Вопросы по гимнастике для студентов 1 курса
Скачать 85.34 Kb.
|
Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства стимулировали создание национальных систем гимнастики, отвечающих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов. Французская система гимнастики стала развиваться под влиянием массового увлечения французской молодежи военно-физической подготовкой. Члены юношеских спортивных команд занимались гимнастикой, участвовали в туристских походах и военизированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии. После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 — 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнастики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Лок-ка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физической подготовки солдат и офицеров того времени. 42. Принципы дидактики при обучении упражнениям. В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности. Принцип сознательности и активности обучения выражает необходимость такой постановки обучения гимнастическим упражнениям, при которой занимающиеся осмысленно и активно овладевают движениями, анализируют их технику, преодолевают различные трудности, успешно исправляют допущенные ошибки и неточности, проявляют инициативу и самостоятельность, оценивают результаты собственной деятельности. Принцип наглядности обучения требует такого преподавания, при котором у занимающихся легко создаются ясные, точные и правильные представления о форме, структуре и технике осваиваемых гимнастических упражнений. Реализация принципа наглядности при обучении гимнастическим упражнениям предусматривает широкое использование их демонстрации, словесное описание деталей их техники, изучение наглядных пособий, кино, видео- и фотоматериалов, рисунков, схем и т.п. Принцип доступности обучения выражает необходимость учета соответствия содержания и методов преподавания особенностям конкретного контингента занимающихся и посильности предлагаемых им заданий. Принцип доступности нельзя истолковывать как требование «легкого» обучения. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от близкого к далекому. Принцип систематичности обучения гимнастическим упражнениям выражает необходимость регулярного их освоения в определенной последовательности, строгой регламентации занятий, разумного чередования работы с отдыхом с целью сохранения работоспособности и активности занимающихся. 43. Развитие сокольской системы гимнастики. Во второй половине XIX в. в Чехии наибольшую известность получило так называемое сокольское движение, Общество «Сокол» создало библиотеки, различные кружки самодеятельности, пожарные команды и т.п., но главным звеном сокольского движения были гимнастические общества. Авторы сокольской гимнастики разработали сложные и красивые комбинации гимнастических упражнений. Именно из сокольской гимнастики выросла современная спортивная гимнастика. Исключительно большое значение чехи придавали красоте движений, перестроений и даже костюмам. Все некрасивые движения исключались, практиковались только четкие, точные и внешне красивые положения туловища и конечностей. Для придания гимнастике большей декоративности применялись всевозможные предметы, палки, шарфы, старинные виды оружия (мечи, булавы, щиты) и т.п. Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, а также вольные упражнения и упражнения с предметами под музыку, пирамиды, акробатические упражнения. Все упражнения разделялись на четыре основные группы: 1. Упражнения без снарядов – вольные и т.п.; 2. Упражнения снарядовые – упражнения на снарядах и со снарядами, т.е. предметами; 3. Упражнения групповые – пирамиды, игры и т.п.; 4. Упражнения боевые – в фехтовании, борьбе, кулачном бое. На уроке упражнения распределялись во времени по чисто внешним признакам – сначала так называемые порядковые, т.е. строевые упражнения, затем вольные упражнения, потом снарядовые. При изучении снарядовых упражнений занимающиеся делились на группы, которые затем менялись местами. В конце изучались групповые упражнения. 44 Методы обучения гимнастическим упражнениям на начальном этапе формирования навыка ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Методы и методические приемы обучения гимнастическим упражнениям. Задачи каждого этапа обучения гимнастическим упражнениям решаются с использованием конкретных методов и методических приемов. Так для решения задачи создания предварительного представления об упражнении используются в основном словесный метод показа, а разучивание и совершенствование гимнастических элементов и соединений осуществляется методом целостного и расчлененного упражнения. Под методом обучения понимается принципиальный способ решения той или иной задачи, а методическим приемом является способ действия тренера и гимнаста для решения частных задач Словесный метод. Это один из универсальных методов, с помощью которого решаются многие задачи, описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др. Используя данный метод необходимо помнить, что в этом случае слова должны быть образными и точными, а выражения — краткими и понятными. Однако слова и выражения должны подбираться в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. Использование терминологии в объяснении техники выполнения упражнения облегчает задачу первоначального этапа обучения. Метод показа. Он помогает в создании представления о новом упражнении, уточнить детали техники, ошибки, сравнить попытки исполнения упражнения. Показывать может непосредственно преподаватель или другой исполнитель. При этом показать можно целиком упражнение, можно показать отдельные фазы и фрагменты с выделением решающих или типичных моментов исполнения движения. Демонстрируя то или иное движение, необходимо стремиться к его идеальному исполнению. Непосредственный «живой» показ необходимо дополнять опосредованным показом-демонстрацией кинокольцовок, кинограмм, рисунков, схем и т. д. Это поможет преподавателю обучение движениям сделать более продуктивным. Метод целостного упражнения предполагает разучивание упражнения на фоне целостного выполнения двигательного действия. