Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Отчуждение моральной ответственности как нарративный способ переинтерпретации личной истории

  • Диплом. Восприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности по направления подготовки 37. 03. 01 Психология


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеВосприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности по направления подготовки 37. 03. 01 Психология
    АнкорДиплом
    Дата12.07.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDiplom_Sokolova_YU_A_.docx
    ТипИсследование
    #629723
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Глава 1. Восприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности

    1.1. Социально-когнитивный подход к проблеме моральной саморегуляции



    Социально когнитивный подход в психологии предполагает агентскую перспективу человеческого поведения, это означает, что люди осуществляют контроль над своими мыслями и поведением посредством процессов саморегуляции.

    Механизм саморегуляции, в свою очередь, работает по трем основным подфункциям:

    1. самоконтроль поведения (контроль собственных действий, например отказ от каких-то действий в пользу других);

    2. суждение о поведении в отношении личных стандартов (приемлемость или неприемлемость тех или действий);

    3. эмоциональная самокоррекция (контроль собственных чувств или воздействий на чувства других в процессе личностного общения).

    Саморегулирование также охватывает механизм самоэффективности, который играет центральную роль в осуществлении субъектности благодаря его сильному влиянию на мысль, аффект, мотивацию и действия. Субъектная позиция в моральной сфере предполагает: самоконтроль самого поведения, а также саморегуляцию данного поведения в рамках внутренних моральных норм. Саморегулируемая система вовлечена в моральное поведение, в котором оценочные стандарты являются более стабильными, субъективные факторы более разнообразны и сложны, а эмоциональные реакции более интенсивны. (Бандура, 1991).

    Согласно социально когнитивной теории, большинство людей разработали персональные стандарты морального поведения, которые выполняют функцию саморегулирования. Эти стандарты определяют хорошее поведение и предотвращают плохое поведение, поскольку люди используют свои персональные стандарты для прогнозирования, мониторинга и оценки своих собственных действий. Таким образом, люди обычно ведут себя так, чтобы соответствовать их внутренним моральным стандартам, потому что они ожидают своих положительных и отрицательных оценок возможных вариантов поведения.

    Социально когнитивная теория принимает взгляды интеллигентства на мораль, в которой моральные действия являются продуктом взимного взаимодействия личных и социальных интерсов. Учитывая многие механизмы отстранения морального контроля как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, цивилизованная жизнь требует, помимо человеческих личных стандартов, гарантий, встроенных в социальные системы, которые поддерживают сострадальческое поведение в обществе. (Бандура, 2002)

    Одним из наиболее ярких авторов XX-XXI веков и представителей социально когнитивного подхода в психологии является канадский психолог Альберт Бандура. Бандура является создателем теории социального обучения, теории морального действия, а также автором ряда книг по психологии. Саморегуляция поведения человеком, по мнению автора, проявляется при его взаимодействии с окружающей средой.

    1.2. Отчуждение моральной ответственности как нарративный способ переинтерпретации личной истории



    В 2016 году вышла работа Альберта Бандуры, которая обобщает его многолетний опыт и исследования под названием «Отчуждение моральной ответственности: как люди поступают плохо и живут с этим». В данной работе помимо прочего дается определение понятия отчуждения моральной ответственности.

    Под отчуждением моральной ответственности (moraldisengagement) автором понимаются механизмы, при помощи которых на разных этапах процесса саморегуляции моральные запреты индивида активируются избирательно и не применяются им к себе (то есть отчуждаются). (Бандура, 2016).

    По теории Альберта Бандуры, благодаря моральному отчуждению люди освобождаются от санкций и сопутствующей вины, которые могут возникнуть, когда поведение нарушает внутренние стандарты и поэтому людям свойственно с большей вероятностью принимать не этические решения. «Под плохими поступками можно рассматривать широкий спектр действий и социально значимых событий. Так например, понятие отчуждения моральной ответственности фигурирует и рассматривается различными авторами в следующих контекстах: в связи с агрессивностью и травлей сверстников в подростковой среде, в связи с организацией группировок заключенных в тюрьмах, для исследования причин неэтичного поведения в организациях, для изучения факторов приема спортсменами допинга, а также для оценки связанности с враждебным отношением к «чужакам» - представителям иных культур и при этом – превознесении «своих», а также для оправдания военных действий на территории чужой страны». (Бандура, 2016)

    Моральное отчуждение также играет важную роль при исследовании и рассмотрении тем терроризма в наши дни. В 1990 году Альберт Бандура в своей работе «Роль избирательного морального отчуждения в терроризме и контртерроризме» рассматривает способы, посредством которых, механизмы отчуждения моральной ответственности действуют при совершении бесчеловечных преступлений. «Терроризм – это стратегия насилия, направленная на поощрение желаемых результатов, внушая страх широкой общественности (Бассиоуни, 1981). Публичное вмешательство является ключевым элементом, которое отличает террористическое насилие от других форм насилия. В отличие от обычного насилия, в котором жертвы подвергаются личным контактам, в условиях терроризма жертвы связаны с целями террористов, а насилие используется в основном как способ спровоцировать социальные условия, направленные на достижение более широких целей. С психологической точки зрения, насилие в отношении третьих сторон, направленное против невинных людей, является гораздо более ужасающим делом, чем политическое насилие, в котором политические деятели являются личной целью террористов. Тем не менее, для хладнокровного убоя невинных женщин и детей в автобусах, универмагах и аэропортах требуются более мощные психологические махинации морального отчуждения. Интенсивная психологическая подготовка в области морального отчуждения необходима для создания способности убивать невинных людей как способ свержения правителей и режимов или достижения других политических целей». (Бандура, 1990)

    Идеи, взятые в основу теории морального отчуждения Бандуры, не являются совершенно новыми для психологических исследований, исследований в области организационного поведения или исследования поведенческой этики. Рассмотрим, какие еще авторы занимались изучением вопросов отчуждения моральной ответственности.

