Главная страница

Диплом. Восприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности по направления подготовки 37. 03. 01 Психология


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеВосприятие историй несправедливости людьми с разной степенью моральной отчужденности по направления подготовки 37. 03. 01 Психология
АнкорДиплом
Дата12.07.2022
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDiplom_Sokolova_YU_A_.docx
ТипИсследование
#629723
страница6 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


1.5. Эффекты искажения памяти. Запоминание и забывание частей нарратива


Изучением автобиографической памяти, нарративами и Я-концепциями также занимался Макадамс. Согласно Макадамсу, жизненные истории – это психосоциальные тексты, которые совместно формируются самим человеком и культурой, в которых жизнь человека должна обладать смыслом. Вот, что пишет об этом автор: «в течение последних десятилетий психологи проявляют все больший интерес к тому, каким образом люди кодируют, хранят и вновь извлекают информацию, относящуюся к событиям реальных людей и их жизненному опыту. Когнитивные психологи сфокусировали свое внимание на относительной истинности вспоминаемых событий, на тех причинах, которые заставляют нас помнить одни события и забывать другие, и на организацию автобиографического знания. Исследователи памяти горячо обсуждают, вопрос истинности, подлинности того, до какой степени являются воспоминания о жизненных событиях аккуратным отчетом о том, что в действительности произошло, или же это предвзятые реконструкции прошлого». Д. Шехтер заключает, что система памяти в целом, и автобиографическая память в особенности делают очень хорошую работу по сохранению контуров прошлого и правильному воспроизведению многих важных вещей, которые с нами случились. Истории строятся из множества различных составляющих, кусочков того, что случилось в действительности, мыслей о том, что могло бы случиться, и убеждений, которые руководят нами, когда мы пытаемся вспомнить». (Макадамс, 2008, 146-147)

Память о личных событиях может быть разной, некоторые воспоминания живые и последовательные, другие кажутся такими приземленными или имеющими небольшое значение для определения собственного я. «Тем не менее существует значительный перехлест между знанием об эпизодах, которые когнитивные психологи помещают в автобиографическую память, и личными целями, и планами, которые Макадамс включает в понятие идентичности как жизненной истории. Многие когнитивные психологи, в том числе Макадамс, приняли умеренно реконструктивный взгляд на автобиографические воспоминания. Личные цели и другие намерения придают форму кодированию и воспроизведению Я-определяющих воспоминаний и других составляющих жизненных историй. Реконструированные искажает воспоминание, особенно очень давние. Но для жизненных историй самая большая доза реконструкции может включать не искажение правды, а некую избирательность и истолкование событий». (Макадамс, 2008, 150)

Человек, может оказаться в ситуации, когда его знания противоречат поступающей информации. Как человек справляется с этими противоречиями? Виктор Михайлович Аллахвердов утверждает, что столкнувшись с рассогласованием между ожидаемым и реальным, механизм сознания включается в работу по сглаживанию противоречий (Аллахвердов 2009).

Изучением памяти, а именно проблематикой ложных воспоминаний, различных вариантов искажения памяти и процессов, связанных с данными явлениями, занимается современный американский психолог Элизабет Лофтус. Элизабет Лофтус широко известна в качестве привлеченного специалиста в судебной деятельности. В ее ранних исследованиях изучалось каким образом формулировки вопроса и подобранные слова для экспериментируемых влияют на полученный результат исследований. В ранних работах автора были сделаны выводы о том, что наводящие вопросы могут исказить или трансформировать память свидетеля. (Лофтус, 1979, 1996)

Автором были сделаны выводы о том, что фактически наводящие вопросы являются лишь одним из способов искажения памяти. В дальнейшем исследования показали, что память можно поправить с помощью разнообразных техник, которые используют передачу ложной информации ничего не подозревающему субъекту. Дезинформация может сбить людей с толка, когда они читают предвзятые публикации в СМИ, касающиеся событий, в которых они участвовали сами. Данный феномен был назван эффектом дезинформации (Лофтус, Хоффман, 1989).