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений, а также в тех случаях, когда элемент не поддастся расчленению на относительно самостоятельные движения (оборот назад в упоре на перекладине лучше разучивать целостным методом). При разучивании относительно сложных упражнений этим методом, необходимо по возможности в начале разучивания упростить двигательную задачу и создать условия облегчающие ее выполнение (уменьшить высоту снаряда, увеличить площадь опоры и т. д.). Целостный метод широко применяется на этапах углубленного разучивания и совершенствования двигательного навыка. В этом случае обычно пользуются приемом вычисления отдельных фаз двигательного действия. Внимание гимнаста последовательно концентрируется на различных деталях техники. Так, после изучения технической основы прыжка через коня, гимнасту при выполнении очередной попытки предлагают обратить внимание на более четкое приземление. 45. Гимнастика в дореволюционной России. История развития гимнастики в России шла в основном теми же путями, что и за рубежом. Элементы гимнастики в быту народов России, как и у других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Развлечения в праздничные дни включали выступления скоморохов, ходивших на руках «колесом», выполнявших сложные прыжки и другие упражнения. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с небольшими тяжестями, служившие средством разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и искусство вольтижировки. Отечественная система военно-полевой гимнастики ведет свое начало от времен Петра I (конец XVII в.). В своих потешных полках, позже ставших гвардейскими (Семеновский и Преображенский), Петр I внедрял военные упражнения типа преодоления различных препятствий. При Петре I были заложены основы системы физической подготовки войск. Он же дал указание о введении гимнастики в военно-морских учебных заведениях. В середине XVIII в. выдающийся русский полководец А. Румянцев продолжил дело Петра I, внедрив в систему боевой подготовки войск средства физического воспитания. Большой вклад в дело развития системы физической подготовки русской армии внес великий русский полководец А. В. Суворов. Особое внимание он уделял воспитанию выносливости, обучению штыковому бою и умению быстро преодолевать препятствия. А. В. Суворов учил солдат действовать в бою сознательно. «Каждый солдат должен знать свой маневр», — писал он. Свои взгляды на подготовку войск А. В. Суворов четко изложил в «Полковом учреждении». Суворовские традиции в боевой и физической подготовке сохранились при М. И. Кутузове и его сподвижниках (первая четверть XIX в.). Однако вскоре после декабрьского восстания отечественная система физической подготовки войск начала постепенно заменяться прусской системой воспитания солдат. Бессмысленная муштра отвечала задачам превращения армии в послушный и бессловесный аппарат подавления народа. Это вело к снижению боеспособности армии, на что обратила внимание даже реакционная верхушка командования. Поэтому в 30-х годах XIX в. в гвардейских полках возобновляются обязательные занятия гимнастикой. Руководителем гимнастики в полках назначается де Паули (последователь французской системы Амороса). Гимнастика де Паули делилась на две части: первая («Упражнения телесных способностей») была направлена на укрепление здоровья, развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; вторая («Собственно военные упражнения») представляла собой специальную прикладную гимнастику. Первая решала задачи гигиенического порядка, вторая — чисто прикладного. 46. Основные средства гимнастики. В педагогической практике физкультурного движения определяется три главных направления использование средств гимнастики: · использование гимнастических упражнений в процессе общего развития человека; · использование средств гимнастики для формирования жизненно необходимых навыков, которые необходимые в трудовой и повседневной деятельности; · овладение сложными гимнастическими упражнениями в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной тренировки. Гимнастические упражнения традиционно объединяются у группы, которые называются средствами гимнастики: Строевые и порядковые упражнения,которые проводятся при решении ряда вспомогательных задач занятия. Строевые упражнения – эти наиболее экономные способы построений, перестроений, размыканий, передвижений и других действий, которые выполняются соответственно командам и правилам Строевого устава Вооруженных Сил. С помощью порядковых упражнений решают те же задачи, что и с помощью строевых, но другими формами гимнастических построений, размыканий и передвижений. Разновидности