    Марк Саинсберри в 2009 году в своей статье «Моральные дилеммы» утверждает, что индивид, обладая моралью, все-таки может сделать что-то морально плохое, что в свою очередь подтверждает теорию и точку зрения Альберта Бандуры. Моральными дилеммами автор называет случаи, в которых существует моральный конфликт, то есть каждое действие, доступное тому, кто его совершает, вовлекает что-то морально плохое, и по крайней мере один из доступных выборов должен быть сделан. В статье приводится интересный пример подобного рода истории выбора: «тридцать оставшихся в живых после кораблекрушения были посажены в переполненную спасательную шлюпку, предназначенную для хранения семи. Буря приближается; спасательная шлюпка должна быть освещена, если кто-то выживет. Капитан объясняет, что он морально должен заставить некоторых людей уйти за борт и утонуть. Он упорствует в этой точке зрения, даже в то время как по признанным меркам он предлагает выбросить за борт невиновных людей, и что это плохо, чтобы убить невинного. Капитан считает, что он морально обязан делать что-то морально плохое». (Саинсберри, 2009)

    Энтони Кенни в своей работе под названием «Сущность морали» говорит о том, что если человек является членом морального общества, то это подразумевает подписку всеми его членами на общий код поведения. Кенни рассматривает три необходимых, но не достаточных элемента, для наличия нравственности в обществе: «во-первых невозможно иметь чисто частную мораль, поскольку она имеет сугубо частный язык. Во-вторых, нравственная жизнь сообщества состоит в совместном стремлении к нематериальным ценностям, таким как справедливость, правда, товарищество, свобода. В-третьих это последование осуществляется в рамках, исключающих определенные запрещенные виды поведения». (Кенни, 2013).

    Люк Хайд в своей работе под названием «Развивающие прекурсоры морального отчуждения и роль морального отчуждения в развитии антисоциального поведения» выявил, что существует некая взаимосвязь между ранним отказом от родительского воспитания, обнищанием соседей и сочувствием к ребенку, а затем и моральным отчуждением. Хайд пишет, что: «результаты исследования частично согласуются с представлением о том, что подростковое проявление морального отчуждения был предсказан сочетанием ранних факторов семейного, соседского и детского риска, и что моральное отчуждение может быть механизмом, лежащим в основе риска некоторых детей в отношении антиобщественного поведения. Связь между некоторыми их этих ранних конструкций и более поздним антисоциальным поведением была опосредована моральным отчуждением». (Люк Хайд, 2009).

    Джеймс Джонсон и Шейн Коннели в статье «Моральное отчуждение и этическое принятие решений описывают роль модератора виновности и стыда. Результаты исследования показали, что умеренный и высокий уровень дислокационной вины ослабляет отрицательную связь между моральным отчуждением и этическим принятием решений, в то время как низкая степень чувства вины – нет. «Модели, ориентированные на процесс принятия этических решений, были сосредоточены на индивидуальных и ситуационных ограничениях, влияющих на процессы и результаты этических решений. Темой и склонностью к моральному отчуждению являются два отдельных фактора, влияющих на принятие этических решений. В данном исследовании рассматривалась смягчающая роль диспозитивной вины и стыда за взаимоотношения между моральным отчуждением и этическими решениями». (Джонсон, 2016)

    В статье «Моральное отчуждение в корпоративном мире» рядом авторов из Университета Калифорнии, анализируются механизмы морального отчуждения, используемые для устранения моральных последствий в отраслях, продукция которых при производстве вредна для здоровья человека. Авторы пишут, что «моральное отчуждение устраняет сдержанность само цензуры от вредных практик. Моральные санкции могут быть выборочно отключены от вредных действий, инвестируя их в социально достойные цели, дезинфицируя и освобождая их, вытесняя и распространяя ответственность, сводя к минимуму или оспаривая вредные последствия, делая выгодные сравнения, пренебрегая и обвиняя критиков и жертв». (Уайт, Бандура, Беро, 2009).

    Как мы видим, многие ученые занимаются теоретическими и эмпирическими исследованиями темы отчуждения моральной ответственности. Мы рассматриваем уникальный вклад Бандуры как идею целостной теории, которая связывает все эти когнитивные механизмы или тактику, объясняя, как все они служат для дезактивации нравственных процессов саморегуляции. Бандурой были представлены данные, что когнитивные процессы действуют как часть единой всеобъемлющей конструкции морального отчуждения, которая может быть связана с такими результатами, такими как агрессия или депрессия детства.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта