и культуры. Первый подход, характер­ный для богословия, определяет религию как основу духов­ной культуры, выводя все сферы духовной деятельности — познавательную, нравственную, художественную — из рели­гиозной, а само понятие «культура» — из понятия «культ». По мнению православного богослова П.А. Флоренского(1882—1937), религия стоит над явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии. Куль­тура — это «боковые побеги» культа. Святыни — «это пер­вичное творчество человека, культурные ценности — это производные культа, как бы отслаивающаяся шелуха куль­та...».

Для второго подхода характерна воинствующая, антиис­торическая точка зрения, вообще не включающая религию в систему культуры. Объявив религию «пустоцветом на дре­ве познания», «врагом культуры и прогресса», «антикульту­рой», сторонники этой точки зрения фактически фальсифи­цируют всю историю человечества, игнорируя целые эпохи и пласты культуры, когда религия была доминирующей формой мировоззрения.

Третий подход к решению проблемы соотношения рели­гии и духовной культуры предполагает рассматривать рели­гию как один из равноправных элементов духовной культу­ры (наряду с наукой, искусством, нравственностью).

Нельзя забывать о том, что одна из важнейших функций религии — создание, сохранение и трансляция культурных ценностей. Религия сохраняет целый ряд общечеловеческих ценностей — интеллектуальных, художественных, нравст­венных. Религиозная философия Востока и Запада, знаме­нитые тексты — библейские книги Ветхого и Нового Завета, стихи и проза Корана и другие книги, знаменитые архитектурные памятники, иконы, музыкальные произведения являются не только культовыми памятниками, значимыми для тех, кто исповедует данные религиозные учения, но и величайшими памятниками, представляющими ценность для всех людей, независимо от их религиозной и этнической принадлежнос­ти, эпохи, в которую они живут, и географического положе­ния их государств и т. д.

Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Но, в отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека и прежде всего дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру. Дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Она устанавливает ценности, придает им святость и безусловность. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Отсюда в истории культуры можно отметить и другой за­кономерный процесс — секуляризацию (т. е. переход к свет­ским ценностям) духовной жизни, который вызван целым рядом объективных факторов, прежде всего развитием про­изводства, ростом познавательной активности человека, по­явлением научного знания, светского гуманизма. Секуляризация высвобождала различные сферы культуры из под религиозного влияния.

Исходя из того, что религия есть один из элементов ду­ховной культуры, тесно взаимодействующий со всеми дру­гими ее формами, необходимо рассмотреть особенности та­кого взаимодействия.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24


написать администратору сайта