строевых и порядковых упражнений, которые применяются в зависимости от условий занятий и контингента учеников (пол, возраст, подготовленность), оказывают содействие: воспитанию правильной осанки и решению важных гигиенических задач; приобретению навыков коллективно передвигаться и военно-прикладных навыков, совершенствованию навыков разнообразных способов передвижений. Строевые и порядковые упражнения делятся на: · строевые и порядковые приемы; · построения и перестроения; · размыкания и смыкания; · передвижения. Общеразвивающие (подготовительные) упражнения– это движения различными частями тела в различных направлениях с разной амплитудой, скоростью и напряжением, которые обеспечивают как развитие определенных качеств, так и овладения общими основами движений. ОРУ (подготовительные упражнения) применяются на занятиях различными видами гимнастики и спорта для решения различных задач. Эти упражнения направлены на овладение основами двигательной деятельности. Они являются основным содержанием утренней гигиенической и производственной гимнастики; они могут быть определенными элементами вольных упражнений, упражнений на снарядах, различных прыжков и прикладных упражнений. Их используют для развития двигательных способностей – силы, гибкости, координации движений и т.п.; они играют роль вспомогательных упражнений, предназначенных для подготовки организма к последующей работе в начале или в конце занятия, для решения задач лечебного характера (в лечебной гимнастике) и т.д. ОРУ состоят из таких элементов: движения руками – плечевым поясом, предплечьями, руками в плечевых суставах; движения ногами – сгибание и разгибание в голеностопном суставе; движения в тазобедренном и коленном суставах; движения туловищем и головой – наклоны, повороты и круговые движения. 47. Развитие гимнастики в России после 1917 года. В 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически хорошо подготовленной молодежи. Был издан специальный декрет «Об обязательном обучении военному искусству», который предписывал Главному Управлению Всеобщего военного обучения (Всевобуч) создавать в армии спортивные клубы, восстанавливать спортивные площадки и залы. Для того чтобы выполнить эти указания, решено было ликвидировать буржуазные спортивно-гимнастические общества и клубы. За выполнение этой задачи рьяно взялся комсомол. В его порывах не обошлось без курьезов. Сметая с пути революции «контру», некоторые юные активисты начали ломать гимнастические снаряды и вывозить их на свалку. Были и теоретически ратовавшие за исключение гимнастики из системы физического воспитания. Вместо нее предлагали упражнения с серпом, молотом, пилой, шестеренкой и другими рабочими инструментами. Были и сторонники системы йогов, пропагандировавшие «психофизическую культуру», в которой видели средство не столько физического, сколько духовного воспитания. Воспитательное значение занятий гимнастикой игнорировалось. В 1923 г. при опытно-показательной площадке Всевобуча создается команда гимнастов. В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. Среди 50 участников лучшими были Панкратов, Гаспарян, Гуляев. В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране. С тех пор армейские гимнасты являются ведущими. Они внесли большой вклад в построение урока, в методику обучения и тренировки. В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио Важным средством агитации и пропаганды гимнастики среди населения были массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве на Красной площади, в Ленинграде и столицах союзных республик, а также соревнования различных масштабов. В программу соревнований были включены Прикладные упражнения. В марте 1931 г. был введен единый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», в январе 1932 г. — ГТО II ступени, в 1934 г. — «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Школьники сдавали 3 теоретических требования и испытания по 13 видам физических упражнений. Нужно было знать правила соревнований и уметь судить спортивные игры (волейбол, футбол и др.), уметь провести занятия по одному из 13 видов упражнений. В 30-е гг. около 90 % учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями физической культурой, на которых основным видом упражнений являлась гимнастика. В этот период (1931 — 1936) происходит дальнейшее развитие спортивной гимнастики: повышается сложность упражнений, совершенствуется методика обучения и тренировки. С 1932 г. регулярно проводятся первенства страны, гимнастика постепенно превращается в оформленную спортивно-педагогическую дисциплину. В 1933 г. в Москве на конференции по гимнастике были определены ее задачи, намечены пути развития, рассмотрена необходимость создания отечественной терминологии и совершенствования судейства соревнований. 48. Приёмы регулирования нагрузки при проведении комплекса ОРУ. Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения: — количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики — 8—12, в комплексе ритмической гимнастики — 50— 70); — содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощениями и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость); — интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку); — количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1—4» или «1—8», под музыку, как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения); |