В ходе проводимых Лофтус экспериментов изучалась возможность не просто искажения какого-либо события, а внедрение испытуемым историй из детства, которых на самом деле никогда не было. Результаты исследования показали, что 25% испытуемых удалось убедить в том, что в возрасте 5-6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете. Учеными было выявлено, что истинных воспоминаний люди придерживаются с большей уверенностью, чем ложных. (Лофтус, 1995)

Особенно интересными для изучения являются случаи появления целиком ложных воспоминаний, когда субъект уверен в их подлинности и даже дополняет их различными подробностями, выражает эмоции по поводу выдуманных событий, которые на самом деле с ним никогда не происходили. Считается, что наиболее простой способ внедрить человеку ложные воспоминания является предоставление ложной обратной связи после проведенного исследования.

Так мы видим, что Элизабет Лофтус занимается изучением проблематики свойства пластичности памяти в целом. Автор говорит о том, что схожие искажения памяти возникают, когда воспоминания людей тестируются в ходе эксперимента. Данные явления автор рассматривает в своей работе под названием «Память», которая впервые вышла в 1980 году. Классическим примером явления пластичности памяти является эксперимент с вагоном метро, в котором находились несколько человек, в том числе темнокожий мужчина в шляпе и белый мужчина с бритвой в руке. Испытуемым предлагалось по-очереди описать друг другу изображение, как дети, которые играют в игру «испорченный телефон». В ходе эксперимента обнаружилось, что в воспоминаниях испытуемых бритва часто перемещалась из рук белого мужчины в руки темнокожего. В данном эксперименте на то, что видят и вспоминают испытуемые влияют стереотипы. Данного рода «структурные» ошибки часто происходят с нами, когда мы пытаемся вспомнить произошедшие с нами события. «Мы заполняем долины нашей памяти тем, что находим на высокогорьях воображения». Процесс использования предположений и вероятных фактов для заполнения пробелов в памяти назвали «рефабрикацией» (refabrication). Человеку свойственно заполнять пробелы в памяти, выстраивая логически приемлемые цепочки событий.

Лофтус в своей работе также вводит такой термин, как «несохраненные воспоминания». «Никогда не стоит недооценивать одну из самых распространенных причин забывания, а именно тот факт, что иногда информация просто не сохраняется в памяти. Причины могут быть разными: то, что мы хотим запомнить, длилось недостаточно долго; это происходило достаточно долго, но осталось незамеченным; мы это заметили, но не обратили должного внимания, которое необходимо для записи информации в долговременную память». (Лофтус, 1980)

В русскоязычном сообществе также широко исследуется память. Например, в работе Гершкович В.А. «выдвигается предположение, что ошибочное воспоминание о ранее совершенном действии объясняется не перезаписью исходной репрезентации, а пересмотром воспоминаний и выбором одного из них в соответствие с текущей ситуацией. Проверяется гипотеза, что человек склонен обосновывать предъявленный ему результат выбора, даже если он противоречит исходно высказанной позиции, и в дальнейшем припоминать этот выбор как свой собственный. В эксперименте испытуемые совершали выбор между двумя альтернативами и в последствии должны были обосновать собственный выбор. Вводится этап дезинформации, на котором испытуемые должны были обосновать выбор, противоположный собственному. Впоследствии испытуемые должны были повторно указать ранее выбранную альтернативу. Показано, что в ответ на предъявление дезинформации, в 35% случаев испытуемые ошибочно припоминают свой ранее сделанный выбор; а описание адекватных и подтасованных вариантов собственного первоначально сделанного выбора не отличается по основным объективным критериям. (Гершкович, 2006)

В качестве еще одной теоретической базы для дальнейшего построения гипотезы нашего исследования рассмотрим работу В.Вагенаара «Моя память: исследование автобиографической памяти за шесть лет». Автором были сделаны выводы, о том, что приятные события лучше воспроизводятся в памяти, чем неприятные.

Суть исследования Вагенаара, которое было опубликовано в 1986 году, заключалась в том, что на протяжении 6 лет автор записывал более 2400 событий из своей жизни. Особенностью данного эксперимента является то, что все события были записаны с помощью четырех аспектов, а именно: какое событие произошло, кто был вовлечен, где и когда это произошло. Далее через некоторое количество времени, данные события автор пытался вспомнить согласно данным аспектам. Было выявлено, что части событий, которые отвечают на вопросы «что» и «кто» воспроизводится примерно на одинаковом уровне, а именно 30% и 31% соответственно. Хуже всего вспоминается информация о том «когда» данное событие произошло около 19% воспроизведения, на следующем месте по воспроизведению информации идет «где» данное событие произошло. (Вагенаар, 1986)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта